Служба по информационной политике и PR НЭПК "Атамекен", 23 января
Национальная экономическая палата Казахстана "Союз "Атамекен" выражает обеспокоенность по поводу многочисленных жалоб предпринимателей на действия сотрудников таможенных органов Казахстана по применению системы управлениями рисками. "Атамекен" подчеркивает, что казахстанские бизнесмены воспринимают это как ужесточение государственного контроля вследствие вступления Казахстана в Таможенный Союз и унификации с менее либеральным таможенным законодательством России. Со своей стороны объединение предпринимателей считает, что это придает негативный оттенок к интеграционным процессам в рамках Единого экономического пространства. "Атамекен" направил соответствующий запрос Генеральному прокурору Республики Казахстан. Как известно, Таможенный кодекс Таможенного союза вступил в силу с 1 июля 2010 года, нормы которого признаны соответствующими Киотской конвенции и одобрены Всемирной Торговой Организацией. В условиях рыночной экономики государственное регулирование внешней экономической деятельности (ВЭД) осуществляется преимущественно экономическими методами. Поэтому Кодекс предполагает создание благоприятных условий для перемещения товаров через таможенную границу, упрощение и ускорение проведения всех таможенных процедур. Однако сегодня казахстанские участники ВЭД столкнулись с обратным и, чтобы изменить ситуацию, по мнению "Атамекена", необходимо существенно сместить акценты в правоприменительной практике казахстанской таможни. "Атамекен" предлагает использовать более современный подход к таможенному контролю. Эксперты "Союза "Атамекен" считают, что на смену тотальному контролю таможенного оформления должна прийти современная система управления рисками (СУР). Она осуществляется исходя из оценки рисков, под которыми понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства, связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительном размере, подрывающим конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, затрагивающим другие важные интересы государства, обеспечение которых возложено на таможенный орган. Таможенные органы должны применять метод анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке и степени такой проверки. СУР рассматривается в мировой практике как основная философия таможенного контроля. Объемы внешней торговли постоянно растут и не одно государство не в состоянии содержать таможенную службу, которая могла бы осуществлять тотальный контроль без вреда для самой внешней торговли. С этой целью используется технологическая схема, предусматривающая применение двух видов коридоров: зеленого и красного. При этом ускорение и упрощение таможенного оформления достигаются за счет того, что выпуск товара осуществляется с минимальным количеством сопроводительных документов (2-3 документа) и без проведения фактического досмотра. В результате, физическому досмотру и дополнительным документальным проверкам подвергаются порядка 5% товарных партий. В Казахстане же профили СУР настроены так, что под дополнительную документальную проверку подпадают порядка 80% всех грузов, а товары китайского происхождения подлежат 100% контролю. При этом, даже таможенникам неизвестно какие еще дополнительные документы нужно затребовать, чтобы подтвердить таможенную стоимость товара (у нас это основной профиль риска). И это прямо предписывают разъяснения и инструкции Комитета таможенного контроля Министерства финансов (КТК МФ). Как показывает практика, дополнительные проверки назначаются фактически на каждую поставку товара, и импортеры вынуждены обеспечивать уплату таможенных платежей на каждую поставку в отдельности в соответствии с ценовой информацией, формируемой таможенными органами. Эксперты "Атамекена" и казахстанские предприниматели считают, что с введением СУР процесс таможенного оформления не упростился, а наоборот усложнился и многократно увеличил волокиту и коррупционные проявления. Неоднократные просьбы "Атамекена" привести СУР к ее изначальной идеологии – упрощению формальностей для добросовестных участников ВЭД ни к чему не привели. Так, обращения союза предпринимателей в Комитет таможенного контроля Министерства финансов дать статистику об эффективности применения СУР остались без ответа, а предложения о необходимости более прозрачного и транспарентного подхода к формированию профиля рисков отказано со ссылкой на то, что это является информацией для служебного пользования. Учитывая важность вопроса и многочисленные жалобы предпринимателей, "Атамекен" направил запрос в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан с просьбой провести проверку законности и обоснованности действий таможенных органов. "Атамекен", как организация отстаивающая интересы предпринимателей, заинтересован в создании благоприятного "бизнес-климата" в Казахстане. Поэтому эксперты "Атамекена" убеждены, что сделав доступными для участников внешнеэкономической деятельности критерии оценки рисков, а также само решение системы контроля и управления рисками, предприниматели могли бы оптимизировать процесс оформления товаров, уменьшить контакт с сотрудниками таможни, а следовательно, и коррупционные проявления. |