Илья БЛОГГЕР, better.kz, 2 декабря
Чудеса случаются и в политике. А уж тем более в казахстанской политике – в нем аномальных явлений (вроде коммунистов, поддерживающих банкиров) хоть отбавляй. Вот и еще один феноменальный курьез произошел на политическом пространстве: "зеленая", то есть экологическая партия "Руханият" словно по мановению волшебной палочки или по щучьему веленью ударилась об собственный съезд и обратилась партией националистов. Без всякого предупреждения. Конечно, намеки на то сам лидер "Руханията" Серикжан Мамбеталин давал – подписал письмо 138 националистов против русского языка (давайте называть вещи своими именами – все, что в последние годы делают националисты во главе с Шахановым, происходит не в защиту казахского языка и его укрепление, а ради очередных нападок на русский язык и русскоязычных граждан, среди которых, кстати, есть и казахи), потом откровенно объяснил, зачем он это сделал. Дальнейшие его выступления в пользу самоизоляции Казахстана (против Евразийского союза) были логическим продолжением темы национализма. Но вот перенос собственных убеждений на партию, более того, превращение их в ключевые темы на выборах, вместо широко анонсированной защиты экологии Казахстана (кстати говоря, ни одной акции на эту тему от "Руханията" общество так и не дождалось – разве что Мамбеталин выступил со статьей против планов возведения АЭС) – это уже за гранью всяких политических антраша, которые только можно упомнить в истории Казахстана. Еще одним ключевым пунктом предвыборной программы партии "Руханият" стало популистское обещание поддержать оралманов и все 5 миллионов казахов, проживающих вне Казахстана. Понятно, что рассчитано оно на привлечение голосов именно этой социальной группы, которая в условиях Казахстана по большому счету оказалась в числе социальных аутсайдеров. И будь у нас социалистическое общество – они бы не остались в беде. Вспомните, советский Казахстан уже принимал переселенцев казахов, уйгуров, представителей других национальностей, бежавших к нам из Китая, Монголии, других стран – и что, разве кто-то сегодня скажет, что Мухтар Кул-Мухаммед родился в жуткой китайской дыре и выжил только благодаря тому, что его семья вовремя перебралась сюда. Но то было социалистическое государство – сегодня же на дворе капитализм, и за счет остальных групп населения наделять кого-то особой помощью общество просто не позволит. Разве у нас решены проблемы инвалидов, беспризорных детей, одиноких стариков, многодетных матерей-одиночек? Зачем же отодвигать решение их проблем и помогать тем, кто в помощи особо не нуждается (это про пять миллионов не рвущихся в Казахстан казахов)? Как можно помочь оралманам "вписаться" в рынок, если у многих нет даже минимальных квалификационных навыков для встраивания их в индустриально-инновационную программу развития (сейчас именно она создает дополнительные рабочие места)? Или просто кормить их за наш счет непонятно с какой радости нам предлагает Серикжан Мамбеталин? В списке кандидатов в депутаты от "Руханията" (всего 37 человек), кроме самого лидера партии (отметим, экономиста), оказались два знаковых для национал-патриотов персонажа – упоминавшийся уже Мухтар Шаханов, поэт, и Мурат Тайжан, экономист и общественник. Их объединяют националистические взгляды и мечты о мононациональном государстве – по крайней мере, высказывания их явно направлены на сокращение количества лиц "нетитульной" национальности. Что показывают и социологические исследования, отмечающие рост "чемоданных" настроений в обществе после ряда акций Шаханова, поддержанных и Тайжаном, и Мамбеталиным – письмо 138 и митинг в защиту казахского языка (митинг тухлых яиц). Впрочем, оставим в стороне взгляды – национализм нынче моден на мировом уровне (что, кстати, заставляет ожидать очередной вспышки коричневой чумы в одной из европейских стран и нового "похода на восток") – разберем еще один интересный тезис предвыборной программы "Руханията" в увязке с партийным списком, чтобы показать, как слабо стыкуются написанные на бумаге намерения с реальными действиями. Партия намерена совершенствовать местное самоуправление. При этом упускается из виду, что реальное самоуправление завершается сильным парламентом (или начинается с него). Что такое местная власть? Это коллегиальное управление административными единицами компактно проживающим там населением. Коллегиальное – то есть, аналог местных парламентов, тех же маслихатов. Но упираться вся эта вертикаль местных коллегиальных органов должна не в президента, а в парламент, к которому и должна перейти вся полнота законодательной власти. У нас сейчас законотворчеством занимается в основном правительство, то есть исполнительная власть. Все потому, что парламенты пошли непрофессиональные, мало юристов и экономистов (причем испытанных в практической деятельности, а не просто обладателей звучных дипломов и регалий). И вот появляется отчаянная партия "Руханият", которая ни с того ни с сего затрагивает одну из наиболее болезненных наших тем, при этом не сделав до этого ни одной предпосылки к тому, чтобы вообще заговорить о самоуправлении. Более того, свой кандидатский список она комплектует не экономистами и юристами, а сомнительными с точки зрения знания и соблюдения отечественных законов поэтами, а также эпатажными художниками, заслуженными композиторами. А кто им в парламенте законы составлять будет? Правительство? Или у "Нур Отана" юристов будут занимать? А культурный балласт чем заниматься будет? Разжигать бездумными речами рознь в казахстанском народе? Впрочем, всего этого можно и не опасаться, потому что "Руханият" вряд ли попадет в парламент. Очевидно, что это – всего лишь популистская группа, возможно, кто-то из ее участников и искренен в своих намерениях, но вот относительно Серикжана Мамбеталина и Мухтара Шаханова этого утверждать нельзя. |