Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 6 июня
"О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной монополии". Этот правительственный законопроект представлен сегодня в Комитете Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию. В рамках рабочей группы, возглавляемой депутатом Парламента Валерием Доскаловым, законопроект представил председатель Агентства РК по защите конкуренции Мажит Есенбаев (тезисы): Законопроектом предлагается сокращение количества видов государственной монополии, что повлечет сокращение количества государственных предприятий. Это касается также видов государственной монополии, сохраненных в настоящем законопроекте, в том числе деятельности по государственному техническому обследованию зданий, сооружений и (или) их составляющих. Осуществление этих мероприятий позволит упорядочить деятельность государственных предприятий, выполнить поручение Главы государства о передаче непрофильных видов деятельности в конкурентную среду и уменьшении государственного вмешательства в экономику. В Законе РК "О конкуренции" дано определение понятию "государственная монополия", а также установлен единый подход в вопросах введения государственной монополии. Согласно статье 32 Закона, государство вправе ограничивать конкуренцию в тех сферах деятельности, в которых реализация товаров на конкурентном рынке может оказать негативное влияние на состояние конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения путем закрепления Законом исключительного права государства на производство и (или) продажу, покупку товара или пользование им. Реализация исключительного права осуществляется путем создания субъекта государственной монополии, которым может быть только государственное предприятие, созданное по решению Правительства Республики Казахстан. Законом РК "О государственном имуществе" предусмотрено, что государство создает государственные предприятия в целях решения социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства, в следующих случаях: 1) отсутствия иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства и защиты интересов общества; 2) использования и содержания стратегических объектов, принадлежащих государству; 3) для осуществления деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии; 4) наличия общественной потребности в производстве товаров в тех сферах общественного производства, в которых отсутствует конкуренция либо недостаточно развита конкуренция. *** В рамках разработки законопроекта Агентством проведен анализ законодательных актов РК на предмет их соответствия требованиям, установленным статьей 32 Закона, в части закрепления исключительного права государства на производство и (или) продажу, покупку товара или пользование им. В результате этого выявлены 24 законодательных акта, из них: в 10 законах содержатся нормы о государственной монополии, но не раскрыт механизм ее реализации; в 14 законодательных актах отсутствует прямое отнесение вида деятельности к государственной монополии, но фактически закреплено исключительное право государственного хозяйствующего субъекта на осуществление той или иной деятельности. Учитывая, что присутствие государства в качестве хозяйствующего субъекта в отраслях экономики должно иметь исключительный характер и не подвергать ограничению предпринимательскую активность частного сектора, законопроектом предусмотрено следующее: 1) сохранение государственной монополии и исключительного права государства в 16 законодательных актах Республики Казахстан; 2) передача отдельных видов деятельности в конкурентную среду в 5 законодательных актах Республики Казахстан; 3) отнесение отдельных видов деятельности к государственным функциям в 3 законодательных актах. Законопроектом предусмотрено 16 видов государственной монополии. Это такие новые виды, как изготовление банкнот, а также документарных ценных бумаг, чековых книжек и другой печатной продукции, требующей специальной степени защиты и проведение государственной экспертизы проектов (предпроектной и проектно-сметной документации). *** Помимо перечисленных, в законопроекте госмонополия уже введена на: – деятельность по изъятию осетровых видов рыб из естественной среды обитания, их закупу, переработке и экспорту их икры и других видов продукции (Закон РК от 21 января 2010 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рыбного хозяйства"); – работы организации, находящейся в ведении уполномоченного органа в сфере гражданской авиации, являющейся государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, по подготовке и выдаче заключения к сертификационному обследованию (Закон РК от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации"). *** Законопроектом предусмотрено отнесение к государственным функциям следующих видов деятельности: – в области чрезвычайных ситуаций; – в области правовой охраны топологий; – в области защиты растений. Законопроектом предусмотрена передача в конкурентную среду деятельности: – в области гидрометеорологии (в целях реализации взаимных обязательств стран-членов Таможенного союза); – в воспроизводстве, включая искусственное разведение объектов животного мира, в целях сохранения генофонда и захоронение коммунальных отходов, создание и эксплуатация их полигонов (в целях привлечения частных инвестиций и создания условий для развития малого и среднего бизнеса); – в сфере оказания охранных услуг (в целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 17 августа 2010 года № 1039 "О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан", предусматривающего передачу функций и полномочий Министерства внутренних дел Республики Казахстан, связанных с деятельностью по охранной деятельности в конкурентную среду); – в сфере транспортировки и сбора коммунальных отходов, захоронение коммунальных отходов, создание и эксплуатация полигонов отходов; – в сфере аккредитации в области оценки соответствия. *** После доклада и ответов на депутатские вопросы рабочая группа решила продолжить дальнейшее обсуждение законопроекта на своих последующих заседаниях. Вел заседание Председатель Комитета Сейтсултан Аймбетов. |