NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 02:32 ast
00:32 msk

Министр образования и науки РК принял участие в работе пленарного заседания МПА СНГ
Б.Жумагулов: Надо признать, что все еще достаточно широко используются устаревшие элементы советской образовательной системы, которые сочетаются с некоторыми "встроенными" новациями, что уже не может нас устраивать
18.05.2011 / политика и общество

Пресс-служба МОН РК, 17 мая

Санкт-Петербург (Россия). Министр образования и науки Республики Казахстан Бакытжан Жумагулов принял участие в работе очередного 36-го пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ, где были рассмотрены вопросы правового обеспечения модернизации системы образования.
В ходе заседания Межпарламентской Ассамблеи приняты два модельных закона "О начальном и среднем профессиональном образовании" и "О дистанционном обучении в государствах – участниках СНГ". Новые модельные законы отвечают потребностям стран СНГ в повышении статуса учреждений профтехобразования и внедрении дистанционного обучения.
В последние годы в мире все чаще актуализируется роль современного образования в развитии человеческого капитала, повышении эффективности экономики.
Министр Б. Жумагулов поделился с коллегами по Содружеству тем опытом, который наработан в Казахстане. Он рассказал об основных направлениях новой Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы, которые обеспечат полный охват детей в дошкольном обучении, переход на 12-летнюю модель школы, создание национальной квалификационной системы ТиПО. При этом министр особо обозначил главные приоритеты госпрограммы – повышение статуса педагога, внедрение электронного обучения (e-learning) и формирование исследовательских университетов.
Участники Межпарламентской ассамблеи – парламентарии, ведущие эксперты СНГ – высоко оценили Казахстана по развитию человеческого капитала. Они также постоянно отмечали, что инициативы Президента Казахстана являются хорошим примером для других стран.
Казахстанской стороной был внесен целый ряд рекомендаций. Например, с учетом актуальности включить понятие "исследовательского" университета в Модельный Закон "О высшем и послевузовском образовании". Также предложено создать Ассоциацию инновационных школ стран СНГ, которая дала бы возможность школам обмениваться уникальной информацией, методическими наработками и объединить лучшие учительские умы для творчества. В сфере науки Казахстан предлагает создать при соответствующих структурах СНГ Международный центр по инновациям, научным исследованиям и развитию образования.
В этот же день Бакытжан Жумагулов провел встречи с ректором Санкт-Петербургского государственного политехнического университета встречи Николаем Кропачевым и Президентом Международной академии наук высшей школы Российской Федерации Валентином Шукшуновым, на которых обсуждены актуальные вопросы развития высшего образования и науки.

----

Выступление Министра образования и науки РК Б.Т.Жумагулова на 36-ом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ. г.Санкт-Петербург (Россия). 16 мая 2011 года.

Уважаемый Сергей Михайлович!
Уважаемые дамы и господа!
Сердечно приветствую вас – высоких представителей государств – участников СНГ.
Весьма признателен руководству Совета Межпарламентской ассамблеи за радушный прием и приглашение выступить на столь авторитетном форуме.
Очень символично, что мы с вами встречаемся в год 20-летия СНГ.
В историческом измерении это небольшой период времени – меньше четверти века.
Но за это время наши страны сформировали новую государственность, укрепили экономику, выстроили систему управления.
И самое главное при этом – сохранены экономические, человеческие, производственные, культурные и научные связи, исторически сложившиеся между нашими народами и странами.
Единая история и родственная близость, переплетение миллионов человеческих судеб, общие устремления и цели – все это незыблемая основа нашего совместного будущего.
Убежденным инициатором евразийской интеграции является Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Вы это хорошо знаете.
И особое внимание, как во внутренней политике, так и на международной арене он уделяет именно образованию.
В частности, в своем выступлении на XI Съезде Евразийской Ассоциации университетов Нурсултан Абишевич отмечал: "Сегодня ничто более так не объединяет наши страны, как необходимость усиленного развития человеческого капитала".
В современном мире сфера образования находится в состоянии перманентной модернизации.
И для того, чтобы эффективно выстраивать систему законодательного обеспечения, надо особое внимание обращать на тенденции и проблемы данной сферы.
Хотел бы акцентировать ваше внимание на некоторых из них, которые мы стараемся максимально учитывать при формировании правового поля.
Первая тенденция – интернационализация.
Она проявляется в интенсивном развитии таких межгосударственных механизмов, как Болонский процесс в высшем образовании, Туринский и Копенгагенский – в профессиональном, и т.д.
Развивается академическая мобильность, позволяющая получать знания в разных странах.
Результатом является обеспечение мобильности трудовых ресурсов, имеющих совместимые уровни и содержание подготовки.
Это достаточно актуально для Казахстана, в экономике которого значительное место занимают совместные и иностранные предприятия.
Думаю, в целом данная тенденция положительна, и должна адекватно учитываться законодательством.
Но в процессе интеграции в мировую образовательную систему мы ни в коем случае не допускаем простого "параллельного переноса" технологий и содержания обучения.
Стремимся сохранить все полезное, что было в прежней системе, и что мы с вами наработали за 20 лет суверенного развития, обязательно учитывая национальные традиции и потребности страны.
Вторая тенденция – информатизация обучения.
Интенсивно развиваются системы электронного обучения – e-learning, информационные ресурсы, дистанционное образование, и т.д.
В результате резко расширяется доступность получения качественного образования людьми вне зависимости от места их проживания, учебы, работы.
Это также положительная тенденция.
Третья тенденция, за реализацию которой мы вплотную взялись только в последнее время – интеграция образования и науки с выходом в инновационный процесс.
Для развитых стран Запада это давно аксиома, и практика подтвердила успешность такого подхода.
Нам же в наследство от советской системы досталось искусственное разделение данных сфер.
В Казахстане это привело к снижению творческого потенциала высшего образования и отсутствию притока в науку талантливой молодежи.
Сейчас мы эти проблемы решаем на принципиально новом уровне, и ниже я приведу более детальную информацию об этом процессе.
Четвертая мировая тенденция носит уже чисто негативный характер – это снижение качества образования.
Зарубежные специалисты говорят даже о кризисе системы образования.
Буквально на днях мы провели I Казахстанский съезд преподавателей математики.
На нем был дан детальный анализ, который подтвердил падение качества подготовки, причем не только в постсоветский период.
Аналогичное положение и по многим другим предметам.
Но хочу обратить ваше внимание на то, что понятие качества образования должно быть связано не только с качеством самой учебной подготовки, но и соответствием требованиям рынка труда – и по качественным, и по количественным характеристикам.
События последних 2-х лет в мире подтверждают актуальность этого, математически говоря, краевого условия.
"Именно кризис системы образования стал одним из главных катализаторов волнений в странах Северной Африки и Ближнего Востока" – констатируется во Всемирном докладе ЮНЕСКО этого года.
В первую очередь, из-за несоответствия уровня подготовки и количества специалистов потребностям рынка труда.
Там же указывается на серьезные проблемы в образовании большинства развитых стран.
Уважаемые коллеги!
За 20 лет на постсоветском пространстве сформировались национальные образовательные системы со своими траекториями развития.
При этом надо признать, что все еще достаточно широко используются устаревшие элементы советской образовательной системы, которые сочетаются с некоторыми "встроенными" новациями, что уже не может нас устраивать.
Позиции в наиболее крупных мировых рейтингах показывают пока еще недостаточную конкурентоспособность образования наших стран.
К примеру, в Глобальном индексе конкурентоспособности по показателям образования ряд стран СНГ находятся во второй, а то и третьей пятидесятке рейтинга, растет их дифференциация.
Даже в вопросах охвата средним образованием, что было всегда предметом нашей гордости, мы не на самых лучших позициях.
Это свидетельствует о том, что мировые проблемы образования характерны и для стран СНГ.
Необходимы совместные усилия для их решения.
В этом плане, уважаемые коллеги, я хотел бы ознакомить вас с нашим, казахстанским опытом выстраивания новых механизмов развития образования и его правового обеспечения.
Базовыми нормативно-правовыми документами, регулирующими образовательную деятельность, у нас являются Закон Республики Казахстан "Об образовании", недавно принятый новый Закон "О науке", а также новая Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы.
В них вводится целый ряд кардинально новых положений и подходов.
Естественно, это потребовало колоссальных ресурсов, но, как говорится, "игра стоит свеч", и такие ресурсы выделены.
Остановлюсь только на самых принципиальных.
Возможно, они будут интересны и для других стран.
Первое принципиальное положение – повышение статуса педагога.
Думаю, все согласятся, что какие бы усилия мы не делали, пока не будет хорошего учителя, ни о каком качестве школьной подготовки не может быть и речи.
До этого в соответствии с модельным Законом "О статусе учителя" в 2007 году в Закон РК "Об образовании" был включен раздел по статусу педагога, предусматривавший определенную социальную поддержку.
Новой Госпрограммой ставятся на порядок более масштабные цели.
Первая цель – резко повысить профессиональный уровень педагогов, системы повышения их квалификации, вплоть до обучения в лучших зарубежных центрах, через внедрение ваучерно-модульного финансирования.
И конечно, самое главное – это исходная подготовка учителей в педагогических вузах.
В обучении результат зависит, прежде всего, от педагога – наверно, на 90% или даже больше.
И не только от его профессионализма, но и личных качеств, убежденности и умения увлечь за собой.
Не секрет, что набор абитуриентов в педвузы долгие годы проходил по остаточному принципу, туда идет далеко не самая подготовленная молодежь.
И некачественный набор на "входе" неизбежно программирует невысокий результат на "выходе".
Поэтому мы кардинально пересматриваем требования к педвузам, к качеству отбора и подготовки, и не остановимся, пока не получим нужный результат.
Отсюда вытекает и вторая цель – приблизить зарплату педагогов к уровню оплаты в частном секторе в ближайшие 5 лет, а это практически удвоение реальной заработной платы.
Уже за этот год зарплата наших учителей возрастет в сумме на 35-40%, в зависимости от квалификации.
Кроме того, в масштабах страны уже начата серьезная имиджевая работа по повышению общественного статуса учителя.
На первом съезде работников образования стран СНГ предлагалась новая межгосударственная инициатива – "Новая школа – новый учитель".
Предлагаю в рамках данной инициативы дополнить модельный Закон "О статусе учителя" новыми положениями по поддержке педагогического сообщества, привлечению к педагогической профессии талантливой молодежи.
Необходима также разработка совместной Программы повышения квалификации педагогов СНГ.
Вторая принципиально новая задача Госпрограммы – электронное обучение – e-learning.
Это самая бурно развивающаяся отрасль образования в мире, но пока не получившая особого развития в странах СНГ.
А в Казахстане мы уже с этого года запускаем пилотный проект на базе 44 организаций образования, создаем новую методологию, техническую, информационную и нормативно-правовую базу.
Госпрограммой ставится задача к 2020 году охватить электронным обучением 90% организаций образования.
Согласитесь, что это весьма масштабная цель и в качественном, и в количественном плане.
Она требует очень больших ресурсов, и государство такие ресурсы выделяет.
Поэтому полагаю, что в последующем будет необходимость в разработке модельного Закона СНГ и в этом направлении.
Масштабные изменения у нас планируются на всех уровнях образования.
В дошкольном воспитании поставлена задача 100%-ного охвата детей детсадами – так задача не ставилась даже при советской системе.
В среднем образовании мы начинаем переход на 12-летнее обучение, и к 2020 году его завершим.
Для этого уже развернуто беспрецедентное по масштабам строительство новых школ.
Одним из главных системообразующих подходов является принятое по инициативе Главы нашего государства создание "точек качественного роста" на всех уровнях обучения.
Их задача – отработка новых моделей образовательного процесса с интеграцией в него международного опыта, корпоративных методов управления, науки и реальных инноваций.
А затем – распространение этих моделей на всю образовательную подсистему своего уровня.
В среднем образовании такими точками роста становятся Назарбаев Интеллектуальные школы во всех регионах страны.
Сейчас их создано 6, будет 20.
Задача этих школ – найти талантливых детей и обеспечить их целевую подготовку с акцентом на изучении точных и естественных наук, развитии критического и креативного мышления.
Уровень подготовки выпускников должен быть самым высоким, чтобы эти школы стали фундаментом воспитания интеллектуальной элиты Казахстана.
На базе этих школ формируется система Центров педагогического мастерства для повышения квалификации учителей из всех школ страны.
На уровне высшей школы Казахстан стал первым центрально-азиатским государством – полноправным членом европейского образовательного пространства‏.
Мы бесповоротно перешли на трехуровневую подготовку "бакалавр – магистр – доктор PhD", пересмотрены ученые степени и звания.
Теперь у нас одна степень – PhD и два присуждаемых государством ученых звания – ассоциированный профессор (доцент) и профессор.
Прорывной точкой роста стал Назарбаев Университет, созданный как вуз мирового класса с непосредственным участием ведущих университетов мира, приглашением зарубежных ученых и преподавателей.
Он представляет собой тройной сплав обучения, науки и инноваций.
В нем создано три научных центра мирового уровня, ориентированных не только на исследования, но и на интеграцию науки в образовательный процесс, конкретный выход результатов исследований в производство, в коммерческие инновации.
Это стало одним из очень немногих в мировой практике примеров создания "с нуля" абсолютно нового университета, причем исходно высокого уровня – по кадрам, материальным и финансовым ресурсам, интеллектуальному потенциалу.
Для эффективной работы таких точек роста принят специальный Закон, определивший правовой статус и особый правовой режим этих организаций.
В соответствии с ним, и Назарбаев университет, и Интеллектуальные школы становятся автономными организациями образования.
Им предоставляется академическая свобода в формировании и реализации учебных программ.
Устанавливается корпоративная форма управления и финансирование с использованием специального Фонда, упрощенное привлечение иностранных специалистов.
Большую озабоченность у нас вызывает состояние технического и профессионального образования.
Уровень подготовки специалистов перестал удовлетворять требованиям рынка труда.
Основная причина в отсутствии эффективного взаимодействия с бизнесом.
Для кардинального решения вопроса мы создаем новую модель управления ТиПО.
На высшем ее уровне создан Национальный совет с участием ведущих бизнес-ассоциаций, аналогичные советы создаются в отраслях и регионах.
Их задача – обеспечить взаимодействие системы ТиПО с региональной и местной властью, рынком труда и работодателями, формировать профессиональные стандарты, оказывать поддержку организациям ТиПО.
В качестве точек роста данной системы создаются 7 новых организаций ТиПО мирового уровня, на которых будет отрабатываться новая модель взаимодействия с бизнесом.
Для эффективной работы такой системы также требуется серьезное правовое обеспечение, особенно в плане стимулирования бизнеса.
Принципиальным новшеством является введение Законом "О науке" категории исследовательских университетов.
С их созданием уходит в прошлое изоляция науки от высшей школы.
Университеты будут выполнять целевые научные программы, подхватывать опыт Назарбаев Университета и выходить на мировой уровень науки и подготовки специалистов.
Соответственно, вводится новое ранжирование казахстанских вузов, и нам предстоит существенно пересмотреть требования к каждому уровню.
Это должно привести к оптимизации вузовской сети, укрупнению их потенциала, "выдавливанию" из рынка неконкурентоспособных организаций.
Программы исследовательских университетов стартовали также в России и Украине, и надо продумать механизмы взаимодействия по созданию совместных проектов и наработке опыта.
Мы рекомендуем включить понятие "исследовательский университет" в модельный закон "О высшем и послевузовском образовании".
Очень серьезная правовая и финансовая поддержка осуществляется Казахстаном в сфере академической мобильности студентов.
У нас запущена, наверно, единственная в международной практике программа госбюджетной поддержки такой мобильности.
По ней все студенты, обучающиеся по государственным грантам, будут проходить обучение в лучших зарубежных вузах в течение полугода или года, а потом возвращаться в свои университеты.
Уже 17 лет действует уникальная Президентская программа "Болашак", по которой на обучение за рубежом мы направляем ежегодно до 3000 студентов.
Проанализировав многолетний опыт, с этого года мы переориентируем программу – отказываемся от подготовки бакалавров и акцентируемся на точечной подготовке магистров и докторов PhD.
Также в Госпрограмме заложено увеличение на порядок приглашения лучших зарубежных профессоров для работы в ведущих вузах Казахстана, в первую очередь, по приоритетным направлениям развития страны и нашей науки.
С этого года мы сможем приглашать ежегодно несколько тысяч иностранных профессоров со сроками работы от 1 месяца до года.
Кроме того, по поручению Президента нашей страны формируется сеть вузов инновационной направленности, которые имеют хороший научный и внедренческий потенциал, подкреплены солидной финансовой и материальной базой.
В данной связи мы предлагаем создать при соответствующих структурах СНГ Международный центр по инновациям, научным исследованиям и развитию образования.
Казахстан готов внести серьезный вклад в организацию и обеспечение его деятельности.
По примеру Евразийской Ассоциации университетов, которую возглавляет ректор МГУ В.А.Садовничий, предлагается также создать Ассоциацию инновационных школ стран СНГ.
Она объединит организации образования, работающие в режиме опережения, эксперимента.
Это даст возможность обмениваться уникальной информацией, методическими наработками, объединит лучшие учительские умы, даст толчок в развитии среднего образования стран СНГ.
Уважаемые участники Ассамблеи!
Сегодняшний вопрос повестки является очень важным для всех наших стран.
За 20 лет создана внушительная правовая база сотрудничества – концепции, соглашения и модельные законы, направленные на формирование единого образовательного пространства СНГ.
Предлагаемые на утверждение новые модельные законы по профессионально-техническому и дистанционному образованию отвечают потребностям наших стран.
Образовательный уровень в наших государствах исходно заложен хороший, однако модельные законы в данной сфере все-таки несколько отстают от динамичной мировой практики.
Поэтому думаю, что настало время ставить более масштабные задачи.
Уже сегодня начать проработку системных механизмов, которые помогли бы нам из позиции догоняющих прорваться в осевой процесс реформирования мировой системы образования, а в чем-то, может быть, и войти в число лидеров.
Это непростая, но благородная задача, которая существенно поднимет уровень человеческого капитала в странах СНГ.
Желаю всем участникам и гостям Ассамблеи плодотворной работы, успехов, отменного здоровья, оптимизма и благополучия.
Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2011
В Сенате состоялась презентация отчетов Правительства РК и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2010 год 31.05.2011
Состоялся телефонный разговор Госсекретаря РК с Председателем ПАСЕ 31.05.2011
20-летие независимости – седьмая амнистия 31.05.2011
Новая стадия развития "Самрук-Казына" 31.05.2011
Счет пошел на миллиарды 31.05.2011
В Костанае 3-4 июня пройдет IV республиканский Форум патриотов "Менiн Казакстаным" 31.05.2011
Анонсы на брифинге Официального представителя МИД Аскар Абдрахманова 31.05.2011
Судьи Верховного суда обсудили в Шымкенте вопрос: какие органы могут расследовать коррупционные преступления, а какие нет 31.05.2011
"Шарабан" передает… 31.05.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz