www.atameken-kz.com, 26 апреля
Председателю Верховного суда Республики Казахстан г-ну Бекназарову Б.А.
Уважаемый Бектас Абдиханович!
Законом Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пресечения лжепредпринимательства" № 225-IV, от 08.12.09 г. ст. 192 УК РК была изложена в новой редакции. 15 декабря 2009 г. новая редакция ст. 192 УК РК вступила в силу. Также 12 января 2009 года, в целях правильного и единообразного применения действующего законодательства о лжепредпринимательстве пленарным заседанием Верховного Суда Республики Казахстан было издано Нормативное постановление № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о лжепредпринимательстве" (далее – нормативное постановление). П. 20 Нормативного постановления установлено следующее: "20. По делам о правомерности исключения из вычетов расходов и из зачета сумм НДС представленные контрагентами лжепредприятия доказательства действительного совершения сделок не могут быть признаны достоверными, поскольку вступившим в законную силу приговором суда установлено иное. В этой же связи не подлежат удовлетворению иски, поданные с целью решения в последующем вопроса о правомерности исключения из вычетов расходов и из зачета сумм НДС у контрагента лжепредприятия (например, о действительности сделок)." В итоге, на сегодняшний день добросовестные налогоплательщики, признанные контрагентами лжепредприятия, не могут обратиться в судебные органы, в том числе в порядке обжалования, за защитой своих прав, так как представленные ими доказательства и результаты налоговой проверки не могут быть оспорены контрагентами лжепредприятия, в силу приговора суда. Тем не менее, суммы претензий предъявляемые налоговыми органами, только в сфере МСБ достигают 2-3 млн. тенге. Имеют место случаи, когда одно предприятие получает 3-4 уведомления в месяц, что в нынешних условиях острой нехватки финансирования, фактически означает искусственное разорение добросовестных налогоплательщиков. При этом налоговыми органами совершенно игнорируются конституционные гарантии защиты прав собственности, данные в ст.26 Конституции РК: "Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда". Иными словами, налоговые органы обязаны в судебном порядке доказывать вину каждого конкретного контр-партнера лжепредприятия. В противном случае (что и происходит сегодня) самым вызывающим образом попирается конституционный принцип презумпции невиновности. Кроме того, считаем, что в данном случае имеет место также нарушение основных принципов установленных Уголовно-процессуальным кодексом РК о том, что: 1.Стороны, участвующие в уголовном судопроизводстве, равноправны, то есть наделены Конституцией и настоящим Кодексом равными возможностями отстаивать свою позицию. Суд основывает процессуальное решение лишь на тех доказательствах, участие в исследовании которых на равных основаниях было обеспечено каждой из сторон (часть 7 статьи 23 УПК РК); 2. Суд обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств, необходимых и достаточных для правильного разрешения дела (часть 1 ст. 24); 3. Органом, ведущим уголовный процесс, должны быть проверены все заявления о невиновности или меньшей степени виновности, а также о наличии доказательств, оправдывающих подозреваемого, обвиняемого либо смягчающих их ответственность (часть 4 статьи 24). В связи с чем, просим Вас рассмотреть возможность внесения следующих поправок в Нормативное постановление: 1) абзац 1 п. 20. Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 12 января 2009 года № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о лжепредпринимательстве" изложить в следующей редакции: "20. По делам о правомерности исключения из вычетов расходов и из зачета сумм НДС представленные контрагентами лжепредприятия доказательства действительного совершения сделок могут быть признаны достоверными, если данные сделки не были рассмотрены судом при вынесении приговора." 2) абзац 2 п. 20. Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 12 января 2009 года № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о лжепредпринимательстве" исключить. Данные поправки позволят добросовестным налогоплательщикам, узнавшим о признании их в качестве контрагента лжепредприятия после вынесения приговора, защищать свои права в судебном порядке. Действующая норма нормативного постановления исключает такое право. Ранее, НЭП "Союз "Атамекен" обращался по данному вопросу на имя прежнего председателя Верховного суда Республики Казахстан М. Алимбекова (исх. № 2635 от 27.08.2010г.), однако вопрос так и не был решен, несмотря на прямое противоречие закону. В этой связи, просим Вас устранить данное противоречие, путем внесения соответствующих поправок в Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 12 января 2009 года № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о лжепредпринимательстве".
С уважением, Председатель Правления А. Перуашев |