NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 23:37 ast
21:37 msk

Истина превыше факта
Вообще понятие "доверие" – один из ключевых терминов государственной информационной политики. Государство доверяет же населению голосовать за него на выборах. Почему же население не может доверять государству в таких вопросах, как эффективное и бескорыстное управление?
31.03.2011 / политика и общество

Данияр АШИМБАЕВ, "Время", 31 марта

Историю работы нынешнего правительства можно писать по-разному. Кто-то не забудет отметить финансовый кризис, девальвацию, неудачную административную реформу, рост тарифов и цен. Кто-то напомнит, что уровень коррупции в исполнительной власти превысил все возможные показатели – два министра, председатель агентства, толпы ответсеков, вице-министров и председателей комитетов находятся либо в тюрьме, либо под следствием, либо в розыске (не считая экс-министра по ЧС, сбежавшего в Швейцарию). Это, конечно, будут критики. А продвинутый человек отметит четыре рубежных этапа – эра личного сайта премьера, эра блогомании, эра планшетникофилии и наступивший на этой неделе приход Карима МАСИМОВА в социальные сети.
Не успела отечественная публика отойти от бурного интернет-нашествия кандидатов в президенты, как премьер сообщил своим поклонникам, что открыл свои страницы на Twitter, Facebook, On.kz и Ilike.kz и отныне рассматривает их в социальных сетях "как возможность непосредственного общения с людьми во всем мире и Казахстане".
Глава правительства не смог дождаться, когда анонсированные прелести "электронного правительства" свяжут его напрямую с налогоплательщиками, подчиненными и коллегами, и решил искать их самостоятельно. Так сказать, в режиме "ручного управления" процессом.
Возникает закономерный вопрос: а где, собственно, те самые механизмы прямой связи власти и народа, в борьбе за создание которых пали миллионные бюджеты и десятки государственных программ? Надо сказать, что государственная программа – документ особый. В нем государство вроде бы берет на себя определенные обязательства по достижению неких показателей. Документом этим следует восхищаться, регулярно отчитываться о принятии всех возможных мер по реализации и рассказывать о том, какое светлое будущее ждет страну. При этом правила хорошего тона, принятые в Казахстане, настоятельно требуют от авторов и исполнителей той или иной программы – делать вид, что программа реализована полностью и эффективно, а от сторонних наблюдателей (то есть граждан-налогоплательщиков) – воздерживаться от лишних вопросов.
Возьмем, к примеру, центры обслуживания населения, существующие уже несколько лет и представляющие собой головную боль для всех, кому довелось сталкиваться с этими структурами. Недавно они перешли в ведение Министерства связи и информации. И первое, о чем заявил профильный министр, – "впечатления от похода в ЦОН, как правило, остаются не самые приятные. Первое, что предстоит сделать всем заинтересованным государственным органам, – проанализировать пакет документов, запрашиваемый ЦОНом для получения той или иной услуги, и по возможности сократить его". Кроме того, министр предложил "установить ключевые показатели эффективности, которые будут определять результативность работы". И критика правильная, и идея хорошая, но возникает странное ощущение. Собственно говоря, эти идеи и были, точнее, должны были быть заложены при их создании. Но кого это, право, волнует?
Раз уже зашла речь об информации, то надо вспомнить "электронное правительство". В соответствующей госпрограмме ее целью было названо "обеспечение граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам, повышение эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий". Прошли годы. Все тот же Счетный комитет констатирует: "Отмечены нарушения бюджетного и иного законодательства на общую сумму 509,9 млн. тенге, отсутствие комплексной проработки вопросов разработки и внедрения отдельных компонентов информационной системы "электронного правительства", недостаточно четкое определение целей и задач разрабатываемых информационных систем".
Для того чтобы понять, что у казахстанского чиновника большие проблемы и со связью, и с информацией, и уж тем более с предоставлением "электронных государственных услуг", далеко ходить не надо. Возьмем сайт правительства, где есть рубрика "Постановления". Данные о том, какие важные документы и решения вышли за подписью премьера и его замов в феврале и марте сего года, не приводятся. Зато в январе опубликованы аж два постановления (№ 33 и 47) – "Об утверждении Правил и условий присвоения статуса "Академический" государственным организациям культуры, отдельным профессиональным художественным и творческим коллективам" и "Об утверждении Правил распространения отечественных телевизионных и радиопрограмм независимо от форм собственности телерадиовещательных организаций посредством спутниковых систем вещания". Возникает закономерный вопрос: а где остальные? Либо правительство весь первый квартал занималось присвоением статуса "Академический", либо его решения являются совершенно секретными документами.
Не радует и ситуация с личностями тех, кто готовит эти решения. В списке работников канцелярии премьера указано, что г-н Краубаев является заведующим отделом макроэкономического анализа и программного мониторинга, а г-н Айдарбеков – заведующим отделом индустриально-инновационного развития. Но первый ушел с этой работы еще в мае прошлого года, а второй – в сентябре. Наверное, у них давно назначены преемники, но из сайта правительства об этом узнать сложно. Или это такой хитрый ход: нет человека – и никто не сможет нести ответственность? По примеру ФНБ "Самрук-Казына": в фонде недвижимости пост председателя правления вакантен уже полгода, в фонде развития предпринимательства "Даму" – третий месяц. На днях освободилось кресло президента Банка развития…
Посмотрим, какая ситуация в других ведомствах. На сайте Министерства нефти и газа за полгода было опубликовано четыре новости, на сайте Агентства по управлению земельными ресурсами – пять (последняя – в январе). Не удалось обнаружить сайт комитета по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий. Унылое зрелище представляют собой сайты акимата Атырауской области, национальной компании "Казатомпром", холдинга "КазАгро"…
Сайты региональных органов власти – вообще феерия. Вот Восточный Казахстан: "Представители гражданского общества провели совещание. В нем принимали участие районный филиал НДП "Нур Отан", члены районного Гражданского альянса, общественный советник акима области, районный совет ветеранов войны и труда, районный совет женщин, общества предпринимателей, депутаты районного маслихата, представители ООН, члены общества ветераны афганистанской войны, имам района, представители СМИ. На этом совещании с докладом "Вместе построим будущее" из послания президента РК Н.А. Назарбаева выступил начальник районного отдела внутренней политики. Все участники и члены гражданского общества высказывали свои мнения о послании, поддерживали и в дальнейшем будут вести пропаганду среди народа". Или вот Алматинская область. Под красивым заголовком "На строительство детских спортивных площадок выделено более 1 млн. тенге" начинается текст следующего содержания: "Вчера поздно вечером в г. Капшагае состоялась презентация нового, десятого по счету, казино "Космос". На его строительство учредителями ТОО "Cosmos Intertainment" было инвестировано 620,0 млн. тенге…"
Но это так, лирическое отступление…
Возвращаясь к информационному освещению вопросов государственной политики, нельзя не отметить лаконичный тон, которым описываются те или иные недостатки (слово "проблемы" использовать как-то не принято). Вот, к примеру, сообщение Минфина: "Комитетом финансового контроля … за 2010 год... установлены нарушения бюджетного законодательства в сумме 230 008,6 млн. тенге… Установлены нарушения при проведении государственных закупок на сумму 199 026,9 млн. тенге… К дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения привлечены 6679 работников проверенных объектов контроля, из них 37 освобождены от занимаемых должностей". Получается, что шесть с лишним тысяч чиновников допустили нарушений более чем на 400 миллиардов тенге (по 64 миллиона на брата в среднем). И это не считая проверок финансовой полиции, Счетного комитета и прокуратуры. Между тем член Счетного комитета Зинаида Загоскина на днях обмолвилась, что "если сумма выявленных нарушений в 2009 году составила 27,8 миллиарда тенге, то в 2010 году, по предварительной оценке, достигла 60 миллиардов, или рост более чем в 2 раза". Кто эти безымянные герои? Почему уволен только 1 процент?
Недавно председатель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью озвучил на заседании правительства новую программу по противодействию коррупции до 2015 года: "Приоритетной задачей определено формирование антикоррупционного мировоззрения, повышение правовой грамотности и уровня доверия граждан к государственным органам". Его горячо поддержал премьер Масимов: "Я считаю, что это очень важная программа. Без вовлечения населения, гражданского общества очень сложно бороться с коррупцией". Складывается такое впечатление, что идея насчет "формирования антикоррупционного мировоззрения" относится в первую очередь к населению, а не к государственному аппарату, которому оно (население) должно больше доверять.
Вообще понятие "доверие" – один из ключевых терминов государственной информационной политики. Государство доверяет же населению голосовать за него на выборах. Почему же население не может доверять государству в таких вопросах, как эффективное и бескорыстное управление? С этой точки зрения существующая практика информационного освещения деятельности министерств и ведомств вполне адекватна. Она не должна давать обществу и шанса усомниться в правильном поведении исполнительной власти. Собственно, и общество наше вполне адекватно родному государству – одни его представители либо встроены в систему отношений, о которых обе стороны предпочитают помалкивать, а другие всегда могут найти время и силы поорать на государство с митинговой трибуны или из Интернета независимо от наличия повода для критики.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.03.2011
Электронные деньги: предстоит третье чтение 31.03.2011
Комментарий 31.03.2011
Канат Саудабаев провел встречу со Специальным координатором Миссии ОБСЕ по наблюдению за досрочными выборами Президента РК Т.Пицулой 31.03.2011
В ЦИК РК состоялась встреча с руководителем Миссии ШОС 31.03.2011
О работе Мангистауского областного общественного штаба в поддержку кандидата в Президенты РК Н.А. Назарбаева 31.03.2011
Проведено Совещание руководителей компетентных органов государств-членов ШОС, наделенных полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков 31.03.2011
Истина превыше факта 31.03.2011
О работе Мангистауской областной избирательной комиссии 31.03.2011
Жамбыл Ахметбеков подвел предварительные итоги предвыборной кампании 31.03.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz