Нурсултан НАЗАРБАЕВ, Президент Республики Казахстан, "Известия", 30 декабря
Астанинский саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшийся 1–2 декабря 2010 года, стал уникальным событием. Не будем скрывать, решение о его проведении принималось нелегко. Чаша весов до самого последнего момента колебалась под тяжестью разных аргументов. Пожалуй, наиболее серьезным "против" было утверждение: зачем проводить Саммит Организации, которая, по сути, уже выполнила свою миссию. ОБСЕ вышла из эпохи "холодной войны", помогла разобрать "железный занавес" и утвердить хельсинкские принципы в посттоталитарных странах Восточной Европы и СНГ. Сейчас стала другой Европа, изменился мир. Поэтому, утверждали сторонники такой точки зрения, в новых условиях ОБСЕ может занять разве что почетное место в глобальном музее истории. К слову, такой подход все еще дает о себе знать и в некоторых оценках итогов Астанинского саммита. Я никогда не разделял такого мнения. Наоборот, считал, что ценность ОБСЕ как раз и заключается в том, что в разные, переломные для Европы и мира, годы ее цели и принципы оставались универсальной основой поддержания и укрепления безопасности на огромном пространстве северного полушария – от Ванкувера до Владивостока. Поэтому в июле 1992 года, выступая на третьем Саммите СБСЕ в Хельсинки, я призвал к началу аналогичного процесса на Азиатском континенте. А через несколько месяцев, в октябре того же года, идея созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии была предложена мной с трибуны 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Сегодня СВМДА – состоявшаяся структура безопасности, которая обрела статус полноправной международной организации. В его работе участвуют 27 государств Азии. Это 90% всей территории континента, на которой проживает половина населения всей планеты. Не это ли свидетельство силы глобального фактора, который называют "Духом Хельсинки"?
Астанинский саммит: шаг в ХХI век В основе моей инициативы о проведении Саммита ОБСЕ в Астане был ряд аспектов. Во-первых, это глубокая убежденность в том, что в ХХI веке Организация может и должна использовать весь свой предшествующий опыт для конструирования новой масштабной системы безопасности во всей Евразии, в пространстве, омываемом четырьмя океанами – от Атлантического до Тихого, от Северного Ледовитого до Индийского. Во-вторых, было важно вывести ОБСЕ из кризисного состояния. После Стамбульского саммита 1999 года Организация "затерялась" в стремительных глобальных изменениях. Сумев заморозить локальные конфликты в зоне своей ответственности – на Балканах, в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии, она так и не смогла найти способ их справедливого урегулирования. Источники новых вызовов и угроз безопасности – международного терроризма, наркоторговли, трансграничной преступности и нелегальной миграции – оказались далеко за пределами Европы. Между странами – участницами ОБСЕ обозначились разные подходы к пониманию фундаментальных вопросов военного, гуманитарного и экономического измерения безопасности. В-третьих, надо было восстановить ценность и действенность прямого диалога между лидерами стран ОБСЕ. Без диалога, без встреч на высшем уровне не может быть доверия. В некоторых странах-участницах уже сменилось целое поколение политических лидеров, так и не встречавшихся друг с другом на полях саммитов Организации. Все эти доводы в пользу созыва саммита я настойчиво излагал в видеообращении к Постоянному совету ОБСЕ, в ходе двусторонних встреч с моими коллегами – руководителями государств и в выступлениях на форумах, проводимых в рамках председательства Казахстана в ОБСЕ. И я благодарен коллегам, главам государств и правительств за то, что моя аргументация получила поддержку. На саммите в Стамбуле в 1999 году ОБСЕ, по сути, остановилась у открывшейся двери ХХI века. Но перейти этот рубеж она смогла только в Астане. Это был трудный шаг, но он сделан. И это стало объединяющим успехом всей Организации, началом ее возрождения. Астанинский саммит, собравший 73 официальные делегации всех стран – участниц и партнеров, а также ключевых международных организаций, показал их готовность к дальнейшему диалогу о переменах в этой крупнейшей международной структуре безопасности. Надо отметить, что по времени проведения Саммита ОБСЕ в Астане совпали такие крупные международные форумы, как Саммит ЕС – Африка в Триполи, экологическая конференция в Канкуне в Латинской Америке. Несмотря на это, Астанинский Саммит ОБСЕ стал самым представительным форумом Организации. Не без гордости скажу, что в этом немаловажную роль сыграло председательство Казахстана в ОБСЕ. Энергия казахстанского председательства Возглавив ОБСЕ, мы, по сути, выдвинули и реализовали при широкой поддержке всех наших партнеров план реанимации ОБСЕ. Ключевой задачей казахстанского председательства стали расширение и укрепление консенсусного поля по фундаментальным вопросам безопасности. Мы продолжили процесс формирования общего подхода всех участников ОБСЕ к пониманию современных угроз и вызовов, что было особенно важно для поиска согласованных мер реагирования на них и в целом для укрепления доверия внутри Организации. Казахстан привнес в этот процесс инновацию, расширив межстрановый диалог проведением консультаций представителей таких авторитетных глобальных и региональных структур, как ООН, Организация Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний, НАТО, Евросоюз, Совет Европы, ШОС, СНГ, ОДКБ, ОИК и других. Их делегации приняли участие в Астанинском Саммите ОБСЕ. В политический лексикон ОБСЕ прочно вошло понятие общего и неделимого пространства евро-атлантической и евразийской безопасности. Мы методично работали по всем трем корзинам Организации. Новую динамику приобрели коллективные усилия по оживлению и укреплению режима контроля над вооружениями и мер доверия. Это дает возможность в 2011 году завершить процесс обновления Венского документа 1999 года. И в то же время особенно важным представляется договоренность о начале предметных переговоров по проблемам вступления в силу адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (АДОВСЕ). В рамках формата ОБСЕ актуализирован переговорный процесс урегулирования "замороженных" конфликтов. Казахстан в качестве действующего председателя ОБСЕ укрепил потенциал ОБСЕ в области предупреждения и предотвращения конфликтов, управления кризисными ситуациями и постконфликтной реабилитации. Активизирована работа Минской группы по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. При тесном взаимодействии с ООН, Россией, США и другими странами мы активно участвовали в разрешении политического кризиса в Кыргызстане. Казахстан продолжает играть важную роль в стабилизации ситуации в этой стране, восстановлении экономического ущерба от внутреннего конфликта. Мы призвали партнеров по ОБСЕ к более широкому участию в процессе мирного урегулирования в Афганистане, его экономическом возрождении. Казахстан предоставил этой стране разностороннюю помощь. Выделены средства для обучения в нашей республике наиболее востребованным мирным специальностям порядка одной тысячи молодых афганцев. Осуществлены поставки продовольствия, заключены соглашения о строительстве в Афганистане ряда экономических объектов. Мы убеждены, что вклад Казахстана в разрешение афганского проблемного узла показателен для всех стран ОБСЕ. Казахстанское председательство привлекло внимание наших партнеров к ряду вопросов безопасности Центральной Азии. В частности, мы провели донорскую конференцию по проблеме Арала, выдвинули идею принятия в формате ОБСЕ программы "Вода и право" как международной основы правового регулирования водных проблем региона, испытывающего дефицит водных ресурсов. Это стало казахстанским вкладом в обновление с учетом глобальных тенденций, содержания экономико-экологической корзины ОБСЕ. Мы также заострили внимание партнеров по Организации на необходимости консолидированного поиска путей преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса. Казахстан предложил провести работу по качественной имплементации Маастрихтской стратегии ОБСЕ и адаптации ее к посткризисным реалиям. В рамках третьей, гуманитарной, корзины Казахстан как многонациональное и поликонфессиональное государство активно продвигал идею межкультурного и межрелигиозного диалога. Созванная казахстанским председательством в июне 2010 года в Астане Конференция ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации подтвердила важность обмена опытом в области межнационального и межконфессионального согласия. Ее участники высоко оценили модель мира и согласия 140 этносов и 46 конфессий, успешно реализованную в Казахстане. Они выступили за активное использование потенциала ОБСЕ для преодоления национализма, религиозной нетерпимости, расизма, ксенофобии и антисемитизма. В целом председательство Казахстана в ОБСЕ придало динамизм всей работе Организации. Мы с большой ответственностью подошли к выполнению этой высокой миссии и полностью реализовали поставленные перед собой цели. В выступлениях на Астанинском саммите главы государств и правительств, руководители делегаций дали высокую оценку энергичным действиям нашей страны во главе ОБСЕ. Казахстан, закрывший на заре своей независимости Семипалатинский полигон и полностью отказавшийся от ядерного оружия, реализовавший идею создания СВМДА, активно продвигающий идеи интеграции в Евразии, вновь проявил себя ответственным участником мирового сообщества.
Глобальная геометрия ОБСЕ В геополитике кратчайшее расстояние между двумя точками далеко не всегда является прямой. Для ОБСЕ путь от Стамбула до Астаны занял целых 11 лет. Поэтому историческая ценность Астанинской декларации ОБСЕ "На пути к сообществу безопасности" бесспорна. Во-первых, в ней подтверждены актуальность принципов, на которых основана Организация, и приверженность всех 56 государств-участников принятым в ее рамках нормам и обязательствам, начиная с Хельсинкского заключительного акта, Парижской хартии, Хартии европейской безопасности и другим документам. Во-вторых, впервые закреплен евразийский вектор ОБСЕ. В Астанинской декларации особо отмечено, что безопасность на пространстве ОБСЕ неразрывно связана с безопасностью соседних регионов, особенно Средиземноморья и Азии. В ней поставлена цель создания общего и неделимого Евро-атлантического и Евразийского сообщества безопасности как главного ориентира ОБСЕ в новом столетии. В-третьих, в документе приветствуются все инициативы, направленные на укрепление ОБСЕ, усиление ее способности адекватно и эффективно реагировать на вызовы ХХI века. Хотел бы отметить, что с трибуны Саммита ОБСЕ прозвучало много предложений, подчеркивающих общую заинтересованность всех стран-участниц вывести Организацию на новый качественный уровень. Это и есть квинтэссенция "Духа Астаны", рожденного в трудной и открытой дискуссии. На создание прочных гарантий неделимости общего пространства безопасности направлена инициатива президента Российской Федерации Дмитрия Медведева о принятии юридически обязывающего Договора о европейской безопасности. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони особо отметил важность для ОБСЕ использовать пример толерантности и взаимоуважения, которые в дни саммита Казахстан и Астана продемонстрировали миру. Все идеи укрепления механизмов ОБСЕ, безусловно, являются коллективным вкладом в процесс переосмысления роли Организации в упрочении глобальной безопасности. Я всецело поддерживаю позицию, высказанную на Астанинском саммите государственным секретарем США Хиллари Клинтон, что сегодня "ни у одной региональной организации нет для этого более благоприятных возможностей, чем у ОБСЕ". Особенно когда речь идет о расширении возможностей Организации эффективно реагировать на возникновение новых угроз и вызовов, предотвращать и разрешать острые конфликты во всей зоне своей ответственности. В свою очередь Казахстан также внес предложения по укреплению ОБСЕ, значимость которых высоко оценена участниками Астанинского саммита. На наш взгляд, глобальная геометрия ОБСЕ в ХХI веке должна складываться из целенаправленных действий по следующим направлениям. Первое. Казахстан призвал к взаимодействию в вопросах укрепления глобальной безопасности между интеграционными структурами Евразийского континента. По линии Восток – Запад – между Европейским союзом и НАТО, с одной стороны, ЕврАзЭС и ОДКБ – с другой. По линии Север – Юг – между ОБСЕ, СВМДА и Организацией "Исламская конференция", в которой Казахстан председательствует в 2011 году. Второе. Мы предложили выделить в качестве отдельной корзины ОБСЕ вопросы финансово-экономической безопасности. Сегодня в пространстве Организации и в целом в Евразии находится большинство перспективных ареалов экономического роста планеты – Северная Америка, Европейский союз, Китай, Россия, Индия, Персидский залив, Юго-Восточная Азия. Поэтому важно искать пути взаимодействия между ними на основе доверия и эффективных систем безопасности. Я считаю, что у Организации есть потенциал включиться в процесс создания мировой резервной валюты, выработать принципы согласованной валютно-финансовой политики, сотрудничества и интеграции евро-атлантического и евро-азиатского пространства. На наш взгляд, назрела необходимость принять новый документ "Маастрихт плюс", в котором целесообразно отразить эти вопросы. И эта позиция получила поддержку в выступлениях на Астанинском саммите лидеров ряда государств, например, премьер-министра Греции Георгиоса Папандреу и других. Важно также дополнить структуру ОБСЕ советами по энергетической безопасности и экономическому взаимодействию. Третье. Для укрепления военно-политического измерения мы предложили создать специальный форум ОБСЕ для выработки новых договорных норм в сфере разоружения и нераспространения. Есть потребность также и в том, чтобы учредить совет на уровне министров стран ОБСЕ для координации борьбы с трансграничной преступностью, наркотрафиком и нелегальной миграцией. Четвертое. Мы призвали к честному и открытому межконфессиональному диалогу. В своем выступлении в Каирском университете в июне 2009 года президент США Барак Обама произнес справедливые слова: "Для того чтобы двигаться вперед, мы должны открыто высказать друг другу то, что у нас на душе, то, что слишком часто говорится только за закрытыми дверями. Необходимо упорно стремиться услышать друг друга, учиться друг у друга, уважать друг друга и искать общие позиции". Считаю, что проведение такого диалога в рамках ОБСЕ возможно на уже готовой площадке Съезда лидеров мировых и традиционных религий, который регулярно проводится в Астане начиная с 2003 года. По нашему мнению, необходимо разработать документ "ОБСЕ: к толерантности в новом десятилетии", в котором изложить принципы взаимодействия и сотрудничества между ведущими религиями мира, особенно между исламом и христианством, ради глобального утверждения идеалов добра и справедливого мироустройства. Пятое. В рамках ОБСЕ важно наладить работу по прогнозированию различных проблем безопасности в ранге отдельного измерения, учредив Институт безопасности ОБСЕ. Немаловажно также обеспечить равномерное базирование структур ОБСЕ по всей зоне ответственности Организации, в том числе в ее азиатской части. Начало этому процессу положил Астанинский саммит, впервые проведенный за пределами географических границ Европы, в Центральной Азии. В начале века в своей книге "Критическое десятилетие" я настойчиво опровергал навязываемый нам тезис о Центральной Азии лишь как о части глобальной дуги нестабильности. Потенциал региона я вижу совсем в другом – в его возможности быть связующим звеном между Западом и Востоком, Севером и Югом. После Астанинского саммита ОБСЕ можно говорить о том, что Центральная Азия избежала участи стать пространством с усеченными механизмами безопасности. Сегодня Казахстан и все страны Центральной Азии вышли на мировую арену в качестве важного звена укрепления евразийской и глобальной стабильности. Это имеет огромное значение для укрепления наших молодых государств, которые в 2011 году будут отмечать 20-летие своей независимости. Не могу не отметить, что Саммит ОБСЕ в Астане оказал позитивное влияние на Казахстан. Он сплотил наш народ, укрепил веру в способность решать невероятно сложные задачи и достигать самых высоких целей. Мы показали, что ответственны перед мировым сообществом, последовательны и активны в укреплении мира, стабильности и безопасности. Астанинский саммит ОБСЕ подвел черту под сложным периодом в истории ОБСЕ. Он открыл для Организации дверь в будущее, дал уникальный шанс для ее обновления. Сейчас важно не ослаблять совместной работы. Все прозвучавшие в Астане предложения по реформированию ОБСЕ должны быть тщательно проанализированы и учтены при доработке плана действий ОБСЕ на предстоящие годы. Я убежден, что опыт Казахстана, возглавившего ОБСЕ в 2010 году, будет органично развит последующими председательствами – Литвы в 2011-м, Ирландии – в 2012-м, Украины – в 2013 году и другими. В то же время важно, чтобы в ОБСЕ не прервался диалог на высшем уровне. Это зависит от желания и воли всех стран – участниц Организации и их лидеров. Это основное условие эффективности Организации, укрепления стабильности и безопасности входящих в нее государств. Глобализация тесно связала судьбы разных стран и народов. У всех нас общие цели – мир и согласие, прогресс и процветание на планете. Именно в достижении этих высоких целей состоит глобальное предназначение ОБСЕ в ХХI веке. |