www.regulator.kz, 11 мая
Сегодня, 11 мая Агентство РК по регулированию естественных монополий совместно с акиматом Алматинской области, Национальной Экономической Палатой Казахстана Союза "Атамекен", с целью проведения разъяснительной работы по Посланию Главы Государства народу Казахстана "Построим будущее вместе!" по вопросам тарифообразования в жилищно-коммунальной сфере, провело совещание с участием Председателя АРЕМ Алдабергенова Н.Ш., заместителей акимов городов и районов, представителей Совета ветеранов, общества инвалидов, общественных объединений, членов Экспортного Совета, депутатов областного и городского маслихатов, руководителей субъектов естественной монополий и регулируемого рынка, КСК. Основные направления проводимой Агентством тарифной политики: первое – экономия электроэнергии и воды, второе – повышение инвестиционной привлекательности регулируемого сектора, третье – контроль за исполнением инвестиционных обязательств.
Экономия электроэнергии и воды. В рамках работы по экономии электроэнергии и воды, Агентством были внедрены методы дифференцированных тарифов, широко используемых в мировой практике.
Электроэнергия Около 248 млн. кВт/ч электроэнергии, (2,3% от общего объема потребления электроэнергии населением), 62 тыс. тонн угля (1 000 вагонов) и порядка 3 млрд. тенге средств потребителей, сэкономлено за год в результате применения дифференцированных тарифов на электроэнергию в зависимости от объемов потребления и по зонам суток. Их применение способствовало снижению выбросов загрязняющих веществ (порядка 27 тыс. тонн золы). Сейчас в Казахстане действует 2-х уровневая система дифференциации. В 2011 году Агентством будет проводиться работа по введению 3-го уровня дифференциации тарифов на электроэнергию по величине потребления.
Вода 12% (36,5 млн. м3) или 1,63 млрд. тенге составила экономия воды в результате введения дифференцированных тарифов на водоснабжение по группам потребителей, водоканалы в свою очередь увеличили доходы на 15,9 млрд. тенге. В 2011 году началось внедрение 2-уровневой дифференциации тарифов на воду в зависимости от объемов потребления, по принципу: чем больше потребляешь, тем больше платишь. Экономия от снижения нормативных потерь в 2010 году составляет 3,2 млрд. тенге, в том числе в сфере водоснабжения на сумму порядка 1 млрд. тенге, в сфере электро- и теплоэнергетики на сумму свыше 2 млрд. тенге. При этом к 2014 году прогнозируется снижение нормативных потерь по электроэнергии до уровня -12% , по теплоэнергии -16% и по воде – 17,5%. Экономия от снижения сверхнормативных потерь в 2010 году составляет 1,5 млрд. тенге, в том числе в сфере водоснабжения на сумму порядка 84 млн.тенге, в сфере электро- и теплоэнергетики на сумму около 1,4 млрд. тенге. Это те деньги, которые за счет применения Агентством новых норм Закона экономят потребители. При этом, соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 г, предполагается полная ликвидация сверхнормативных потерь к 2014 году электро, теплоэнергии и воды с экономическим эффектом на сумму свыше 13,5 млрд.тенге.
Повышение инвестиционной привлекательности. К 2020 году предполагается увеличение субъектов естественной монополии, работающих по инвестиционным тарифам до 84. Переход СЕМ на работу по инвестиционным тарифам обеспечивают для потребителей стабильность и предсказуемость тарифов, повышение качества услуг за счет вложения инвестиций в модернизацию активов. Предполагаемое снижение процента износа оборудования при этом составит с 65-70% до 45 -55%.
Контроль за исполнением обязательств Одной из мер по недопущению необоснованного роста регулируемых тарифов является ежегодное проведение анализа исполнения тарифных смет. В случае отклонения исполнения статей затрат тарифной сметы более чем на пять процентов от утвержденных размеров Агентством принимается решение об утверждении временного компенсирующего тарифа*. Кроме того, в соответствии с Законом государственный контроль в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках осуществляется в форме проверки и иных формах. С целью контроля за выполнением энергопроизводящими организациями, инвестиционных обязательств, обеспечению соответствия их объема уровню тарифного дохода, повышению прозрачности деятельности энергопроизводящих организаций, а также защиты прав потребителей Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, проводит заслушивания отчетов о выполнении инвестиционных обязательств энергопроизводящими предприятиями. - - - *Временный компенсирующий тариф вводится для возмещения потребителям убытков, причиненных незаконным завышением тарифа, включением в тариф стоимости фактически невыполненных работ, превышением статей расходов свыше пределов нормативных технических потерь, технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, нецелевым использованием средств амортизационных отчислений, предусмотренных тарифной сметой. |