NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 21:13 ast
19:13 msk

Триумф пророческих инициатив
К.Токаев: Саммит ОБСЕ в Астане, вне сомнений, станет крупнейшим международным событием уходящего десятилетия ХХI века и войдет яркой страницей в летопись независимого Казахстана
01.12.2010 / политика и общество

Касым-Жомарт ТОКАЕВ, председатель Сената Парламента, вице-президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ, "Казахстанская правда", 30 ноября

Саммит ОБСЕ в Астане, вне сомнений, станет крупнейшим международным событием уходящего десятилетия ХХI века и войдет яркой страницей в летопись независимого Казахстана. Лидеру нашего государства удалось сделать то, что еще недавно казалось несбыточной мечтой. Вступив в ОБСЕ только в 1992 году, Казахстан сумел взять на себя бразды правления этой авторитетной организацией. Заручившись согласием всех без исключения государств – участников ОБСЕ, наша страна не только получила почетное и ответственное право председательства в Организации, простирающейся на огромном географическом пространстве от Ванкувера до Владивостока, но и удостоилась чести принять в своей столице Саммит, не проводившийся 11 лет. Уникальный случай не только в нашей истории, но и в мировой дипломатической практике!
Действительно, для государства, которому не исполнилось и 20 лет, это огромный успех, потому что тем самым все мировое сообщество признало правильность избранного курса социально-экономического и общественно-политического развития нашего государства. "Модель Назарбаева", или "Казахстанский путь", обрела международный формат, вышедший далеко за рамки нашей страны. Председательство Казахстана в ОБСЕ – это, по сути, триумф здравых идей и пророческих инициатив Президента Казахстана. Он предложил беспрецедентную программу председательства, давшую такой импульс ОБСЕ, что международные эксперты и руководители зарубежных государств заговорили о ее "втором дыхании".
Без преувеличения можно сказать, что знаменитые четыре "T" (Trust, Tradition, Tolerance, Transparency – Доверие, Традиции, Толерантность и Транспарентность), которые были высказаны в видеообращении казахстанского лидера к ОБСЕ, заметно обогатили философию современных международных отношений, придав им необходимую гармонию и нацеленность на решение конкретных проблем евро-атлантической и евразийской безопасности.
Казахстан возглавил ОБСЕ в труднейший для Организации период. Еще свежи в памяти трагические события на Кавказе в августе 2008 года, когда ОБСЕ, в самом названии которой обозначены такие важнейшие категории, как безопасность и сотрудничество, практически самоустранилась от урегулирования этого геополитического по своим последствиям конфликта.
Концепция общеевропейской безопасности от "Атлантики до Урала" показала свои изъяны и неприспособленность к новым геополитическим условиям.
Само понятие неделимости безопасности стало подвергаться сомнению, международное сообщество с тревогой заговорило о появлении разделительных линий, раскалывающих мир на противостоящие друг другу лагеря. Рецидивы мышления периода "холодной войны" проявились и в том, что основополагающие принципы, зафиксированные в Хельсинкском акте и Парижской хартии для Новой Европы, стали обретать характер благих пожеланий, оторванных от современных международных реалий. На эти документы постоянно ссылались, но в практических действиях они применялись выборочно, в зависимости от политической конъюнктуры. Фактически утратил силу и Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Поэтому ОБСЕ явно нуждалась в новых идеях, кардинальной перестройке.
И Организация все же обрела силы для возрождения, получив необходимый импульс из Астаны. В международных политических кругах обратили внимание на примечательный факт: казахстанские дипломаты никогда огульно не критиковали ОБСЕ и даже ее такой неоднозначный институт, как Бюро по демократическим институтам и правам человека. Наша страна неизменно подчеркивала свою приверженность основополагающим принципам и нормам Хельсинкского акта, демонстрировала готовность к открытым дискуссиям, настаивала на реформе ОБСЕ, но не в ущерб ее деятельности по трем измерениям, будь это затяжные конфликты, межэтнические и межконфессиональные распри, защита окружающей среды, укрепление экономического взаимодействия. По общему признанию экспертного сообщества, это была правильная стратегия, приведшая к искомому успеху.
Казахстан вновь продемонстрировал глубокое понимание всех нюансов современного миропорядка, конструктивизм и ответственность при рассмотрении наиболее актуальных международных проблем.
Сейчас за рубежом открыто говорят о том, что судьбоносные, исторические для Казахстана решения по председательству в ОБСЕ и проведению ее Cаммита в Астане были приняты благодаря Лидеру нации Нурсултану Назарбаеву, чей международный авторитет неоспорим. Именно он возглавил непростую по своему содержанию и внутренней напряженности международную кампанию по продвижению казахстанской кандидатуры. Не было ни одних переговоров, где Нурсултан Абишевич не затронул бы тему председательства Казахстана в ОБСЕ. Причем делал это с присущей только ему убежденностью в собственной правоте. Выслушивая доводы и аргументы казахстанского Лидера, руководители зарубежных государств все больше склонялись к мысли о том, что Казахстан, проделавший огромную работу по обеспечению региональной и международной безопасности, укреплению межэтнического согласия и межрелигиозной толерантности, продвижению демократических ценностей и строительству гражданского общества, безусловно, заслуживает право возглавить ОБСЕ, чтобы дать заряд к ее обновлению.
Говорю об этом не ради красного словца, а для того, чтобы попытаться донести до читателя весь драматизм переговорного процесса по сложнейшей дилемме, перед которой встало все сообщество западных государств. Ключевой момент в развитии ситуации, пожалуй, возник в сентябре 2006 года в ходе визита Президента Назарбаева в США. Учитывая более чем сдержанное отношение Белого дома к перспективе передачи председательства в ОБСЕ Казахстану в ближайшие годы, сопровождавшая Нурсултана Абишевича делегация склонялась к тому, чтобы рекомендовать ему не затрагивать данный вопрос во время переговоров с Джорджем Бушем или поднять его под занавес встречи. Но наш Лидер поступил иначе: затронул тему председательства в ОБСЕ в самом начале беседы, тем самым недвусмысленно дал понять американскому президенту, что считает ее приоритетной.
Такой разворот в переговорах оказался полной неожиданностью для хозяина Белого дома, он попытался отделаться шуткой, спросив госсекретаря: "А мы разве еще члены этой организации?", но затем попытался отговорить казахстанского коллегу от его намерения, дескать, ОБСЕ – это такая неприятная Организация, где каждый день рассматривают все страны через лупу, да к тому же критикуют. Но наш Президент был непреклонен, спокойно и убедительно говорил в пользу кандидатуры своей страны. И механизм принятия решения, хоть и со скрипом, но начал свое поступательное движение.
Первый обнадеживающий сигнал прозвучал во время Брюссельской встречи министров иностранных дел в ноябре 2006 года. Несмотря на пессимизм и скепсис разного рода недоброжелателей, предвкушавших отказное решение по председательству Казахстана, главы внешнеполитических ведомств вопреки устоявшемуся регламенту приняли разумное решение отложить обсуждение данного вопроса до Мадридской встречи в 2007 году. Это был прямой результат твердой и дальновидной позиции Президента Нурсултана Назарбаева.
Тот год стал периодом беспрецедентной политико-дипломатической активности нашей страны. Решающее значение для исторического по своей сути консенсусного решения о председательстве Казахстана в ОБСЕ имело прямое вовлечение Президента Назарбаева в переговорный процесс на двустороннем уровне и в многостороннем формате. Казахстан стал коллективным кандидатом от Содружества Независимых Государств на пост главы ОБСЕ, что само по себе оказалось непростым делом и потребовало немало усилий со стороны нашего руководителя. Нурсултан Абишевич вновь подтвердил свой непререкаемый авторитет как основатель СНГ и инициатор созыва знаменитого Алма-Атинского саммита 21 декабря 1991 года, принявшего декларацию о создании Содружества. Благодаря дипломатическому искусству нашего Лидера Казахстану удалось заручиться поддержкой и партнеров из евро-атлантического сообщества.
Мы часто говорим об историческом значении председательства Казахстана в ОБСЕ. И здесь нет пропагандистского преувеличения, потому что впервые в истории этой уникальной Организации ее возглавило государство, входящее в состав бывшего СССР, представляющее Центрально-Азиатский регион и к тому же являющееся участником Организации "Исламская конференция". Председательство нашей страны стало настоящим вызовом как ОБСЕ, так и самому Казахстану, которому предстояло показать всему миру, что миссия созидателя и реформатора ему по плечу.
Сейчас, на исходе 2010 года, руководители государств – участников ОБСЕ, дипломаты и эксперты едины во мнении, что работа Казахстана в качестве главы Организации была исключительно успешной и эффективной. Наша страна заявила о своей готовности укреплять и пропагандировать основополагающие принципы и нормы Хельсинкского акта и Парижской хартии для Новой Европы в новых геополитических условиях с учетом сложнейших международных реалий. Глава государства подчеркнул, что казахстанский опыт бесконфликтного сосуществования в полиэтническом и многоконфессиональном обществе уже перешел национальные границы и приобрел мировое значение. Тот факт, что внутренняя стабильность Казахстана в значительной степени является инструментом обеспечения региональной и даже глобальной безопасности, получил признание международного сообщества.
Критически важное значение для ОБСЕ имеет высказанная Президентом Нурсултаном Назарбаевым точка зрения о том, что необходимо выработать сбалансированный, выверенный подход к решению проблем, касающихся всех трех измерений, или трех корзин, в деятельности ОБСЕ. Образно говоря, равномерно "загрузить" эти корзины. Данная позиция получила положительный отклик в столицах государств – участников ОБСЕ. Почему этот момент в политическом плане крайне важен? Потому что во время дискуссий вокруг возможного казахстанского председательства в ОБСЕ высказывались опасения, что наша страна может взять на себя роль "троянского коня" группы государств, критически относящихся к Организации, и под предлогом реформы попытается ослабить ее. Ход и содержание председательства Казахстана опровергли все досужие вымыслы. Общенациональный Лидер и его дипломатическая служба продемонстрировали конструктивизм и креативность, несомненно, способствовавшие укреплению потенциала, а следовательно, и авторитета ОБСЕ.
Можно с уверенностью сказать, что со времени проведения последнего саммита Организации в Стамбуле в 1999 году ни одна страна, возглавлявшая ОБСЕ, так и не смогла разработать такую программу председательства, которую предложил и реализовал Казахстан. Работа, проведенная нашей страной в течение нынешнего года под непосредственным лидерством Президента Назарбаева, произвела огромное впечатление на евро-атлантическое и евразийское сообщество государств. Проблемы безопасности, экономики, экологии, развития демократии были в полной мере охвачены казахстанским председательством и получили дополнительный импульс к решению на коллективной основе. Самое главное – Казахстан явил себя в качестве ответственного и авторитетного международного игрока, и в этом, конечно же, заключается историческая заслуга его признанного Лидера.
Взять, к примеру, трагические события в Кыргызстане. Уверен, не будь Казахстан председателем ОБСЕ, роль этой Организации в урегулировании ситуации в соседней стране была бы иной, весьма ограниченной, как это не раз случалось во время прежних конфликтов в других странах. Действия Президента Нурсултана Назарбаева в самые критические моменты развития ситуации в Кыргызстане были настолько своевременны, выверены и эффективны, что, несомненно, войдут в перечень крупнейших событий в истории мировой дипломатии.
Вступив в консультации с президентами России и США, он сыграл ключевую роль в стабилизации ситуации в этой стране. Важным фактором стало и то, что действующий председатель ОБСЕ Канат Саудабаев оперативно направил в Бишкек своего спецпредставителя, который объединил усилия всех международных организаций для урегулирования ситуации в Кыргызстане. Международное сообщество, несомненно, приняло во внимание эту результативную работу, единодушно дав согласие на проведение Саммита ОБСЕ в Астане.
Исключительно полезной была деятельность Казахстана и на афганском направлении. Наша страна, пожалуй, единственная из участниц ОБСЕ приняла конкретные меры по оказанию содействия Афганистану в гуманитарной сфере, выделив 50 млн. долларов на обучение студентов из этой страны в казахстанских вузах. Выступая на саммите НАТО в Лиссабоне, Президент Назарбаев заявил, что Казахстан мог бы стать ресурсной базой для Международных сил содействия безопасности, действующих под эгидой Северного Альянса, а также призвал руководителей государств – участников НАТО принять личное участие в обсуждении афганской проблематики на Саммите ОБСЕ.
Креативной была позиция Казахстана и по второй корзине. Предложенная Президентом Нурсултаном Назарбаевым идея разработки и принятия новой концепции "Маастрихт плюс" отозвалась положительным резонансом в политических и экономических кругах мирового сообщества. Это совершенно новый взгляд на перспективы экономического сотрудничества под углом зрения выработки совместных подходов к предотвращению глобальных финансово-экономических кризисов и преодолению их последствий. Актуальность упомянутой инициативы очевидна, поскольку прежде ни один форум ОБСЕ не был посвящен обсуждению кризисной проблематики. Между тем Казахстан и прежде неизменно уделял приоритетное внимание всему комплексу взаимоотношений с европейским сообществом. В качестве примера достаточно сослаться на государственную программу "Путь в Европу", ставшую главным ориентиром разносторонних связей Казахстана с этим континентом. Такой целостной программы сотрудничества с Европой не было принято ни в одной центральноазиатской стране, и она послужила своеобразной прелюдией к председательству нашей страны в ОБСЕ.
Таким образом, Казахстан заметно усилил центральноазиатский компонент в деятельности ОБСЕ. Под председательством нашего государства Организация обрела подлинно евразийский характер. Тезис казахстанского руководителя о неделимости безопасности на евро-атлантическую и азиатскую получил всестороннюю поддержку и обрел черты общепризнанной политической реальности. Безопасность стала целостным, глобальным понятием, не имеющим региональных границ. Государства убедились в том, что нельзя строить собственную безопасность за счет нанесения ущерба безопасности других стран. Следовательно, наступило понимание того, что для решения проблем безопасности необходимы коллективные усилия, появился совершенно новый взгляд на возможности ОБСЕ в период тотальной трансформации нынешнего мироустройства и развития инновационной идеологии. Председательство Казахстана укрепило стержневые опоры ОБСЕ, придало Организации дополнительную силу, что крайне важно с учетом еще недавней неопределенности с ее будущим в стремительно меняющейся международной ситуации. ОБСЕ превратилась в Организацию, внушающую оптимизм всему мировому сообществу.
Сам факт созыва Саммита ОБСЕ в Астане со всей очевидностью свидетельствует о долгожданном смещении фокуса внимания евро-атлантического сообщества в сторону рассмотрения и решения реально существующих проблем, присутствующих в Центральной Азии. И в этом огромная заслуга Казахстана, внесшего осязаемый вклад в переформатирование ОБСЕ и, по сути, в реформу Организации.
К своему триумфу в ОБСЕ Казахстан подошел с солидным внешнеполитическим багажом. Была успешно реализована идея, высказанная Президентом Н. Назарбаевым еще в 1992 году на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). К началу председательства в ОБСЕ Казахстан принял у себя два саммита СВМДА, добился институционализации данного форума, превратив его в реально действующий фактор международных отношений. СВМДА стало рассматриваться как азиатский аналог ОБСЕ. Казахстанский Лидер предложил рассмотреть возможность разработки концепции единой евразийской безопасности на платформе ОБСЕ и СВМДА. Эта инициатива была обсуждена во время третьего саммита форума в Стамбуле в нынешнем году.
Наша страна значительно укрепила свою международную репутацию конкретными действиями, направленными на укрепление режима ядерного нераспространения. Решение о закрытии Семипалатинского полигона, добровольный отказ от четвертого в мире ядерного арсенала, присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия и к Договору о всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия – все эти решения вывели Президента Н. Назарбаева на мировую орбиту и укрепили его реноме как последовательного поборника тотального разоружения. Не случайно Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию об объявлении 29 августа Днем международных действий за запрещение ядерных испытаний.
Отдельно следует остановиться на деятельности Парламентской ассамблеи ОБСЕ, оказавшей в высшей степени полезное содействие нашей стране в выполнении ее почетной и ответственной миссии.
По словам бывшего президента ПА ОБСЕ Ж. Соареша, председательство Казахстана отличалось "исключительным динамизмом". Делегация казахстанского Парламента на всех форумах ПА ОБСЕ, а их было немало, в том числе две представительные конференции в Астане и Алматы, проводила большую работу, результатом которой стала решительная поддержка евро-атлантическим сообществом президентской инициативы о проведении Саммита в Астане. В работе этого форума примут участие члены Бюро Парламентской ассамблеи, европейские и американские законодатели, ставшие искренними друзьями нашего народа.
Предстоящий Саммит будет уникальным событием в мировой политике с точки зрения насыщенности повестки дня. Разумеется, не следует ожидать, что все сложнейшие вопросы современности найдут одномоментное решение. Но тот факт, что руководители государств ОБСЕ согласились спустя 11 лет провести встречу в Астане, чтобы в сложнейшей международной обстановке попытаться определить контуры взаимодействия для решения таких проблем, как Афганистан, Кыргызстан, придать импульс переговорному процессу по затяжным конфликтам, обсудить финансово-экономическую проблематику, это событие глобального значения.
Другими словами, ожидается не отвлеченная дискуссия, а предметный разговор о строительстве новой системы евразийской безопасности. Несмотря на естественные по своей природе разногласия между государствами – участниками ОБСЕ, они под председательством Казахстана, при поддержке ООН и других международных организаций все же смогут найти консенсусное решение по итоговому документу Саммита. А это позволит с полной уверенностью говорить о возрождении ОБСЕ, о появлении в мировой политике такого понятия, как "Дух Астаны". Разве это не исторический успех нашего молодого государства во главе с его общепризнанным Лидером Нурсултаном Назарбаевым? Нет никаких сомнений в том, что Астана, отцом-основателем которой является наш Лидер, войдет в скрижали международных отношений как город, где ОБСЕ получила мощную энергетическую подпитку и укрепила собственный потенциал. Глубоко символично, что Саммит совпал с 35-летием Хельсинкского акта, 20-летием Парижской хартии для Новой Европы и 65-летием окончания Второй мировой войны. Этот момент усиливает историческое значение форума в нашей столице. Астанинский Саммит – это личный триумф Президента Нурсултана Назарбаева, на протяжении всего периода независимости Казахстана твердо верившего в великое предназначение нашего народа и добившегося достижения этой благородной цели.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Инициативная группа референдума о продлении полномочий президента Казахстана собрала свыше 314 тыс. подписей 31.12.2010
Счетный комитет подвел итоги работы за 2010 год и обозначил приоритетные направления деятельности на 2011 год 31.12.2010
Чиновники и политики встречают Новый год 31.12.2010
В правильном государстве кормильцев не ставят к стенке… 31.12.2010
В пять раз снизили стоимость ускоренной регистрации недвижимости в Казахстане 31.12.2010
Поздравление с Новым Годом 31.12.2010
Молдавский парламент избрал временного главу государства 31.12.2010
Экс-президент Израиля признан виновным в изнасилованиях 31.12.2010
"Спасибо Кариму-ага за такой подарок" 31.12.2010
Состоялось пленарное заседание Мажилиса 30.12.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz