NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 06:49 ast
04:49 msk

Выступление Министра образования и науки РК Б.Т.Жумагулова
на совещании у Премьер-Министра РК по вопросу повышения качества педагогических кадров. г. Астана, 24 мая 2011 г.
25.05.2011 / политика и общество

www.edu.gov.kz, 24 мая

Уважаемый Карим Кажимканович!
Уважаемые коллеги!
Международный опыт однозначно показывает, что даже при современных технологиях обучения роль учителя в обеспечении качества образования является определяющей.
Это подтверждается многочисленными исследованиями, в частности, в США и Организации экономического сотрудничества и развития.
В развитых странах к учителю предъявляются очень серьезные требования.
В педвузы принимают самых подготовленных абитуриентов – в Южной Корее из числа лучших 5-ти% выпускников школ, в Финляндии – лучших 10%, и т.д.
Педагогические вузы имеют высокий уровень и статус, используют самые передовые технологии.
Очень высока квалификация ППС – так, в США 75% преподавателей имеют ученые степени, в Канаде – 90%, Великобритании – почти 100%.
Выпускники педвузов на выходе сдают сложный квалификационный экзамен, а затем проходят практические испытания в школе в виде интернатуры.
Уровень заработной платы учителей весьма высок – в Финляндии – 2500 евро, в Японии – 2-3 тысячи долларов, в Сингапуре учитель – одна из самых высокооплачиваемых профессий.
И для того, чтобы поддерживать высочайший профессионализм педагогов, в этих странах очень активно действуют многообразные и хорошо оснащенные сети постоянного повышения квалификации.
Таким образом, квалификация учителя – это то "главное звено", за которое только и можно вытащить всю цепь системы образования.
Без этого невозможно говорить ни о высоком качестве образования, ни об эффективности вложения в него огромных средств – 5-6 и более процентов ВВП.
К сожалению, в Казахстане факты показывают, что данная сфера нуждается в серьезной доработке.
Уровень квалификации педагогов, прежде всего, в среднем образовании, где закладываются основы основ, пока еще низок.
В педвузы идет заведомо слабо подготовленная молодежь, при этом – по остаточному принципу.
Так, средний балл ЕНТ абитуриентов, зачисляемых на педагогические специальности – 79 баллов, тогда как на юридические и экономические – 95, естественные, технические и медицинские – около 85, и даже на ветеринарию – 80 баллов.
И это только по госзаказу, а на платные места абитуриенты зачисляются и с 40-50 баллами – и таких студентов 70% от общего числа.
Это очень существенно, так как некачественный набор на входе фактически программирует низкий результат на выходе.
Качественный состав педвузов также невысок – менее 30% ППС имеют ученые степени.
Откровенно слабый уровень системы повышения квалификации учителей.
В результате по исследованию квалификации учителей PISA Казахстан занял только 53 место.
Для сравнения: Сингапур – 2 место, Южная Корея – 4 и т.д.
И по итогам отечественного тестирования, проведенного в 2010 году, и конкурса в Назарбаев Интеллектуальные школы около 50% действующих учителей не преодолевают даже нижний порог.
Поэтому назрела необходимость коренным образом усовершенствовать систему подготовки педагогических кадров.
По двум направлениям:
Первое – исходная подготовка студентов в педагогических вузах.
Второе – переформатирование системы повышения квалификации.
По первому главному направлению – подготовке педагогов в вузах, некоторые международные показатели я уже приводил, добавлю следующее.
В развитых странах при приеме абитуриента обязательно выявляют его склонность к педагогике, мотивацию к работе в образовании.
Обеспечивается высокий статус и притягательность обучения будущих педагогов.
К примеру, в Сингапуре министерство образования и науки выплачивает студентам педспециальностей заработную плату во время учебы.
Школы и вузы интегрированы и тесно взаимосвязаны между собой, обязательна постоянная практика студентов в школе.
Широко готовятся магистры, многие идут работать в школы – это считается престижным, и следовательно, повышается качество подготовки школьников.
А, например, в Финляндии к преподаванию в школе допускаются только магистры.
Используется развитая градация оплаты труда по квалификации и опыту, так, в том же Сингапуре бонусы за квалификацию превышают тройной уровень исходной зарплаты.
В нашей стране состояние подготовки педагогов в вузах можно характеризовать следующими данными.
Госзаказ на подготовку педагогов составляет 9 230 человек в год.
Всего по педагогическим специальностям ежегодно выпускается 34 тысячи.
А общий прием молодых специалистов на работу в организации образования – около 10 тысяч человек.
Получается, что порядка 20 тысяч педагогов мы готовим для совершенно других сфер деятельности.
Педагогов готовят 85 вузов, из них 50 частных.
При этом из 50 частных вузов 35 осуществляют обучение менее чем по 10 специальностям.
Всего сегодня обучается на педагогов 106 тысяч человек, в подавляющем числе готовятся бакалавры.
Магистрантов только 2281, или 2%, и то только в последние годы.
То есть, мы заранее закладываем нижнюю планку для будущей квалификации учителей.
Слаба база педагогической практики – взаимосвязь вуза и школы формальна, педпрактика составляет только 13,8% от общего количества часов обучения.
Нет квалификационных требований для выпускников, отсутствует интернатура.
Оплата труда учителя слабо зависит от квалификации.
Разница в зарплате между высшей и 2-й категориями учителей составляет 7000 тенге, или 13%, то есть нет особого стимула повышать квалификацию.
Все это закладывает основы недостаточной квалификации педагогов, причем не только на сегодняшний день, но и на предстоящие годы.
Поэтому ситуацию надо срочно и серьезно менять, как того требует Глава государства.
В этом плане мы предлагаем осуществить следующие меры.
Первая – принципиальная модернизация стандартов и программ.
Для этого планируется привлечение стратегических партнеров, приглашение зарубежных специалистов высокой квалификации – для разработки принципиально новых стандартов вместе с нашими лучшими педагогами и учеными.
Вторая мера – установление новых требований по кадровому и материально- техническому потенциалу вузов, практике, мотивированности выпускников к работе в системе образования.
Это задача, поставленная Вами, Карим Кажимканович, непростая, и мы ее уже прорабатываем.
Всем нам понятно, что вузы, педагоги-выпускники которых не становятся действующими педагогами, по сути, дают дипломы людям, которым, наверно, нужны только "корочки".
Думаю, что в данной ситуации надо будет детально проанализировать и пойти на сокращение таких специальностей в ряде частных вузов.
В результате общее число вузов, готовящих педагогов, может снизиться до 40 – 50 вместо 85-ти.
Третья мера – разработка серьезных требований к абитуриенту на входе и выпускнику на выходе.
Для этого предполагаем ввести экзамены для поступающих на педагогические специальности, выявляющие не только уровень исходной подготовки, но и наличие психологической готовности, педагогических задатков, мотивации к получению педагогической профессии и работе по ней.
Будут разработаны профессиональные стандарты выпускника-педагога, введены независимые экзамены на выходе, в т.ч. по языковым специальностям.
А для того, чтобы все это реально заработало, надо осуществить четвертую меру – повышение привлекательности и уровня обучения педагогов.
Для этого предлагаем увеличить стоимость гранта на 30-50% и стипендию студентам в 2 раза.
Это даст приток в педвузы более подготовленных абитуриентов.
Также предлагаем поэтапное перераспределение госзаказа в сторону увеличения подготовки магистров до 4000 и снижения подготовки бакалавров до 5000 (сейчас 450 и 9 тысяч).
Это даст более жесткий отбор абитуриентов, поступающих в бакалавриат, т.е. повышение уровня подготовки на входе, и суммарное повышение уровня выпускников на выходе.
Пятая мера – усиление педпрактики.
С этой целью будем формировать комплексы "педвуз – инновационная школа", в режиме эксперимента прорабатывать стимулы их совместной работы.
Целесообразно ввести и одногодичную интернатуру в организациях образования, при этом стипендия интерна составит не менее 70% от стартовой зарплаты преподавателя.
Важной точкой роста повышения уровня ППС педвузов предлагаем сделать открытие на базе Назарбаев Университета факультета "Образование" с участием Университета Кембриджа, а также создание структуры повышения квалификации ППС педвузов по международным стандартам.
Теперь о втором главном направлении – повышении квалификации действующих педагогов.
Международный опыт показывает, что в динамично меняющемся мире системы постоянного профессионального развития учителя являются одним из ведущих факторов качества образования.
При этом действуют четкие механизмы признания компетенций, полученных в результате повышения квалификаций, создающие серьезные стимулы в виде дифференцированной оплаты труда.
Эти системы многокомпонентные и многоуровневые, включают очные и on-line курсы, образовательные сети, обучение на рабочем месте, и т.д.
Существующая же в Казахстане система повышения квалификации заложена еще в советское время.
В нее входят РИПКСО и 16 ИПК местного уровня, фактически не связанные единой методологией и обладающие слабой материальной базой.
Учителя проходят 2-недельные курсы переподготовки стоимостью 15 тыс. тенге раз в 5 лет.
При этом, как уже говорил, серьезные стимулы к повышению квалификации учителей отсутствуют.
В целом эта система малоэффективна, изжила себя и не соответствует современной мировой практике.
В данной связи предлагаем следующее решение – переформатировать систему повышения квалификации в современную многоуровневую и многокомпонентную систему.
Для этого предлагается создать три базовых комплекса повышения квалификации – Центры педагогического мастерства, холдинг "Национальный центр повышения квалификации педагогов" и Центры повышения квалификации учителей при педвузах.
Первый комплекс – Центры педагогического мастерства (ЦПМ) на базе Назарбаев Интеллектуальных школ.
Там сосредоточен хороший потенциал наших сильнейших педагогов и механизмы освоения мирового опыта с участием зарубежных специалистов.
Теперь надо транслировать этот опыт в другие школы страны.
Это верхний уровень переподготовки, ориентированный, прежде всего, на учителей высшей категории.
В деятельности ЦПМ будут заложены такие процедуры, как первичное тестирование и проведение 3-месячных курсов пееподготовки по специальной программе, сочетающей очную подготовку (face-to- face) и обучение в режиме on-line.
По окончании учителя будут сдавать квалификационный экзамен и получат сертификаты с присвоением нового квалификационного уровня – 1, 2 или 3, которые дадут право на получение существенно повышенной зарплаты.
Это станет действенным стимулом для педагогов к повышению своей квалификации.
Параллельно Центры педмастерства будут развертывать систему электронных on-line уроков для учащихся средних школ и семинаров для учителей.
Об этом подробно расскажет Шамшидинова Куляш Ногатаевна – председатель правления АО "Назарбаев Интеллектуальные школы".
Второй комплекс, который предлагается сформировать – это холдинг "Национальный центр повышения квалификации педагогов" (НЦ ПКП).
Он объединит нынешние РИПКСО и 16 ИПК в областях и городах Астана и Апматы.
Данный комплекс будет, в отличие от сегодняшней ситуации, действовать на новой единой базе корпоративного управления, методологии, трансляции мирового опыта и опыта Назарбаев Интеллектуальных школ.
Он будет решать следующие задачи.
– Переподготовка менеджеров системы образования (руководящих работников местных управлений и отделов образования, директоров школ и т.д.) по программам современного менеджмента.
Единое методическое сопровождение.
Повышение квалификации учителей по новой программе с сертификацией и присвоением 2-го или 3-го нового уровня квалификации.
При этом все преподаватели НЦ ПКП должны будут пройти переподготовку в ЦПМ на 1-й квалификационный уровень.
Третий комплекс – 5 Центров повышения квалификации педагогов при ведущих педвузах Казахстана и закрепленных за этими педвузами экспериментальных опорных школах.
Создав эти три комплекса, мы получим систему повышения квалификации учителей, по своей оргструктуре, содержанию и методологии соответствующую мировой практике.
Сейчас у нас есть 3 категории учителей – к ним добавится еще 3 уровня квалификации.
Таким образом, Казахстан перейдет к 6-ти квалификационным градациям, что принято во многих развитых странах.
В указанном "форсированном" режиме данная система будет работать 5 лет.
За это время мы сможем переподготовить по новым программам и сертифицировать свыше 120 тысяч педагогов, т.е. 43% кадрового учительского потенциала.
А профессорско-преподавательский состав педвузов пройдет переподготовку на базе Назарбаев Университета.
Тем самым будет создана "критическая масса" учителей с современной подготовкой.
Она станет главной точкой опоры, которая позволит перевести всю систему среднего образования Казахстана на новый качественный уровень.
Через 5 лет подоспеют и первые выпускники педвузов, обученные по новым стандартам.
После этого предлагается трансформировать систему повышения квалификации в "стационарный" режим работы – проведение обязательных ежегодных 2-недельных курсов для всех учителей Казахстана по опыту Великобритании, Японии и других развитых стран.
Общие затраты на проект "Качественный учитель – основа качественного образования" за 5 лет потребуются в размере 339,3 млрд. тенге.
В том числе 137 млрд. тенге на повышение зарплаты педагогам по новой системе оплаты труда, и 166,8 млрд. тенге – на повышение их квалификации.
Все расчеты имеются.
В случае одобрения предлагаемого комплекса мер министерство готово внести их на Республиканскую бюджетную комиссию.
Уважаемый Карим Кажимканович!
Уважаемые коллеги!
За годы независимости в системе образования было проведено много реформ, достигнут ряд существенных результатов.
Но только сегодня мы подошли к пониманию и созрели, чтобы кардинально решить главную задачу – вопрос квалификации педагогов.
Это ключевое звено нового качества образования, которого требует Президент страны Н.А.Назарбаев.
Для этого требуются серьезные средства, но они оправдают себя в десятки раз – обеспечат на порядок более высокую отдачу для всех других программ и проектов образовательной сферы.
По сути, это будут прямые вложения в экономику и человеческий капитал Казахстана.
Просим поддержать.
Благодарю за внимание.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2011
В Сенате состоялась презентация отчетов Правительства РК и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2010 год 31.05.2011
Состоялся телефонный разговор Госсекретаря РК с Председателем ПАСЕ 31.05.2011
20-летие независимости – седьмая амнистия 31.05.2011
Новая стадия развития "Самрук-Казына" 31.05.2011
Счет пошел на миллиарды 31.05.2011
В Костанае 3-4 июня пройдет IV республиканский Форум патриотов "Менiн Казакстаным" 31.05.2011
Анонсы на брифинге Официального представителя МИД Аскар Абдрахманова 31.05.2011
Судьи Верховного суда обсудили в Шымкенте вопрос: какие органы могут расследовать коррупционные преступления, а какие нет 31.05.2011
"Шарабан" передает… 31.05.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz