NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 19:53 ast
17:53 msk

Агро-барбара …агро-абракадабра …агро-коррупция?
Речь пойдет об отечественном монополисте в области реализации государственной политики по повышению эффективности всех отраслей АПК – Национальном холдинге "КазАгро"
10.01.2012 / политика и общество

Сергей БАНДУРА, www.spik.kz, 9 января

В череде бурных событий конца прошлого года, напрочь потерялась одна, на мой взгляд интересная новость из жизни отечественного агропромышленного сектора. Конечно, на первый взгляд она носит сугубо протокольный характер, и относится к бюрократической категории "отставки-назначения". Однако, в свете повышенного внимания общества к проблемам отечественной "сельхозки" (а в последнее время таковые нарастают с динамикой снежного кома), любые причинно-следственные явления могут послужить пищей для размышления, а может даже послужить ключом к разгадке очень многих последствий которые мы чуть ли не ежедневно ощущаем на самих себе.
Итак, речь пойдет об отечественном монополисте в области реализации государственной политики по повышению эффективности всех отраслей АПК – Национальном холдинге "КазАгро". Если кто подзабыл, то напомню, что этот сельхоз-монстр был создан в декабре 2006 года, в качестве "финансового оператора важнейших стратегических проектов развития сельского хозяйства", и включает в себя целый сомн дочерних организаций разного профиля. Список таковых достаточно длинный, поэтому в качестве наглядного примера я упомяну лишь такие, мягко говоря, влиятельные структуры как АО "Продовольственная контрактная корпорация", АО "Аграрная кредитная корпорация", АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" и АО "КазАгроФинанс". То есть, те кампании, которые по своим уставным документам напрямую связанны с финансированием, или по другому " обеспечением доступного, целевого и эффективного использования государственных ресурсов, выделяемых на развитие АПК".
Забегая чуть вперед, сразу отмечу, что вся информация которая использовалась в этой статье была получена что называется "из открытых источников" и основана на документальном подтверждении озвученных данных. Эта оговорка отнюдь не случайна, так как еще в марте 2008 года советом директоров АО НХ "КазАгро" была принята очень любопытная инструкция по "Обеспечению сохранности коммерческой и служебной тайны". Документ этот очень занятен сам по себе. Как мы наверное понимаем, в теории холдинг является полностью государственным учреждением, стало быть, никаких коммерческих тайн от налогоплательщиков у них быть явно не должно. Однако на деле все оказалось с точностью до наоборот. И абсолютно все сведения, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности холдинга (за исключением тех данных, которое его руководство соблаговолит раскрыть по своему желанию), наглухо закрыты от стороннего любопытного глаза. Это касается даже таких мелочей как штатное расписание, или сведений о системе оплаты труда работников (не говоря уже о бонусных начислениях высшему управленческому звену). И так во всем – если тайна не служебная, то коммерческая, и соответственно, попадающее под одноименный закон о защите таковых. Этот нормативный акт, кстати, очень любит вспоминать юридический департамент холдинга в ответ на практически любые (и даже на первый взгляд абсолютно невинные) вопросы, задаваемые неуемными журналистами. Иногда доходило до абсурда, когда с помощью этого абсолютно подзаконного, внутреннего акта, сотрудники холдинга открыто нарушали закон о СМИ в части получения информации, или отказывались комментировать данные полученные из других государственных органов, например, от того же Счетного комитета по контролю за исполнением государственного бюджета. Все это наводило на определенные размышления, тем более, что сведения об, скажем так, несколько своеобразной манере управления государственными активами и фондами озвучивались отнюдь не кулуарно.
Первый отчет уже упомянутого выше Счетного комитета, в котором перечислялись многочисленные грубые нарушения, (до этого, по итогам 2007 года огрехи были не такие серьезные), был обнародован в самом конце 2008 года. Правда, персонально виновных тогда особо искать никто не стал - дело в том, что предыдущий председатель правления агрохолдинга Алихан Смаилов,уже вовсю ведал статистикой, а Ахылбек Куришбаев проработав в должности председателя совета директоров всего несколько месяцев, пересел в кресло министра сельского хозяйства, уступив почетное место главного наблюдателя или по другому "смотрящего"), первому вице-премьеру Умирзаку Шукееву. А на момент публикации отчетных данных, главой КазАгро стал бывший заместитель акима Южно-Казахстанской области и впоследствии высокопоставленный чиновник канцелярии правительства Асылжан Мамытбеков. В общем-то, смена фактически всех первых руководителей за один год, мало способствует стабильной и плодотворной работе любой организации, поэтому контролеры вошли в положение и просто рекомендовали новому руководству скажем так - более внимательно отнестись к эффективности распределения денежных потоков. Надо сказать, что денежные потоки в ту пору в холдинге были немалые - речь шла не много ни мало, как о судьбе 120 миллиардов тенге, выделенные из Нацфонда на поддержание аграрного сектора в период кризиса.
Согласно тексту документа (на всякий случай отмечу, что в распоряжении редакции есть полная подборка трудов Счетного комитета за трехлетний период), нарушения образца 2008 года в первую очередь касались деятельности нескольких дочерних кампаний, весьма и весьма вольготно чувствовавших себя под вместительной КазАгровской крышей. Так что, немалая часть выделенных им средств, без особого сожаления вбухивалась в весьма сомнительные с точки зрения рациональности проекты, и в итоге попросту сгорали. Возникли вопросы и по финансовым средствам, выделяемые в качестве кредитов в помощь сельхозпроизводителям. Мало того, что они доходили до фермеров с огромным опозданием, так вдобавок в процентной ставке были заложены и "риски" (!) самого "КазАгро", являющегося всего лишь прямым посредником между государством и аграрным сектором. В общем-то ли руководство холдинга перепутало свои функции с функциями банков второго уровня (что в общем то не удивительно, если взглянуть на биографии многих тамошних топ-менеджеров), то ли по какой то другой причине, но в итоге вместо реальной помощи отечественному крестьянству на деле получилась смесь "обдираловки" с прямой профанацией самой антикризисной идеи. Что собственно и было отражено в итоговом заключении отчета в виде формулировки "Нацхолдингом "Казагро" недостаточно эффективно используются средства Национального фонда, выделенные на реализацию инвестиционных проектов агропромышленного комплекса в рамках Плана совместных действий по стабилизации экономики".
Тогда Асылжан Мамытбеков даже особо не пытался оборонятся. Ну, действительно, с него – то какой спрос, когда практически все происходило при предыдущем руководстве? А все рекомендации "повысить эффективность", как показало время, для него и вовсе являлись пустым звуком, о чем можно было наглядно убедиться чуть позже.
Следующий, 2009 год принес собой очередную финансовую проверку и, которая нашла отражение в очередном же отчете. На этот раз формулировки ведомства Омархана Оксибаева были еще жестче.
Общая сумма выявленных нарушений составила без малого 11 миллиардов тенге, причем примерно половину этой суммы составляли средства, предназначенные для строительства двух откормочных комплексов, каждый стоимостью по 2,5 миллиарда тенге. Кроме того, было непонятно куда делись деньги предназначенные на строительство зернового терминала в Грузии (а это еще один миллиард тенге). Так же, объектом критики Счетного комитета в очередной раз стала и кредитная политика холдинга. Так, согласно данным отчета : "Доступ к выделенным из республиканского бюджета денежным средствам через АО "Аграрная кредитная корпорация" (то есть, через дочернюю организация "КазАгро" – авт.) остается ограниченным для крестьянских хозяйств, не являющихся участниками кредитных товариществ. Что же касается непосредственно выделенных средств, то, отсутствие единых лимитов кредитования приводит к установлению различных ставок вознаграждения, что противоречит нормам действующего законодательства".
То есть, говоря другими словами, деньги расходились исключительно по своей "клиентуре" а что касается подавляющего большинства обычных фермеров, то порочная практика установления для них "персональных" процентов изжита отнюдь не была.
Применить любимую отговорку о том, что это все огрехи предыдущего руководства, на этот раз конечно не получилось, и КазАгровцам пришлось давать разъяснения практически по каждому пункту. Основным и чуть ли не единственным аргументом, стал упор на то, что деньги все таки …не украли. А так сказать, отложили на будущее, логика туту понятна: все таки, согласитесь, неэффективное использование или недоосвоение, является гораздо меньшим грехом, нежели прямое хищение.
– Нарушение произошло по причине отставания от графика строительства, но ни о каком хищении или присвоении средств речи не идет – пояснил тогда управляющий директор нацхолдинга "КазАгро" Жолдымурат Аманбаев. – Что касается второго терминала в Грузии, то, его реализация приостановлена и, возможно, позже будет принято решение о размещении его в другом порту Черного моря. Средства на строительство второго терминала в размере одного миллиарда тенге пока находятся на счету одной из дочерних компаний "КазАгро"..
В общем, по его словам выходило, что деньги все-таки есть, только они, дескать, так надежно упрятаны, что в поле зрения ревизоров попросту не попали. А то, как им за время простоя распоряжалась благодетельствованная таким ответхранением "дочка", наверное, и вовсе дело десятое…
Никаких прямых санкций со стороны государства почему то опять таки не последовало, и наверное прямым следствием подобной доброты стал следующий отчет СК, датированный маем 2010 года. И здесь уже стало возникать ощущение стойкого дежа вю. В этом можно легко убедиться даже при самом беглом прочтении документа.
"Счетный комитет отмечает несовершенство инвестиционной политики нацхолдинга "КазАгро". Грубо нарушаются сроки реализации инвестиционных проектов в связи с отсутствием надлежащего мониторинга и контроля за их реализацией. По состоянию на 1 января 2010 года из 82 проектов, запланированных на 2009-2010 годы, фактически реализация начата только 20".
Временно не вовлеченные на реализацию инвестиционных проектов средства Национального фонда нацхолдинг "КазАгро" выдал в виде займов на кредитование сельхозтоваропроизводителей. Из-за недостатков механизма и методики определения затрат выдача кредитных средств нацхолдингом "КазАгро" проходила бессистемно. Допущены случаи завышения объемов финансирования отдельных субъектов АПК. Установлены факты предоставления кредитов аффилиированным лицам.
Средства облигационного займа, заимствованные у Национального фонда, конечным заемщикам – субъектам АПК выдавались по ставке 12% годовых. Между тем, на уровне нацхолдинга "КазАгро" ставка вознаграждения устанавливалась в размере 1,02%, а на уровне дочерних организаций – 6,98%...
В целом наблюдается неэффективное освоение средств, выделенных на развитие сельского хозяйства в 2009 году. Особенно отчетливо это проявляется в Жамбылской, Южно-Казахстанскую,и Кызылординской областях…"
Кстати, откровенное недовольство политикой проводимой холдингом, а заодно и результатами его работы в целом все чаще и чаще стало звучать именно с мест.
– Алма-Атинская область самостоятельно покрывает потребности Алматы по большинству видов сельхоз продукции – заявил на специальном совещании 29 мая 2010 года аким Алматы Ахметжан Есимов. – А ведь существует еще "КазАгро", и что? Что КазАгро и другие институты за это время сделали? Агрофинанс, Агрокредитная корпорация, Продкорпорация, что конкретно они сделали? Президент поставил задачу, прежде всего, по продовольственному обеспечению Алматы и Астаны, создать вокруг них продовольственный пояс. Куда уходят миллиарды КазАгро? Что сделано по линии КазАгро, чтобы обеспечить продовольствием Алматы? Что сделал каждый институт за это время и какой результат мы получили? Какую помощь они оказали области? У кого есть ответ..
Судя по всему, любопытство Ахметжана Есимова так и осталось неудовлетворенным, так как, по крайней мере на упомянутом совещании, никаких конкретных ответов от присутствующих в числе которых были и представители самого холдинга, он, увы, так и не добился.
Зато, в самом холдинге, очевидно, почувствовали полную безнаказанность, а претензии поднадоевшего СК стали расценивать как пустое сотрясание воздуха уже что называется "прямым текстом".
– Хотелось бы у Вас узнать, насколько новость о выявленных нарушениях со стороны счетного Комитета соответствует действительности? Если она имеет под собой почву, будут ли наказаны виновные?- поинтересовался в самом конце мая 2010 года один из участников он-лайн конференции Асылжана Мамытбекова на форуме profinance.kz один из ее участников. И получил ответ, степень цинизма которого, наверно, каждый должен прикинуть по своим личным критериям.
– То, что они рекомендуют повысить эффективность, я думаю, это не большая новость, потому что Счетный комитет на то и создан, чтобы что то рекомендовать. Другое дело, были ли определенные нарушения, за что наказывать. Потому что Счетный комитет порекомендовал нам увеличить эффективность, я, думаю, что нет причины сейчас кого-то наказывать. А с мнением, что эффективность повышать надо, мы согласны…
И вот тут очевидно терпение у контролирующих органов все -таки лопнуло окончательно. Несколько месяцев ушло на сбор доказательной базы, и в самом начале прошлого года было официально объявлено о том, что Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) начала проверку по фактам хищения средств, выделенных на сельхозпроекты.
Что интересно, в своем ответном комментарии Асылжан Сарыбаевич во первых "затруднился сказать" какие именно суммы оказались расхищенными, во вторых сообщил, что большая часть претензий относится не к нему, а к "Аграрной кредитной корпорации" (как будто это АО не входило в систему КазАгро, и о нюансах его деятельности руководству холдинга было ничего неизвестно - авт.), в-третьих заявил, что расследование начато чуть ли не инициативе самого холдинга, и, наконец, в-четвертых, добавил, что какими бы ни были результаты следствия, наказывать все равно будет уже некого.
– Председатель правления корпорации Аскарбек Каражигитов уволен, его заместители тоже уже не работают, за исключением одного из них, он сильно понижен в должности,- сообщил в те дни господин Мамытбеков журналистам, и очевидно посчитал, что за этим финансово-уголовный скандал должен быть полностью исчерпан. Про то, что сам Асылжан Сарыбаевич как был, так и остается председателем совета директоров "проштрафившейся" "дочки" речь, почему то не зашла вовсе.
Несмотря на все заверения о том, что проблема успешно ликвидирована, счетный комитет министерства финансов, явно придерживался диаметрально противоположной точки зрения, и в свою очередь так же не остался в стороне от общего расследования, заодно проанализировав ситуацию в агросекторе за последние несколько лет и фактически назвав причины по которым он (в смысле – агросектор), собственно так плохо живет :
"Подведены итоги контроля эффективности использования бюджетных средств, выделенных на поддержку субъектов агропромышленного комплекса. Отмечено, что ожидаемые результаты республиканских бюджетных программ не достигнуты.
Только при организации кредитования субъектов агропромышленного комплекса допущены нарушения законодательства на общую сумму 585,1 млн. тенге.
Работа по контролю за использованием кредитных средств организована неэффективно, что привело к увеличению просроченной задолженности по кредитованию сельскохозяйственных производственных кооперативов и несельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности в сельской местности за 2009-2010 годы более чем в 22 раза.
Неэффективно реализуются мероприятия государственной политики по формированию доступной системы кредитования, не выполнены в требуемой степени мероприятия по развитию системы кредитных товариществ, поддержке сельхозкооперативов исходя из потребностей аграрного сектора.
Действующий механизм субсидирования крестьянских хозяйств и частного сектора не способствует поддержке отечественных предприятий, занимающихся выпуском продукции с высокой добавочной стоимостью, принуждает их к продаже полуфабриката.
Наряду с фактами затягивания сроков рассмотрения заявок, сокращения сумм выдаваемых кредитов, в ходе контроля установлены случаи лоббирования интересов ряда заемщиков по завышению оценочной стоимости залогов, выдаче кредитов".
Я намерено привел столь большую цитату, потому как на самом деле здесь достаточно полно показано то, насколько запущенным оказались дела по "стимулировании развития казахстанского агрокомплекса", (если кто уже подзабыл, это то, ради чего собственно и создавался сам холдинг).
Дальше так продолжаться явно не могло и на этот раз, результатами комплексных проверок заинтересовались не только журналисты, но и органы прокуратуры (которых особо заинтересовал механизм закупа зерна у крестьянских хозяйств), и по некоторым данным, следственный департамент Комитета Национальной Безопасности РК. Кстати, еще в 2010 году, начальник департамента экономической безопасности КНБ Усер Мизанбаев, сообщил о том, что "в структуры агропромышленного комплекса направлены десять офицеров- контрразведчиков, имеющих опыт выявления угроз экономической безопасности", и он подчеркнул, что "сотрудники контрразведки присутствуют во всех структурах "КазАгро", - и в "Аграрной кредитной корпорации", и в "КазАгроФинансе" и в самой "Продкорпорации"). В общем, внимательно присматриваться к чудесам происходящем в недрах агрохолдинга получается было кому, как впрочем, и делать соответствующие выводы. Кстати, примерно в то же время, проанализировав жалобы крестьян, первый заместитель председателя партии "Нур Отан" Нурлан Нигматуллин отметил, что сама методика составления договоров с фермерскими хозяйствами уже является "базой для коррупционных действий и мирится с этим больше нельзя."… Короче говоря, начало складываться впечатление, что порядок в холдинге решили наводить довольно жестко.
И вот тут случилось очередное чудо. Очевидно поняв, что над Асылжаном Мамытбековым начали сгущаться весьма основательные тучи, чья то невидимая рука (злые языки, правда болтали, что без участия тогдашнего председателя совета директоров КаАгро дело не обошлось, но мы им уподобляться не будем, а просто констатируем факты) – в апреле прошлого года, он был весьма оперативно освобожден от должности председателя правления в связи с переходом на другую работу. А точнее, на должность министра сельского хозяйства. А отчитываться перед следственными органами отныне должен был уже новый председатель правления Берик Бейсенгалиев, который буквально с первых же дней своего пребывания в этой должности недвусмысленно дал понять, что деяния предыдущего руководства никаким образом его не касаются и о подробностях он, естественно, не в курсе.
В общем, все пошло по своему обычному сценарию. тема про то, насколько эффективно Асылжан Мамытбеков руководит сельским хозяйством на министерском посту, безусловно, заслуживает отельного и очень подробного разговора, поэтому в контексте данного материала мы ее, пожалуй, касаться не будем.
А вот дальнейшие события, (собственно и послужившие поводом для подготовки этого обзорного материала) все- таки немного разобрать стоит. Итак, в последних числах уходящего года в АПК произошла довольно неожиданная концентрация власти. В связи с тем, что Умирзак Шукеев возглавил ФНБ "Самрук-Казына" и усидеть в двух, пусть и очень просторных креслах одновременно ему не удастся, пост председателя совета директоров холдинга "КазАгро" временно стал вакантным. И буквально через два дня на эту должность был назначен... да –да непосредственно и лично Асылжан Сарыбаевич Мамытбеков. Без отрыва от министерской должности, что в истории двух этих уважаемых ведомств случилось в общем то впервые. Теперь все рычаги управления отечественным агропромышленным комплексом фактически находятся в одних руках. И системы сдержек и противовесов (даже в том варианте, когда министерство проводило дополнительную экспертизу и определяло степень правомерности принимаемых в холдинге решений), не будет даже в теории.
Насколько выиграют от этого простые казахстанские фермеры, пока сказать будет затруднительно. Единственным плюсом видится лишь тот факт, что теперь "КазАгро" будет трудно обвинить в отсутствии согласованности при взаимодействии с профильным министерством (кстати, на это в свое время очень любили ссылаться тамошние топ-менеджеры, объясняя очередные проколы и огрехи неоперативностью "смежников"). В свою очередь, минсельхозу гораздо труднее будет оправдываться по поводу "недостаточности мониторинга и контроля над освоением бюджетных средств со стороны АО "КазАгро". Ну и еще, новому председателю скорей всего предстоит поучаствовать в продолжающихся следственных действиях по уголовным и административным делам последних нескольких лет. А уж от того, насколько сурово и критически отнесется новый председатель совета директоров Мамытбеков к нарушениям, допущенным в бытность работы бывшего председателя правления Мамытбекова, будет во многом зависеть и политика холдинга в наступившем году. Ведь как мы уже убедились, в годы предыдущие, она с трудом выдерживала даже самую доброжелательную критику.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.01.2012
Кайрат Мами, находящийся с рабочим визитом в Южно-Казахстанской области, встретился с активом региона 31.01.2012
Доходы республиканского бюджета выполнены на 102,4% 31.01.2012
Доклад Заместителя Премьер-Министра РК Келимбетова К.Н. 31.01.2012
В 2012 году Правительство РК планирует привлечь 2,2 млрд. долларов США 31.01.2012
Минфин "с удовольствием" урежет расходы госорганов на помпезные мероприятия 31.01.2012
Налоговым комитетом МФ РК план по доходам в государственный бюджет исполнен на 102,5% 31.01.2012
Свыше 80% штата КТК будет выведено из категории сотрудников правоохранительных органов 31.01.2012
Состоялось расширенное заседание коллегии Министерства охраны окружающей среды 31.01.2012
Послание Президента – важный документ, которого каждый год с нетерпением ждет все наше общество 31.01.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz