Председателю Мажилиса Парламента Республики Казахстан г-ну Мухамеджанову У.Б. Уважаемый Урал Байгунусович! 3 июня текущего года прошло Заседание Общественной палаты при Мажилисе Парламента РК, на котором рассматривался проект Закона "О внесении изменений и дополнений в законодательство по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц" (далее – законопроект). На Заседании было представлено Постановление Правительства РК по указанному законопроекту с приложенными научной и антикоррупционной экспертизами, а также заключениями аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства. Однако в приложения не было включено отрицательное экспертное заключение НЭПК "Союз "Атамекен" по данному законопроекту, хотя НЭПК "Союз "Атамекен" является единым объединением бизнес-сообщества страны, аккредитованным при госорганах, и наше заключение было официально направлено разработчику еще 16.02.2010 г. (прилагается). В приложениях также отсутствует научная экспертиза Академии Финансовой полиции РК за №17-5-6/90, от 15.01.2011г. (прилагается), согласно которой: "Уголовная ответственность юридического лица нарушает принципы личной, виновной ответственности". Так же отсутствует научная экспертиза Академии КНБ РК за №16/493, от 15.01.2011г. (прилагается), согласно которой: "В предложенном варианте законопроекта не нашли разрешения многие проблемные вопросы, требующие своего однозначного решения в действующем уголовном и ином законодательстве и возникающие при этом правовые коллизии. В силу чего вопрос о введении указанного уголовно-правового института требует своей доработки. Поспешность в принятии такого решения и ненадлежащая его проработка в законодательстве может вызвать ситуацию, когда институт уголовной ответственности юридических лиц станет еще одним инструментом незаконного воздействия на бизнес и создаст дополнительные предпосылки для коррупции в государственных органах". Складывается впечатление, что в приложение к законопроекту преднамеренно были включены только положительные отзывы, тогда как отрицательные заключения были либо исключены из списка приложений, либо срочно пересмотрены. Данный законопроект вызывает обоснованное беспокойство предпринимателей по целому ряду причин – от введения уголовной ответственности менеджеров и собственников (акционеров) компаний за преступления, которых они не совершали, без необходимости доказывания личной вины; до 1000-кратного увеличения штрафов, практически уничтожающих предприятия. Кроме того, как показывают консультации НЭП "Атамекен" с международными экспертами и дипломатами, ссылки разработчиков на "западный опыт" в данном случая явно некорректны. Нигде в мире ответственность юридических лиц не связана с лишением свободы граждан, либо разорением предприятий. В этой связи, в адрес депутатов Парламента РК было направлено обращение бизнес-сообщества, подписанное руководителями более 50 ассоциаций предпринимателей, о недопустимости принятия указанного законопроекта в предлагаемой редакции (прилагается). Позицию предпринимателей разделили целый ряд депутатов Мажилиса Парламента РК, принимавших участие в обсуждении документа на разных этапах. В ходе дискуссии со стороны разработчика так и не было предъявлено убедительных доводов, которые бы однозначно опровергли аргументы, приведенные Союзом "Атамекен" против принятия законопроекта. В то же время, мы с обеспокоенностью наблюдаем, как аргументация со стороны разработчика подменяется элементарным административным "продавливанием" законопроекта, вопреки здравому смыслу. В частности, представителями НЭП "Атамекен" на рассмотрение рабочей группы было предложено более 20 поправок, которые могли бы улучшить документ. Тем не менее, рабочая группа отклонила все (!) предложения НЭП, слепо следуя позиции разработчика и не допуская ни малейших изменений проекта, несмотря на его спорный, а порой – и просто абсурдный характер, противоречащий политике Главы государства по всесторонней поддержке частного предпринимательства. На основании вышеизложенного, Национальная экономическая палата Казахстана "Союз "Атамекен" повторно и убедительно просит Вас отклонить законопроект в нынешней редакции и направить его на доработку. Приложение: – экспертное заключение НЭПК "Союз "Атамекен" № 0410, от 16.02.2010г.; – научная экспертиза Академии Финансовой полиции Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (Финансовая полиция) №17-5-6/90, от 15.01.2011г.; – научная экспертиза Академии Комитета Национальной Безопасности Республики Казахстан №16/493, от 15.01.2011г;. – обращение бизнес-сообщества № 0856, 02.03.2011г..
С уважением, Председатель Правления А. Перуашев |