Кикбай КОСАЕВ, "Панорама", 3 июня
Министерство образования и науки озадачилось вопросами совершенствования менеджмента в образовательной сфере, в том числе внедрением принципов корпоративного управления. По словам директора департамента правового обеспечения и государственных закупок МОН Нурлана ЫБЫРАЙЫМА, выступившего на брифинге во вторник, "одной из отличительных особенностей современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению". Для этого необходимо обеспечить "вовлеченность общественных структур в управление системой образования". Государственной программой развития образования РК на 2011-2020 годы планируется внедрение принципов корпоративного управления, формирование государственно-общественного управления отраслью. С этой целью в вузах, имеющих статус государственного предприятия на праве хозяйственного ведения, будут внедрены такие принципы управления, как "коллегиальность, самостоятельность в осуществлении деятельности, подотчетность по результатам, прозрачность, ответственность". Пункт 1 статьи 148 Закона "О государственном имуществе" гласит, что в госпредприятии на праве хозяйственного ведения в сферах образования и здравоохранения по предложению уполномоченного органа соответствующей отрасли (местного исполнительного органа) может создаваться орган предприятия – наблюдательный совет. Ожидается, что путем создания наблюдательных советов в вузах усилится общественный контроль за деятельностью. "Наблюдательный совет будет утверждать стратегический план развития вуза, реализации кадровой политики, осуществлять общественный контроль за финансовыми средствами, по разработке инструктивно-нормативных документов и рекомендаций, содействовать более эффективному взаимодействию с местными органами власти, средствами массовой информации, учреждениями, организациями, профильными предприятиями, а также способствовать усилению борьбы против коррупции", – отметили в МОН. Помимо этого, по словам г-на Ыбырайыма, в учреждениях образования будут созданы попечительские советы, объединяющие на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии конкретного образовательного учреждения. Сферу деятельности попечительского совета составят три основные функции. "Социальная функция заключается в привлечении представителей разных социальных групп населения к его деятельности. Экономическая предусматривает наличие у совета финансовой, правовой и имущественной базы, что влечет за собой конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Политическая функция заключается в использовании попечительского совета для претворения в жизнь определенной образовательной политики", – пояснил спикер. По его информации, департаментом высшего и послевузовского образования подготовлен проект типовых правил деятельности попечительских советов в высших учебных заведениях. Проектом предполагается, что первые наблюдательные советы будут созданы в Казахском национальном университете им. аль-Фараби, Евразийском национальном университете, Казахском педагогическим университете им. Абая и Аграрном университете. В дальнейшем принципы корпоративного управления будут внедрены во всех вузах. В настоящее время в 42 вузах действуют попечительские советы. В учебных заведениях технического и профессионального образования создан 661 попечительский совет, в общеобразовательных школах – 2451. В связи с новой моделью управления будут доработаны типовые квалификационные требования к педагогическим работникам. "Если раньше у нас были требования, что руководство вузов должно состоять исключительно из числа людей науки, то сейчас мы открываем возможность для менеджеров, не имеющих степень докторов наук, но обладающих степенью MBА, прийти и вывести на рельсы современных технологий управления наши высшие учебные заведения", – пояснил г-н Ыбырайым. При этом он уточнил, что заместители руководителей вузов будут назначаться Министерством образования. Ранее они только согласовывались с МОН. "И мы будем обращать внимание на навыки управления проректоров", – заверил чиновник. Что касается департаментов образования на местах, он пояснил, что в настоящее время система управления образованием там находится в ведении акиматов. Но законодательство предполагает согласование назначения руководителей департаментов образования акиматами с министерством. "Мы пытаемся использовать возможность для того, чтобы хотя бы руководителями управления образованием были люди, имеющие навыки современного менеджмента", – резюмировал г-н Ыбырайым. |