Зубейда Давлетъярова, www.dialog.kz, 2 ноября
Казахстанская бизнес-общественность не раз поднимала наболевший вопрос о налогообложении, как будто нарочно созданном для того, чтобы разорять "малых и средних" предпринимателей. Безусловно, налоги не любят ни в одной стране мира, однако неприязнь к крайне запутанному, забюрократизированному отечественному законодательству переходит всякие границы. Остракизму, резкому осуждению повергся и "обмусоленный" со всех сторон новый Налоговый кодекс, по мнению бизнеса, впитавший все ошибки старого и накопивший собственные. Но, похоже, у предпринимателей появилась надежда не только быть услышанными на самом высоком уровне, но и добиться действительных улучшений. Руку помощи МСБ в деле борьбы с несправедливыми налогами протянули давние защитники – НЭП "Атамекен", его новый глава Аблай Мырзахметов, а также экс-руководитель союза предпринимателей, сегодня лидер партии "Ак жол"– Азат Перуашев. Кроме того, сторонники либерализации бизнеса озвучили свои идеи на дискуссионной площадке, созданной в рамках ФНБ "Самрук-Казына", при личном участии главы Фонда Тимура Кулибаева, который, как известно, также занимает активную позицию в деле отстаивания прав МСБ. На своем втором заседании клуб "Эксперт" принял в своих стенах, как сторонников "фискальной" точки зрения, так и ее противников. – Бизнес-климат состоит из огромного количества взаимосвязанных вопросов: это и административные барьеры, и вопросы коррупции, и вопросы Таможенного кодекса, налогового администрирования. Они все важны, но начнем мы с самого важного – вопросов налогообложения, – подчеркнул Тимур Кулибаев, открывая заседание, указав тем самым на ту огромную роль, какую "грамотные налоги" могут сыграть в деле развития МСБ и благосостояния населения. Собственно, в самом названии Фонда "Самрук-Казына" заложена доктрина обогащения жителей Казахстана, так что, создавая клуб, г-н Кулибаев действовал вполне в русле обычной стратегии. Участники дискуссии всесторонне обсудили действующую в Казахстане систему налогообложения, и то, насколько она способствует планам правительства довести к 2020 году долю МСБ в ВВП до 40%. Представители общественных организаций выступили с целым рядом конкретных инициатив по совершенствованию налоговой системы, направленных на стимулирование предпринимательской активности, поддержку производств с высокой добавленной стоимостью. По мнению представителей бизнеса, при выгодных ставках, основной проблемой остается сложный порядок налогового администрирования и злоупотребления со стороны служащих налоговых органов. Участник дискуссии подчеркивали важность равноправного партнерства государственных органов и бизнеса. Высказывалось мнение о том, что интересы предпринимателей в отношениях с налоговыми органами могли бы представлять их профессиональные ассоциации. В частности, председатель правления Национальной экономической палаты Казахстана "Союз "Атамекен" Аблай Мырзахметов отметил, что РК по многим показателям налоговой системы далеко опережает соседей по СНГ. Тем не менее, "Атамекен" находит у фискалов ряд недостатков. – Мы хотим из 27 видов внеплановых проверок, прописанных в Налоговом Кодексе исключить 15, которые считаем необоснованными и дают лишнюю нагрузку, оставив только 12. Мы предлагаем за малозначительные нарушения, ограничиваться для первого раза устным замечанием или предупреждением, там, где нет прямого ущерба бюджету. Около шестидесяти изменений в налоговое законодательство рекомендует внести бизнесмены. От доработки системы авансового платежа до системы блокирования банковских счетов. Словом, те рекомендации, которые помогут малому и среднему бизнесу развиваться более интенсивно, тем более, что сегодня в стране продолжается работа по сокращению административных барьеров. Вместе с тем, по мнению предпринимателей, по-прежнему остаются серьезные препятствия на пути развития малого и среднего бизнеса, – сказал Аблай Мырзахметов. Основные усилия Союз предпринимателей направит на либерализацию законодательства, прекращение давления со стороны властей, и на укрепление позитивных связей между МСБ и контролирующими структурами. – Необходимо расширять для МСБ сферу патентного налогообложения. Мы считаем, и у нас есть принципиальный спор с фискалами, что то, что малый бизнес находится в тени, это следствие сложностей с патентным налогообложением, нужно расширить горизонты его применения. К малому бизнесу надо поставить принципиальный вопрос, и не налоги от него собирать, а обеспечивать занятость, – считает глава "Атамекена". К г-ну Мырзахметову присоединился новый глава партии "Ак жол" Азат Перуашев. – Любое законодательство, включая налоговое, должно соответствовать текущему моменту, который переживает экономика. Говоря о том, что мы прошли кризис, мы абсолютно не применяем ситуацию к задачам, стоящим перед налогообложением. Кризис на многие вещи заставил посмотреть иначе, и я хочу сказать, что правительство сделало правильный выбор, начав поддерживать производителей. В условиях нестабильности валют, реальным гарантом стабильности может быть только производство, – отметил партиец. – Нужно сделать так, чтобы производить сегодня было выгодней, чем просто перепродавать или оказывать услуги. И если мы будем все время действовать "кризисными" мерами, то мы все время будем отбирать налоги у эффективных предприятий и перераспределять их менее эффективным. Поэтому, я считаю, в нашем Налоговом кодексе, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос дифференцированных налоговых отраслевых ставок, – акцентировал Азат Перуашев, отметив, что в рамках политической деятельности партии, как и ранее на посту в НЭП "Атамекен" он намерен проводить последовательную стратегию сохранения интересов МСБ, особенно, его производственной части. Оппонент сторонников бизнесменов – председатель Налогового комитета Министерства финансов РК Даулет Ергожин, в большинстве позиций принял сторону протестующих против изысков фискальной политики. В свое "оправдание" он сослался на то, что и сугубо внутренняя работа налоговых органов требует реформирования, так как она излишне забюрократизирована. – У нас получается на сегодняшний день, чтобы, к примеру, вынести постановление о штрафе нужно сделать 72 операции в налоговом органе, это примерно занимает около 3 суток, а затем, чтобы снять с ареста счет нужно сделать таких же 72 операций, чтобы снять с ареста счет. Понятно, что в этом промежутке шестидневных хождений возникают и вопросы и коррупции и то, что бизнес стоит и не работает, поэтому мы совместно с "Атамекеном" сейчас предложили процедуру всю упростить, чтобы все это оформлялось в течение часа, – пояснил Даулет Ергожин. Также была обсуждена проблема затянутой разблокировки арестованных банковских счетов налогоплательщиков. Вопрос об аресте счетов предпринимателей поднял глава партии "Ак жол". "Вы клятвенно пообещали при мне о том, что вами в первый день нынешней сессии будут внесены поправки с предложением по проекту Налогового кодекса, где проблема ареста счетов будет решена", – сказал он, обращаясь к председателю налогового комитета МФ РК. Комитет, по мнению г-на Перуашева, "не должен идти на поводу у банков. Банки получают, благодаря аресту счетов, чужие деньги в бесплатное пользование на несколько месяцев, конечно, это им выгодно". Как пояснил Д. Ергожин, в банках "ссылаются на технические проблемы". "Я был бы рад, если бы у банков второго уровня не было таких проблем", – добавил он. В целом, эксперты высказали единую позицию о необходимости совершенствования системы налогообложения, вместе с тем отметив, что следует развивать и культуру самих налогоплательщиков. Зачастую случается, что стороны фискального конфликта воспринимают друг друга в качестве врагов, тогда как, по сути, должны выполнять единые требования закона, повышающие благосостояние страны. В настоящий момент, согласно данным статистики, Казахстан сильно "провисает" в части показателей роста МСБ. Например, в докладе Международной финансовой корпорации и Всемирного банка "Doing Business – 2012" Казахстан занял 47-е место среди 183-х стран мира. Однако по показателю развития бизнеса наша страна занимает лишь 109-ю позицию в Глобальном отчете конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Больше того, из зарегистрированных в стране 2,5 миллионов субъектов малого и среднего бизнеса активные предприятия составляют лишь 27,1%, и это число продолжает снижаться. По оценкам Агентства по статистике, доля МСБ в ВВП Казахстана составляет около 30%, но, по мнению отдельных экспертов, она не превышает и 16%. Тогда как в развитых странах на долю МСБ приходится более половины валового внутреннего продукта. Даже в соседнем Кыргызстане вклад малого и среднего бизнеса в ВВП равен 43%. Так что инициатива "Самрук-Казыны" по созданию постоянной дискуссионной площадки, затрагивающей, в том числе, и проблемы бизнеса, как нельзя более актуальна. |