portal.mfa.kz, 11 октября
11 октября 2011 года состоялась встреча Министра иностранных дел РК Е.Казыханова с Генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом. В связи с заинтересованностью Казахстана в углублении связей с Советом Европы, в том числе посредством участия в ряде правовых документов и частичных соглашений, относящихся к продвижению эффективного управления, основанного на принципах и стандартах демократии, прав человека и верховенства закона, Министром Е.Казыхановым в ходе указанной встречи была передана Т.Ягланду заявка на получение Казахстаном полноправного членства в Венецианской комиссии. Справочно: Комиссия Совета Европы за демократию через право (Венецианская комиссия) Европейская Комиссия за демократию через право, более известная по названию города, где она собирается, как Венецианская Комиссия, (далее: Комиссия) была образована в 1990 году, в качестве частичного соглашения 18 государствами-членами Совета Европы, в феврале 2002 года Комиссия стала расширенным соглашением, что позволило войти в нее неевропейским государствам. Согласно Уставу организации, Венецианская Комиссия является независимым консультативным органом, который сотрудничает с государствами-членами Совета Европы, а также с государствами, не являющимися его членами, и с заинтересованными международными организациями и структурами. Комиссия специализируется в сфере правовых гарантий обеспечения демократии. Комиссия преследует следующие цели: – углублять изучение правовых систем государств-участников, прежде всего с целью сближения этих систем; – претворять в жизнь принципы правового государства и демократию; – исследовать проблемы, связанные с функционированием, укреплением и развитием демократических институтов. В своей работе Комиссия считает приоритетной деятельность, затрагивающую: 1. Конституционные, законодательные и административные принципы и инструменты, обеспечивающие эффективность функционирования демократических институтов и их укрепление, а также реализацию принципа верховенства закона; 2. Основные права и свободы, особенно те, которые касаются прав участия граждан в деятельности общественных институтов; 3. Вклад органов местного и регионального самоуправления в развитие демократии. Комиссия сыграла ключевую роль в принятии восточноевропейскими странами конституций, соответствующих европейским конституционным стандартам. Венецианская Комиссия состоит из "независимых экспертов, получивших международную известность благодаря своему опыту работы в демократических институтах или своему вкладу в развитие права и политических наук. Члены Комиссии заседают в индивидуальном порядке и не получают и не подчиняются никаким инструкциям" (статья 2 пересмотренного Устава). Ее членами являются, в частности, профессора университетов, преподающие конституционное и международное право, судьи верховных и конституционных судов, депутаты национальных парламентов, высокопоставленные чиновники. Один член Комиссии, а также один заместитель(-ница) назначаются от имени каждого государства-участника Расширенного соглашения на четырехлетний срок. К Венецианской комиссии присоединились все государства-члены Совета Европы, а также ряд государств не членов (Бразилия, Кыргызстан, Республика Корея, Мексика, Чили, Тунис, Израиль, Перу). Кыргызстан вступил в Комиссию в 2004 году. В общей сложности ВК насчитывает 57 стран-членов. В качестве ассоциированного члена в ее работе принимает участие Беларусь. Статус наблюдателя при Венецианской комиссии имеют следующие государства: Аргентина, Казахстан, Канада, США, Уругвай, Япония и Ватикан. Специальный статус партнера по сотрудничеству, подобный статусу наблюдателя, имеют Южная Африка и Палестинская Национальная Автономия, а также Европейская Комиссия. Европейская комиссия и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ/ОБСЕ) регулярно принимают участие в пленарных заседаниях Венецианской комиссии. В поле зрения Комиссии находится весь комплекс конституционных вопросов. Не ограничивая свою деятельность рамками конституционного законодательства; она занимается законами о конституционных судах, о национальных меньшинствах, о выборах, а также иными законами, касающимися демократических институтов государства. В частности, по просьбе государств-участников Комиссия дает рекомендации и оказывает им содействие в вопросах, касающихся редакции, изменения, трактовки и принятия конституций и других законодательных текстов, необходимых для функционирования демократических институтов, таких как законы о выборах, законы о конституционных судах, законы о политических партиях, законы о национальных меньшинствах, правовые основы федерализма, регионализма и статуса автономий.
-----
Совместное заявление Министра иностранных дел РК Ержана Казыханова и Генерального секретаря Совета Европы Турбьорна Ягланда по случаю его визита в Астану
Первый визит Генерального секретаря Совета Европы в Астану, в ходе которого он был принят Президентом Казахстана, встретился со Спикером Мажилиса Парламента, Государственным секретарем, Председателем Конституционного Совета, Генеральным прокурором, Министром иностранных дел и другими Министрами, предоставил хорошую возможность для придания нового импульса отношениям между Республикой Казахстан и Советом Европы, активизировав отношения на основе уже существующего плодотворного взаимодействия и институциональных отношений с Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) и Венецианской комиссией к более продвинутому сотрудничеству в ряде областей по взаимному согласию сторон. Это отвечает заинтересованности Казахстана в углублении связей с Советом Европы, в том числе посредством участия в ряде правовых документов и частичных соглашений, относящихся к продвижению эффективного управления, основанного на принципах и стандартах демократии, прав человека и верховенства закона. Совет Европы рассматривает Казахстан как очень важного партнера в рамках своей политики в отношении соседних государств. Решения Комитета министров СЕ в Стамбуле в мае 2011 года являются признаком готовности государств-членов Совета Европы поднять отношения со странами Центральной Азии на более высокий уровень. Казахстан занимает прекрасное положение, чтобы быть среди первых, кто воспользуется этой новой возможностью. Министр иностранных дел Казыханов и Генеральный секретарь Ягланд выразили готовность активизировать сотрудничество в целях развития необходимого потенциала и обеспечения присоединения Казахстана к конвенциям, к которым страна уже проявила интерес. Парламентское сотрудничество является другой важной сферой, которое может быть укреплено в дальнейшем. На этом фоне обе стороны определили следующие направления для будущего расширенного сотрудничества. Данный список не является исчерпывающим и может быть расширен в будущем с согласия обеих сторон: Верховенство закона с акцентом на борьбе с коррупцией и системе уголовного правосудия. Права человека с акцентом на правах детей, ювенальном правосудии и образовании в области прав человека. Демократия с акцентом на культурном сотрудничестве, межэтническом и межкультурном диалоге. Министр иностранных дел Казыханов и Генеральный секретарь Ягланд также подчеркнули потенциальные выгоды от более тесного сотрудничества и возможного присоединения Казахстана к соответствующим частичным соглашениям Совета Европы. Более того, они также согласились изучить потенциал для сотрудничества, основанного на участии Казахстана в Европейской культурной конвенции в области образования, культуры, молодежи и спорта. Данное сотрудничество имело успешное начало, и обе стороны надеются на его продвижение. В этой связи, особенно приветствуются и воодушевляют шаги, предпринятые Казахстаном в продвижении образовательных реформ, в частности, путем присоединения к Европейскому пространству высшего образования (Болонский процесс) в марте 2010 года. |