Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 24 января
Наши усилия будут направлены на выполнение этих задач, которые имеют огромное значение для повышения благосостояния и улучшения качества жизни казахстанцев. Об этом заявил сегодня на Правительственном часе в Мажилисе Парламента РК председатель Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Серик Нокин, доложивший депутатам об итогах работы за 2010 год и задачах на 2011 год (тезисы): Главной задачей Агентства является реализация государственной политики по развитию и реформированию двух очень важных секторов экономики – строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. Доля отрасли в общем объеме ВВП составляет 7,6%, удельный вес работников, занятых в отрасли, составляет 7%. В 2010 году объем строительных работ превысил 1,9 трлн.тенге, а индекс физического объема составил 101% к 2009г. План по вводу жилья выполнен на 103% и фактически составил 6,4 млн. кв. метров. По всем источникам финансирования на жилищное строительство было направлено 317 млрд. тенге инвестиций, или 97,9% к уровню 2009 года.
О долевом строительстве Начиная с 2007 года, Правительством на завершение долевого строительства было выделено 433,4 млрд. тенге. В результате удалось решить проблемы более чем 53 тыс. дольщиков на 389 объектах. Ввод оставшихся по республике 58 объектов (13650 дольщиков) запланирован в текущем году. В том числе в городе Астане 25 объектов (5 944 дольщиков), в городе Алматы 19 объектов (3 376 дольщиков), в других регионах 14 объектов (4 330 дольщиков).
О Дорожной карте В соответствии с Посланием Главы государства к народу Казахстана с 2009 года реализуется Дорожная карта по направлению "Развитие и модернизация ЖКХ". За прошедший год на эти цели выделено 51 млрд. тенге, реализовано 672 проекта и создано более 41 тысячи рабочих мест. В сфере ЖКХ было построено и отремонтировано 215 км. теплотрасс, 320 км. электролиний, 432 км. сетей газоснабжения, 886 км. водоснабжения и 174 км. водоотведения. Было улучшено обеспечение коммунальными услугами более 500 тыс. граждан, в том числе: - обеспечено водоснабжением 50 населенных пунктов, в которые ранее вода завозилась (в них проживает более 140 тысяч человек). - стабилизировано водоснабжение в отдельных микрорайонах в 85-ти населенных пунктах, в которых ранее вода подавалась по 2-3 часа в сутки ( более 65 тыс.человек). - в 32-х населенных пунктах стабилизировано электроснабжение (18 тысяч человек). - газифицировано 22 населенных пункта, (180 тысяч человек). - в 52-х населенных пунктах проведены ремонтные работы по замене участков теплотрасс, что позволило стабильно и бесперебойно обеспечивать теплом население в нынешний отопительный период (100 тыс. человек).
О жилищном строительстве Реализация антикризисных мер позволила не допустить снижения объемов ввода жилья в Казахстане и сохранить его на достигнутом уровне. Вместе с тем, на будущий год новое строительство за счет частных инвестиций практически не заложено. Поэтому, если в 2011 году не будут приняты необходимые меры, то в 2012 году возможно значительное падение объемов жилищного строительства по сравнению с предыдущими годами. Связанно это, в первую очередь, со снижением объемов инвестиций в строительный сектор и отсутствием доступных инструментов у населения для приобретения жилья. Хочу подчеркнуть, что со стороны государства предпринимаются активные шаги по решению проблем строительной отрасли. В 2011 году ожидается строительство порядка 6 млн. кв. метров жилья за счет всех источников финансирования, в том числе 494 тыс. кв. метров государственного жилья за счет средств из республиканского бюджета. Во исполнение поручений Главы государства в Казахстане реализуется новая схема строительства жилья с использованием потенциала системы жилстройсбережений. В 2011 году предусмотрено выделение 20,8 млрд. тенге для реализации пилотных проектов с участием АО "Жилищный строительный сберегательный банк", местных исполнительных органов. Кроме того, в 6 регионах ведется строительство кредитного жилья по Программе "Нурлы Кош". На эти цели в 2011 году предусмотрено 7,3 млрд. тенге (Актюбинская, ВКО, ЗКО, Мангистауская, СКО, ЮКО). Будут сохранены объемы государственной поддержки строительства арендного жилья до 2015 года – ежегодно по 10 млрд. тенге. В текущем году предусмотрено 6,6 млрд. тенге на развитие городов-спутников городов Астаны и Алматы, а также 4,8 млрд. тенге по программе "Нурлы кош" на строительство инженерных сетей. Одним из основных факторов, обеспечивающих условия для строительства жилья, является наличие соответствующей инженерно-коммуникационной инфраструктуры районов застройки. На эти цели в 2011 году предусмотрено 10 млрд. тенге.
О дальнейшем развитии строительной отрасли По решению Правительства в строительной отрасли проводится реформа системы технического регулирования, которая предусматривает поэтапный переход на еврокоды. Внедрение в Казахстане в полном объеме новой системы технического регулирования – это сложный и трудоемкий процесс, рассчитанный на длительный период. Однако, учитывая необходимость скорейшего устранения барьеров для деятельности инвесторов, в 2010 году мы приступили к 1-му этапу реформирования, в рамках которого были разработаны: - Строительный технический регламент "Требования к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий"; - Казахстанские Строительные нормы, идентичные Еврокодам, с национальными приложениями и инструкциями по их применению; - Понятийно-терминологический словарь терминов, применяемых в Еврокодах. По всем выполненным работам в рамках реформирования системы технического регулирования получены положительные отзывы от отечественных и зарубежных организаций. ("AECOM" (США), эксперт Брайан Мичама (США), ЗАО "Строительные технологии и машины" Россия, г.Жигулевск, ТОО "ИННОБИЛД" г.Алматы). В соответствии с требованиями Правительства уже в первой половине 2011 года в Казахстане начнется внедрение и практическое применение еврокодов. Это позволит обеспечить использование передовых технологий и инноваций, а также устранить технические барьеры при реализации инвестиционных проектов на территории страны. При этом наряду с еврокодами в переходный период в стране будут применяться и казахстанские нормативы. В текущем году планируется выполнить огромный объем работ по разработке сводов правил и пособий по расчету и проектированию строительных конструкции зданий и сооружений. Будет проводиться гармонизация международных стандартов (ISO, EN), применяемых совместно с Еврокодами (общее количество составляет более 800 ед.), а также отечественных стандартов (более 2200 ед.). Одновременно начнется реформирование системы оценки соответствия и системы контроля и надзора, которые являются неотъемлемой частью технического регулирования. В 2011 году планируется реализация пилотного проекта по проектированию и строительству конкретного объекта с целью сравнительного расчета по Еврокодам и отечественными техническими нормативами (совместно с компанией Базис-А). Реформирование технического регулирования строительной отрасли сопровождается совершенствованием нормативной правовой и сметно-нормативной базы. В 2011 году в рамках дальнейшего развития строительной отрасли планируется: - начать разработку Генеральной схемы организации территории Республики Казахстан; - приступить к созданию Государственного градостроительного кадастра республиканского уровня; - продолжить работы по переходу на новую сметно-нормативную базу; - начать разработку Комплексной схемы градостроительного планирования территории пригородной зоны города Астаны. Таким образом, деятельность Агентства направлена на повышение безопасности и качества строительства, выполнение задач по развитию строительной отрасли, поставленных Главой государства и Правительством. Еще одним важнейшим направлением работы Агентства является развитие жилищно-коммунального хозяйства. Во исполнение поручения Главы государства в прошедшем году Агентством разработана Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства и отдельный раздел Программы "Акбулак". Данные программы утверждены Правительством. В текущем году Агентство начало выполнение Планов мероприятий по реализации указанных программ. В сфере водоснабжения и водоотведения, кроме реализации инвестиционных проектов по ремонту и модернизации, основной упор сделан на развитие государственно-частного партнерства с использованием опыта города Шымкента. Рабочей группой с участием Центра ГЧП разработан вариант схемы имущественного найма по концессионному соглашению в сфере водоснабжения и водоотведения. В настоящее время разрабатываются изменения и дополнения в законодательство по вопросам концессии. Программой предусмотрена реализация пилотных проектов ГЧП в городах Актобе, Семей, Балхаш и Сарыагаш. На сегодня уже достигнута предварительная договоренность с некоторыми иностранными потенциальными инвесторами о реализации данных проектов. Имеются также предложения от отечественных компаний. В сфере теплоснабжения основные усилия будут сосредоточены на проведении оценки технического состояния инженерных сетей, проведении энергетического аудита зданий и регулировании режима теплопотребления. В текущем году предусмотрено проведение технического обследования теплосетей в 6 городах: Костанай, Орал, Талдыкорган, Кызылорда, Тараз, Караганда. Результаты данного обследования станут основой для обоснования инвестиций и последующего отбора предлагаемых акиматами проектов. Для повышения энергоэффективности зданий в течение этого года будет проведен энергоаудит более 400 жилых домов и зданий социальной сферы, из них в 144 объектах будут установлены автоматизированные тепловые пункты для регулирования теплопотребления в зависимости от температуры наружного воздуха. В феврале будет проведен семинар с участием проектных организаций, неправительственных организаций и компании "Данфос" по вопросу установления в СНиПах обязательных требований по применению приборов учета и регулирования потребления тепловой энергии при проектировании и строительстве зданий. В Казахстане в сфере обращения с твердо-бытовыми отходами из всех возможных механизмов применяется только метод захоронения на полигонах. В то же время, мировой опыт свидетельствует о перспективности механизмов переработки или сжигания ТБО. Агентство намерено рассмотреть возможность привлечения инвесторов для реализации пилотного проекта – строительства мусоросжигательного завода. В настоящее время устанавливается контакт с потенциальным инвестором компанией WTE (Германия), которая уже имеет реализованный проект по строительству и эксплуатации мусоросжигательного завода в городе Москве. В вопросе содержания многоквартирных жилых домов Агентством предусматривается работа по следующим основным направлениям: Первое. Передача функций по ремонту и содержанию домов профессиональным управляющим компаниям-подрядчикам. За КСК останутся функции организации собраний собственников жилья, оформления принятых решений, сбор взносов, по поручению жильцов заключение договоров с управляющей компанией и приемка выполненных работ. Второе. Создание финансовых инструментов для кредитования собственников квартир на проведение термомодернизации и ремонта объектов кондоминиума. Агентством разработан пошаговый план реализации пилотного проекта по созданию управляющей компании в Шымкенте. Определены конкретные действия общего собрания собственников квартир, выбранных ими управляющими домами и управляющей компании. Работниками АО "Казахстанский центр модернизации ЖКХ" указанный проект уже начал реализовываться. В прошлом году в городе Караганде стартовал пилотный проект по ремонту жилого дома через управляющую компанию с использованием жилищной помощи. На сегодня управляющая компания создана, проектно-сметная документация согласована с госэкспертизой и жилищной инспекцией, производится оформление жилищных пособий малообеспеченным гражданам. В результате реализации пилотного проекта в городе Караганде будет внедрен опыт Восточной Европы в термомодернизации жилых домов, при которой теплопотребление снижается в два раза. При этом одновременно проводится ремонт кровли и модернизация фасада здания. В середине года на базе этого проекта Агентство намерено организовать обучающие семинары для всех регионов республики. В течение текущего года планируется реализовать аналогичные проекты в Астане, Актобе, Шымкенте и Атырау. Для их реализации потребуются дополнительные средства на увеличение уставного фонда АО "Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ". Для реализации подобных проектов в других регионах очень важно повсеместно организовать работу жилищных инспекций. На сегодня жилищная инспекция не создана в Акмолинской, Жамбылской и Костанайской областях. Сдерживающим фактором является отсутствие управлений жилищной инспекции в Типовой структуре местных исполнительных органов. Кроме того, Единая бюджетная классификация не определяет расходов бюджетных программ, направленных на содержание жилищных инспекций. По инициативе депутата Мажилиса Парламента Утегенова Амангоса Титаувича по данному вопросу проведено совещание с руководителями ряда государственных органов. Достигнута договоренность о разработке Министерством экономического развития и торговли проекта постановления Правительства о внесении дополнений в Типовую структуру, определяющих жилищную инспекцию. Данный проект в настоящее время находится на согласовании в государственных органах. После принятия данного постановления Министерством финансов будет внесен в Правительство проект постановления с дополнениями в Единую бюджетную классификацию. Для того, чтобы проводить термомодернизацию и ремонт жилых домов необходим финансовый инструмент, позволяющий собственникам квартир получать доступные и "длинные кредиты". Такова мировая практика. В настоящее время Всемирный банк по заказу Министерства экономического развития и торговли проводит исследования возможности развития финансовых инструментов в жилищно-коммунальном хозяйстве. По мнению Агентства, таким инструментом может быть Фонд развития ЖКХ, который через банки второго уровня будет обеспечивать собственников квартир кредитами по низким ставкам на срок до 20-ти лет. Данное предложение поддержано Европейским банком реконструкции и развития, который выделил 220 тыс. евро на разработку Концепции создания такого фонда. В своем выступлении я представил отчет о проделанной Агентством работе по всем основным направлениям деятельности. Руководством страны перед Агентством поставлены ответственные задачи по реализации государственной политики развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. Наши усилия будут направлены на выполнение этих задач, которые имеют огромное значение для повышения благосостояния и улучшения качества жизни казахстанцев. * * * После ответов председателя Агентства на вопросы депутатов Правительственный час подытожил кратким заключительным словом вице-спикер Мажилиса Жаныбек Карибжанов. В своей речи он обратил внимание на допускаемое в ряде случаев низкое качество жилья, проблемы доступности жилья для нуждающихся граждан, необходимость решения проблем дольщиков, ветхого и аварийного жилья. Придан акцент на качестве оказываемых услуг в сфере ЖКХ, работе жилищных инспекций. Вице-спикер особо отметил необходимость усиления государственного контроля за обеспечением населения чистой питьевой водой, электроэнергией, газом, углем, устойчивым теплоснабжением. Естественно, в этих целях нужно настойчивей добиваться выполнения принятых программ, бесперебойной работы инженерно-коммуникационных инфраструктур, особенно в зимнее время, привлекать дополнительные инвестиции, внедрять новые технологии и инновации. Надеемся, подчеркнул вице-спикер, Агентство добьется конкретных результатов в данном направлении, заявив при этом, что в соответствующих Рекомендациях будут учтены высказанные на Правительственном часе депутатами замечания и предложения. |