NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Воскресенье 6.10.2024 08:58 ast
06:58 msk

"Население нашей республики недостаточно охвачено накопительной пенсионной системой"
А.Самакова: В ближайшие годы начнется выход на пенсию самозанятого населения, сегодня оно составляет 2,6 млн.чел., или треть от всего занятого населения в Казахстане. Большинство из них вообще не имеют пенсионных накоплений
28.01.2011 / политика и общество

Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 27 января

Сегодня в Мажилисе под председательством Айткуль Самаковой состоялось заседание Социального совета при парламентской фракции НДП "Нур Отан".
Тема: "Накопительная пенсионная система Республики Казахстан: состояние и развитие".
Открывая первое в 2011 году заседание Социального совета, его председатель Айткуль Самакова отметила: (тезисы)
"Накопительная пенсионная система действует в Казахстане с 1998 года, с начала пенсионной реформы, в результате которой поменялась модель пенсионного обеспечения населения. Суть перемен в планомерном переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения, основанного на солидарности поколений, к накопительной пенсионной системе, основанной на индивидуальных пенсионных сбережениях в накопительных пенсионных фондах за счет обязательных пенсионных взносов.
В результате реформы в настоящее время в Казахстане действуют, как известно, три пенсионные системы:
- полностью солидарная система – для пенсионеров, состоявшихся по состоянию на 1 января 1998 года;
- смешанная система – для пенсионеров, которым пенсии были назначены после 1 января 1998 года и назначаются по настоящее время;
- накопительная система – для тех, кто не имел (или имел менее чем полугодовой) стаж работы на 1 января 1998 года.
Теперь каждый работающий сам заботится о своей будущей пенсии. Размер пенсии зависит от величины пенсионных накоплений, т.е. от того, как человек работал и сколько зарабатывал.
С внедрением накопительной пенсионной системы актуальным стал вопрос пенсионного страхования. Пенсионное страхование или, как еще говорят, пенсионный аннуитет – это пожизненные периодические страховые выплаты в виде пенсии из страховой компании, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов.
У каждого казахстанца, достигшего 55-летнего возраста (независимо от пола), есть два варианта, как распорядиться своими пенсионными накоплениями.
Первый вариант – передать накопления в страховую (аннуитетную) компанию и заключить с ней договор на пожизненные страховые выплаты в виде пенсии. Таким образом, если у него есть стаж работы до 1998 года, то он будет получать и солидарную пенсию, и пожизненную пенсию из страховой компании.
Второй вариант – дождаться официального пенсионного возраста и тогда уже выбрать – получать пожизненную пенсию через пенсионный аннуитет или забирать накопления из накопительного пенсионного фонда, пока они не закончатся.
Как считают эксперты, в перспективе пенсионные аннуитеты могут стать одним из основных элементов пенсионного обеспечения в Казахстане. В то же время наши люди еще только присматриваются к пенсионному страхованию. Население еще слабо информировано о преимуществах пенсионного страхования, и, вообще, так называемая, "страховая культура" у нас не на очень высоком уровне.
По пенсионному страхованию возникает много вопросов.
Например, сохранность накоплений пенсионных фондов государством гарантируется, а пенсионных накоплений, находящихся в страховой компании – нет.
Если у вкладчика нет достаточных накоплений в пенсионном фонде, он не сможет купить пенсионную ренту (аннуитет), и таких сегодня большинство. Согласно данным Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, на 1 августа 2010 года общие пенсионные накопления казахстанцев составили порядка 2,5 триллиона тенге, а общее количество вкладчиков – 7,8 миллиона человек. То есть, в среднем, на одного вкладчика приходится примерно 320 тыс.тенге. Необходимый минимум накоплений в пенсионном фонде для получения страховой пенсии в разы больше этой суммы, в этом году он составляет 2,5 млн.тенге для мужчин и 3 млн.тенге для женщин. Получается, что пожизненный аннуитет доступен только для обеспеченных людей.
В ближайшие годы начнется выход на пенсию самозанятого населения, сегодня оно составляет 2,6 млн.чел., или треть от всего занятого населения в Казахстане. Большинство из них вообще не имеют пенсионных накоплений. Самозанятых ожидает базовая пенсия, которая в этом году составляет 8 тыс.тенге. Надо принимать срочные меры по легализации самозанятых и охвату их системой пенсионного обеспечения и страхования или предусматривать социальные программы для тех, кто не заработал себе на старость.
Это далеко не все проблемы пенсионного страхования, но их надо решать, так как в этом заинтересованы все вкладчики".
Об этапах становления национальной пенсионной системы рассказала депутат Мажилиса Ольга Киколенко (тезисы):
"Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан – одна из важнейших социальных гарантий, закрепленных в Конституции.
В нашей стране система пенсионного обеспечение начала работать с 1940 года, тогда расходы государства на социальное обеспечение составили 4,5 миллионов рублей, а в 1950 году – 16,2 миллионов рублей. За счет социального страхования и социального обеспечения получали пенсии инвалиды Отечественной войны, инвалиды труда, семьи погибших, назначались пенсии по старости, по случаю утраты кормильца, временной нетрудоспособности, получали пособия многодетные одинокие матери и др. Однако, в то время государственное пенсионное обеспечение еще не распространялось на работников колхозов и совхозов. Но уже с 1965 года по 1995 годы пенсионное обеспечение в Республике Казахстан работало стабильно по всей стране на солидарной пенсионной системе.
В конце прошлого столетия проблемы пенсионного обеспечения приобрели особую остроту. Причиной тому стали с одной стороны переход к механизмам рыночной экономики, с другой – социально-демографические факторы, присущие Казахстану в 90-х годах прошлого столетия.
В условиях действовавшей солидарной пенсионной системы высокие темпы роста инфляции и безработицы среди населения, падение объемов ВВП, острый бюджетный дефицит стали причинами появления и увеличения задолженностей по выплате пенсий и невозможности обеспечить даже минимального уровня социальных гарантий. Таким образом, становилась очевидной неустойчивость распределительной системы пенсионного обеспечения, основанной на солидарности поколений.
На проблемы, связанные с недостаточным финансированием необходимых пенсионных расходов, наслаивались демографические. Некоторые из них были связаны с деформированием возрастной структуры населения и ускорением процессов старения населения в результате сокращения рождаемости на фоне увеличения средней продолжительности жизни казахстанцев.
Рост уровня безработицы и распространение неформальной и неполной занятости привели к негативным сдвигам на рынке труда для успешного существования распределительной системы необходимо, чтобы на одного пенсионера приходилось как минимум десять работающих человек. В целях снижения прогнозируемого роста и чрезмерного усиления пенсионной нагрузки на работающее население, предупреждения ухудшения уровня жизни как работающих, так и пенсионеров, обеспечения в будущем бесперебойной выплаты пенсий Правительством Республики Казахстан в качестве альтернативного пути решения данной назревшей проблемы было проведено реформирование пенсионной системы.
Современная пенсионная система Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда Правительство Республики Казахстан одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы.
Более чем 12-летний казахстанский опыт реформирования пенсионного обеспечения уже показал свои успехи и недостатки. В стране действует смешанная пенсионная система: новая накопительная и старая государственной распорядительная (или солидарная), которая по предложениям специалистов, должна изжить себя к 2043 году. Суть реформы заключается в постепенном отказе от солидарной схемы в пользу накопительной. В этих условиях сохранить и преумножить, а соответственно обеспечить безбедную старость гарантирует не только государства, но и частные накопительные пенсионные фонды.
За эти годы в Закон Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" внесено около 43 раза изменений и дополнений.
В настоящее время в стране живут около 1,6 миллиона пенсионеров, которым назначена и выплачивается пенсия.
Только благодаря введению базовой пенсии и соответственному увеличению по трем последним годам в рамках Послания Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева на 25-25-30%, соответственно, пенсии состоявшимся пенсионерам значительно пересмотрены в сторону увеличения.
Но вместе с тем, от этой категории граждан постоянно поступают обращения по проблеме социальной справедливости, то есть об их более значительном вкладе в пенсионный фонд нежели сегодня идет выплата виде минимальной пенсии. То есть большой стаж – до 40 лет, высокая заработанная плата, но в результате – совершенно несоответствующая пенсионная выплата. Нам часто приходится слышать такие претензии в сельских местностях.
Пенсионеры сравнивают себя с нынешними уходящими на пенсию по профессиям, по месту жительства.
Данные вопросы возникают у граждан по причине социальной несправедливости.
Но меня и моих коллег – депутатов, а также наших избирателей волнует пенсионное обеспечение не только состоявшегося, но и будущего поколения. Так как 10%-ные отчисления к моменту выхода на пенсию могут оказаться не достаточными для обеспечения достойной старости. А отчисления самозанятых и безработных граждан практически не гарантируют их будущего.
В связи с этим, Социальным советом при фракции НДП "Нур Отан" Мажилиса Парламента подготовлен информационный материал о состоянии накопительных пенсионных фондов в Республике Казахстан и о ходе развития накопительной пенсионной системы в нашей стране, а также подготовлена презентация о государственной аннуитетной компании.
Сегодня уже очевидно, что ситуация требует тщательного изучения с целью внесения изменений в действующую законодательную базу, которые снимут проблемы социальной несправедливости и обеспечат конкретную социальную гарантию старости в будущем".
Текущее состояние накопительной пенсионной системы Республики Казахстан. Эта тема прозвучала в докладах заместителя Председателя Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Мурата Байсынова и директора Департамента ценных бумаг АФН Марии Хаджиевой.
По информации АФН, на 1 января т.г. в Казахстане функционирует 13 НПФ.
Четыре крупнейших пенсионных фонда: АО "НПФ "Народного Банка Казахстана", АО "НПФ "ГНПФ", АО "НПФ "ҰларҮміт" и АО "НПФ "БТА Казахстан" занимают 70% пенсионной системы.
Агентством в целях совершенствования регулирования накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан приняты следующие меры:
ü В качестве временной меры введены нормы, обязывающие НПФ увеличить долю ГЦБ в инвестиционном портфеле (с 01.04.09г. – до 20%, с 01.10.09г. – до 30%). В настоящее время предусмотрена возможность поэтапного снижения доли ГЦБ (с 01.01.11г. – 25%, с 01.04.11г. – 20%).
ü Установлено требование по проведению тестов на обесценение ценных бумаг.
ü Предусмотрено требование по формированию резервов (провизий) на покрытие возможных потерь от обесценения ценных бумаг и по возмещению отрицательной разницы по коэффициенту номинального дохода к2.
ü Усовершенствована методика оценки пенсионных активов в части установления порядка определения справедливой стоимости неликвидных долговых ценных бумаг, а также стоимости акций при отсутствии по ним активного рынка.
ü Установлены лимиты инвестирования пенсионных активов НПФ с учетом объема пенсионных активов в финансовые инструменты:
- выпущенные одним эмитентом с 01.01.11г. менее 8% для НПФ пенсионные активы, которого превышают 130 млрд.тенге размер инвестиций, и для остальных НПФ менее 10%;
- выпущенные аффилиированными лицами для НПФ активы, которого превышают 130 млрд.тенге размер инвестиций должен составлять с 01.01.12г. менее 5% и для остальных НПФ менее 7%.
Кроме того:
ü Усовершенствованы требования к системе управления рисками в НПФ и ООИУПА в части создания механизмов управления рисками, связанными с возникновением конфликта интересов.
ü Конкретизированы требования к информации о состоянии пенсионных накоплений вкладчика (получателя), которая должна представляться ему по запросу на любую запрашиваемую дату.
ü Установлены ограничения на совершение сделок за счет пенсионных и собственных активов НПФ (ООИУПА) с афилиированными лицами НПФ (ООИУПА).
ü Уточнен порядок передачи пенсионных активов и обязательств по договорам о пенсионном обеспечении НПФ, лишенного лицензии, а также определены требования которым должен соответствовать НПФ, принимающий пенсионные активы и обязательства НПФ, лишенного лицензии.
ü 25 января текущего года утвержден Правительством Республики Казахстан План мероприятий по реализации "Дорожная карта по развитию накопительной пенсионной системой и рынка ценных бумаг Республики Казахстан".
По словам вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Асель Нусуповой, которая также выступила на заседании с докладом, на сегодня население нашей республики недостаточно охвачено накопительной пенсионной системой. Из 8 миллионов занятых человек лишь 5,5 миллиона регулярно отчисляют пенсионные взносы, то есть где-то около 70% занятого населения участвует в накопительной пенсионной системе. То есть 30% занятого населения выпало из накопительной пенсионной системы, не говоря о людях, которые вообще не заняты.
Одной из проблем накопительной пенсионной системы является нерегулярность уплаты взносов. До 40% мужчин и до 36% женщин отчисляют пенсионные взносы менее 10 раз в год. Это тоже является показателем недостаточного участия населения в накопительной пенсионной системе. Но самая большая проблема – это низкий уровень доходов плательщиков пенсионных взносов, – сообщила А. Нусупова.
С презентацией деятельности "АО "Компания по страхованию жизни "Государственная аннуитетная компания" выступил председатель правления АО "Компания по страхованию жизни "Государственная аннуитетная компания" Нуржан Алимухамбетов:
• ГАК создана в 2004 году
• единственным акционером Компании является государство
• права владения и пользования госпакетом акций принадлежат Министерству труда и социальной защиты населения РК
Цели создания ГАК:
- содействие реализации Закона Республики Казахстан "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей".
- обеспечение реализации прав граждан на пенсионное обеспечение из страховых организаций на основе договоров пенсионного аннуитета в соответствии с Законом Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан";
- развитие и продвижение на страховом рынке страны различных аннуитетных продуктов и продуктов накопительного страхования жизни.
* * *
По итогам обсуждения были выработаны рекомендации, направленные на развитие накопительной пенсионной системы в республике.

-----

В РК только 70% занятого населения участвует в накопительной пенсионной системе – МТСЗН
АСТАНА. 27 января. КАЗИНФОРМ /Серик Сабеков/

На сегодня население нашей республики недостаточно охвачено накопительной пенсионной системой. Об этом заявила в ходе заседания Социального совета фракции НДП "Нур Отан" в Мажилисе Парламента РК по вопросам накопительной пенсионной системы вице-министр труда и социальной защиты населения РК Асель Нусупова.
"Из 8 миллионов занятых человек 5,5 миллиона отчисляют регулярно пенсионные взносы, то есть где-то около 70% занятого населения у нас участвует в накопительной пенсионной системе", – отметила она.
Как подчеркнула А. Нусупова, получается, что из занятого населения 30% выпало из накопительной пенсионной системы, не говоря о людях, которые вообще не заняты.

-----

Минтруда РК намерено вовлечь в пенсионную систему "самозанятых" лиц
АСТАНА. 27 января. КАЗИНФОРМ /Серик Сабеков/

Мы будем стараться вовлекать в пенсионную систему "самозанятых" лиц, которые работают на индивидуальных предприятиях и имеют упрощенный налоговый режим, заявила в ходе заседания социального совета фракции НДП "Нур Отан" в Мажилисе Парламента РК по вопросам накопительной пенсионной системы вице-министр труда и социальной защиты населения РК Асель Нусупова.
"По ним мы сейчас предпринимаем совместные меры и ведем работу на уровне Минфина и Национального банка", – отметила вице-министр.
Как подчеркнула А.Нусупова, у нас до сих пор плательщики пенсионных взносов – это работники крупных и стабильных средних предприятий.

----

Одной из проблем накопительной пенсионной системы является нерегулярность оплаты взносов – МТСЗН РК
АСТАНА. 27 января. КАЗИНФОРМ /Серик Сабеков/

Сегодня одной из проблем накопительной пенсионной системы является нерегулярность оплаты взносов. Об этом сегодня заявила в ходе заседания социального совета фракции НДП "Нур Отан" в Мажилисе Парламента РК вице-министр труда и социальной защиты населения РК Асель Нусупова.
По ее словам, на сегодня до 40% мужчин и до 36% женщин отчисляют пенсионные взносы менее 10 раз в год.
"Это тоже является показателем недостаточного участия населения в накопительной пенсионной системе. Но самая большая проблема – это низкий уровень доходов плательщиков пенсионных взносов", – отметила А. Нусупова.
Как подчеркнула вице-министр, из-за того, что у нас имеется огромное количество самозанятых в экономике и граждан, работающих на упрощенных налоговых режимах, сложилась такая картина, что плательщики, которые перечисляют деньги на накопительные пенсионные взносы, имеют доход ниже минимальной заработной платы.
"Это где-то 23% мужчин и 25% женщин трудоспособного возраста", – заключила А. Нусупова.

------

Деятельность накопительных пенсионных фондов не обеспечила реальные доходы вкладчиков – вице-министр труда РК
АСТАНА. 27 января. КАЗИНФОРМ /Серик Сабеков/

Деятельность накопительных пенсионных фондов у нас не обеспечила реальные доходы вкладчиков. Об этом сегодня заявила в ходе заседания социального совета фракции НДП "Нур Отан" в Мажилисе Парламента РК вице-министр труда и социальной защиты населения РК Асель Нусупова.
По ее словам, за 5 лет доходность НПФ в полтора раза меньше, чем совокупный уровень инфляции и соотносится примерно как 44% к 62%.
"То есть это говорит о том, что средний вкладчик, который начал отчислять взносы в 1998 году, получает накопления при достижении пенсионного возраста, которые в реальном выражении на 16% меньше, чем то, что он перечислил", – отметила А.Нусупова.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.01.2011
Построим будущее вместе! 31.01.2011
Глава государства принял участие в торжественной церемонии открытия 7-х зимних Азиатских игр 31.01.2011
Состоялось заседание Правительства РК под председательством Карима Масимова 31.01.2011
"Это нужно всем и каждому во имя процветания и благополучия нашей общей Родины – Республики Казахстан" 31.01.2011
"К новым победам – с Нурсултаном и "Нур Отаном"! 31.01.2011
"Я думаю, что на 90% референдум будет назначен" 31.01.2011
Стиль казахстанского Президента 31.01.2011
В контексте продвинутого партнерства 31.01.2011
Состоялось заседание инспекции Совета безопасности 31.01.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
06.10.24 Воскресенье
86. ОКШИН Юрий
82. МАРДАНОВ Камалбай
77. АКИЖАНОВ Балхаш
74. БАЙМУХАМБЕТОВ Максут
72. БЕРТИСБАЕВ Несипкул
70. СИНИЦИН Сергей
68. КЕРИМКУЛОВ Тулеген
67. НАЙЗАБЕКОВ Абдрахман
66. АЛТАЕВА Алия
65. КАСЕНОВА Гульнар
63. АРЫНГАЗИН Аскар
62. СЫДЫКОВ Серик
60. КЕРЕЙБАЕВ Мухтар
60. СМАЙЛОВ Аскар
58. ИДРИСОВ Мухтар
...>>>
07.10.24 Понедельник
82. НАЗАРЕНКО Петр
76. СУЛЕЙМЕНОВ Калкаман
72. ПУТИН Владимир
71. МАМЫТОВ Булытбай
71. ШОКАМАНОВ Юрий
66. ТАШЕНОВА Алмаз
66. ТУРАКЕЛЬДИЕВ Болат
65. АХМЕТОВ Рашит
65. ЖАКУПОВ Рашид
62. АЛПЫСБЕКОВА Гульнар
62. ЧЕРНЕГА Тарас
59. КАЙСАРОВ Уалихан
58. ВОЛКОВА Елена
58. ДУНАЕВ Арман
57. САДЫКУЛОВ Ануар
...>>>
08.10.24 Вторник
76. УЗАКОВ Ясин
75. ЖАКЕНОВ Серикжан
73. ГАЙНУЛИН Раис
73. КУЛКЕНОВ Мереке
71. СЕРЕБРЯКОВ Юрий
69. СУИНДИКОВ Жанабай
69. УМАНОВ Борис
66. ФЕЛЬД Евгений
62. БАЙЖАНОВ Ерлан
59. АБДИКАЛИКОВ Канат
59. СОЛОДЧЕНКО Роман
53. АБИЛЬДА Талгат
53. ЖОЛАМАНОВ Аскар
53. ИСКАКОВ Ерлан
49. АБДУЛЛАЕВ Серик
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz