Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 27 января
Сегодня в Мажилисе под председательством Айткуль Самаковой состоялось заседание Социального совета при парламентской фракции НДП "Нур Отан". Тема: "Накопительная пенсионная система Республики Казахстан: состояние и развитие". Открывая первое в 2011 году заседание Социального совета, его председатель Айткуль Самакова отметила: (тезисы) "Накопительная пенсионная система действует в Казахстане с 1998 года, с начала пенсионной реформы, в результате которой поменялась модель пенсионного обеспечения населения. Суть перемен в планомерном переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения, основанного на солидарности поколений, к накопительной пенсионной системе, основанной на индивидуальных пенсионных сбережениях в накопительных пенсионных фондах за счет обязательных пенсионных взносов. В результате реформы в настоящее время в Казахстане действуют, как известно, три пенсионные системы: - полностью солидарная система – для пенсионеров, состоявшихся по состоянию на 1 января 1998 года; - смешанная система – для пенсионеров, которым пенсии были назначены после 1 января 1998 года и назначаются по настоящее время; - накопительная система – для тех, кто не имел (или имел менее чем полугодовой) стаж работы на 1 января 1998 года. Теперь каждый работающий сам заботится о своей будущей пенсии. Размер пенсии зависит от величины пенсионных накоплений, т.е. от того, как человек работал и сколько зарабатывал. С внедрением накопительной пенсионной системы актуальным стал вопрос пенсионного страхования. Пенсионное страхование или, как еще говорят, пенсионный аннуитет – это пожизненные периодические страховые выплаты в виде пенсии из страховой компании, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов. У каждого казахстанца, достигшего 55-летнего возраста (независимо от пола), есть два варианта, как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Первый вариант – передать накопления в страховую (аннуитетную) компанию и заключить с ней договор на пожизненные страховые выплаты в виде пенсии. Таким образом, если у него есть стаж работы до 1998 года, то он будет получать и солидарную пенсию, и пожизненную пенсию из страховой компании. Второй вариант – дождаться официального пенсионного возраста и тогда уже выбрать – получать пожизненную пенсию через пенсионный аннуитет или забирать накопления из накопительного пенсионного фонда, пока они не закончатся. Как считают эксперты, в перспективе пенсионные аннуитеты могут стать одним из основных элементов пенсионного обеспечения в Казахстане. В то же время наши люди еще только присматриваются к пенсионному страхованию. Население еще слабо информировано о преимуществах пенсионного страхования, и, вообще, так называемая, "страховая культура" у нас не на очень высоком уровне. По пенсионному страхованию возникает много вопросов. Например, сохранность накоплений пенсионных фондов государством гарантируется, а пенсионных накоплений, находящихся в страховой компании – нет. Если у вкладчика нет достаточных накоплений в пенсионном фонде, он не сможет купить пенсионную ренту (аннуитет), и таких сегодня большинство. Согласно данным Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, на 1 августа 2010 года общие пенсионные накопления казахстанцев составили порядка 2,5 триллиона тенге, а общее количество вкладчиков – 7,8 миллиона человек. То есть, в среднем, на одного вкладчика приходится примерно 320 тыс.тенге. Необходимый минимум накоплений в пенсионном фонде для получения страховой пенсии в разы больше этой суммы, в этом году он составляет 2,5 млн.тенге для мужчин и 3 млн.тенге для женщин. Получается, что пожизненный аннуитет доступен только для обеспеченных людей. В ближайшие годы начнется выход на пенсию самозанятого населения, сегодня оно составляет 2,6 млн.чел., или треть от всего занятого населения в Казахстане. Большинство из них вообще не имеют пенсионных накоплений. Самозанятых ожидает базовая пенсия, которая в этом году составляет 8 тыс.тенге. Надо принимать срочные меры по легализации самозанятых и охвату их системой пенсионного обеспечения и страхования или предусматривать социальные программы для тех, кто не заработал себе на старость. Это далеко не все проблемы пенсионного страхования, но их надо решать, так как в этом заинтересованы все вкладчики". Об этапах становления национальной пенсионной системы рассказала депутат Мажилиса Ольга Киколенко (тезисы): "Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан – одна из важнейших социальных гарантий, закрепленных в Конституции. В нашей стране система пенсионного обеспечение начала работать с 1940 года, тогда расходы государства на социальное обеспечение составили 4,5 миллионов рублей, а в 1950 году – 16,2 миллионов рублей. За счет социального страхования и социального обеспечения получали пенсии инвалиды Отечественной войны, инвалиды труда, семьи погибших, назначались пенсии по старости, по случаю утраты кормильца, временной нетрудоспособности, получали пособия многодетные одинокие матери и др. Однако, в то время государственное пенсионное обеспечение еще не распространялось на работников колхозов и совхозов. Но уже с 1965 года по 1995 годы пенсионное обеспечение в Республике Казахстан работало стабильно по всей стране на солидарной пенсионной системе. В конце прошлого столетия проблемы пенсионного обеспечения приобрели особую остроту. Причиной тому стали с одной стороны переход к механизмам рыночной экономики, с другой – социально-демографические факторы, присущие Казахстану в 90-х годах прошлого столетия. В условиях действовавшей солидарной пенсионной системы высокие темпы роста инфляции и безработицы среди населения, падение объемов ВВП, острый бюджетный дефицит стали причинами появления и увеличения задолженностей по выплате пенсий и невозможности обеспечить даже минимального уровня социальных гарантий. Таким образом, становилась очевидной неустойчивость распределительной системы пенсионного обеспечения, основанной на солидарности поколений. На проблемы, связанные с недостаточным финансированием необходимых пенсионных расходов, наслаивались демографические. Некоторые из них были связаны с деформированием возрастной структуры населения и ускорением процессов старения населения в результате сокращения рождаемости на фоне увеличения средней продолжительности жизни казахстанцев. Рост уровня безработицы и распространение неформальной и неполной занятости привели к негативным сдвигам на рынке труда для успешного существования распределительной системы необходимо, чтобы на одного пенсионера приходилось как минимум десять работающих человек. В целях снижения прогнозируемого роста и чрезмерного усиления пенсионной нагрузки на работающее население, предупреждения ухудшения уровня жизни как работающих, так и пенсионеров, обеспечения в будущем бесперебойной выплаты пенсий Правительством Республики Казахстан в качестве альтернативного пути решения данной назревшей проблемы было проведено реформирование пенсионной системы. Современная пенсионная система Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда Правительство Республики Казахстан одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы. Более чем 12-летний казахстанский опыт реформирования пенсионного обеспечения уже показал свои успехи и недостатки. В стране действует смешанная пенсионная система: новая накопительная и старая государственной распорядительная (или солидарная), которая по предложениям специалистов, должна изжить себя к 2043 году. Суть реформы заключается в постепенном отказе от солидарной схемы в пользу накопительной. В этих условиях сохранить и преумножить, а соответственно обеспечить безбедную старость гарантирует не только государства, но и частные накопительные пенсионные фонды. За эти годы в Закон Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" внесено около 43 раза изменений и дополнений. В настоящее время в стране живут около 1,6 миллиона пенсионеров, которым назначена и выплачивается пенсия. Только благодаря введению базовой пенсии и соответственному увеличению по трем последним годам в рамках Послания Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева на 25-25-30%, соответственно, пенсии состоявшимся пенсионерам значительно пересмотрены в сторону увеличения. Но вместе с тем, от этой категории граждан постоянно поступают обращения по проблеме социальной справедливости, то есть об их более значительном вкладе в пенсионный фонд нежели сегодня идет выплата виде минимальной пенсии. То есть большой стаж – до 40 лет, высокая заработанная плата, но в результате – совершенно несоответствующая пенсионная выплата. Нам часто приходится слышать такие претензии в сельских местностях. Пенсионеры сравнивают себя с нынешними уходящими на пенсию по профессиям, по месту жительства. Данные вопросы возникают у граждан по причине социальной несправедливости. Но меня и моих коллег – депутатов, а также наших избирателей волнует пенсионное обеспечение не только состоявшегося, но и будущего поколения. Так как 10%-ные отчисления к моменту выхода на пенсию могут оказаться не достаточными для обеспечения достойной старости. А отчисления самозанятых и безработных граждан практически не гарантируют их будущего. В связи с этим, Социальным советом при фракции НДП "Нур Отан" Мажилиса Парламента подготовлен информационный материал о состоянии накопительных пенсионных фондов в Республике Казахстан и о ходе развития накопительной пенсионной системы в нашей стране, а также подготовлена презентация о государственной аннуитетной компании. Сегодня уже очевидно, что ситуация требует тщательного изучения с целью внесения изменений в действующую законодательную базу, которые снимут проблемы социальной несправедливости и обеспечат конкретную социальную гарантию старости в будущем". Текущее состояние накопительной пенсионной системы Республики Казахстан. Эта тема прозвучала в докладах заместителя Председателя Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Мурата Байсынова и директора Департамента ценных бумаг АФН Марии Хаджиевой. По информации АФН, на 1 января т.г. в Казахстане функционирует 13 НПФ. Четыре крупнейших пенсионных фонда: АО "НПФ "Народного Банка Казахстана", АО "НПФ "ГНПФ", АО "НПФ "ҰларҮміт" и АО "НПФ "БТА Казахстан" занимают 70% пенсионной системы. Агентством в целях совершенствования регулирования накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан приняты следующие меры: ü В качестве временной меры введены нормы, обязывающие НПФ увеличить долю ГЦБ в инвестиционном портфеле (с 01.04.09г. – до 20%, с 01.10.09г. – до 30%). В настоящее время предусмотрена возможность поэтапного снижения доли ГЦБ (с 01.01.11г. – 25%, с 01.04.11г. – 20%). ü Установлено требование по проведению тестов на обесценение ценных бумаг. ü Предусмотрено требование по формированию резервов (провизий) на покрытие возможных потерь от обесценения ценных бумаг и по возмещению отрицательной разницы по коэффициенту номинального дохода к2. ü Усовершенствована методика оценки пенсионных активов в части установления порядка определения справедливой стоимости неликвидных долговых ценных бумаг, а также стоимости акций при отсутствии по ним активного рынка. ü Установлены лимиты инвестирования пенсионных активов НПФ с учетом объема пенсионных активов в финансовые инструменты: - выпущенные одним эмитентом с 01.01.11г. менее 8% для НПФ пенсионные активы, которого превышают 130 млрд.тенге размер инвестиций, и для остальных НПФ менее 10%; - выпущенные аффилиированными лицами для НПФ активы, которого превышают 130 млрд.тенге размер инвестиций должен составлять с 01.01.12г. менее 5% и для остальных НПФ менее 7%. Кроме того: ü Усовершенствованы требования к системе управления рисками в НПФ и ООИУПА в части создания механизмов управления рисками, связанными с возникновением конфликта интересов. ü Конкретизированы требования к информации о состоянии пенсионных накоплений вкладчика (получателя), которая должна представляться ему по запросу на любую запрашиваемую дату. ü Установлены ограничения на совершение сделок за счет пенсионных и собственных активов НПФ (ООИУПА) с афилиированными лицами НПФ (ООИУПА). ü Уточнен порядок передачи пенсионных активов и обязательств по договорам о пенсионном обеспечении НПФ, лишенного лицензии, а также определены требования которым должен соответствовать НПФ, принимающий пенсионные активы и обязательства НПФ, лишенного лицензии. ü 25 января текущего года утвержден Правительством Республики Казахстан План мероприятий по реализации "Дорожная карта по развитию накопительной пенсионной системой и рынка ценных бумаг Республики Казахстан". По словам вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Асель Нусуповой, которая также выступила на заседании с докладом, на сегодня население нашей республики недостаточно охвачено накопительной пенсионной системой. Из 8 миллионов занятых человек лишь 5,5 миллиона регулярно отчисляют пенсионные взносы, то есть где-то около 70% занятого населения участвует в накопительной пенсионной системе. То есть 30% занятого населения выпало из накопительной пенсионной системы, не говоря о людях, которые вообще не заняты. Одной из проблем накопительной пенсионной системы является нерегулярность уплаты взносов. До 40% мужчин и до 36% женщин отчисляют пенсионные взносы менее 10 раз в год. Это тоже является показателем недостаточного участия населения в накопительной пенсионной системе. Но самая большая проблема – это низкий уровень доходов плательщиков пенсионных взносов, – сообщила А. Нусупова. С презентацией деятельности "АО "Компания по страхованию жизни "Государственная аннуитетная компания" выступил председатель правления АО "Компания по страхованию жизни "Государственная аннуитетная компания" Нуржан Алимухамбетов: • ГАК создана в 2004 году • единственным акционером Компании является государство • права владения и пользования госпакетом акций принадлежат Министерству труда и социальной защиты населения РК Цели создания ГАК: - содействие реализации Закона Республики Казахстан "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей". - обеспечение реализации прав граждан на пенсионное обеспечение из страховых организаций на основе договоров пенсионного аннуитета в соответствии с Законом Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан"; - развитие и продвижение на страховом рынке страны различных аннуитетных продуктов и продуктов накопительного страхования жизни. * * * По итогам обсуждения были выработаны рекомендации, направленные на развитие накопительной пенсионной системы в республике.
-----
В РК только 70% занятого населения участвует в накопительной пенсионной системе – МТСЗН АСТАНА. 27 января. КАЗИНФОРМ /Серик Сабеков/
На сегодня население нашей республики недостаточно охвачено накопительной пенсионной системой. Об этом заявила в ходе заседания Социального совета фракции НДП "Нур Отан" в Мажилисе Парламента РК по вопросам накопительной пенсионной системы вице-министр труда и социальной защиты населения РК Асель Нусупова. "Из 8 миллионов занятых человек 5,5 миллиона отчисляют регулярно пенсионные взносы, то есть где-то около 70% занятого населения у нас участвует в накопительной пенсионной системе", – отметила она. Как подчеркнула А. Нусупова, получается, что из занятого населения 30% выпало из накопительной пенсионной системы, не говоря о людях, которые вообще не заняты.
-----
Минтруда РК намерено вовлечь в пенсионную систему "самозанятых" лиц АСТАНА. 27 января. КАЗИНФОРМ /Серик Сабеков/
Мы будем стараться вовлекать в пенсионную систему "самозанятых" лиц, которые работают на индивидуальных предприятиях и имеют упрощенный налоговый режим, заявила в ходе заседания социального совета фракции НДП "Нур Отан" в Мажилисе Парламента РК по вопросам накопительной пенсионной системы вице-министр труда и социальной защиты населения РК Асель Нусупова. "По ним мы сейчас предпринимаем совместные меры и ведем работу на уровне Минфина и Национального банка", – отметила вице-министр. Как подчеркнула А.Нусупова, у нас до сих пор плательщики пенсионных взносов – это работники крупных и стабильных средних предприятий.
----
Одной из проблем накопительной пенсионной системы является нерегулярность оплаты взносов – МТСЗН РК АСТАНА. 27 января. КАЗИНФОРМ /Серик Сабеков/
Сегодня одной из проблем накопительной пенсионной системы является нерегулярность оплаты взносов. Об этом сегодня заявила в ходе заседания социального совета фракции НДП "Нур Отан" в Мажилисе Парламента РК вице-министр труда и социальной защиты населения РК Асель Нусупова. По ее словам, на сегодня до 40% мужчин и до 36% женщин отчисляют пенсионные взносы менее 10 раз в год. "Это тоже является показателем недостаточного участия населения в накопительной пенсионной системе. Но самая большая проблема – это низкий уровень доходов плательщиков пенсионных взносов", – отметила А. Нусупова. Как подчеркнула вице-министр, из-за того, что у нас имеется огромное количество самозанятых в экономике и граждан, работающих на упрощенных налоговых режимах, сложилась такая картина, что плательщики, которые перечисляют деньги на накопительные пенсионные взносы, имеют доход ниже минимальной заработной платы. "Это где-то 23% мужчин и 25% женщин трудоспособного возраста", – заключила А. Нусупова.
------
Деятельность накопительных пенсионных фондов не обеспечила реальные доходы вкладчиков – вице-министр труда РК АСТАНА. 27 января. КАЗИНФОРМ /Серик Сабеков/
Деятельность накопительных пенсионных фондов у нас не обеспечила реальные доходы вкладчиков. Об этом сегодня заявила в ходе заседания социального совета фракции НДП "Нур Отан" в Мажилисе Парламента РК вице-министр труда и социальной защиты населения РК Асель Нусупова. По ее словам, за 5 лет доходность НПФ в полтора раза меньше, чем совокупный уровень инфляции и соотносится примерно как 44% к 62%. "То есть это говорит о том, что средний вкладчик, который начал отчислять взносы в 1998 году, получает накопления при достижении пенсионного возраста, которые в реальном выражении на 16% меньше, чем то, что он перечислил", – отметила А.Нусупова. |