Арыстан Смаилов
Игра на добивание На отечественном политическом поле Коммунистическая народная партия Казахстана занимает особое положение. С одной стороны, ее название – это мощный бренд. Он обеспечивает партии узнаваемость безо всяких дорогостоящих рекламных кампаний. По этому показателю с ней может сравниться, пожалуй, только "Нур Отан", который заполонил все билборды, газеты, телеканалы. Причем его пропаганда настолько навязчивая, что вызывает больше отрицательный эффект, нежели положительный. Как говорится, включаешь утюг – и там про "Нур Отан". А коммунистов знают и без огромных затрат на пиар. Но с другой стороны, этот бренд создает массу проблем. И они, возможно, перевешивают преимущества. За 70 лет советской власти к коммунистической идеологии прицепилось слишком много негатива. Тащить который за собой тяжеловато. Правда, на самом деле куда большее его навешали на коммунистов за два десятилетия, прожитые без советской власти и без плановой экономики. На них перекладывают все огрехи, которые есть и в социалке, и в хозяйстве. В первые годы это было понятно, потом стало вызывать недоумение, а теперь – просто смех. Ну а как иначе относиться к тому, что бастыки до сих пор списывают свое неумение возродить промышленность на "тяжелое наследие советского режима"? Тот "сырьевой придаток", коим именуют казахстанскую экономику советских времен, производил продукции высокого передела в несколько раз больше, чем это получается сейчас, со всеми форсированными индустриализациями, инновациями, кластерами и модернизациями. Мы гордимся, когда нам удается превзойти по отдельным отраслям показатели двадцатилетней (!) давности. Но дело не в этом. Вся проблема в том, что коммунистическая идеология представляется в таком свете, будто это величайшее зло. Политические силы, от провластных до оппозиционных (или именующих себя таковыми) стараются бросить свой камень в огород коммунистов, ощущая, и вполне обоснованно, в них сильных конкурентов.
Богатым снова платят Красный флаг, Ленин, Госплан – с этим набором штампов связывают коммунистическое движение. Хотя времена прошли, и мир изменился неузнаваемо. Нет уже четко выраженных, "чистых" идеологий. Глобальный финансовый кризис окончательно стер грань между капитализмом и социализмом. Вспомним хотя бы, как в США и западноевропейских странах правительства влили огромные деньги в частные банки. Западный капиталистический мир столкнулся с серьезным противоречием. Все осознали, что нужно усиливать экономическую функцию государства. Но в то же время стало понятно, что если делать это при существующей системе социального устройства, то будет только хуже. Усиление государственного присутствия усугубляет социальное неравенство. Богатые становятся богаче, а бедные – беднее. Почему во всем мире, в самых, казалось бы, благополучных странах, люди требуют коренного пересмотра финансовой и экономической политики? Почему такую популярность обрело левое движение "Оккупируй Уолл-стрит"? Потому что общество возмущено несправедливым распределением государственной помощи и двойными стандартами. В Казахстане эти противоречия оказались еще острее. Государство выделяет огромные ресурсы на поддержку экономики, тратит средства, собираемые с народа в виде налогов и получаемых от продажи недр, принадлежащих народу. Но все это не во благо людям. Вспомним тот же глобальный кризис на примере того, как его переживал Казахстан. Государство помогло выжить банкам, ни один их которых не разорился. Помогло деньгами Национального фонда, то есть ресурсами, принадлежащими всему народу, нашим детям, внукам и правнукам. Все это делалось под благовидным предлогом сохранения средств населения. Мол, спасали не банкиров, а деньги вкладчиков. Ну так и пустили бы госпомощь конкретно на возмещение ущерба вкладчикам! Помогли всем, так и не спросив, куда дели деньги банкиры (уличили одного Аблязова, и тот дал деру), и откуда взяли деньги вкладчики, которые хранили в банках десятки миллионов долларов. На 5 процентов вкладчиков приходится 95 процентов средств на депозитах. Неужели все нажито непосильным трудом? Также государство помогло крупным компаниям. Даже не проверив, как они оказались в финансовой яме, и какие бонусы получали их управляющие и хозяева. Все это убедительно говорит о том, что государство не обслуживает людей. Оно обслуживает узкую группу лиц за счет широких народных масс. Все это становится очевидным, как никогда. Мы видим, что сейчас власть волей-неволей вынуждена проводить и электрификацию, и индустриализацию. А если таким темпами будет деградировать образование, то скоро придется возрождать и ликбез. Предложения из арсенала коммунистов сейчас заимствуют практически все партии. Но здесь нужно четко разделить левые идеи и левую идеологию. Использовать в своих лозунгах левые идеи может кто угодно. Но реализоваться они могут только в том случае, если являются частью стройной системы убеждений.
Народный манифест То, что современная коммунистическая идеология означает захват почты, телеграфа и крейсера "Авроры", а потом коллективизацию и раскулачивание – все это чушь, разговоры тех, кто живет прошлым и ничего нового придумать не в состоянии. Современная левая идеология отражает новое видение роли государства. Сейчас система выстроена на таких ценностях, как бизнес и прибыль. Государство представляет собой ТОО, в котором есть формальный учредитель – народ, но на практике все делается ради управляющих. Они извлекают выгоду, пользуясь общим имуществом и деньгами, а "дивиденды" народу в виде социальных благ передают по остаточному принципу. Политические силы разной окраски спорят, как улучшить работу этого ТОО. Одни требуют поменять управляющих, предлагая свои кандидатуры. Другие настаивают на том, чтобы все документы ТОО перевести на другой язык. Третьи советуют еще больше денег вкладывать в коммерческий отдел, четвертые – сменить охрану. Но что от всего это толку, если не изменить главное? Государство не должно строиться по образу и подобию бизнес-структуры. Его главная цель в том, чтобы обеспечивать достойные стандарты жизни. Вот основа левой идеологии. Образование и здравоохранение – это не бизнес. Задача этих сфер – не зарабатывать деньги, а учить и лечить людей. Пенсионное обеспечение – это не бизнес. Нельзя, чтобы будущее миллионов людей зависело от кучки финансистов, от девальвации, инфляции, неудачных вложений. Защита правопорядка – это не бизнес. Недопустимо, чтобы правоохранительная система работала в пользу тех, кто больше платит. У нас полстраны уже обзавелось погонами или подалось в охранники. А в сфере безопасности становится все хуже. Люди труда – это не расходный материал для бизнеса. Они главные создатели ценностей и заслуживают того, чтобы получать основную долю этих ценностей. Обеспечение продовольствием должно быть направлено не на то, чтобы урвать побольше, а на то, чтобы установить разумный баланс цен – не обременительных для покупателей и достаточных для производителя. Это легко достижимо за счет исключения чрезмерной маржи посредников. Такой же баланс цен должен быть в строительстве и ЖКХ. Задача этих сфер – обеспечить население доступным жильем и качественно содержать него. А то, что сейчас именуется рынком недвижимости и коммунальных услуг – сплошное надувательство. Таковы основы левой идеологии, которую продвигают в Казахстане народные коммунисты. В нее, вопреки всем страшилкам, укладывается частная собственность и частный бизнес. Более того, левая идеология направлена на то, чтобы уменьшить присутствие государства в бизнесе, которое сейчас используется как инструмент для крышевания, удушения конкуренции, распределения заказов. Подход новых коммунистов состоит в том, чтобы убрать бизнес из государства, а государство – из бизнеса. Все государственные институты и социальная система должны обслуживать общество. Новая левая идеология – это не прошлое, а будущее, где человек превыше прибыли. |