Вадим ШИРОКОБОРОДОВ, "Око", 23 декабря
Подготовка к выборам в органы местного самоуправления – маслихаты – проходит буднично и спокойно. На фоне довольно шумных выступлений лидеров политических партий, которые, как локомотивы, тащат "вагоны" своих партийных списков в Мажилис, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты районных, городских и областных маслихатов вызывает не столь заметное внимание избирателей. Политические партии вовсю разворачивают флаги идеологической борьбы за 98 мест в Мажилисе (9 депутатов, как известно, избирает 16 января Ассамблея народа Казахстана). Однако их активность заметно сдувается на выборах в маслихаты. Об этом свидетельствуют, в частности, наблюдения собкоров "ОКО" в ряде регионов страны. Выдвиженцы от партий и общественных объединений, а также самовыдвиженцы, желающие заняться неоплачиваемой депутатской работой в местных представительных органах, почему-то не стремятся привлечь внимание земляков. Даже выдвижение претендентов на 25 депутатских мест в маслихат Астаны прошло настолько тихо и незаметно, что узнать об этом смогли лишь самые терпеливые читатели одной из городских газет, которая на этой неделе начала публиковать сообщения окружных избирательных комиссий столицы о регистрации кандидатов в депутаты гормаслихата. На этой неделе окружкомы, проверив претендентов по базе спецучетов КПСиСУ Генеральной прокуратуры, "подвели черту" под списками зарегистрированных кандидатов. С 21 декабря началась предвыборная агитация, и в тот же вечер у подъезда моего дома появился агитационный плакат одного из кандидатов в депутаты маслихата Астаны с довольно невнятным призывом: "Будем трудиться вместе!" Кто они, соискатели кандидаты в депутаты столицы? При изучении списков зарегистрированных претендентов бросается в глаза довольно пестрый их социальный, профессиональный, возрастной и национальный состав. И это радует! Наличествует и серьезная конкуренция – в среднем по 4-5 кандидатов по каждому округу. Превалируют специалисты и управленцы с высшим образованием, много самовыдвиженцев, однако члены НДП "Нур Отан", ДПК "Ак Жол", КНПК, "Руханият", ОСДП также не теряются в списках. Причем выдвиженцы от правящей партии зарегистрированы абсолютно во всех округах по выборам депутатов маслихата Астаны. Непонятно, почему остальные партии, которым явно не светит преодоление семипроцентного барьера в Мажилис, скромничают на выборах в "малые парламенты". В целом электоральная кампания в маслихаты проходит без скандалов. Возможно, они впереди. Однако самое главное опасение всей кампании – легитимность самих выборов в маслихаты, которые, как и выборы в Мажилис, назначены на 15 января 2012 года. ЦИК еще 16 ноября издал постановление под названием "О назначении очередных выборов депутатов маслихатов РК и утверждении Календарного плана основных мероприятий по проведению очередных выборов депутатов маслихатов РК". После чего в текстах всех официальных постановлений центрального избиркома грядущие выборы депутатов маслихатов обозначены как "очередные". Хотя каждый школьник знает, что выборы в январе 2012 года у нас проводятся досрочно, так как следующие выборы должны были состояться не ранее июля следующего года. Может, в постановлениях и Календарном плане ЦИК заложена какая-то сакральная юридическая норма? Однако элементарный здравый смысл подсказывает, что главизбирком страны напрасно называет выборы от 15 января в маслихаты – очередными. Или не напрасно? Ведь еще свежи в памяти "Таньки и танки", иные экзотические основания для роспуска или самороспуска высшего представительного органа власти предыдущих созывов. Но это были Верховный Совет или Мажилис. Непонятно, зачем нынче ЦИКу "покушаться" на легитимность маслихатов? Кому они мешают или могут помешать в будущем? Скорее всего, слово "очередные" применительно к ближайшим выборам депутатов маслихатов закралось в официальные постановления по недоразумению. Главной политической новостью ноября стало основанное на Конституции решение Главы государства о роспуске Мажилиса и назначении внеочередных выборов депутатов нижней палаты Парламента. Одновременно созрела идея: в целях экономии средств провести 15 января также выборы депутатов маслихатов. Но для назначения досрочных выборов в маслихаты, как того требует п. 3 ст. 101 Закона "О выборах в РК", нужен Указ Президента о "досрочном прекращении полномочий маслихата или решение маслихата о самороспуске". Однако такого не было, поэтому ЦИК решил взвалить инициативу на себя и принялся ссылаться в преамбуле своего постановления от 16 ноября на нормы Закона "О выборах в РК", которые регламентируют назначение очередных выборов депутатов маслихатов. На первый взгляд, в этих определениях – очередные, внеочередные – нет ничего страшного. Предыдущие выборы в маслихаты страны были проведены 18 августа 2007 года. Первые организационные сессии депутатов маслихатов 4-го созыва состоялись в начале сентября. Конституция устанавливает пятилетний срок полномочий маслихатов, которые с 2009 года законодательно являются еще и органами местного самоуправления. Очередные выборы депутатов местных парламентов, как того требует закон, назначаются ЦИКом и проводятся "не менее чем за месяц до истечения конституционного срока полномочий маслихатов". Т.е. в конце июля или начале августа 2012 года. Но все произошло на 8 месяцев раньше. В результате мы проводим 15 января выборы, которые де-факто урезают срок полномочий маслихатов более чем на полгода. Причем без каких-либо формализованных оснований. Насколько известно, ни один из сотни с лишним маслихатов решение о самороспуске не принимал. Соответствующего Указа Президента тоже не было. Выходит, ЦИК своими единоличными решениями создает весьма неприятную возможность оспорить в дальнейшем саму легитимность проведения январских выборов депутатов маслихатов. Кому и зачем понадобилось подкладывать мину под маслихаты и само местное самоуправление? Или все произошедшее – нелепость, которая лишний раз иллюстрирует слабость наших политических институтов и традиций гражданского общества? |