Пресс-служба МОН РК, 28 сентября
Сегодня Парламент РК одобрил проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон РК "Об образовании". В законопроект внесены изменения и дополнения, касающиеся законодательного обеспечения реализации основных положений Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы и поручений Главы государства, указанных в Послании народу Казахстана от 28 января 2011 года. Законопроект скорреспондирован с ранее принятыми нормами законов РК "О науке", "О статусе "Назарбаев Университет", "Назарбаев Интеллектуальные школы" и "Назарбаев Фонд". Что принципиально нового внесено в Закон?! Во-первых, внесены изменения, регламентирующие переход на 12-летнее обучение, а также определяющие правовой статус профильной школы "Бейіндік мектеп". Существенно усилены требования к качеству учебников, учебно-методических комплексов и пособий, введены их апробация и мониторинг. Во-вторых, с целью повышения качества среднего образования в Закон внесены изменения, формирующие "вертикаль контроля качества", от есть единый централизованный контроль качества образовательных услуг в организациях образования на территории всего Казахстана. В-третьих, это коренное повышение статуса педагога, предусмотренное новой госпрограммой. Для этого законодательно вводится ваучерно-модульная система финансирования повышения квалификации. Также включена новая статья об индивидуальной педагогической деятельности, которая не лицензируется. В-четвертых, исключается промежуточный государственный контроль, выполнивший свои задачи. Вместо него вводится система внешней оценки учебных достижений учащихся. В-пятых, законодательно обеспечен переход к подушевому финансированию среднего, технического и профессионального, послевузовского образования. Это позволит поднять эффективность труда педагогов, развивать государственно-частное партнерство в системе образования. В-шестых, законопроектом также устанавливается обязательное трудоустройство выпускников вузов, завершивших обучение по медицинским и педагогическим специальностям на основе государственного образовательного заказа. Это очень важно для социальной сферы. В-седьмых, введена новая классификация вузов: национальные исследовательские университеты, национальные высшие учебные заведения, исследовательские университеты, университеты, академии и институты. Она устанавливает жесткую связь между реализуемыми образовательными программами, исследовательской деятельностью и категорией вуза. Это позволит поднять общий уровень научно-образовательной деятельности высшей школы. В-восьмых, группа принципиальных изменений – это создание нормативно-правовой базы для реализации основных принципов Болонского и Туринского процессов. Законодательно обеспечена академическая мобильность обучающихся и профессорско-преподавательского состава вузов. Изменяется система аккредитации учебных заведений, она передается в конкурентную среду и вводится в международную модель. В связи с переориентацией программы "Болашак" на послевузовское образование, законопроект регулирует вопросы прохождения стажировок специалистов в зарубежных организациях. В-девятых, большие изменения внесены по вопросам профессионально-технического образования. Вводятся нормы социального партнерства и кооперативного обучения как формы организации профессиональной подготовки кадров, основанной на корпоративной ответственности государства, предприятий и учебных заведений. Это особенно важно для формирования в соответствии с поручением Главы государства принципиально новой модели технического и профессионального образования. В-десятых, в соответствии с вносимыми изменениями уточнено разграничение полномочий между Правительством, уполномоченным органом и местными исполнительными органами в области образования. В целом, эти и все остальные поправки в Закон РК "Об образовании" (всего более двухсот) направлены на совершенствование правовой базы образования, которая должна быть приведена в соответствие с международными стандартами. |