Пресс-служба Национальной экономической палаты Казахстана "Атамекен", 12 мая
Отмена ст.192 УК РК (Лжепредпринимательство), либо внесение изменений по защите интересов добросовестных контр-партнеров окажет самое позитивное влияние на бизнес-климат и развитие предпринимательства в стране – Национальная экономическая палата Казахстана "Атамекен" в очередной раз настоятельно предлагает исключить статью о лжепредпринимательстве в связи с ее правовой несостоятельностью. Как отметил А.Перуашев, "госорганы так и не смогли представить сколько-нибудь убедительных аргументов в пользу сохранения данной статьи (кроме обналичивания средств, но это – уклонение от налогов), не смогли назвать ни одного вида преступлений (привлекаемых на практике к ответственности по ст.192), которые бы не были охвачены другими статьями уголовного законодательства". "Если в данный момент недостаточно правовых рычагов для привлечения к ответственности по данному вопросу именно "лжепредпринимателей", то "Атамекен" предлагает доработать ст. 221 и 222 (Уклонение от уплаты налога), и готов принять в этом участие", – подчеркнул А.Перуашев. Сохраняя статью о лжепредпринимательстве, разработчик накладывает на добросовестных предпринимателей – контрагентов "лжепредприятий" обязанность доказывания своей невиновности, нарушая положения УПК РК, согласно которым "каждый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда" и "никто не обязан доказывать свою невиновность, – считают предприниматели. В настоящее время суды отказываются рассматривать иски добросовестных контр-партнеров о признании сделок законными, исходя из нормативного постановления Верховного Суда от 9.01.2011 года, согласно которому любая сделка со "лжепредприятием" не может считаться законной. "В связи с этим, если на данный момент нет готовности к отмене статьи, то мы предлагаем внесение в нее изменений с целью защиты добросовестных контр-партнеров", – добавил А.Перуашев. Рабочая группа НЭП приступила к работе над соответствующими предложения для внесения изменений в ст. 192 УК РК по защите добросовестных контр-партнеров.
-----
НЭП "Атамекен" предлагает ужесточить уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, совершаемое должностным лицом с использованием служебного положения – Азат Перуашев Пресс-служба Национальной экономической палаты Казахстана "Атамекен", 12 мая
Национальная экономическая палата Казахстана "Атамекен" предлагает ужесточить уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, совершаемое должностным лицом с использованием служебного положения. Выступая на заседании Рабочей группы НЭП "Атамекен" по либерализации законодательства в сфере предпринимательской деятельности 12 мая т.г., председатель правления НЭП "Атамекен", Азат Перуашев обратил внимание на тот факт, что ранее в рамках гуманизации разработчиками вносилось предложение по смягчению наказаний за незаконное препятствование предпринимательской деятельности должностными лицами с использованием служебного положения, несмотря на явный коррупционный состав данного преступления. Благодаря поддержке депутатов Парламента "Атамекену" удалось отстоять существующую норму. Более того, представители бизнес-сообщества считают, что данное преступление надо рассматривать как деятельность, тормозящую предпринимательскую инициативу, развитие экономики Казахстана, и ответственность за его совершение должна быть ужесточена. В связи с этим, Рабочей группой НЭП предложено внести соответствующие поправки в ст. 189 УК РК. Пакет предложений направлен на рассмотрение в Правительство.
-----
НЭП "Атамекен" предлагает закрепить единые процедуры проведения проверок в отношении субъектов частного предпринимательства – подготовлен промежуточный отчет по анализу законодательства о проверках и контрольно-надзорных функциях госорганов. Пресс-служба Национальной экономической палаты Казахстана "Атамекен", 12 мая
НЭП "Атамекен" предлагает закрепить единые процедуры проведения проверок в отношении субъектов частного предпринимательства – Рабочей группой НЭП "Атамекен" по либерализации законодательства в сфере предпринимательской деятельности, созданной 25 апреля т.г. приказом председателя Президиума Палаты во исполнение поручений Главы государства о сокращении контрольно – надзорных функций госорганов и оптимизации проверок, подготовлен промежуточный отчет по анализу законодательства в этой сфере. "Атамекен" представляет краткую информацию по результатам проведенного анализа: * Законом "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан" от 6 января 2011 года предусмотрено 105 видов государственного контроля и надзора. * Анализ отраслевых Законов и Положений о государственных органах показал, что в разрезе функций каждого госоргана видов государственного контроля и надзора значительно больше – 482. Деятельность госорганов, осуществляющих государственный контроль и надзор помимо вышеназванного Закона регулируется 136 законами. * В вышеназванные виды государственного контроля и надзора госорганов за субъектами частного предпринимательства не вошел лицензионный контроль, образующий фактически отдельную отрасль проверок. По подсчетам "Атамекена" существует 136 видов лицензионного контроля. * За 2010 год зарегистрировано 348242 проверки субъектов частного предпринимательства. Из них в количественном соотношении лидерами по проверкам являются: Министерство здравоохранения – 194808; Министерство по чрезвычайным ситуациям – 47364; Министерство финансов – 34279; Министерство сельского хозяйства – 15178. За первый квартал 2011 года зарегистрировано 41022 проверки субъектов частного предпринимательства. * Выявлено, что ряд госорганов выполняют не свойственные им функции. В Законе РК "О региональном финансовом центре г. Алматы" к основным задачам Национального банка относится государственный контроль за соблюдением участниками финансового центра законодательства РК о труде в то время, как данная функция закреплена за МТСЗН РК. * Закон "О государственном контроле и надзоре в РК", призванный установить единые принципы осуществления контрольной и надзорной деятельности носит рамочный характер, поскольку в нем содержится большое количество исключений и отсылочных норм по проводимым проверкам. Под действие Закона не подпадают 19 сфер государственного контроля и надзора. В итоге, в Таможенном и Налоговом кодексах, Законах "О валютном регулировании и валютном контроле", "О конкуренции", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", "О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия" установлена иная процедура проведения проверок. * По законодательству о техническом регулировании и аккредитации проверки субъектов частного предпринимательства осуществляют коммерческие юридические лица. * В отдельных законах устанавливаются иные сроки проведения проверок, чем в Законе "О государственном контроле и надзоре", к примеру, разница с Налоговым кодексом по срокам с учетом продления проверки может составлять 105 – 255 дней. * В ряде Законов установлены полномочия госорганов по контролю и надзору в сфере административного законодательства, однако в них не прописаны процедуры контроля и сроки проведения (пример – нормы Законов "О Прокуратуре" и "Об органах финансовой полиции Республики Казахстан"). По итогам проведенного анализа, Национальная экономическая палата "Атамекен" в целях оптимизации всех видов проверок предлагает внести существенные поправки в Закон "О государственном контроле и надзоре": предусмотреть все виды и закрепить единые процедуры проведения проверок в отношении субъектов частного предпринимательства, унифицировать и сократить сроки проведения проверок, а также поставить на утрату все положения (главы) других законов, устанавливающих проверки.
-----
НЭП "Атамекен" предлагает исключить уголовную ответственность за извлечение незаконного дохода, оставив уголовную ответственность только за преступления, которые причинили ущерб гражданину, организации или государству – Азат Перуашев. Пресс-служба Национальной экономической палаты Казахстана "Атамекен", 12 мая
Национальная экономическая палата Казахстана "Атамекен" предлагает исключить из ст.190 УК РК уголовную ответственность за извлечение незаконного дохода, и применять ее только за преступления, которые причинили ущерб законным правам и интересам граждан, организациям или государству. "Главой государства обозначен курс на коренное реформирование разрешительной системы, исходя из принципа "разрешено все, что не запрещено", и если предприниматель нашел способ извлечения прибыли, дохода, не нанося ущерба ничьим интересам, то это надо только поощрять. Поэтому надо уходить от понятия "незаконный доход", оставив ответственность за причиненный ущерб. И к уголовной ответственности надо привлекать за ущерб в крупном размере", – отметил Азат Перуашев, выступая на заседании Рабочей группы по либерализации законодательства в сфере предпринимательской деятельности 12 мая т.г. Опыт многих предпринимателей свидетельствует о существующей практике расширительного толкования понятий "ущерб" и "доход" правоохранительными органами и перевода на этой основе текущих вопросов в формат уголовных расследований. Непроработанность данного вопроса неоднократно отмечала и сама Генеральная прокуратура РК в официальных ответах на обращения "Атамекена" по этому поводу: "…в экспертных заключениях и актах налоговых проверок имеются существенные расхождения в размерах полученного дохода, что, прежде всего, связано с существующими разными методами его исчисления. Подобная судебно-следственная практика, обусловленная несовершенством правовых норм, создает неблагоприятные условия для развития бизнеса и не соответствует политике Главы государства о поддержке предпринимательства". По мнению экспертов, оценка ущерба представляется гораздо более осязаемой и экономически просчитываемой категорией. |