NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 11:21 ast
09:21 msk

Оглашено Послание Конституционного Совета "О состоянии конституционной законности в РК"
Конституционный Совет обратил внимание Правительства и Парламента на факты неисполнения или ненадлежащего исполнения отдельных решений Совета
21.06.2011 / политика и общество

www.constcouncil.kz, 20 июня

20 июня т.г. Председатель Конституционного Совета И.Рогов на совместном заседании Палат Парламента Республики огласил Послание Конституционного Совета "О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан".
В этом году Послание Конституционного Совета приурочено к особому историческому событию – Двадцатилетию Государственной Независимости Республики Казахстан.
Как отметил в своем выступлении И.Рогов, за прошедшее с 16 декабря 1991 года время в Республике Казахстан проведены реформы практически во всех областях государственной и общественной жизни. Особое внимание уделяется укреплению государственности, действующего права, эффективного и открытого властного механизма обеспечения развития личности, общества и государства, повышению уровня жизни населения.
С момента своего образования Конституционным Советом даны разъяснения конституционным нормам о независимости и суверенном праве государства; о конституционных основах государственности; о территориальной целостности; о неприкосновенности границ и неотчуждаемости территории; об унитарности государства и президентской форме правления; о единстве народа и государственной власти; о гражданстве и иные.
В Послании указано, что деятельность Конституционного Совета по обеспечению верховенства Основного Закона сопровождается мониторингом и оценкой качества законодательства, одним из показателей которого является реализация нормативных постановлений Совета, выводов и рекомендаций, изложенных в его ежегодных посланиях.
Как показывают результаты анализа, государственными органами предпринят ряд мер по исполнению итоговых решений Конституционного Совета, внесены изменения и дополнения в действующее законодательство Республики. В частности, принимаются меры: по улучшению качества подготовки законопроектов на государственном языке и аутентичности текстов на государственном и официальном языках (при Институте законодательства Республики создан Лингвистический центр); по вопросу создания равных условий для защиты и восстановления права собственности независимо от ее форм; закреплены основания, порядок содержания и права лиц, находящихся в местах принудительного лечения, а также лиц, подвергнутых административному аресту.
Вместе с тем, наряду с отмеченной общей положительной тенденцией, Конституционный Совет обратил внимание Правительства и Парламента на факты неисполнения или ненадлежащего исполнения отдельных решений Совета.
Закон Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма" не приведен в соответствие с правовыми позициями Конституционного Совета.
В своем нормативном постановлении Конституционный Совет указал, что решения международных организаций и их органов могут приобретать юридические свойства ратифицированного Республикой международного договора в случае непосредственного указания на обязательный характер для Казахстана этих решений в международном договоре, ратифицированном Республикой Казахстан. Данная правовая позиция Совета до сих пор не реализована.
В числе прочих, сохраняют свою актуальность рекомендации Совета государственным органам о необходимости закрепления в законах не только перечня ограничений прав и свобод человека, но и механизмов их применения; о повышении уровня скоординированности деятельности участников законотворческого процесса, в том числе, посредством законодательного урегулирования процедуры получения Парламентом положительного заключения Правительства в случаях, предусмотренных Конституцией, а также требования о соблюдении депутатами концепций законопроектов при внесении поправок в эти проекты.

-----

Послание Конституционного Совета Республики Казахстан "О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан" № 09-5/1 от 16 июня 2011 года

Настоящее Послание Конституционного Совета Республики Казахстан "О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан" представляется в знаменательный для нашей страны год Двадцатилетия Государственной Независимости Республики Казахстан.
За прошедшее с 16 декабря 1991 года время в Республике Казахстан проведены реформы практически во всех областях государственной и общественной жизни. Особое внимание уделяется укреплению государственности, действующего права, эффективного и открытого властного механизма обеспечения развития личности, общества и государства, повышению уровня жизни населения.
На пути формирования современного и уверенного в своем будущем общества в качестве исторических вех достойное место занимают Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года и Конституционный закон Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года № 1007-ХII "О государственной независимости Республики Казахстан". Каждый из этих документов сыграл уникальную, позитивную роль в создании новой государственности, разделении единой государственной власти на ветви, отправления народовластия, обеспечении верховенства прав и свобод человека, справедливого правосудия, миролюбивой внешней политики.
Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, содержит все необходимые гарантии для упрочения в стране конституционной законности и обогащения уже созданных компонентов демократического, светского, правового и социального государства. Она стала главным реальным инструментом в наполнении конституционного императива высшей ценности – человека, его жизни, прав и свобод; в решении задач, связанных с осуществлением суверенного права государства в международных отношениях.
Президентская форма правления позволила сконцентрировать разработку основных направлений внутренней и внешней политики государства, обеспечить координацию деятельности ветвей единой государственной власти, избежать противостояния между ними и, в итоге, добиться системных положительных результатов.
Институт Президента Республики за годы государственной независимости сформировался в мощный направляющий и координирующий центр. Всенародно избранный Президент Республики Казахстан является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Парламентом Республики принят Конституционный закон Республики Казахстан от 14 июня 2010 года № 289-IV "О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации", в котором нашел объективное законодательное закрепление особый статус Первого Президента Н.А. Назарбаева. В нормативном постановлении от 31 января 2011 года № 2 Конституционный Совет особо отметил историческую роль и миссию Нурсултана Абишевича Назарбаева – основателя нового независимого государства.
В соответствии с Конституцией, в русле определяемых Главой государства стратегий развития страны, успешно действуют двухпалатный Парламент, Правительство Республики, иные центральные и местные представительные и исполнительные органы, а также органы местного самоуправления. Проводится модернизация правоохранительной системы и правосудия, призванных в условиях последовательной либерализации и гуманизации правовой политики обеспечить защиту человека и общества от преступных посягательств и других нарушений законности.
Постоянно совершенствуются механизмы участия общества в формировании и отправлении государственной власти, вовлечения граждан в управление страной. Благодаря упрочению правовых основ организации и деятельности политических партий, неправительственного сектора, финансированию неправительственных организаций в рамках государственного социального заказа, созданию консультативно-совещательных структур при государственных органах происходит постепенное перераспределение социально-значимых секторов и функций между государством и гражданским обществом.
В прошедшем 2010 году Казахстан достойно выполнил высокую миссию по председательству в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В Астанинской Декларации главы государств и правительств 56 государств-участников ОБСЕ подтвердили свою приверженность концепции всеобъемлющей, основанной на сотрудничестве, равной и неделимой безопасности, которая увязывает поддержание мира с соблюдением прав человека и основных свобод. В текущем году на посту председателя Организации Исламская Конференция Республика Казахстан вновь реальными делами подтверждает свою целеустремленность в реализации выраженного в Преамбуле Конституции желания народа занять достойное место в мировом сообществе.
В 2010 году стартовал новый международный экономический институт – Таможенный союз между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. В нормативном постановлении от 5 ноября 2009 года № 6 Конституционный Совет отметил, что конституционный и международно-признанный статус Республики Казахстан – суверенного государства, основу которого составляют его независимость и самостоятельность в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики, позволяет Республике с соблюдением положений и норм Основного Закона принимать решения о передаче отдельных полномочий государственных органов страны таким международным организациям и их органам как Таможенный союз. Вместе с тем, Конституционный Совет указал, что решения подобных международных организаций и их органов в случае, если они не соответствуют Основному Закону Республики, ущемляют конституционные права и свободы человека и гражданина, нарушают суверенитет, унитарность, территориальную целостность государства и форму правления страны, не могут быть обязательными для исполнения Республикой Казахстан, а также обладать свойствами приоритета перед казахстанскими законами и непосредственности применения.
Двадцатилетняя история государственного строительства, достигнутые на этом сложнейшем и благородном пути победы, планы на ближайшие и отдаленные перспективы дают основание для принципиального вывода о том, что развитие Казахстана соответствует всем общепринятым в мировой практике принципам демократии, бережного отношения к "человеческому капиталу", демонстрируя тем самым верность в избранном векторе будущего нашего общества.
* * *
В обеспечении государственной независимости Республики Казахстан, сохранении и дальнейшем укреплении доктрины и практики конституционализма важная роль отведена конституционному контролю. Это четко просматривается в Декларации о государственном суверенитете, Конституционном законе о государственной независимости и действующем Основном Законе страны.
С момента своего образования Конституционным Советом даны официальные толкования конституционных норм о независимости и суверенном праве государства; о конституционных основах государственности; о территориальной целостности; о неприкосновенности границ и неотчуждаемости территории; об унитарности государства и президентской форме правления; о единстве народа и государственной власти; о гражданстве и многих других.
Всего посредством официального толкования либо в процессе анализа на предмет конституционности нормативных правовых актов разъяснены положения 73 статей Конституции. Более детально результаты работы за пятнадцать лет были представлены в прошлогоднем послании Конституционного Совета.
* * *
Деятельность Конституционного Совета по обеспечению верховенства Основного Закона сопровождается мониторингом и оценкой качества законодательства, одним из показателей которого является реализация правовых позиций нормативных постановлений, выводов и рекомендаций, изложенных в ежегодных посланиях Конституционного Совета.
В последние годы государственными органами и их должностными лицами предпринят ряд мер по выполнению итоговых решений Конституционного Совета, внесены изменения и дополнения в действующую правовую базу Республики.
Во исполнение правовых позиций Конституционного Совета внесены изменения в Закон Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года № 107-II "Об административных процедурах". В соответствии с новой редакцией пункта 2-1 статьи 1 этого Закона "компетенция, полномочия, функции и задачи государственного органа устанавливаются в Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, принимаемых Президентом, Правительством, вышестоящим центральным государственным органом по отношению к нему".
Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV "О таможенном деле в Республике Казахстан" в части установления непосредственного применения решений Комиссии таможенного союза принят с учетом нормативного постановления Конституционного Совета от 5 ноября 2009 года № 6.
Развитие правовых позиций Конституционного Совета нашло отражение также в принятых законах Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 377-IV "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан" и от 6 января 2011 года № 378-IV "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного контроля и надзора".
В соответствии с постановлением Конституционного Совета от 7 мая 2001 года № 6/2 внесены поправки в Договор аренды комплекса "Байконур" и Соглашение о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур".
Нормативные постановления Конституционного Совета непосредственно исполняются судами и правоохранительными органами. В соответствии с пунктом 2 статьи 74 Конституции и процессуальным законодательством Республики, вступившие в законную силу судебные акты подлежат отмене судом в случае признания Конституционным Советом неконституционными норм закона или иного нормативного правового акта, примененного судом при вынесении судебного акта.
Ряд выводов и рекомендаций, изложенных в ежегодных посланиях Конституционного Совета "О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан", нашел воплощение в законодательной и правоприменительной деятельности, а именно:
– Законом Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413-IV "О государственном имуществе" реализованы положения постановления от 3 ноября 1999 года № 19/2 и рекомендации ежегодных посланий Конституционного Совета по вопросу создания равных условий для защиты и восстановления права собственности независимо от ее форм;
– Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2010 года № 375-IV "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам закрепления оснований, порядка и условий содержания лиц в учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества" закреплены права, основания и порядок содержания лиц, находящихся в местах принудительного лечения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией; несовершеннолетних – в специальных организациях образования, организациях образования с особым режимом содержания и Центрах адаптации несовершеннолетних; а также лиц, подвергнутых административному аресту.
– законами Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 354-IV "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения защиты прав ребенка" и от 18 января 2011 года № 393-IV "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе" устранены недостатки норм законов, определяющих признаки составов правонарушений;
– Законом Республики Казахстан от 1 апреля 2011 года № 425-IV внесены изменения в Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-I "О нормативных правовых актах", предусматривающие проведение постоянного правового мониторинга нормативных правовых актов Республики. Ранее подпункт 2-1) пункта 1 статьи 43 Закона "О нормативных правовых актах" предусматривал проведение постоянного мониторинга только подзаконных нормативных правовых актов.
В Мажилис Парламента внесен проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства", которым предусматривается введение уголовной ответственности за "воспрепятствование деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан".
В целях обеспечения смысловой идентичности текстов нормативных правовых актов на казахском и русском языках при Государственном учреждении "Институт законодательства Республики Казахстан" создан Лингвистический центр; распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 2 февраля 2009 года № 15-р "О дальнейших мерах по совершенствованию законотворческой деятельности" первым руководителям центральных исполнительных органов поручено принять меры по улучшению состояния подготовки проектов законов на государственном языке и аутентичности текстов законопроектов и международных договоров на государственном и русском языках. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 мая 2011 года № 590 внесены изменения и дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2002 года № 598 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности", предусматривающие обязательное проведение научной лингвистической экспертизы в целях определения соответствия текстов на казахском и русском языках проектов нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение Парламента. Кроме того, впредь государственные органы-разработчики должны представлять свои законопроекты в Институт законодательства Республики Казахстан на повторную научную лингвистическую экспертизу.
Правительством проведена ревизия законодательства для выявления и устранения имеющихся в нем недостатков и противоречий. По результатам этой проверки Парламентом был принят Закон Республики Казахстан от 10 января 2011 года № 383-IV "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений".
* * *
<*>Вместе с тем, наряду с отмеченной общей положительной тенденцией сохраняются факты неисполнения или несвоевременного, либо неполного исполнения решений Конституционного Совета.
Так, в нормативном постановлении от 20 августа 2009 года № 5 Конституционный Совет рекомендовал Правительству Республики в качестве условия введения в действие Закона Республики Казахстан от 28 августа 2009 года № 191-IV "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма" инициировать внесение в Мажилис Парламента законопроекта, предусматривающего приведение этого Закона в соответствие с правовыми позициями Конституционного Совета. Однако на рассмотрение Мажилиса Парламента внесен такой законопроект лишь спустя более полутора лет.
В нормативном постановлении от 5 ноября 2009 года № 6 Конституционный Совет указал, что решения международных организаций и их органов могут приобретать юридические свойства ратифицированного Республикой международного договора в случае непосредственного указания на обязательный характер для Казахстана этих решений в международном договоре, ратифицированном Республикой Казахстан. Следует отметить, что данная правовая позиция Конституционного Совета в действующем законодательстве до сих пор не реализована.
Сохраняют свою актуальность позиции и рекомендации Конституционного Совета государственным органам, включая органы правосудия, об их обязанности при принятии решений ссылаться на соответствующие нормы Конституции, что предусмотрено пунктом 2 статьи 4 Конституции о высшей юридической силе и прямом действии норм Основного Закона; о необходимости согласно пункту 1 статьи 39 Конституции закрепления в законах не только перечня ограничений прав и свобод человека, но и механизмов их применения; о повышении уровня скоординированности деятельности участников законотворческого процесса, в том числе, посредством законодательного урегулирования процедуры получения Парламентом положительного заключения Правительства в случаях, предусмотренных Конституцией, а также требования о соблюдении депутатами концепций правительственных законопроектов при внесении поправок в эти проекты.
Осуществление изложенных рекомендаций станет гармоничной частью комплекса мероприятий по укреплению конституционной законности, обязанность соблюдения которой лежит на всех субъектах общественных отношений и, в первую очередь, на государственных органах и их должностных лицах.
* * *
На протяжении двадцати лет государственной независимости казахстанский конституционализм являлся и продолжает выступать важнейшей доктринальной основой и эффективной гарантией практики всесторонней модернизации общества и государства.
Представляя настоящее послание "О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан" Парламенту Республики в соответствии с подпунктом 6) статьи 53 Конституции Казахстана, Конституционный Совет Республики Казахстан полагает, что его выводы и рекомендации будут учтены в нормотворческой и правоприменительной деятельности всех государственных органов.

Председатель Конституционного Совета
Республики Казахстан И. Рогов


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.06.2011
Глава государства поздравил депутатов 30.06.2011
Депутатский запрос Премьер-министру 30.06.2011
Госсекретарь РК принял руководителей ряда делегаций, участвующих в сессии СМИД ОИК 30.06.2011
В Астане 4, 5, 6 июля объявляются выходными днями 30.06.2011
Комплекс мер по поддержке дачников и садоводов разработан Правительством Казахстана 30.06.2011
Зарегистрированы 3 кандидата в Сенат Парламента РК от Актюбинской области 30.06.2011
За сильный регион! 30.06.2011
Слет стипендиатов образовательной программы "KAZENERGY" 30.06.2011
Сплошное недоразумение, или Письмо несчастья от Аблязова 30.06.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz