Канат КАБДРАХМАНОВ, "Время", 20 января
В спектакле жизни, происходящем на арене Казахстана, в 1991 году нам, казахам, досталась роль "старшего брата". В деле построения цивилизации, как и в деле построения семьи, те, кому достается роль "старшего", всегда жертвуют чем-то чрезвычайно важным. Иначе: когда народ, строящий свою цивилизацию, жертвует чем-то в пользу людей другой национальности, то цивилизация получается, а если не жертвует – хорошего результата не бывает. В древности народы жертвовали ради цивилизации первостепенностью своих богов. Признавали богов меньших или покоренных народов равными своим богам и принимали их в свой пантеон. Так, через породнение бога Гора и бога Осириса объединились два племени, обитавшие на Ниле. Затем в пантеон были введены прежде чужеродные богиня Изида и бог Сет. Постепенно сложился миф, в котором Гор стал сыном Осириса и Изиды, а Сет – братом Осириса. Эта божественная семья, ее история и перипетии создали между дотоле враждовавшими племенами чувство национального единства, из чего родилась великая египетская цивилизация. Подобным образом, но, вероятно, намного более отчетливо сознавая цель, поступали императоры Рима. Задача была та же – создать в разноликом, разноязыком населении империи чувство единства, сформировать из этносов римский народ. Выражаясь без наукообразия, цивилизация – это порядок жизни, который устраивает все население страны; состояние общества, не чреватое внутренними конфликтами и устойчивое перед угрозами извне. Беззаботному осуществлению проекта казахстанской цивилизации препятствуют как минимум две великие проблемы, которые нужно решить. Первая – принципиальное нежелание русского населения оказахиваться; вторая – невыносимое для традиционалистского казахского сознания давление культурного и информационного глобализма. Реагируя на первую проблему, наши националисты дают понять: мы задавим количеством. Русские среди нас – уже меньшинство. Лет через тридцать мы станем вообще моноэтническим государством. Их логика такова: лет через тридцать мы превратимся в подобие Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, которые уже фактически стали моноэтническими странами, поскольку русские оттуда бежали. Но кем они стали? Эти современные ханства, до советизации бывшие реликтами Орды Чингисхана, даже вопроса не ставили о своем постсоветском цивилизационном развитии. Просто вернулись к тому, чем были сто лет назад. Нужно ли это нам – стать дубликатом Туркменистана? Отсюда становится понятной беспочвенность надежды на то, что этническое доминирование, моноэтнизация страны могут сами по себе привести к чему-то хорошему – лучшему, чем то, что было в прошлом. Далее: если представить, что в Казахстане будет 99 процентов казахов, но при этом культура останется в том же состоянии, что и сегодня, то такое будущее нам вряд ли нужно. Националисты видят в русских проблему, которую нужно не столько обдумывать, сколько каким-то образом устранить. Их логика: не станет русского фактора, мешающего казахам быть настоящими казахами, – все станет на свои места. Мое видение иное. Русские в Казахстане – не проблема, а цивилизационный вызов. Мы сможем стать народом XXI века, если сумеем достойно ответить на этот вызов. И, напротив, примитивизируемся до состояния исторического рудимента, если не сумеем. Задача формирования его над-этнического сознания стоит перед нами как стена. Даже если не ставить перед собой величественную задачу – построение отечественной модели цивилизации, даже если согласиться, что мы готовы самоуничижающе стушеваться в мировой толпе, – задача не исчезнет. Проблема большого числа русских в Казахстане – это не столько проблема этнической пестроты населения, сколько проблема необходимости трансформации казахов в так называемый государствообразующий народ. В современных реалиях мы, казахи, государствообразующим народом не являемся. Мы все еще постсоветская толпа, мало к чему пригодные нахлебники, напуганная историческими переменами людская масса. Что такое "государствообразующий народ"? Это народ, способный создавать для всех категорий нетитульной национальности комфортные условия проживания, в первую очередь для русскоязычных граждан. Они должны ощущать, что имеют равные с казахами права в карьерном росте на госслужбе, такие же возможности в бизнесе, обучении своих детей и других сферах жизни. Далее не обойтись без еще одного экскурса в культурный опыт мира. Великие цивилизации создавались одновременно с рождением великих религий. Индуизм и буддизм породили цивилизации Востока. Зороастризм дал жизнь персидской цивилизации. Религия Христа стала основой современного Запада. Ислам породил халифат. Большие религии возвышали духовное в своих подданных и снижали компоненту племенного сознания. Строительство великих цивилизаций всегда и всюду сопровождалось сменой этнических приоритетов на универсальные. Новое европейское время, наступившее после Средневековья, вновь переместило акценты. На этот раз с религиозных на гуманистические. Ценности божественные стали уступать ценностям разума. Что это значит для нас? Мы проявляем глупость, стараясь в XXI веке вновь стать людьми племенного сознания. Культурное человечество уже пережило две революции сознания, а мы смотрим на племенное сознание наших предков как на достижение, которого нам еще предстоит стать достойными. Этнические стереотипы создают солидарность сугубо эгоистического толка и слишком часто являют собой культивирование в народе иллюзии превосходства над другими народами. Понимая это, легко видеть, что сегодняшняя Россия не имеет шансов стать современным государством, если не создаст солидарности со своими нерусскими. Равным образом Казахстан не может стать современной страной, не найдя согласия нового типа со своими русскими. Этническое доминирование само по себе не создает ничего хорошего, но всегда порождает – покуда оно всего лишь примитивное давление большинства на меньшинство – атмосферу напряженности и опасности. Такая огромная территория, как Казахстан (равно как и Россия), никогда не может быть моноэтнической страной, а наша культура в XXI веке не может быть традиционалистски этнической. Современные цивилизации, если посмотреть на них с точки зрения отношений этнических стереотипов и духовных ценностей, исповедуют ценности, а не стереотипы. Здесь важно отметить, что духовные ценности всех народов очень похожи, если не сказать, что они одни и те же. Именно единые духовные ценности делают нас человечеством, а не сборищем племен. Классические ценности всякого народа – нравственные императивы: милостыня – нищим, справедливость – обиженным, обеспечение – сиротам, уважение – старшим… Современные цивилизации увеличили свод принципов: свобода слова и выражения, свобода передвижения, эмансипация женщины, независимость суда, доступность здравоохранения, бесплатное образование детям, помощь инвалидам… Наше время – это время мирового доминирования цивилизаций. Жители отсталых стран мечтают перебраться в цивилизованные. Но цивилизация – это не географическое явление, а состояние души и разума большинства индивидуумов, составляющих народ. Это результат деятельности национальных интеллектуалов, отчетливо видящих цель своих стараний. В отношении нашей страны я вижу цель стараний в том, чтобы начать создавать контуры казахской культуры, которая бы соответствовала лекалам универсальной культуры XXI века. Культуры, в которой разумное доминирует над чувственным, а духовное над природным. Начать строить национальную модель цивилизации – значит в перспективе стать мирового класса народом. В век технологий построение цивилизации, прежде занимавшее столетия, становится предметом приложения известных и разработки новых подходов социального инжиниринга. Это возможно сделать на протяжении жизни одного поколения, если взяться за дело всерьез. |