www.minfin.kz
Уважаемый Карим Кажимканович, уважаемые члены Правительства! На основе базового сценария макроэкономического развития страны сформированы следующие параметры республиканского бюджета на 2012-2014 годы. Поступления составляют: – в 2012 году – 4 751 млрд. тенге с ростом к бюджету 2011 года на 502 млрд. тенге; – в 2013 году – 5 031 млрд. тенге с ростом к прогнозу 2012 года на 280 млрд. тенге; – в 2014 году – 5 424 млрд. тенге или на 387 млрд. тенге больше прогноза 2013 года. Прогноз доходов (без учета поступления трансфертов) республиканского бюджета на 2012 год определен в сумме 3 310 млрд. тенге, с превышением на 274 млрд. тенге оценки поступлений текущего года. В доходах республиканского бюджета 2012 года наибольший удельный вес (97,3 %) занимают налоговые поступления. В налоговых поступлениях 2012 года значительная доля приходится на поступления по корпоративному подоходному налогу (37,5%) и по налогу на добавленную стоимость (30,3 %). Прогноз по корпоративному подоходному налогу по ненефтяному сектору на 2012 год основан на прогнозируемом объеме валовой добавленной стоимости и рассчитан в сумме 1 209 млрд. тенге, что составит 116,2% к оценке поступления налога в 2011 году или 5,1 % к ВДС. Прогнозируемый объем поступлений КПН на 2013 год составит 1 363 млрд. тенге, на 2014 год – 1 545 млрд. тенге. В прогнозе также предусмотрено увеличение поступлений в сумме 24 млрд. тенге за счет улучшения налогового администрирования. Прогноз по налогу на добавленную стоимость на 2012 год рассчитан на базе прогнозируемого объема валового внутреннего продукта и объема импорта и определен в сумме 977 млрд. тенге, что составит 115 % к оценке 2011 года или 3,4% к ВВП. Также учтено улучшение администрирования налогов в сумме 33 млрд. тенге. На 2013 год прогнозная сумма НДС составляет 1 061 млрд. тенге, на 2014 год – 1 198 млрд. тенге. По поступлениям за использование природных и других ресурсов, в целом, прогноз на 2012 год определен в сумме 210 млрд. тенге, на 2013 год – в сумме 210 млрд. тенге, на 2014 год – 210 млрд. тенге. Прогноз по налогам на международную торговлю и внешние операции на 2012 год определен в сумме 781 млрд. тенге (в 2013 году – 820 млрд. тенге, на 2014 года – 878 млрд. тенге), что составит 2,7% к ВВП. Расчеты составлены в соответствии с прогнозируемыми объемами импорта и экспорта, курсом тенге к доллару США, с учетом действия механизма распределения таможенных платежей в условиях Таможенного союза, взимания ЭТП на нефть. По неналоговым поступлениям прогноз на 2012 год определен в сумме 58,5 млрд. тенге, что составит 68 % к оценке 2011 года. Снижение неналоговых поступлений в 2012 году против оценки 2011 года связано с поступлением в 2011 году части чистого дохода Национального Банка Республики Казахстан в сумме 18,4 млрд. тенге и поступлениями разовых платежей в сумме 9,5 млрд. тенге, которые в 2012 году не планируются. Наибольший удельный вес в структуре неналоговых поступлений прогноза 2012 года приходится на: – поступления арендной платы за пользование комплексом "Байконур" – 29%; – дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности – 17%; – другие неналоговые поступления в республиканский бюджет, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора – 12%; – поступления арендной платы за пользование военными полигонами – 6%. На 2013 год прогноз неналоговых поступлений составит 62 млрд. тенге, на 2014 год – 63 млрд. тенге. Расходы составили: – в 2012 году – 5 510 млрд. тенге с ростом к расходам 2011 года на 564 млрд. тенге; – в 2013 году – 5 505 млрд. тенге с уменьшением относительно прогноза расходов 2012 года на 5 млрд. тенге, на что повлияло значительное снижение дефицита. – в 2014 году – 5 884 млрд. тенге или на 379 млрд. тенге больше прогноза расходов 2013 года. Прогноз расходов на 2012-2014 годы сформирован с учетом снижения прогноза дефицита в трехлетнем периоде. В результате, дефицит составит: в 2012 году – 758,5 млрд. тенге или 2,6 % к ВВП; в 2013 году – 474 млрд. тенге или 1,5% к ВВП; в 2014 году – 460 млрд. тенге или 1,3% к ВВП. Дефицит бюджета установлен в рамках тех фискальных показателей и ограничений, которые использовались при расчете параметров в ходе разработки новой Концепции формирования и использования средств Национального фонда в 2010 году и в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития на 2012-2016 годы. Сформированные бюджетные параметры позволят обеспечить: – постепенное снижение ненефтяного дефицита в соответствии со Стратегией развития Республики Казахстан до 2020 года; – снижение дефицита текущего бюджета. В рамках обозначенных бюджетных параметров будут реализованы следующие приоритетные направления. Социальное обеспечение и социальная помощь. Расходы в 3-х летнем периоде республиканского бюджета на социальное обеспечение и социальную помощь планируются в сумме 4 038 млрд. тенге (из них в 2012 году – 1 209 млрд. тенге с ростом к текущему году на 134 млрд. тенге или 12,5%, в 2013 году – 1 349 млрд. тенге, в 2014 году – 1 479 млрд. тенге). Большая часть данных средств (93%) направляется на социальные выплаты, на что в 3-хлетнем бюджете предусмотрено 3 738 млрд. тенге (из них в 2012 году – 1 128 млрд. тенге, что в сравнении с текущим годом больше на 109 млрд. тенге или на 12 %, в 2013 году – 1 250 млрд. тенге, в 2014 году – 1 363 млрд. тенге). В основном, рост расходов обосновывается следующими причинами: во-первых, в связи с ростом численности получателей пенсий и пособий; во-вторых, продолжением работы по обеспечению адекватности социальных выплат. Так, в 2012 году планируется, что размеры солидарных пенсий и базовой пенсионной выплаты будут увеличены на 9 %, пособий – на 7 %. Образование. В 2012-2014 годах расходы на образование и науку составят 1 132 млрд. тенге, в том числе в 2012 году – 365 млрд. тенге или на 105 млрд. тенге выше плановых показателей 2011 года. В рамках предусмотренных средств будет продолжена реализация Государственной программы развития образования, на которую планируются направить 283 млрд. тенге, в том числе в 2012 году – 92 млрд. тенге, из них: – 17 млрд. тенге составляют затраты, связанные с усовершенствованием системы оплаты труда педагогических работников (введение дифференцированной оплаты труда педагогам, прошедшим повышение квалификации по новой трех уровневой системе, доплаты за квалификационные категории, за оргнизацию производственного обучения); – 16 млрд. тенге – затраты, связанные с внедрением электронного обучения (формирование основ единой системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования, а также создание отраслевой информационной системы для эффективного управления объектами образования и учебными процессами). Также в 2012 году на развитие системы образования и науки будут направлены средства на: – строительство и реконструкцию объектов образования и науки – 56 млрд. тенге, в том числе на завершение строительства 53 школ, 12 детских садов, а также на строительство 37 школ в рамках проекта "200 школ из республиканского бюджета"; 17 профильных школ и 17 профессионально-технических школ и лицеев; – размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях образования в рамках программы "Балапан" – 23 млрд. тенге; – введение новой 3-х уровневой системы повышения квалификации педагогических работников на базе Центров педагогического мастерства АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы" и АО "Национальный центр повышения квалификации" – 13 млрд. тенге; – внедрение модели корпоративного управления организациями технического и профессионального образования (через АО "Холдинг "Кәсіпқор") – 13 млрд. тенге; – подготовку высококвалифицированных специалистов, в том числе в зарубежных вузах – 101 млрд. тенге (выше плановых показателей текущего года на 20 млрд. тенге в связи с увеличением среднегодового контингента обучающихся, а также с увеличением количества грантов по магистратуре для обучения педагогов); – финансирование научной и научно-технической деятельности – 33 млрд. тенге (с увеличением на 13,3 млрд. тенге по сравнению с текущим годом), в том числе на базовое финансирование – 8 млрд. тенге, на грантовое – 10 млрд. тенге, на программно-целевое – 15 млрд. тенге. Кроме того, будет продолжено строительство 17 Назарбаев интеллектуальных школ, а также 2-ой очереди зданий Назарбаев Университета и жилых домов для сотрудников университета. Здравоохранение. Расходы на систему здравоохранения в 2012-2014 годах составят 1 303 млрд. тенге, из них в 2012 году – 437 млрд. тенге или с ростом на 36 млрд. тенге к текущему году. В том числе на реализацию Государственной программы развития здравоохранения "Саламатты Қазақстан" в 2012-2014 годах предусмотрено в общей сумме 233 млрд. тенге, из них в 2012 году – 84 млрд. тенге или с ростом на 15 млрд. тенге к уровню текущего года. В рамках предусмотренных средств в 2012 году будут реализовываться новые мероприятия, в т.ч.: – принятие на республиканский уровень обязательств по приобретению дорогостоящих препаратов для детей больных гемофилией и онкозаболеваниями, а также для больных рассеянным склерозом, с целью высвобождения средств местных бюджетов на закуп лекарственных средств на амбулаторном уровне по нозологиям, необеспеченным финансовыми средствами, в сумме 5,5 млрд. тенге; – расширение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) в части проведения скрининга взрослого населения по отдельным видам заболеваний на 3,6 млрд. тенге; – доведение коэффициента возмещения на приобретение лекарственных средств на амбулаторном уровне по некоторым их видам с 0,5 до 1,0 на сумму 2,4 млрд. тенге; – функционирование 50 передвижных медицинских комплексов, закупленных в 2010-2011 годах, в сумме 1,4 млрд. тенге. Также в 2012 году будут направлены средства на: – развитие транспортной медицины, в том числе приобретение 7 вертолетов, – 19 млрд. тенге; – строительство объектов здравоохранения – 34 млрд. тенге; – укрепление материально-технической базы местных организаций здравоохранения – 10,5 млрд. тенге. Культура. В сфере культуры расходы составят в общей сумме 61 млрд. тенге, из них на 2012 год – 30,5 млрд. тенге, 2013 год – 17 млрд. тенге, на 2014 год – 13,5 млрд. тенге. Основные расходы направлены на: – обеспечение функционирования театрально-концертных организаций; – обеспечение сохранности историко-культурного наследия; – производство национальных фильмов; – проведение социально значимых и культурных мероприятий; – строительство объектов культуры. На реализацию Государственной программы "Развитие государственного языка и других языков народа Казахстана" в проекте бюджета на 3 года предусмотрено 13 млрд. тенге. Связь. На проведение государственной информационной политики предусматриваются расходы в общей сумме 73 млрд. тенге (24,4 млрд. тенге ежегодно). Данные расходы будут направлены на проведение государственной информационной политики через газеты и журналы, через телерадиоканалы, порталы Bnews.kz, Baq.kz, а также на создание новых телеканалов "Білім", "Новости-24", "Мир-24", на запуск новых передач "Время Казахстана", "Воскресное время Казахстана" на телеканале "ОРТ Евразия", приобретение сериалов отечественного производства на телеканале "Ел арна" и "Хабар", проведение мониторинга продукции средств массовой информации, Интернет-ресурсов, на предмет исполнения норм законодательства и другие мероприятия. На развитие цифрового эфирного телевещания в РК на 2012-2014 годы предусматриваются 57 млрд. тенге. В целях обмена информацией между Казахстаном, Россией и Белоруссией в рамках Таможенного союза на 2012-2014 годы предусмотрены расходы в общей сумме 2,4 млрд. тенге на создание и развитие межгосударственного шлюза для обмена информацией (Национальный сегмент Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза). Средства направляются на обеспечение взаимодействия межгосударственных и межведомственных информационных систем при обмене данных между Казахстаном, Россией и Белоруссией. Программа занятости 2020. Особое внимание будет уделено мерам по повышению уровня занятости населения через повышение качества трудовых ресурсов, активизацию безработных, самозанятого и малообеспеченного населения, содействие росту занятости, управление трудовой миграцией. Основным мероприятием для решения указанных задач будет комплексная реализация принятой в текущем году "Программы занятости 2020". На ее реализацию в следующем году из республиканского бюджета планируется выделить 51 млрд. тенге, в т.ч. 9,5 млрд. тенге для кредитования предпринимательства на селе. Кроме того, дальнейшее развитие получит система предоставления специальных социальных услуг. Жилищное строительство и ЖКХ. На данную сферу на три года предусмотрены средства в общей сумме 398 млрд. тенге, на реализацию следующих мероприятий: – 214 млрд. тенге в 2012-2014 годах на продолжение реализации Программы жилищного строительства для кредитования местных исполнительных органов на строительство или приобретение жилья через систему жилищных строительных сбережений, строительство и приобретение арендного жилья и на развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры; – 95 млрд. тенге на 2012-2014 годы на Программу модернизации ЖКХ предусматривается, в том числе на увеличение уставных капиталов СПК и кредитование местных исполнительных органов для проведения ремонта общего имущества объектов кондоминиума, оказание жилищной помощи малообеспеченным гражданам и на реализацию проектов, направленных на развитие тепло-электро-газоснабжения. Помимо этого, в рамках Программы "Ак-Булак" на 2012-2014 годы предусмотрены средства в размере 238 млрд. тенге, которые будут направлены на развитие системы водоснабжения и водоотведения, проведение обследование водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, проведение поисково-разведочных работ. Оборона, общественный порядок и безопасность. В 2012-2014 годах расходы на оборону составят 1012 млрд. тенге, в том числе в 2012 году – 340 млрд. тенге, что на 81 млрд. тенге или 24 % выше плановых показателей 2011 года, из них рост в оборонной сфере на 67 млрд. тенге, в сфере предупреждения и ликвидации ЧС – 14 млрд. тенге. Рост, в основном, связан с увеличением расходов на материально-техническое укрепление Вооруженных Сил и в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В 2012 году 84 млрд. тенге или четверть (24,3 %) бюджета оборонных ведомств планируется направить на модернизацию, восстановление, капитальный ремонт и приобретение вооружения, военной и специальной аварийно-спасательной техники, техники тушения пожаров и современных систем связи. Расходы правоохранительных органов на охрану общественного порядка и обеспечение безопасности на трехлетний период составят 1 159 млрд. тенге, из них на 2012 год планируется 406 млрд. тенге, что больше уровня текущего года на 77 млрд. тенге (на 23,5 %). Предусмотренные правоохранительным органам средства в 2012 году планируется направить на развитие информационных систем и укрепление материально-технической базы, строительство объектов Пограничной службы КНБ на южной границе, госпиталя с поликлиникой МВД в г. Астана, объектов внутренних войск и уголовно-исполнительной системы, административных зданий органов прокуратуры и внутренних дел. Кроме того, в рамках расходов правоохранительных органов на реализацию мероприятий по обеспечению общественной безопасности в 2012 году предусматривается дополнительно направить порядка 60 млрд. тенге, в том числе на реализацию мер по обеспечению общественной безопасности при угрозе и возникновении кризисных ситуаций 46 млрд. тенге и борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом – 13,5 млрд. тенге. За счет данных средств планируется приобретение военно-технического и специального оборудования, арттехвооружения и военно-химического имущества, средств индивидуальной бронезащиты и активной обороны, боеприпасов, мобильных комплексов связи, специальных автотранспортных средств повышенной проходимости, приобретение и капитальный ремонт авиационной техники. Сельское хозяйство. В данной сфере расходы предусмотрены в общей сумме 949 млрд. тенге, из них на 2012 год – 336 млрд. тенге, 2013 год – 296 млрд. тенге, на 2014 год – 318 млрд. тенге. В целом, в 2012 году рост расходов к предыдущему году составляет 22,5 млрд. тенге или 7%. Предусмотренные средства будут направлены на следующие мероприятия: – на обеспечение продовольственной безопасности – 37 млрд. тенге, рост расходов на 23 млрд. тенге, из них на: – закуп зерна в государственные ресурсы – 18,5 млрд. тенге, рост расходов на 5,8 млрд. тенге или 45%, связан с ростом цены закупа зерна у СХТП с 25,5 тыс. тенге до 37 тыс. тенге; – новое направление – формирование региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров на 17 млрд. тенге. – на развитие животноводства – 30 млрд. тенге, рост на 5,2 млрд. тенге, из них на: – поддержку племенного животноводства – 8,5 млрд. тенге, рост расходов на 1,2 млрд. тенге; – субсидирование повышения продуктивности и качества продукции животноводства – 21 млрд. тенге, рост на 4 млрд. тенге. – на обеспечение ветеринарной безопасности – 27 млрд. тенге, рост на 1,4 млрд. тенге, из них на: – проведение противоэпизоотических мероприятий – 10 млрд. тенге, рост расходов на 3,4 млрд. тенге связанных с приобретением одноразовой системы вакуумного забора крови (вакумтайнеры) для взятия и доставки проб крови на сумму 2,5 млрд. тенге; – строительство 62 ветеринарных лаборатории – 6,3 млрд. тенге, рост на 1,2 млрд. тенге; – приобретение оборудования для 20 ветеринарных лаборатории – 2 млрд. тенге. – на водное хозяйство – 87 млрд. тенге, рост на 8 млрд. тенге, из них на: – строительство и реконструкцию системы водоснабжения, гидротехнических сооружений – 38 млрд. тенге, рост на 4,1 млрд. тенге; – содержание водохозяйственных объектов, не связанных с подачей воды – 6,4 млрд. тенге, рост на 3,2 млрд. тенге; – на удешевление стоимости затрат на транспортные расходы при экспорте зерна запланировано 10 млрд. тенге. – на увеличение уставного капитала АО "НУХ "КазАгро" предусмотрено 10 млрд. тенге. ГПФИИР. В рамках реализации ГПФИИР предусмотрены следующие расходы: – на реализацию Космической программы в целом в 2012-2014 годах планируется выделить 43 млрд. тенге на следующие проекты: – Космической спутник Дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ); – Сборочно-испытательный комплекс (СБиК); – Система высокоточной спутниковой навигации (СВСН); – спутник связи и вещания КазСат-3; – кредитование космического комплекса "Байтерек"; – создание резервного наземного комплекса управления геостационарными космическими аппаратами. – на развитие автомобильных дорог средства предусматриваются в среднем по 235 млрд. тенге ежегодно. За счет этих средств будет продолжена реализация проектов "Западная Европа – Западный Китай", "Бейнеу-Актау-граница Туркменистана", строительство и реконструкция дорог республиканского значения и развитие автодорог местного значения; – на реализацию Программы "Производительность-2020" в проекте трехлетнего бюджета предусмотрено 29 млрд. тенге, направляемые на поддержку создания новых, модернизацию и оздоровление действующих предприятий; – на реализацию Дорожной карты бизнеса-2020 в 2012-2014 годах предусмотрено более 100 млрд. тенге, в т.ч. на оздоровление и усиление предпринимательского потенциала, поддержку частного предпринимательства в регионах и развитие индустриальной инфраструктуры; – на газоснабжение населенных пунктов планируется направить в 2012-2014 годах ежегодно по 13,5 млрд. тенге; – на развитие электро- и теплоэнергетической инфраструктуры в регионах в целом в 2012-2014 годах предусмотрено 203 млрд. тенге; – на инновационное развитие через АО "Национальный инновационный фонд" планируется направить ежегодно в среднем по 4,3 млрд. тенге, с целью развития национальной инновационной системы, стимулирование инновационной активности, предоставления инновационных грантов; – на содействие продвижению экспорта казахстанских товаров и привлечению инвестиций предусмотрено ежегодно по 2 млрд. тенге; – на геологоразведочные работы предусмотрены средства в размере порядка 9 млрд. тенге ежегодно на реализацию региональных и геолого-съемочных работ, поисково-оценочные работы. Кроме того, в 2012 году на увеличение уставного капитала АО "Казгеология" предусматриваются 5 млрд. тенге. АО "ФНБ "Самрук-Казына". В проекте бюджета также предусмотрены 104 млрд. тенге на строительство объектов энергетики и ж/д транспорта, на приобретение пассажирских вагонов, на обновление основных фондов предприятий РК. Данные средства будут реализовываться через АО "ФНБ "Самрук-Казына". На развитие инфраструктуры города Астана предусмотрено в 2012-2014 годах 283 млрд. тенге, из них целевые трансферты на развитие города в 2012 году – 132 млрд. тенге, в 2013 году – 80 млрд. тенге, в 2014 году – 66 млрд. тенге. Выделенные средства будут направлены на реконструкцию и расширение ТЭЦов, реконструкцию улиц город, инженерных сетей Дворца творчества "Шабыт", завершение строительства Классического театра оперы и балеты и проекта "Новая транспортная система города Астаны" (ЛРТ). На развитие инфраструктуры города Алматы предусмотрено в 2012-2014 годах 143 млрд. тенге, из них целевые трансферты на развитие города Алматы в 2012 году – 62 млрд. тенге, в 2013 году – 41 млрд. тенге, в 2014 году – 32 млрд. тенге. Средства выделяются на реконструкцию тепловых сетей, объекты образования, строительство второй очереди первой линии метрополитена, улиц и транспортных развязок, инженерно-коммуникационной инфраструктуры, международного комплекса лыжных трамплинов. В целом, проект республиканского бюджета на 2012-2014 годы сформирован с учетом задач, поставленным Главой Государства в последнем Послании народу Казахстана в январе т.г. и на расширенном заседании Правительства 17 апреля т.г. Законопроект о республиканском бюджете на 2012-2014 годы будет внесен в Парламент к 1 сентября т.г. в установленном законодательством порядке. Благодарю за внимание! |