Ирина СЕВОСТЬЯНОВА, "Панорама", 29 апреля
Очередная версия законопроекта "О телерадиовещании" продолжает вызывать недовольство журналистских организаций. С ними согласны и международные эксперты, считающие, что принятие законопроекта в нынешней редакции ухудшит ситуацию со свободой электронных СМИ в Казахстане. Разработчики законопроекта эту точку зрения, разумеется, не разделяют. В ходе заседания круглого стола, посвященного проекту закона "О телерадиовещании", вице-министр связи и информации Нурай Уразов старался убедить оппонентов из медийного сообщества, что законопроект не только не ухудшит, но, наоборот – качественно изменит ситуацию на рынке электронных СМИ страны. Несомненным плюсом, по мнению г-на УРАЗОВА, является отказ от лицензирования электронных СМИ. Взамен предлагается обязать их проходить процедуру постановки на учет в уполномоченном органе (Министерстве связи и информации), причем, уверен вице-министр, эта процедура намного проще и дешевле, нежели лицензирование. Законопроектом предлагается оставить лишь один вид деятельности, подлежащий лицензированию, – операторов телерадиовещания. С другой стороны, в законопроекте остается требование об обязательной постановке на учет иностранных электронных СМИ, чья продукция будет распространяться на территории Казахстана. Эта норма вызвала сомнения не только у журналистских общественных организаций, но и у компаний – операторов кабельного телевидения. Последние напомнили, что сегодня в пакетах кабельных компаний есть немало телеканалов, разрешающих трансляцию своих программ на территории других стран без каких-либо договоров и финансовых расчетов. Медийщики же обратили внимание на правовую сторону вопроса. – После того, как иностранная телекомпания ставит на учет свой телерадиоканал, она подпадает под действие нашего законодательства, – уточнила юрист Тамара СИМАХИНА. – То есть Закона о СМИ, Гражданского кодекса и других. Если, например, решением суда будет принято, что на каком-то иностранном телеканале были распространены недостоверные сведения, они в соответствии с Гражданским кодексом обязаны будут опубликовать опровержение. И получается, что дополнительно в силу вот этой нормы они еще обязаны будут либо прекратить, либо приостановить свое действие. Во-первых, норма написана размыто. Но самое главное – почему? У нас есть Конституция, есть принцип, что все равны перед законом. Почему в данном случае разработчики решили, что за одно и то же нарушение права, в данном случае гражданского, в отношении иностранной телекомпании будет применяться как минимум два вида наказания? В ответ на это замечание г-н Уразов заявил, что постановка на учет иностранных телеканалов вовсе не уравнивает их с телеканалами отечественными (к слову, эта реплика заставила юристов недоуменно переглядываться). Тем не менее вице-министр пообещал учесть это замечание. Массу вопросов вызвала и норма законопроекта, предусматривающая проведение религиоведческой экспертизы продукта иностранных телеканалов. У экспертов также возник вопрос – кто будет проводить эту экспертизу и каким образом. Вице-министр пояснил, что "телеканалы будут проверять на предмет соответствия конституционным требованиям, чтобы не было показа экстремизма, терроризма, превосходства национального и религиозного". Однако профессор МГУ Андрей РИХТЕР, подготовивший по просьбе ОБСЕ анализ законопроекта, искренне недоумевал: – В некоторых странах церквям и религиозным объединениям не разрешается владеть лицензиями на вещание. Но чтобы разрешалось и при этом государство проводило религиоведческую экспертизу – я про такое никогда не слышал. Заметим, что г-н Рихтер в своем комментарии к законопроекту подчеркнул, что принятие этого документа в его нынешнем виде "ухудшит ситуацию со свободой электронных средств массовой информации". "В число принципов госрегулирования в области телерадиовещания не вошли базовые положения, которые бы говорили о стремлении Казахстана соответствовать в национальной политике положениям собственной Конституции и международным обязательствам в сфере регулирования СМИ", – указывается в отчете эксперта. Между тем, по его мнению, у Казахстана с принятием законопроекта появится "уникальная возможность для создания действительно демократических, отвечающих международным стандартам СМИ в Казахстане, и использовать ее впустую никоим образом нельзя". Глава международного фонда по защите свободы слова "Адил соз" Тамара Калеева заострила внимание на вопросах скрытой монополии. По ее мнению, в законопроекте "абсолютно нет никаких гарантий, даже намеков на гарантии противодействия монополизации". – Весь проект идет на суперконцентрацию полномочий правительства в лице уполномоченного органа и суперконцентрацию у национального оператора. Гарантий конкретных, не декларативных, а конкретных, равенства прав частного сектора и государственного сектора нет никаких. И при таком раскладе, конечно, национальный оператор задавит частного. А это – монополия не только на бизнес, это монополия на СМИ. Чего в проекте допускать нельзя, – уверена г-жа КАЛЕЕВА. Журналистские организации даже обратились к министру связи и информации с просьбой отложить принятие законопроекта до тех пор, пока не будут тщательно выверены все позиции и министерство и общественные организации наконец смогут прийти к какому-то компромиссу. |