Сакен БАЯНДАРОВ, "Казахстанская правда", 24 ноября
В соответствии с Указом Главы государства Нурсултана Назарбаева от 16 ноября 2011 года объявлен роспуск Мажилиса Парламента четвертого созыва. Этим же актом на 15 января будущего года назначены внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента, избираемых по партийным спискам. А на 16 января – выборы депутатов Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана. 15 января постановлением ЦИК РК также определено днем выборов депутатов маслихатов. Об особенностях нынешней избирательной кампании рассказывает председатель Центральной избирательной комиссии республики Куандык ТУРГАНКУЛОВ. Начавшаяся в нашей стране новая электоральная кампания не является чем-то исключительным и в целом находится в общем русле мировых парламентских процессов, обусловленных влиянием различных явлений в политике и экономике. Только в нынешнем году на пространстве ОБСЕ проведены досрочные парламентские выборы в четырех странах: Ирландии, Македонии, Латвии и Испании. В ближайшее время аналогичные выборы пройдут в Словении и Греции. Таким образом, внеочередные, или как их еще называют досрочные, парламентские выборы вполне обычная практика в демократических странах. В Казахстане решение об их проведении принято в соответствии с Конституцией и другими законодательными актами. Сразу после опубликования Указа Президента о назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Центральная избирательная комиссия, используя предоставленное Конституцией и законом право, назначила очередные выборы депутатов маслихатов также на 15 января 2012 года. В итоге 16 ноября стартовала единая избирательная кампания. Такое совмещение выборов позволит сэкономить более 4 млрд. тенге бюджетных средств. Всего же на организацию и проведение кампании предполагается затратить около 8,2 млрд. тенге. Развернувшаяся по всей республике избирательная кампания пройдет поэтапно – в строгом соответствии с выборным законодательством (16 ноября Центризбирком утвердил соответствующие календарные планы). В соответствии с Календарным планом ЦИК РК на внеочередных выборах депутатов Мажилиса, избираемых по партийным спискам, выдвижение кандидатов будет проходить с 16 ноября по 5 декабря 2011 года, а регистрация партийных списков – с 16 ноября по 15 декабря. Выдвижение кандидатов в депутаты маслихатов осуществляется республиканскими или местными общественными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке, а также их структурными подразделениями и гражданами – путем самовыдвижения. Данный процесс пройдет с 16 ноября по 14 декабря нынешнего года. Сроки избирательных процедур по выборам депутатов Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, не совпадают со сроками, определенными для выборов депутатов Мажилиса. Выдвижение кандидатов от АНК начнется 16 декабря и закончится 26 декабря 2011 года. Регистрация кандидатов, выдвинутых Советом Ассамблеи народа Казахстана, начинается с 26 декабря и заканчивается 31 декабря. Предвыборная агитация стартует 1 января и закончится 14 января будущего года. День голосования – 16 января 2012 года. Право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых по партийным спискам, принадлежит в соответствии с Законом "О выборах" политическим партиям, зарегистрированным в установленном порядке. Это означает, что ко всем партиям предъявляются единые требования. Коммунистическая партия Казахстана не сможет принять участие в нынешней кампании, так как ее деятельность приостановлена решением суда. Для избрания депутатом Мажилиса гражданин должен удовлетворять требованиям, установленным пунктом 4 статьи 51 Конституции, а также обладать активным избирательным правом в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Основного закона. Исходя из этого, депутатом Мажилиса может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший 25 лет и постоянно проживающий на ее территории последние десять лет. Решение об утверждении партийного списка принимается высшим органом партии. Включение в список производится большинством голосов от общего числа членов высшего органа политобъединения. При этом партии обязаны включать в списки только своих членов. Кандидатов в депутаты маслихатов регистрируют соответствующие окружные избирательные комиссии. Партийные списки, а также списки кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, регистрирует ЦИК. К регистрации допускается только один список от одной политической партии с количеством включенных в него кандидатов, не превышающим установленного числа депутатских мандатов, распределяемых среди политических партий, на 30%. То есть максимальное количество включенных в партийный список лиц может достигать 127 человек. Все они будут проверяться на соответствие требованиям, предъявляемым к ним Конституцией и Законом "О выборах". Центризбирком может отказать в регистрации партийного списка или отменить решение о его регистрации. Такая мера осуществляется в случае нарушения политической партией правил выдвижения партийного списка, непредставления необходимых документов для регистрации. Или в случае проведения партией или выдвинутыми ею кандидатами и доверенными лицами предвыборной агитации до регистрации. Отказ или отмена могут быть применены Центризбиркомом в случае выхода из партийного списка лиц, составляющих более 50% от общего их количества. А также в случае установления судом факта распространения политической партией, выдвинувшей партийный список, или ее доверенными лицами ложных сведений, порочащих честь и достоинство кандидата другой политической партии, выдвинувшей партийный список, или лица, включенного в партийный список, подрывающих его деловую репутацию. Также ЦИК может принять вышеназванные меры, когда судом установлены факты подкупа избирателей политической партией, выдвинувшей партийный список, или ее доверенными лицами. При этом отмена решения о регистрации партийного списка или восстановление ранее снятого с регистрации списка за два дня до дня голосования не допускается. Каждый из кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, их супруги, а также кандидаты в депутаты маслихатов и их супруги до регистрации должны представить в налоговые органы по месту жительства декларации о доходах и об имуществе – по состоянию на 1 ноября 2011 года. Наряду с этим кандидат в депутаты маслихата вносит на счет местных исполнительных органов в качестве депозита избирательный взнос – в пятикратном размере установленной законодательством минимальной заработной платы. Это сумма в 79 995 тенге. Она вносится кандидатом до регистрации, но после проверки его на соответствие предъявляемым Конституцией и Законом "О выборах" требованиям. В текущем году избирательный взнос политической партии составляет почти 240 тыс. тенге за каждого включенного в список кандидата. Такая обязанность не распространяется на НДП "Нур Отан", потому что для этой партии, как партии набравшей на предыдущих выборах более 7% голосов от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, согласно избирательному законодательству предусмотрены льготы. Она освобождена от внесения избирательного взноса. В то же время ОСДП и ДПК "Ак жол" уплачивают избирательный взнос в размере 70% – как партии, получившей на предыдущих выборах депутатов Мажилиса Парламента от 3 до 5% голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании. Таким образом, для этих двух партий избирательный взнос составит около 168 тыс. тенге за каждого кандидата. В целом для регистрации списка партии должны представить в Центризбирком: • выписку из протокола высшего органа о выдвижении партийного списка с приложением копии документа о регистрации партии в Министерстве юстиции РК; • заявления от каждого из кандидатов, включенных в партийный список, о согласии включения; • биографические данные о каждом включенном в партийный список; • справки налогового органа о сдаче кандидатами и их супругами декларации о доходах и об имуществе; • документ, подтверждающий внесение политической партией избирательного взноса; • документы, подтверждающие членство лиц, включенных в список, в политической партии, их выдвинувшей. После завершения срока регистрации (16 декабря) все зарегистрированные Центризбиркомом партии смогут приступить к предвыборной агитации. Она будет осуществляться за счет средств избирательных фондов партий. Максимальный размер избирательного фонда политобъединения составляет 261,5 млн. тенге. Его образуют два источника: собственные средства политической партии и добровольные пожертвования граждан и организаций республики. Что касается кандидатов в депутаты маслихатов, то они смогут приступить к агитационной работе также после окончания срока регистрации. Для них агитационная кампания начнется 21 декабря. При этом государство гарантирует каждому зарегистрированному кандидату в депутаты местного представительного органа равное выделение средств. Деньги выделяются для минимально необходимого объема агитационных мероприятий на радио, телевидении и в печати. Для проведения агитационной кампании кандидаты в депутаты маслихатов также могут создавать собственные избирательные фонды. Максимальный размер избирательного фонда кандидата в депутаты маслихата составляет 10,5 млн. тенге. Фонд образуют собственные средства кандидата, средства, выделенные кандидату выдвинувшим его общественным объединением, и добровольные пожертвования граждан и организаций РК. В целом на данный момент Центризбирком располагает всеми необходимыми кадровыми и материальными ресурсами и готов к проведению выборов на должном организационном уровне, обеспечивающем гражданам и всем участникам избирательного процесса возможность свободно и эффективно реализовать их конституционное право. Утверждены образцы избирательных документов. Приняты предусмотренные законом основные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения выборов, избирательные процедуры и деятельность участников избирательного процесса. Полностью укомплектованы и работоспособны избирательные комиссии всех уровней. Всего в работе по подготовке и проведению выборов примут участие 13 315 избирательных комиссий. Из них: 14 областных, две – городов Астаны и Алматы, 207 районных и городских, 550 окружных избирательных комиссий по выборам депутатов областных маслихатов, 625 окружных избирательных комиссий по выборам депутатов городских маслихатов, 2 160 окружных избирательных комиссий по выборам депутатов районных маслихатов и 9 757 участковых избирательных комиссий. Важно подчеркнуть, что территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах и избираются соответствующими маслихатами на основании предложений политических партий. Составы комиссий избраны местными представительными органами на основании предложений политических партий и общественных объединений в 2009 году. Тогда из представленных политическими партиями кандидатов членами избиркомов различного уровня избрано 98,6% от общего количества выдвинутых кандидатов. Практически в составы избиркомов вошли все кандидаты, представленные политическими партиями. Помимо этого, политические партии, не имеющие представителя в составе территориальных, окружных или участковых избирательных комиссий, могут делегировать в них своего представителя с правом совещательного голоса. Условия для обеспечения представительства политических партий в составах территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий созданы. Сейчас наши усилия направлены на ускоренное обучение членов избиркомов. В целом действующие на сегодня составы комиссий продемонстрировали в ходе предыдущих кампаний довольно высокий уровень профессиональной подготовки. Однако надо совершенствоваться, и поэтому процесс повышения квалификации организаторов выборов носит постоянный характер. В ближайшее время ЦИК организует республиканский семинар-совещание, на который приглашаются председатели и секретари областных, городов Астаны и Алматы избирательных комиссий, а также представители заинтересованных госорганов. В ходе мероприятия будут обсуждаться практические аспекты организации и проведения предстоящих выборов. В свою очередь в регионах будут организованы зональные кустовые семинары и тренинги для нижестоящих избирательных комиссий. Что касается информационного обеспечения выборов, то Центризбирком, как и всегда, будет активно сотрудничать со всеми средствами массовой информации. Традиционно все заседания комиссии проходят в открытом режиме с приглашением представителей масс-медиа. Мы намерены оказать информационную поддержку политическим партиям, которые примут участие в выборах. Она будет носить нейтральный характер, и в основном ее предназначение – доведение до избирателей сведений о целях и задачах политорганизаций, участвующих в выборах. Более широкой открытости избирательного процесса, его гласности и транспарентности будет способствовать приглашение не только отечественных, но и иностранных наблюдателей. В настоящее время положения казахстанского выборного законодательства в отношении деятельности международных наблюдателей достаточно либеральны. Не случайно у международных организаций и различных государств отмечается большой интерес к проводимым в Казахстане выборам. Так, на парламентских выборах в 2007 году было аккредитовано 1 129, а на президентских выборах нынешнего года 1 059 международных наблюдателей. В связи с этим 16 ноября Центризбирком и Министерство иностранных дел РК официально открыли институт международных наблюдателей. Их аккредитация будет проходить до 9 января 2012 года. В наблюдении за выборами могут участвовать представители иностранных СМИ. Международные наблюдатели и представители иностранных средств массовой информации вправе присутствовать на всех стадиях избирательного процесса, на заседаниях избирательных комиссий всех уровней. Что касается основных особенностей текущей избирательной кампании, то к таковым можно отнести отказ от применения автоматизированной информационной системы "Сайлау". И то, что на участках 15 января 2012 года избиратели получат по три разных бюллетеня. Один из них предназначен для голосования за политическую партию на выборах депутатов Мажилиса. Второй – для голосования за кандидата в депутаты областного маслихата. А третий бюллетень – для голосования за кандидата в депутаты районного или городского маслихата. Жители Астаны и Алматы получат по два избирательных бюллетеня, так как в этих городах нет районных маслихатов. Ну и главная особенность в том, что если 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по результатам выборов будет получено только одной партией, то к распределению депутатских мандатов будет допущен также партийный список политобъединения, набравшего следующее наибольшее число голосов избирателей. При таком раскладе Мажилис Парламента республики пятого созыва однопартийным не будет. Знаменательно, что основные этапы нынешнего электорального процесса, особенно агитационная кампания, пройдут в дни празднования 20-летия Независимости нашего государства. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на избирательные органы и всех участников избирательного процесса. Полагаю, что их действия будут носить исключительно консолидирующий характер, а предвыборная борьба будет цивилизованной и корректной. |