NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 20:34 ast
18:34 msk

О реализации программы посткризисного оздоровления предприятий
Т.Кулибаев: Выработаны 2 программы. Одна программа разработана Минфином с учетом замечаний "Атамекена", вторая программа по оздоровлению, которую разрабатывал Совет по финансовой стабильности, куда входят представители Нацбанка, АФН, Минфина, и сегодня мы пытались 2 эти программы состыковать
29.04.2011 / политика и общество

Назым Тенельбаева, www.kazakstan.kz, 28 апреля

В Казахстане с первого июля начнется реализация программы посткризисного оздоровления предприятий. Об этом сегодня заявили в Алматы главные экономисты и банкиры страны. За круглым столом встретились руководители фонда "Самрук-Казына", "Атамекен", представители Минфина и банков второго уровня.
Эксперты отметили, что помочь производству невозможно, не оказывая поддержку банкам. Да и финансовые институты реструктуризацию задолженности компаний без соответствующих изменений в закон сделать не могут. В этой связи, Минфином подготовлены поправки в законы о банкротстве, налогах, госзакупках, банках и бюджете.
Кроме того, разрабатывается ряд правил о субсидировании банковской ставки и совместном финансировании услуг консультантов. Известно, что в рамках программы оздоровления будет задействовано порядка 50-ти предприятий.
Азат Перуашев, председатель НЭП "Союз Атамекен":
– Сегодня пока ты не получишь решения от банков, ты не начнешь реструктуризации. Это приводит к тому, что планы оздоровления тормозят, там есть субъективные моменты. Мы считаем, это не должно влиять на существования секторов экономики. Поэтому мы добиваемся, что если предприятия решило оздоровиться, оно подает в суд и суд выносит решение, что оно приступает к процедуре реструктуризации.
Тимур Кулибаев, председатель правления ФНБ "Самрук-Казына":
– Документ рабочий уже есть, выработаны 2 программы. Одна программа разработана Минфином с учетом замечаний фонда "Атамекен", вторая программа по оздоровлению, которую разрабатывал Совет по финансовой стабильности, куда входят представители Нацбанка, АФН, Минфина, и сегодня мы пытались 2 эти программы состыковать. Мы планируем, что с 1 июля эта программа начнет работать.

-----

Антистрессовая терапия
Государство будет помогать бизнесу, но не будет поощрять иждивенчество

Анна ДРЕФ, "Литер", 29 апреля

На XIII съезде НДП "Нур Отан" председатель, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству и основным финансовым институтам разработать программу посткризисного восстановления предприятий.
Пятилетнюю программу до 2016 года разработали и даже уже приняли. Решено, что будет оказываться государственная поддержка предприятиям, задолженность которых превышает 4,5 миллиарда тенге. В программе смогут участвовать субъекты среднего и крупного бизнеса, имеющие статус системообразующих. Для таких предприятий предусмотрены меры государственной поддержки посредством субсидирования процентной ставки по уже имеющимся займам, кредитам или лизинговым операциям, купонам по облигациям, размещенным на Казахстанской фондовой бирже. Как заявляют разработчики, на реализацию этой программы потребуется 8,8 миллиарда тенге. Но если остов программы обсужден и одобрен, то некоторые детали механизма ее реализации находятся в процессе обсуждения.
Такой рефрен звучал в выступлениях участников "круглого стола", посвященного обсуждению государственной программы посткризисного восстановления конкурентоспособных предприятий, который вчера прошел в Алматы.
Участники, надо сказать, собрались сугубо весовые, серьезные. Например, Тимур Кулибаев – председатель правления АО "ФНБ "Самрук-Казына", Григорий Марченко – председатель Национального банка, Болат Жамишев – министр финансов, Азат Перуашев – председатель правления НЭПК "Атамекен", руководители и акционеры крупных и не очень предприятий.
Одним из способов привлечения инвестиций для предприятий является размещение их акций на фондовом рынке. В своем послании народу Казахстана президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что IPO должны быть народными, то есть акции крупных предприятий должны быть доступны широкому слою инвесторов со средним достатком. Такое решение позволит не только привлечь средства на развитие самих предприятий, но и, что более важно, развить относительно новый для Казахстана инструмент частных инвестиций, что, в свою очередь, оживит фондовый рынок.
– По народному IPO мы определили консультантов. Это крупнейшие международные банки, крупнейшая аудиторская компания. Подготовку к IPO мы ведем. Надеюсь, что осенью этого года мы дадим более подробную информацию, какие компании будут выходить на IPO, какие будут условия выпусков и в какие сроки, – сказал Т. Кулибаев.
Предполагается, что первым свои акции выставит АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" (РД КМГ), потом KEGOC, "Казпочта", "Казахстан темир жолы". Постепенно, по задумке президента, казахстанцы смогут стать совладельцами крупнейших национальных компаний страны.
А вот по мнению председателя НЭПК "Атамекен" Азата Перуашева, правительство обязано принять меры по защите предприятий от агрессивных действий банков.
– Как отмечают судьи Верховного суда, заметно увеличились обращения банков в суды с исками о взыскании задолженности по договорам займа и обращении взыскания на заложенное имущество. На практике нередки случаи, когда банки не предъявляют своевременно требования в суд о взыскании с заемщика основного долга, вследствие чего умышленно увеличиваются суммы, подлежащие взысканию. Это приводит к увеличению общей суммы долга и к обращению взыскания на залоговое имущество, стоимость которого несоразмерна полученному займу, – уверен А. Перуашев.
Он предложил ввести ускоренную процедуру оздоровления предприятия по плану, принятому большинством кредиторов, а также запретить принудительное банкротство, пока и если должник участвует в государственной программе оздоровления.
Глава Нацбанка полагает, что хорошим подспорьем для оздоровления экономики могут стать средства банков второго уровня, аккумулированные в Нацбанке. Половину этих средств (порядка 5 млрд долларов, по мнению Г. Марченко) можно безболезненно отдать под кредиты реальному сектору, таким образом и избыточная ликвидность уменьшится, и предприятия получат заем.
При этом Г. Марченко категорически против автоматического переноса успешно зарекомендовавшей себя процедуры реструктуризации в банках на все проблемные предприятия реального сектора .
– Бывшие акционеры трех банков своих акций лишились, весь менеджмент был заменен. По целому ряду граждан были возбуждены уголовные дела. Поэтому брать целиком этот опыт реструктуризации за основу для реального сектора было бы неправильно, – считает финансист.

-----

Выступление А. Перуашева на совещании по вопросам оздоровления в Ассоциации финансистов Казахстана, с участием председателя Национального банка РК
www.atameken-kz.com, 28 апреля

Уважаемые коллеги,
В соответствии с поручением Президента РК Назарбаева Н.А., пакет документов программы предусматривает пост-кризисное восстановление экономики по двум направлениям:
1) посредством оказания помощи в оздоровлении конкурентоспособным предприятиям, и
2) улучшения качества активов банков.
Как уже отметил Тимур Аскарович, в настоящее время, в целях реализации программы Министерством финансов ведется работа по:
– подготовке изменений и дополнений в ряд законов (о банкротстве, о налогах, о госзакупках, о банках, о бюджете и др.);
– разработке ряда правил (о субсидировании банковских ставок, о софинансировании услуг консультантов, о критериях системообразующих предприятий и т.д.).
Данную работу планируется завершить в течение 2 квартала т.г., по сообщению Министра финансов Б.Б.Жамишева, график заданий выдерживается.
В этой связи необходимо отметить, что в целом, принятие Программы и Концепции оцениваются бизнес-сообществом положительно, учитывая и тот факт, что ряд важных предложений НЭП в них был реализован: в частности, относительно включения в Программу проектов Банка развития Казахстана.
Национальная экономическая палата также поддерживает подготовленные Минфином проекты поправок в законодательство, где в значительной мере учтены наши позиции.
Уверены, что их принятие способно сыграть важную роль в пост-кризисном восстановлении экономики.
Тем не менее, имеются некоторые дополнительные предложения по указанным документам.

I. Предложения НЭП по Программе оздоровления Минфина:
1. Субсидирование текущих процентов предназначено для снижения нагрузки на предприятие или группу по обслуживанию долга.
Однако, предприятия, нуждающиеся в оздоровлении, нередко имеют также проблемы с ранее начисленными, но не выплаченными процентами, на которые правилами Программы субсидирование не распространяется.
В этой связи, банки конвертируют (капитализируют) начисленные проценты в основную сумму долга, что напротив, ведет к увеличению долговой нагрузки и снижению положительного эффекта реализации Программы.
Это становится инструментом давления банков на бизнес, а также методом недружественного захвата, весьма спорного с юридической точки зрения.
Как отмечают судьи Верховного суда РК "В 2009-2010 годы заметно увеличились обращения банков… в судебные органы с исками о взыскании задолженности по договорам займа и обращении взыскания на заложенное имущество...
На практике нередки случаи, когда… банки не предъявляют своевременно требования в суд о взыскании с заемщика суммы задолженности по основному долгу, по вознаграждению (интересу), вследствие чего умышленно увеличиваются суммы… подлежащие взысканию, что, в конечном счете, приводит к увеличению суммы общей задолженности и к обращению взыскания на залоговое имущество, стоимость которого несоразмерна полученному займу" ("Юридическая газета", 17.02.2011).
В этой связи, полагаем целесообразным распространить субсидирование также и на ранее начисленные, но невыплаченные проценты.
Это бы позволило реально снизить долговую нагрузку на оздоравливаемые предприятия, значительно улучшить практический эффект и результативность Программы.
2. В указанной Программе предусмотрено привлечение Минфином консалтинговых компаний для осуществления мониторинга реализации планов оздоровления участников, оплата услуг которых будет составлять 2,685 млрд. тенге.
Считаем, что прямой необходимости в привлечении таких компаний нет, так как структура Министерства финансов РК – Комитет по работе с несостоятельными должниками и его территориальные подразделения осуществляют такую работу.
Так согласно требованию п. 25 статьи 10-2 ЗРК "О банкротстве", в компетенцию государственного уполномоченного органа входит осуществление мониторинга, в том числе путем истребования у должника информации и документов, относящихся к его финансово-хозяйственной деятельности.
Следовательно, эта работа уже проводится. Данные по несостоятельным должникам имеется на сайте Министерства финансов РК.
Необходимо расширить полномочия МФ РК и его территориальных подразделений по включению в перечень предприятий по проблемным кредитам, представляемых банками второго уровня.
3. В Программе предусмотрено, что заявление на участие в Программе предприятием, к которому применена реабилитационная процедура, подается на основании решения комитета кредиторов.
Однако указанная норма не прописывает механизм перехода от реабилитационной процедуры к процедуре оздоровления.
Так как реабилитационная процедура является судебной, ее прекращение проводится путем обращения реабилитационного управляющего в суд с заявлением о завершении процедуры в отношении должника.
В связи с этим, считаем необходимым внести поправку в ст.53 Закона РК "О банкротстве" в следующей редакции:
"3. если подписано мировое соглашение реабилитационного управляющего с кредиторами, имеющими общую задолженность более 50%, о досрочном прекращении реабилитационной процедуры".
4. Программой установлено, что "Итоговая ставка вознаграждения с учетом субсидирования для участника не должна быть ниже 7%".
Данное требование снижает ее позитивный эффект для предприятий, на поддержку которых Программа, по идее, изначально была ориентирована.
Кроме того, в случае более низкой начальной ставки, данный подход может провоцировать БВУ на ее повышение задним числом, для получения субсидирования в полном объеме.
Наконец, это требование ущемляет интересы тех предприятий, которые сами банки намеревались бы максимально поддержать (как, например, БЦК в рамках Дорожной карты, когда по программе оздоровления с учетом субсидирования ставка для заемщика опускалась до 0,1%).
Полагали бы целесообразным пересмотреть данное ограничение в сторону снижения, либо отменить его в целом.
5. Разделом 3 Программы определено, что "Денежные средства для субсидирования выплачиваются оператором по субсидированию в тенге по курсу, установленному Национальным Банком РК на дату перечисления сумм субсидий".
Предлагаем уточнить, что данное правило применяется исключительно по кредитам, оформленным в иностранной валюте, с тем, чтобы избежать перекладывания валютных рисков банков на предприятия, в случае резких колебаний курсов валют.
6. В разделе 4 "Прекращение субсидирования" необходимо четко прописать условия исключения участника из Программы, во избежание необоснованных решений по добросовестным предприятиям.
Определение критериев, несоблюдение которых ведет к исключению участника из Программы оздоровления (субсидирования) позволит избежать попыток манипуляций и давления на предприятия.
7. В раздел 5 "Мониторинг реализации Программы в части субсидирования" необходимо включить исчерпывающий перечень документов и информации, которые могут быть затребованы оператором у участника для осуществления мониторинга; а также порядок и сроки, в течение которых оператор имеет право запрашивать подобную информацию.
Предлагаемая редакция: "Для осуществления мониторинга оператор по субсидированию вправе запрашивать у участника и финансовой организации следующие документы и информацию:
– финансовая отчетность за период субсидирования в пределах срока исковой давности;
– информация о действующих кредитах Участника на момент подачи заявки;
– контракт Участника с контрагентом по плану оздоровления предприятия и связанные с ним документы (паспорта сделок, платежные поручения)".

II. Предложения "Атамекена" относительно Концепции АФН по улучшению качества активов банков второго уровня в большей степени связаны с необходимостью плотно увязать ее с правительственной Программой оздоровления предприятий, без чего эффективность обоих документов может оказаться сниженной.
1. Разработанная АФН Концепция не в полной мере учитывает тенденции и международный опыт оздоровления компаний, и в частности, те предложения, которые были разработаны Комитетом по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов РК совместно с экспертами Всемирного банка, имеющими опыт в данной отрасли (пакет предложений был представлен на Коллегии Министерства финансов РК 31.03.2011 года).
Прежде всего, по утвержденным условиям Программы, вхождение предприятий в процедуру Оздоровления возможно только при обязательном согласии кредиторов.
Конечно, если банк-кредитор заинтересован в оздоровлении предприятия-должника, то у него появляются возможности совместно с компанией искать пути сохранения платежеспособности клиента.
Но если банк по любым причинам (включая субъективные – личные отношения и т.д.) – не пожелает помочь предприятию, то у предприятия-должника практически не остается шансов на сохранение бизнеса.
Более того, одобренная АФН "Концепция улучшения качества активов банков второго уровня" (далее-Концепция) открывает путь и к прямому захвату бизнеса банками.
Так, п.2 главы 1 Концепции предусмотренно "Создание (приобретение) банками второго уровня Организаций, приобретающих сомнительные и безнадежные требования и активы банков (в том числе перешедшие на баланс банков второго уровня в качестве залогового обеспечения)", т.н. ОУСА.
При этом активы передаются ОУСА по балансовой стоимости за вычетом дисконта, либо по балансовой стоимости.
Однако балансовая стоимость имущественного комплекса не учитывает всей совокупности экономических отношений, технологического и кадрового потенциала предприятия и иных рыночных факторов.
Тем самым, стоимость передаваемых от банков в ОУСА активов бизнеса, во-первых, отчуждается от фактической суммы банковской задолженности, а во-вторых, заведомо занижается.
Не случайно многие предприниматели полагают, что при применении этого же механизма по отношению к прежним собственника предприятия (выкупа по балансовой стоимости, да еще со значительными дисконтом) многие из них и сами могли бы успешно продолжить работу по оздоровлению бизнеса и восстановлению его платежеспособности.
Данный момент имеет принципиальное значение, т.к. зачастую проблемы предприятий, нуждающихся в оздоровлении, порождены не злым умыслом или некомпетентностью менеджмента, а объективно сложившимися форс-мажорными обстоятельствами мирового финансового кризиса.
И задачей Программы является не облегчение условий для банков (банковской системе ранее уже была оказана полномасштабная поддержка государства), а создание возможности по восстановлению нормальной работы реального сектора экономики, где банки играют вспомогательную роль, но никак не самоцель.
Кроме того, процедуры реабилитации, связанные с изъятием имущественного комплекса предприятий, практически означают длительные разбирательства, остановку работы, неоплачиваемые отпуска или увольнение сотен и тысяч сотрудников, простои и разукомплектацию оборудования, и как следствие – деградацию компаний и превращение их из экономического субъекта в хранилище ржавеющего оборудования.
Не случайно законодательством запрещается вхождение банков второго уровня в уставной капитал предприятий, поскольку сами банки ни производить продукцию, ни управлять технологическим процессом не в состоянии и не компетентны.
Применение механизмов Концепции фактически не предусматривает оздоровление предприятий, что прямо признается и в тексте п.3 главы 2: "АО "Фонд по выкупу проблемных активов банков" (далее – ФПАБ) не ставит перед собой задачу по оздоровлению предприятия-должника...".
2. Как свидетельствуют материалы вышеупомянутой Коллегии Минфина, действующая система реабилитации (банкротства) не в полной мере выполняет те функции, которые могли бы быть реализованы в рамках данного института, и в этом смысле не соответствует общепринятым в мире подходам.
Субъекты бизнеса не рассматривают процедуры, предусмотренные законодательством, как действенный механизм восстановления своей платежеспособности.
Как отмечено экспертами Всемирного банка, в первую очередь, особое внимание необходимо уделить существующей системе оздоровления предприятий.
Во-первых, не позволяет должнику самостоятельно (без предварительного согласия кредиторов и уполномоченного органа) приступить к процедурам оздоровления, что не дает ему возможности принять инициативные меры по защите активов от индивидуальных исков кредиторов и принятию плана оздоровления.
Во-вторых, введение реабилитационной процедуры лишает должника права управления, так как в обязательном порядке назначается реабилитационный управляющий. Также завышены требования к самому плану реабилитации.
В этой связи, в соответствии с мировой практикой планируется предусмотреть два вида процедур финансового оздоровления, это:
А) Ускоренная процедура оздоровления, которая предусматривает возможность утверждения плана, согласованного должником с большинством кредиторов по внесудебной договоренности.
Преимущества данной процедуры заключаются в том, что должник, имеющий задолженность перед несколькими кредиторами, может прийти к согласию с их большинством и утвердить план реабилитации с целью распространения его действия на несогласное меньшинство, получив возможность реализации своего плана под защитой моратория, предотвращающего разделение бизнеса по частям по искам отдельных кредиторов.
Б) Полномасштабная реабилитация, которая в соответствии с мировой практикой, может вводиться судом по инициативе должника, без предварительного согласования с кредиторами и уполномоченным органом.
Кроме этого, с целью повышения доверия со стороны субъектов бизнеса, в обеих процедурах предусмотрена возможность управления должником в период реабилитации самим собственником имущества, участниками (акционерами).
При этом в случае выявления нарушений законодательства, либо невыполнения плана реабилитации предусмотрено право кредиторов на обращение в суд об отстранении от управления собственника имущества, участников (акционеров) и назначении по их представлению реабилитационного управляющего.
Реализация этих шагов в значительно большей степени соответствует интересам предприятий, нежели формат, заложенный АФН в указанной Концепции.
3. Также одним из вопросов, требующих доработки и приведения в соответствие с мировой практикой является приостановление процедуры банкротства должников, к которым применена судебная процедура реабилитации на период участия должника в государственной программе оздоровления.
Пока же работает прямо противоположный подход: отказ в праве предприятий на оздоровление в том случае, если оно находится в судебном процессе по банкротству.
Безусловно, все перечисленные мероприятия допустимы исключительно в комплексе с действенными мерами по обеспечению возвратности кредитных займов, прозрачности предпринимаемых шагов и финансовых потоков.
В то же время очевидно, что в принятых Программе оздоровления и Концепции по улучшению активов БВУ, эти требования представлены в наиболее полной мере.
И предлагаемые нами корректировки ориентированы на создание баланса интересов банков и предприятий, в целях дальнейшего развития экономики.
Все сказанное ни в коей мере не ставит под сомнение данную нами положительную оценку проведенной работе по разработке вышеуказанных программы и концепции.
Более того: именно обозначившийся в данном направлении конструктивный задел позволяет нам сегодня выдвигать очередные предложения.
Мы понимаем, что времени на обсуждения практически не осталось, необходимо двигаться по тому алгоритму, который сформировался в итоге продолжительных дискуссий на протяжении всего прошлого и начала нынешнего года.
Тем не менее, полагаем, что усовершенствование отдельных перечисленных позиций позволило бы значительно повысить эффективность программы и достичь поставленных перед ней задач.
Тем более, что для этого есть механизмы в виде законопроектов и нормативных актов, разрабатываемых в эти дни в реализацию Программы оздоровления.
Спасибо за внимание.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Экономические отношения между Казахстаном и Китаем находятся на подъеме 29.04.2011
О реализации программы посткризисного оздоровления предприятий 29.04.2011
В Верховном суде состоялось расширенное совещание судей по итогам работы судов за 3 месяца текущего года 29.04.2011
Республиканский координационный совет провел в Караганде вице-премьер Асет Исекешев 29.04.2011
Экспертная комиссия по мониторингу судебной практики создана при партии власти "Нур Отан" 29.04.2011
МИД РК и Посольство РК в США работают над выяснением всех обстоятельств инцидента с К.Денякиным 29.04.2011
Коммюнике 28-го заседания Специальной рабочей группы 29.04.2011
Состоялось второе совещание министров внутренних дел и общественной безопасности государств-членов ШОС 29.04.2011
С начала года в комиссию по правам человека при Президенте РК поступило 32 жалобы на нарушение прав детей 29.04.2011
В Астане обсудили статус реализации гражданских и политических прав 29.04.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz