NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 20:12 ast
18:12 msk

Новые возможности Кайрата Келимбетова
На всех этапах своей стремительной карьеры молодой, блестяще образованный Келимбетов проявил недюжинный стратегический талант, стал инициатором множества реформ и, в какой-то степени, являлся антиподом "старой гвардии" чиновников
19.04.2011 / политика и общество

www.better.kz, 18 апреля

На прошлой неделе в результате кадровых перестановок в высшем эшелоне бывший председатель правления ФНБ "Самрук-Казына" Кайрат Келимбетов назначен министром экономического развития и торговли РК, что стало своеобразным возвращением, поскольку в прошлом он занимал сходный пост в правительстве. На всех этапах своей стремительной карьеры молодой, блестяще образованный Келимбетов проявил недюжинный стратегический талант, стал инициатором множества реформ и, в какой-то степени, являлся антиподом "старой гвардии" чиновников, привыкших работать в закрытом режиме, командными методами. Тем не менее, в сфере непосредственного управления ярко высветились слабые стороны этого представителя поколения "младотюрков": многочисленные провалы задуманных инициатив, громкие скандалы с институтами развития, коррупционный душок, потянувшийся от "Самрук-Казыны". И недоуменные вопросы: чем вообще занимается ФНБ под руководством Келимбетова? Похоже, мнение о том, что в качестве теоретика и активного двигателя глобальных стратегий он будет более полезен Казахстану, имеет под собой весомую почву.

Задержки развития
Одним из преимуществ Кайрата Келимбетова была, и надеемся, останется, его открытость перед прессой и обществом, столь нетипичная для чиновника высокого ранга. В самом деле, этому заметному представителю новой конфигурации госдеятелей есть, чем гордиться. Экономист и математик, владеющий несколькими иностранными языками, получивший дипломы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Института рынка при Казахской государственной академии управления, Национальной высшей школы государственного управления при президенте РК, а также Джорджтаунского университет в Вашингтоне – своеобразная визитная карточка независимости и новой элиты. И самое главное, родившийся в 1969 году Келимбетов не имел в своей биографии тех "темных пятен" и сомнительных мест, которыми отличаются многие чиновники, заставшие правление коммунистов. Совокупность этих качеств, а также успехи его реформаторских концепций позволяли ему грамотно, подробно и искренне обсуждать работу подотчетных ведомств в отечественных и зарубежных СМИ. Келимбетов стал публичной фигурой, что сыграло с ним злую шутку, когда в реформах наметилась пробуксовка.
В качестве министра экономики и бюджетного планирования Кайрат Нематович выступил инициатором серии административных нововведений и реформы межбюджетных отношений. Должность министра он занимал с 2002 по 2006 годы, и это время отмечено множеством интереснейших задумок, к сожалению, по преимуществу потонувших в бюрократии и отсутствии жесткого контроля за исполнением. Еще в бытность одним из разработчиков "Стратегии "Казахстан-2030" Келимбетов заявил о себе, как о приверженце глобальных изменений, очень сложных по структуре, отличающихся, к тому же, размытостью в практическом применении. Оценивая его деятельность, эксперты отмечали несоответствие воплощения задумке. Например, проводимая им административная реформа, включающая реформу бюджетной системы, должна была основываться на четком разграничении полномочий государственных органов, как по "вертикали", так и по "горизонтали". Такой подход позволил законодательно разделить направления расходов республиканского и местных бюджетов, отделить госучреждения от акционерных обществ с участием государства и передать часть функций в конкурентную среду. В 2003 году правительство с подачи министра экономики утвердило Концепцию разграничения полномочий между уровнями госуправления и совершенствования межбюджетных отношений. В 2003 и 2004 годах была проведена ревизия всех законодательных актов, действовавших на тот момент (более 250). Анализ показал необходимость изменения 125 законов (в том числе трех конституционных) и отмены 30 законодательных актов. Тогда же был разработан и утвержден Бюджетный кодекс, который закрепил четкое распределение поступлений и расходов между всеми уровнями бюджетов в соответствии с разграниченными полномочиями органов государственного управления. Более того, аппараты акимов аульных (сельских) округов получили долгожданный статус самостоятельных администраторов бюджетных программ. Их разработки-программы с 2005 года утверждаются в районных бюджетах отдельно.
Уже в 2006 году местным исполнительным органам от центрального уровня власти были переданы дополнительные полномочия: регулирование земельных отношений, сельского хозяйства, архитектурно-строительной деятельности и прочие. В то время министр экономики полагал, что государство передаст не свойственные ему или дублирующие функции в конкурентную среду. Тем самым частный сектор получил бы условия, позволяющие укрепить финансовую состоятельность бизнеса – заказ на оказание услуг государственным учреждениям.
Самостоятельность отдельных властных структур, развитие конкурентной среды, упорядочение бюджетных отношений, отход от сырьевой зависимости – все эти инициативы получили лишь эпизодическое воплощение. Именно середина "нулевых" ознаменовалась скандалами вокруг "утечки" или недоосвоения бюджетных средств, тендеры на госзаказ в бизнес-среде стали вывеской коррупции, а от сырьевой зависимости Казахстан пока отходит слишком уж несмелыми шажками, хотя четкое движение в этом направлении есть. С другой стороны, с приходом во власть Кайрата Нематовича, известного в прошлом своими либеральными предложениями, была облегчена и улучшена структура некоторых административных аппаратов. В частности, за время его пребывания на посту главы Администрации президента было проведено реформирование этого органа, сокращены нефункциональные отделы, появились новые грамотные специалисты. В результате его реформ, в сущности, выстроилась новая вертикаль власти: Администрация президента – руководители государственных холдингов, институтов развития и социально-предпринимательских корпораций (СПК) – ответственные секретари центральных органов власти и акиматов. Внедрение прогрессивной сингапурской модели развития, в котором государство выступает в роли огромного холдинга, стратегия, в настоящее время активно реализуемая на всех уровнях – безусловная заслуга Келимбетова.
Свежесть, нетривиальность инициатив, их концептуальная, тщательно продуманная разработка, наконец, личное обаяние и энергия, которые отмечали все, знакомые с методами работы Келимбетова, оказались омрачены посредственным воплощением. Первая волна критики обрушилась на Кайрата Нематовича еще в момент его пребывания на посту министра. Тогда его достаточно жесткое противостояние с главой Инновационного фонда Зейнуллой Какимжановым позволило заподозрить проблемы в реализации стратегии реформ налогообложения. Позже оставивший полемику Какимжанов косвенно обвинял Келимбетова в системных ошибках и провалах практического внедрения новаций налогового законодательства. Но по сравнению с будущими шквалами те претензии можно счесть легким штилем. С 2006 по 2008 годы Келимбетов возглавлял АО "Фонд устойчивого развития "Казына", положив тем самым начало принципиально новой модели управления госресурсами. О так называемых "прорывных проектах" – безусловно, разработанных на уровне мировых стандартов – слышал буквально каждый казахстанец. Это и кластерная модель развития регионов, и "30 корпоративных лидеров", и нанотехнологии, и старт индустриально-инновационных программ. Однако воплощение в реальность широко освещенных в прессе идей, мягко говоря, оставило желать лучшего. По оценкам экспертов, за все время работы ФУР "Казына" было одобрено порядка трех десятков проектов на сумму несколько миллиардов долларов, через этот институт распределялось не менее 10-15% всех расходов бюджета страны, но при этом упомянуть действительно завершенные инновации крайне сложно.

Институтам "двойка"
С этого момента начала складываться достаточно тревожная тенденция, когда таланты идейного вдохновителя реформ, умеющего широко охватить проблему, применить системный анализ концепции устранения, фактически сводились к нулю при попытках проконтролировать работу исполнителей. Кризисные годы совпали с уничтожающей критикой в адрес ставших синонимом провала пресловутых "институтов развития". На момент возникновения ФНБ "Самрук-Казына" при нем закрепилось порядка 8 институтов, через которые планировалась реализация 70% индустриально-инновационных проектов. По официальным заявлениям Фонда, в задачу институтов развития входило "финансирование проектов, способствующих диверсификации экономики, снижению ее зависимости от сырьевых отраслей путем развития, в первую очередь, стратегических секторов экономики". Названия данных структур не сходили с газетных полос, обращавшихся к этой теме практически исключительно в негативных тонах. Банк развития Казахстана (БРК), по плану занимавшийся долгосрочным кредитованием индустриальных и инфраструктурных проектов, Инвестиционный фонд Казахстана (ИФК) финансировавший инвестиционные проекты через вхождение в капитал, Фонд развития предпринимательства "ДАМУ", оказывающий финансовую поддержку субъектам малого и среднего бизнеса…
По отзывам аналитиков, ни один из институтов развития при ФНБ не выполнил возложенных на него миссий. Руководство этих организаций обвиняли и в синдроме временщиков и полном отрыве от реалий казахстанской экономики, в прямом разбазаривании средств, а также во взяточничестве и других коррупционных схемах. Дошло до того, что БРК, стоящий на острие финансирования прорывов в индустрии, с треском проиграл иск к одной из республиканских газет, обвинившей руководство банка в раздаче кредитов явно провальным проектам. За фактический срыв финансирования нефтехимического комплекса на Западе республики БРК подверг резкой критике заместитель Келимбетова на посту главы ФНБ "Самрук-Казына" Тимур Кулибаев.
Институтам доставалось по всем фронтам – от бизнеса до правоохранительных и контролирующих органов. В 2010 году председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев разнес в щепки деятельность ряда подведомственных "Самрук-Казыне" учреждений. Счетный комитет выяснил, что почти половина институтов развития Казахстана являются убыточными. "Из 116 акционерных обществ, образованных за последние пять лет, 51 признано убыточным. Сохраняется практика увеличения административных расходов, при этом данные расходы покрываются за счет дивидендов от депозитных вкладов бюджетных средств. В результате средства республиканского бюджета повышают благосостояние только определенного круга лиц", – заявлял тогда глава комитета", – констатировал чиновник. По его информации, Национальный инновационный фонд и Инвестиционный фонд Казахстана допустили колоссальные убытки по итогам деятельности за 2007–2008 годы. "Из республиканского бюджета на формирование и пополнение уставных капиталов АО "Национальный инновационный фонд" и АО "Инвестиционный фонд Казахстана" за эти годы выделено более 70 млрд. тенге. По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2007–2008 годы этими АО допущены убытки на общую сумму 25,5 млрд. тенге. На момент контроля Счетного комитета из 85 проектов, финансируемых венчурными фондами АО "Национальный инновационный фонд", реализовано только 3. Из профинансированных АО "Инвестиционный фонд Казахстана" 36 проектов к настоящему времени завершены лишь два", – заявлял Оксикбаев. В ходе проверок 2011 года Счетный комитет вновь отметил набившие оскомину проблемы – низкую эффективность управления бюджетными средствами, срыв и невыполнение обязательств по проектам и т.д.
Масла в огонь подливали и некоторые из последних интервью Кайрата Келимбетова, в которых он временами затруднялся четко описать функции возглавляемого им ФНБ "Самрук-Казына", в том числе, отдельных направлений деятельности Фонда. Назрела реальная опасность выплеснуть вместе с водой и ребенка, поскольку наряду с недостатками в работе институтов развития были и настоящие достижения в деле финансирования индустриальных начинаний и МСБ. По мнению аналитиков, институтам развития придали чрезмерно широкие и туманные полномочия, не выстроили кадровую структуру, допустили быструю смену первых руководителей и не отработали механизм ответственности – короче, привнесли в изначально прогрессивное начинание типичные управленческие ошибки.

Удачная идея президента и премьера
Новые назначения вернули Кайрата Келимбетова на министерский пост и очевидно, что президент Назарбаев и премьер-министр Масимов возлагают на госдеятеля, известного своими новаторскими начинаниями, и что немаловажно, способностью находить компромисс и вступать в конструктивный диалог с совершенно разными персоналиями большие надежды. Свежие мысли, остро необходимые правительству, консолидация многочисленных стратегических и антикризисных задач, работа с зарубежными партнерами – вот лишь неполный перечень вероятных и ближайших приоритетов в работе вновь назначенного министра. В частности, сегодня важнейшим вопросом является скоординированная с другими актуальными инновациями программа выхода из экономического кризиса. Как известно, Казахстан уже вложил в антикризисные меры порядка 3 трлн. тенге. Работа велась по 5 основным направлениям: стабилизация финансового сектора; решение проблем на рынке недвижимости; поддержка малого и среднего бизнеса; развитие агропромышленного комплекса; реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов. Наша страна получила высокие оценки международных экспертов, как хороший пример стабилизации экономики, однако опасность несогласованности с другими национальными программами и некоторых "перегибов" все еще сохраняется. На разных этапах реализации антикризисные меры подвергались критике за слишком жесткий валютный курс, непроработанность стратегии спасения жилищного хозяйства, в частности, решения проблемы дольщиков, опоздание со сроками и неготовность противостоять грядущим волнам кризиса. В сущности, антикризисная программа и другие сопутствующие наработки, такие, как ФИИР и ее проекты, призванные стать мощнейшей подпоркой выхода из дестабилизации, ждут экономиста-художника, способного эффективными мазками придать им законченный вид. Таким человеком вполне может стать Кайрат Келимбетов, особенно, учитывая его накопленный опыт уже практического управления экономическими и финансовыми ресурсами.
В сфере международных экономических отношений глобальной задачей для Казахстана, крупнейшим вызовом правительству является координация вступления во Всемирную торговую организацию стран Таможенного союза, в том числе и нашей страны, а также устранение внутренних разногласий между партнерами по ТС. Здесь как нельзя более пригодится талант Келимбетова находить новые пути в, казалось бы, давно зашедших в тупик вопросах и отношениях, поворачивать под новым, исключительно привлекательным и выгодным углом политические и экономические "долгострои". В частности, важно помнить, что раскритикованные институты развития, которые Кайрат Нематович последовательно защищал, указывая на необходимость дать им время для старта, созданы по образцу тех структур, которые принесли колоссальные выгоды в странах Юго-Восточной Азии. В этих странах они также изначально не отличались эффективностью, результаты стали заметными спустя 20-30 лет. Потому логично предположить, что в Министерстве экономразвития и торговли, с его более широкими возможностями законодательных новаций и более долгосрочным внедрением реформ, некоторые институты покажут себя с лучшей стороны. Не исключена возможность, что новый министр получит в свое распоряжение определенное количество научных, аналитических и развивающих структур, которые обеспечат последовательное концептуальное решение стоящих перед госорганом задач. Можно также рассчитывать, что сформировавший вокруг себя мощную команду теоретиков-новаторов Келимбетов, найдет применение наиболее ярким и активным ее представителям на своем посту. Например, один из нынешних заместителей председателя правления "Самрук-Казыны", также имеющий отличное образование, огромный стаж работы в различных государственных и бизнес-структурах, опыт правительственной работы в должности вице-министра экономики и бюджетного планирования Кайрат Айтекенов вполне вероятно последует за своим шефом. В свое время Айтекенов, как и Келимбетов оказался причастен ко многим структурным решениям, которые и создали Казахстану славу страны-реформатора, так что у Министерства экономического развития и торговли РК серьезные шансы стать генератором дальнейшего поступательного движения.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Экономические отношения между Казахстаном и Китаем находятся на подъеме 29.04.2011
О реализации программы посткризисного оздоровления предприятий 29.04.2011
В Верховном суде состоялось расширенное совещание судей по итогам работы судов за 3 месяца текущего года 29.04.2011
Республиканский координационный совет провел в Караганде вице-премьер Асет Исекешев 29.04.2011
Экспертная комиссия по мониторингу судебной практики создана при партии власти "Нур Отан" 29.04.2011
МИД РК и Посольство РК в США работают над выяснением всех обстоятельств инцидента с К.Денякиным 29.04.2011
Коммюнике 28-го заседания Специальной рабочей группы 29.04.2011
Состоялось второе совещание министров внутренних дел и общественной безопасности государств-членов ШОС 29.04.2011
С начала года в комиссию по правам человека при Президенте РК поступило 32 жалобы на нарушение прав детей 29.04.2011
В Астане обсудили статус реализации гражданских и политических прав 29.04.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz