(27 августа 2011 года)
Законопроекты разработаны в соответствии со Стратегическим планом развития РК до 2020 года, ГПФИИР и поручениями Главы государства Н.А. Назарбаева по повышению энергоэффективности РК и направлены на снижение энергоемкости внутреннего валового продукта Республики Казахстан не менее чем на 10% и 25% к 2015 и 2020 годам соответственно за счет эффективного использования энергетических ресурсов. Концептуальные новшества вносимого законопроекта "Об энергосбережении и повышении энергоэффективности". Законопроект: ▪ акцентирован на ключевые сектора в сфере энергосбережения: промышленность, жилищно-коммунальный и бюджетный сектора; ▪ вводит механизмы государственного регулирования, включающие регулятивные, стимулирующие и административные меры по энергосбережению взаимоувязанные и реализуемые в комплексе; ▪ создает основу для формирования национальной институциональной инфраструктуры в сфере энергосбережения для обеспечения перехода экономики Казахстана на энергоэффективное развитие. Энергосбережение – это задача общегосударственного масштаба, а не только профильного Министерства. Принятие адекватных мер по энергосбережению должно быть обеспечено во всех отраслях промышленности, жилищно-коммунальной сфере. Для этого в законопроекте предлагается помимо собственно компетенции МИНТ, установить полномочия других центральных и местных исполнительных органов. В частности законопроектом расширена и детализирована компетенция: Правительства Республики Казахстан; Уполномоченного органа, включая правомочие рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за нарушение законодательства. Законодательно закреплен системный мониторинг за реализацией политики энергосбережения центральными исполнительными органами. Установлены функции по энергосбережению уполномоченных органов по делам архитектуры, градостроительства, в области технического регулирования. Существенно дополнены компетенции местных исполнительных органов. 1. Создание Государственного энергетического реестра (далее – ГЭР); (В ГЭР будут включены субъекты потребляющие энергоресурсы в объеме эквивалентном 1500 и выше т.у.т. в год, государственные учреждения и субъекты квазигосударственного сектора. Субъекты ГЭР обязаны ежегодно снижать объем потребленных энергетических ресурсов и воды до величин, определенных по итогам энергоаудита) 2. Производство и снабжение тепловой энергией с использованием тепла грунта, грунтовых вод, рек, водоемов, системы оборотного водоснабжения градирни электростанций, сбросной воды промышленных предприятий, канализационно-очистных сооружений не будут подпадать под действие законодательства о естественных монополиях; Данное новшество активизирует деятельность предпринимателей по использованию возобновляемых источников энергии для выработки и продажи тепловой энергии 3. Поэтапный запрет на продажу и производство электрических ламп накаливания; вводится в действие для электрических ламп накаливания мощностью 100 Вт и выше с 1 июля 2012 года, мощностью 75 Вт и выше с 1 января 2013 года, мощностью 25 Вт и выше с 1 января 2014 года; (Справочно. На утилизацию энергосберегающих ртутьсодержащих ламп законопроектом предусмотрены из РБ средства в сумме 1050,0 млн. тенге на период 2014-2019 годы) 4. Запрет на сжигание попутного и природного газа на факелах; Вводится в действие с 2015 года 5. Вводится дифференцированная плата за потребленную тепловую энергию в зависимости от наличия или отсутствия прибора учета тепловой энергии; Вводится в действие с 1 июля 2012 года 6. Соглашение в сфере энергосбережения между уполномоченным органом, областным акиматом и субъектом ГЭР потребляющим энергетические ресурсы, в объеме эквивалентном 100,0 тыс. тонн условного топлива в год и выше; Вводится в действие с момента вступления в силу Закона 7. Внедрение международного стандарта по энергоменеджменту ISO 50001 Вводится в действие с 2014 года 8. Запрет на использование в целях коммерческого учета однофазного счетчика электрической энергии с низким классом точности (2,5). Вводится в действие с 2014 года (Справочно. В связи с этим, запретом предусмотрены средства малообеспеченным семьям на компенсацию стоимости новых счетчиков электроэнергии в сумме 496,0 млн. тенге на период 2012-2013 годы) 9. Запрет на поставку тепловой и электрической энергии, газа в новые возводимые объекты, не оснащенные приборами учета энергетических ресурсов; Вводится в действие с 2013 года Для реализации положений основного законопроекта сопутствующим законопроектом вносятся изменения и дополнения в следующие законодательные акты. – Кодекс об административных правонарушениях; – Бюджетный кодекс: – Налоговый кодекс; Законы РК: – Об электроэнергетике; – О естественных монополиях и регулируемых рынках; – О недрах и недропользовании; – О жилищных отношениях; – О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан; – Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан. 1. Законопроекты согласованы, завизированы заинтересованными государственными органами; 2. Получены положительные заключения: – МВК по одобрению концепции Законопроекта; – Научная правовая, антикоррупционная и экономическая экспертизы. 3. Расходы из РБ отработаны и согласованы с МФ. 4. Замечания Администрации Президента РК отработаны и включены в законопроекты. |