www.esep.kz, 20 июня
Уважаемые Председатели Палат Парламента и депутаты! Уважаемый Премьер-Министр и приглашенные! В комитетах Мажилиса и Сената, а также в пленарных заседаниях двух палат Парламента всесторонне обсуждены отчеты Правительства и Счетного комитета. По нашей оценке, в целом Правительство обеспечило выполнение основных параметров республиканского бюджета. Данные отчетов всем нам известны и уже на слуху. Поэтому, не повторяясь, хочу остановиться на системных вопросах, от решения которых зависит повышение эффективности и качества исполнения республиканского бюджета. На пленарных заседаниях Парламента поднимались некоторые вопросы касательно исполнения бюджета. Во-первых, переход на трехлетнее планирование и ежегодное скольжение республиканского бюджета привело к правовому пробелу. Так, наш Отчет, являясь заключением к Отчету Правительства о реализации Закона "О республиканском бюджете на 2010-2012 годы", фактически отражает оценку исполнения бюджета только 2010 года. На сегодня принятие нового закона на последующие три года 2011-2013 годы не дает право Счетному комитету осуществить комплексный подход к оценке трехлетних объемов и параметров. Поэтому мы вынуждены апеллировать примерами и цифрами одного финансового года, тогда как большинство программ развития имеют среднесрочный и долгосрочный период реализации. В целях проведения качественной оценки и анализа исполнения бюджета необходимо на законодательном уровне решить данный вопрос. В 2010 году республиканский бюджет уточнялся два раза и подвергался корректировке 16 раз. По нашей оценке вышеуказанные механизмы составления и уточнения бюджета недостаточно коррелируются с принципами бюджетирования, ориентированного на конечный результат. На практике это привело недостаточному обоснованному планированию доходов и расходов республиканского бюджета, формированию бюджетных заявок, снижению ответственности администраторов бюджетных программ. Сегодня администраторы бюджетных программ ждут уточнения и используют его как механизм освоения бюджетных средств. Все это приводит к продлению сроков выполнения договорных обязательств и увеличению дебиторской задолженности, которая составила 118 млрд.тенге. Это вызывает определенные опасения, а также указывает на недостаточность проводимых мер Правительством по исполнению принятых обязательств. Учитывая вышеизложенное, Счетный комитет предлагает системно изучить методологию формирования трехлетнего бюджета, считает нецелесообразным осуществлять уточнение республиканского бюджета в финансовом году. Второе. В республике не улучшается качество налогового и таможенного администрирования. В 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличиваются объемы налоговой задолженности и недоимки, а сумма взыскания в бюджет по результатам налоговых проверок на должном уровне не увеличивается. На все это повлияло, в первую очередь, на рост лжепредпринимательства в республике. В этой связми, Правительству необходимо активизировать работу по сокращению числа лжепредприятий негативно сказывающиеся на потерях бюджета. Как мы знаем, проводится работа по сокращению процедур открытия юридических лиц. Поэтому значительно повышается вероятность роста лжепредприятий. В целях нейтрализации роста теневого оборота, сокрытия доходов, потерь бюджета налоговым органам следует изучить экономические и законодательные причины их роста, совершенствовать учет регистрации юридических лиц с дальнейшим проведением оперативного мониторинга с использованием системы рисков. Мы уже констатировали, что 80% подверженных риску налогоплательщиков не охвачены налоговой проверкой. В контексте этого нам видится необходимым введение нормы обязательного аудита данных объектов. Во многих развитых странах позитивно практикуются нормы обязательного аудита, проводимого частными аудиторскими фирмами, которые намного облегчают налоговое администрирование. Требуется проведение действенной работы по сокращению сроков рассмотрения жалоб налогоплательщиков, а также упрощению мер и способов принудительного взыскания налоговой задолженности. Кроме того, в ходе контроля полноты поступлений налогов в доход республиканского бюджета контролем установлено применение недобросовестными налогоплательщиками банкротства, как нового способа "увода" своих средств от налогообложения. Приведу один факт. В результате проведенной Счетным комитетом контрольно-аналитической работы установлено, что по результатам проверок 158 налогоплательщикам доначислены крупные суммы, которые впоследствии объявлены банкротами. Нами установлены факты, дающие основания утверждать применение налогоплательщиками схемы уменьшения своих налоговых обязательств путем отнесения на затраты счетов-фактур, выписанных организациями – банкротами. В целом, за 2009-2010 годы налоговые обязательства уменьшены на сумму 14,6 млрд. тенге. На сегодня слабо проводится работа по реабилитации несостоятельных должников. По оценке Счетного комитета, этот механизм должен совершенствоваться и должен быть использован для увеличения налоговой базы в республике. Третье. Расходы республиканского бюджета за 2010 год составили 4574,1 млрд. тенге или 21,1% к ВВП. Возникает вопрос об эффективном использовании этих расходов. К сожалению, мы не смогли этого достичь. Об этом свидетельствует сумма неосвоения бюджетных средств, рост дебиторской задолженности, перечисление 39 млрд.тенге в конце декабря 2010 года, нарушения выявленные Счетным комитетом и Комитетом финансового контроля Министерства финансов. Цифры нам всем известны. По нашей оценке, основными причинами нарушения финансовой дисциплины являются издержки и необоснованное планирование бюджетных расходов. Администраторы бюджетных программ не на должном уровне формируют бюджетные заявки. В свою очередь Правительством до настоящего времени не определена их ответственность. Отсутствие ответственности приводит к планированию дополнительных средств по отдельным расходным статьям, подаче заявок на непроработанные проекты, необоснованному удорожанию закупаемых товаров. В основном, нарушения выявляются при реализации инвестиционных проектов, поскольку исполнение инвестиционного проекта предопределяет процесс его планирования и реализацию с ориентацией на конечный результат. При определении перечня бюджетных инвестиционных проектов в рамках трехлетнего республиканского бюджета реализуемых в среднесрочном и долгосрочном периодах, не учитывались этапы, целостность и последовательность их выполнения. Сегодня дополнительное удорожание стоимости инвестиционных проектов становится основным фактором финансовых нарушений. В целях повышения эффективности реализации инвестиционных проектов, Счетным комитетом рекомендуется ограничить и ужесточить требования к удорожанию инвестиционных проектов, а также выработать единую методику по определению их стоимости. В ходе оценки стратегических планов государственных органов нами установлено, что по отдельным направлениям отсутствовала четкая ориентация целей и задач, влияющая на конечные результаты. Оценка результатов 7-ми государственных и 4-х отраслевых программ показала, что в большинстве случаев не достигнуты ожидаемые результаты, выявлены серьезные недоработки на стадии планирования. Также установлено отсутствие координации и взаимодействия между государственными органами в части выполнения планов мероприятий по их реализации. Кроме того, должным образом не осуществлялся мониторинг и контроль за их исполнением. На наш взгляд, показатели и индикаторы Стратегических планов очень слабо увязаны с исполнением Закона о республиканском бюджете, государственными и отраслевыми программами. Уважаемые депутаты! В 2010 году более 31% расходов республиканского бюджета составили трансферты, выделенные из республиканского бюджета областным бюджетам, бюджетам города Астаны и Алматы. Доля трансфертов в объеме доходов областных бюджетов в 2010 году в среднем составила более 60%, а по отдельным регионам достигла 80%, тем самым не расширяется их внутренний потенциал и не укрепляется собственная доходная база местных бюджетов. При этом, необходимо отметить о неудовлетворительной работе правительства по совершенcтвованию бюджетной политики, что, по нашему мнению, приводит к неэффективной реализации бюджетных процессов и наращиванию финансовых расходов. Для решения вопроса по освоению целевых трансфертов, выделяемых регионам и усиливающейся зависимости местных бюджетов от республиканского, мы предлагали пересмотреть существующую методику расчетов трансфертов общего характера с учетом налогового потенциала регионов. Результаты наших исследований, которые были направлены Правительству, показали, что потенциал налоговых поступлений в регионах гораздо выше, чем мы имеем. В связи с этим, Счетный комитет предлагает совершенствовать механизм регулирования межбюджетных отношений в республике и внести соответствующие изменения и дополнения в Бюджетный кодекс. При этом Правительству рекомендуется рассмотреть целесообразность выделения трансфертов из республиканского бюджета областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на реализацию текущих бюджетных программ, а также разработать обязательные нормы по определению степени ответственности администраторов республиканских бюджетных программ и руководителей местных исполнительных органов за использование целевых трансфертов. В последние годы Счетный комитет акцентирует Ваше внимание на вопросах эффективности использования государственных активов. По итогам контрольно-аналитических мероприятий из-за отсутствия четкой стратегии развития, должного менеджмента, принятия экономически невыгодных и непродуманных решений в управлении вверенными им государственными активами 43 акционерных общества завершили отчетный период убыточно на сумму 39,5 млрд.тенге. В свою очередь, за 2010 год из республиканского бюджета выделены средства на формирование и увеличение уставного фонда акционерных обществ в 2 раза больше по сравнению с 2009 годом. Продолжается практика размещения акционерными обществами бюджетных средств на депозитные счета в банках второго уровня. По итогам контроля Счетного комитета установлено, что в конце отчетного периода в уставные фонды субъектов квазигосударственного сектора направлены значительные средства, что повышает риск использования бюджетных средств на непредусмотренные цели. Однако, системные меры не принимаются. В Бюджетном кодексе не достаточно рассмотрены процедуры выделения средств на приобретение финансовых активов, в том числе на пополнение и увеличение уставных фондов квазигосударственного сектора. Счетным комитетом рекомендовано исключить сложившуюся практику выделения средств из республиканского бюджета получателем в конце финансового года, выделять средства из бюджета субъектам квазисектора на реализацию "готовых" инвестиционных проектов, а также на возвратной основе. В целом, для эффективного управления государственными активами и имущества нами рекомендовано обеспечить полноценный учет и мониторинг государственных активов и имущества; проанализировать организационную структуру субъектов квазигосударственного сектора и исключить многоступенчатость и дублирование функции, а также усовершенствовать механизм взаимодействия государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора по реализации индустриально-инновационных проектов. Отдельно хочу обозначить дивидендную политику. Не определение Правительством целевого назначения вложенных средств позволяет акционерным обществам использовать его активы (акции и дивиденды) на административные расходы. Уважаемые депутаты! В условиях подготовки страны к вступлению во Всемирную торговую организацию, с учетом особенностей функционирования Таможенного союза должны быть разработаны новые механизмы поддержки отечественных товаропроизводителей на основе широкого использования процедуры возврата НДС и формирования доступной системы кредитования, смягчения условий выделения бюджетных кредитов, в частности направляемых на развитие сельского хозяйства и жилищно-коммунального хозяйства. В последние годы в республике в процессе управления бюджетными средствами стали использоваться финансовые инструменты, в частности предоставление поручительств и механизмов хеджирования. Однако, неотработанность процедур, механизмов их использования приводит к потере республиканского бюджета. К примеру, в 2010 году использование хеджирования привело к отрицательному сальдо по встречным потокам на сумму 1,6 млрд. тенге. Не достигнута цель размещения государственных специальных среднесрочных казначейских обязательств для физических лиц. Так, по состоянию на 1 января 2011 года держателями этих ценных бумаг являются банки второго уровня и накопительные пенсионные фонды, на долю которых приходится 88% их общего объема. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что в республике не функционирует эффективная система управления бюджетными средствами, внутренними финансовыми ресурсами государства. Счетным комитетом рекомендуется системно проработать вопрос эффективного управления внутренними финансовыми ресурсами с дальнейшим снижением валового внешнего долга страны. В связи с этим необходимо внести изменения в Концепцию по управлению государственным и валовым внешним долгом в части мониторинга и контроля за привлечением и использованием внешних займов, привлекаемых субъектами квазигосударственного сектора, активизировать привлечение внутренних займов за счет развития отечественного рынка ценных бумаг. Государственный финансовый контроль был и остается основным элементом в управлении экономикой. Поэтому в республике уделяется большое внимание совершенствованию государственного финансового контроля. Принят Указ Президента Республики Казахстан "О совершенствовании органов внешнего государственного финансового контроля". В Парламенте находится Закон "О внесении и изменении и дополнении в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствовании внешнего государственного контроля". Принятие этого закона будет способствовать повышению эффективности государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств, в первую очередь целевых трансфертов из республиканского бюджета. Уважаемые депутаты! В завершение своего выступления хочу поблагодарить вас за конструктивное обсуждение наших отчетов и выразить признательность за замечания, рекомендации и предложения по улучшению качества исполнения республиканского бюджета, усилению и укреплению финансовой дисциплины. Рекомендации и предложения депутатов, высказанные по работе Счетного комитета, будут использованы в совершенствовании нашей деятельности с учетом наших институциональных возможностей, что попрошу учесть при озвучивании предложений и рекомендаций. Благодарю за внимание! |