Пресс-служба Министерства юстиции, 21 февраля
(по выступлению официального представителя Минюста Ерболата Ерімбет на традиционном брифинге)
Как известно, Глава государства в своем Послании народу Казахстана "Построим будущее вместе!" отметил, что Закон "О государственном контроле и надзоре" был принят впервые. Установлены единые для всех государственных органов принципы и порядок проведения контроля. Это сделано для того, чтобы еще больше снизить административное давление на бизнес. Данным законом предусмотрено формирование единой правовой основы, для общего регулирования вопросов осуществления контрольно-надзорной деятельности государственных органов и закрепление ее основных принципов. Закон разграничивает понятия контроля и надзора, и их последствий. Отличительным признаком надзора является установленная законами возможность госорганов по применению правоограничительных мер оперативного реагирования без возбуждения административного производства (п.1 ст.9 Закона). К ним относятся: приостановление или запрещение деятельности, запрет на ввоз объектов, изъятие продукции и товаров на основании акта госоргана. В отличие от надзора, при контроле госорганы вправе будут лишь возбуждать административное производство или инициировать исковые заявления в суд. Закон четко регулирует порядок проверки предпринимателей, что не дает государственным органам необоснованно вмешиваться в бизнес. А именно прописывается вся регламентация проверок: виды, основания, период, сроки, оформление, кратность, последствия, права и обязанности как проверяющих, так и проверяемых субъектов. Законом установлены плановые и внеплановые виды проверок (ст.16 Закона). При этом плановая проверка проводится в соответствии с системой оценки рисков. Данная система предполагает проведение проверок с определенной периодичностью: при высокой степени риска – один раз в год; при средней степени риска – один раз в три года; при незначительной степени риска – один раз в пять лет (ст.13 Закона). Внеплановые проверки, как правило, заранее не запланированы и проводятся при наличии предусмотренных в законе конкретных оснований (п.7 ст.16 Закона). Следует отметить, что данный закон не регулирует отношения, возникающие при проведении таможенных проверок, оперативно-розыскных мероприятий, проверок в рамках возбужденных уголовных дел, и не распространяется на осуществление контроля и надзора, связанного соблюдением антимонопольного, бюджетного законодательств и др. Законом внедряются также следующие основные положения: - акт о результатах проверки проверяющие теперь должны вручить проверяемому субъекту в день ее окончания (ст. 26 Закона); - запрещаются изъятие и выемка подлинных бухгалтерских и иных документов (ст. 24 Закона).Такая мера производится только в соответствии с нормами УПК и КоАП. - определены основания, по которым проверка может быть признана недействительной (отсутствие оснований проведения проверки, отсутствие акта о назначении проверки, несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки, назначение государственными органами проверок по вопросам, не входящим в их компетенцию и т.д.). Основной гарантией для субъектов предпринимательства является то, что теперь правоохранительные органы могут проводить контрольные и надзорные мероприятия только в рамках оперативно-розыскной деятельности, уголовного преследования, административного производства и (или) реализации регулятивных функций, а также в иных случаях, предусмотренных законами страны (ст.5 Закона). Теперь это все систематизировано в одном законе.
База законопроектов В Стратегическом плане развития Казахстана до 2020 года отмечается о необходимости совершенствования законодательства и нормотворчества. В этой связи, на веб-сайте Министерства юстиции (www.minjust.kz) функционирует интернет-версия "Базы законопроектов", в которой содержится свыше 80-ти проектов законов. Теперь каждому желающему появилась возможность не только ознакомиться с текстами проектов законов, а оставлять свои предложения и комментарии, которые будут рассмотрены компетентными сотрудниками. Данная мера направлена на обеспечение более широкого привлечения общественности для открытого обсуждения принимаемых законов в стране.
Документирование Органами юстиции с 21 февраля текущего года возобновлены услуги по ускоренному изготовлению паспортов и удостоверений личности. Указанные услуги оказываются на платной основе по трем категориям срочности: первая – 7 рабочих дней (сумма госпошлины – 1989 тенге), вторая – 10 рабочих дней (сумма госпошлины – 904 тенге), третья – 15 рабочих дней (сумма госпошлины – 563 тенге). Оплату государственной пошлины за ускоренное изготовление документов можно произвести в любом банке, а также в ЦОНах. Для оформления документов гражданам необходимо обращаться в подразделения документирования и регистрации населения, расположенные в ЦОНах. Напоминаем, что оказание услуг по ускоренному изготовлению документов временно было приостановлено в августе прошлого года из-за резкого увеличения поступающих заявок на изготовление документов (в два раза больше чем в 2009 году). Это было связано с активной работой по обмену документов без ИИН (за прошлый год ИИН присвоен 1 млн. 200 тыс. граждан), а также введением "электронных" документов нового образца. Для обеспечения своевременного изготовления документов Министерством юстиции приобретено дополнительное оборудование, что позволило повысить производительность в полтора раза. Если ранее завод-изготовитель имел возможность производить не более 10 тыс. документов в день, то сейчас производительность выросла до 16 тыс. удостоверений личности и паспортов. Налажена бесперебойная поставка бланочной продукции. С начала этого года бланки удостоверений личности и паспортов поставляются исключительно РГП "Банкнотная фабрика Национального Банка". Принятыми мерами ситуацию по несвоевременному изготовлению документов на сегодняшний день удалось стабилизировать. Впредь все граждане будут получать свои документы в строго установленные законом сроки. Для справки: сейчас завод-изготовитель завершает выпуск документов, заявки на получение которых подавались гражданами в декабре 2010 года. За 2010 год изготовлено 1 млн. 960 тыс. удостоверений личности и 558 тыс. 004 паспортов. Наряду с этим, органами юстиции в рамках программы развития "электронного правительства" с апреля 2010 года внедрена информационная система "Регистрационный пункт "Документирование и регистрация населения" (далее – РП ДРН). Внедрение указанной системы позволило отказаться от бумажного заполнения и перейти к электронному оформлению документов, удостоверяющих личность. Услугами системы "электронного" документирования в прошлом году воспользовались свыше 1 млн. граждан. А с начала этого года практически 80 % заявок на изготовление документов поступают исключительно в электронном формате. Главным преимуществом данной системы является то, что решение о документировании гражданина принимается непосредственно при его обращении (справочно: при бумажном оформлении решение о документировании гражданина принимается в Управлении юстиции после поступления документов из ЦОН). Это в будущем позволит сократить срок изготовления документов с двух до одного месяца. С внедрением РП ДРН также будут оптимизированы процессы регистрации граждан (прописки). Так, электронная регистрация граждан будет производиться в момент обращения заявителя (справочно: при прежнем порядке регистрация производилась в течение 2-х рабочих дней). В этом году планируется внедрить процедуру – когда гражданин обратиться за регистрацией по новому место жительству, то он автоматически будет сниматься с регистрации по прежнему место жительству. Справочно: в 2010 году зарегистрировано 2 млн. 089 тыс. 478 чел., снято с регистрационного учета 597 тыс. 711 чел.
По частным судебным исполнителям Как Вам известно, теперь в Казахстане на альтернативной основе внедряется институт частного исполнения. Министерством юстиции было разработано постановление Правительства, регулирующий порядок выдачи лицензий, которое на днях будет подписано Премьер-Министром страны. Учитывая, что данное постановление вступает в силу по истечении 21 календарного дня после опубликования в средствах массовой информации, заявления на получение лицензии будут приниматься ориентировочно в конце марта или в начале апреля текущего года. Также для обеспечения прозрачности процедуры выдачи лицензии формируется комиссия, куда войдут представители общественности. |