NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 07:12 ast
05:12 msk

Выверенным курсом социально-экономической модернизации
Прошло расширенное заседание Коллегии Министерства образования и науки РК с участием заместителя Премьер-Министра РК Орынбаева Е.Т. На Коллегии рассмотрены основные итоги деятельности Министерства образования и науки в 2011 году и задачи на 2012 год
01.02.2012 / политика и общество

edu.gov.kz, 31 января

Сегодня в 15.00 ч. прошло расширенное заседание Коллегии Министерства образования и науки РК с участием заместителя Премьер-Министра РК Орынбаева Е.Т. На Коллегии рассмотрены основные итоги деятельности Министерства образования и науки в 2011 году и задачи на 2012 год в свете реализации ежегодного Послания Главы государства народу Казахстана.
Работа Коллегии прошла в расширенном составе с участием руководителей регионов, ректоров более 100 вузов, начальников управления образования, руководителей департаментов по охране прав детей и территориальных департаментов по контролю за качеством образования из 14 регионов республики, Астаны и Алматы, директора НИИ и подведомственных организации Министерства.
Свое выступление Министр образования и науки РК Б. Жумагулов начал с Послания Президента Н.А.Назарбаева.
– Лидер нации поставил перед нами принципиально новые задачи. В образовании – переход на новое качество подготовки, создание эффективной системы обучения. В науке – вывод исследований на мировой уровень и прямое подключение науки к инновационным процессам,-подчеркнул министр.
Подводя итоги прошедшего года, глава ведомства отметил, что финансирование образования из государственного бюджета в 2011 году выросло на 203 млрд. тенге и составило более 1 триллиона тенге, или 3,8% от ВВП.
Немало сделано для институционального обеспечения реализации Госпрограммы. Приняты новые Законы "О науке", "О статусе Назарбаев Университета, Назарбаев Интеллектуальных школ и Назарбаев Фонда". Очень серьезные изменения и дополнения внесены в Закон "Об образовании".
Общесистемное значение для развития нашей сферы имеет создание по поручению Президента страны единой вертикали контроля качества всех уровней образования, от дошкольного до высшего и послевузовского образования.
В 2011 году в 44 организациях образования внедрено электронное обучение. Это важный шаг в выполнении поручения Президента страны – внедрить в процесс обучения самые современные методики и технологии.
В выступлении заместителя Премьер-Министра РК Орынбаева Е.Т. были озвучены новые перспективы работы Министерства на предстоящий год. Он особо остановился на задачах, поставленных в Послании, и поручениях Главой государства по их реализации.
В своем выступлении Заместитель Премьер-Министра отметил приоритетность некоторых вопросов, требующих оперативного решения в течение 2012 года. Это – принятие пятилетнего Национального плана по функциональной грамотности, внедрение критериального оценивания в школах, создание в пилотном режиме независимых центров подтверждения квалификации на базе отраслевых ассоциаций.
Также задачей 2012 года является вопрос воспитательной работы во всех организациях образования. Воспитание молодежи принципам толерантности, межнационального согласия, основам морали, патриотизму, законопослушанию и трудолюбию будет отражено в принимаемом в течение текущего года Комплексном плане по внедрению воспитательной работы в организациях образования.
С этого года будет дан старт формированию интеллектуально-инновационного кластера на базе Назарбаев Университета. Синергия науки, бизнеса и государства в кластере вокруг Назарбаев Университета станет основой для создания национальной научно-инновационной системы, способствующей трансферту и созданию технологий, инноваций и новых знаний.
Важной задачей остается реализация госпрограммы развития образования на 2011-2012 г., в частности внедрение к 2015 году на всех уровнях образования механизма подушевого финансирования.
Не менее важное социальное значение имеет предусмотренное Госпрограммой введение Государственной образовательной накопительной системы (ГОНС).
Работа Коллегии продолжилась на секционных заседаниях. Участники обсудили обозначенные в Послании новые задачи социально-экономической модернизации страны.
По итогам работы будет принято постановление Коллегии.

-----

ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2011-2020 ГОДЫ И ЗАДАЧИ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ ГОД В СВЕТЕ ПОСЛАНИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА Н.А.НАЗАРБАЕВА НАРОДУ КАЗАХСТАНА
Выступление министра образования и науки РК Жумагулова Б.Т. на расширенном заседании коллегии МОН РК, Астана, 31 января 2012 года

Уважаемый Ербол Турмаханович!
Уважаемые депутаты Парламента Республики Казахстан и приглашенные!
Уважаемые коллеги!
Год 20-летия Независимости стал новым рубежом в развитии нашей страны.
Глава государства, Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем Послании народу Казахстана от 27 января "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана" отметил, что год был успешным.
ВВП страны вырос на 7,5% и в расчете на душу населения превысил 11 тысяч долларов.
Глава государства отметил, что новый этап Казахстанского пути – это новые задачи укрепления экономики и повышения благосостояния народа, решение коренных вопросов социально-экономической модернизации.
Президент подчеркнул, что Казахстану необходимо реализовать комплекс задач по десяти направлениям.
В их числе:
Первое – занятость казахстанцев,
Второе – доступное жилье,
Третье – региональное развитие,
Четвертое – повышение качества государственных услуг,
Пятое – улучшение кадрового потенциала,
Шестое – модернизация судебной и правоохранительной систем,
Седьмое – качественный рост человеческого капитала,
Восьмое – совершенствование пенсионной системы,
Девятое – индустриально-инновационные проекты,
Десятое – развитие сельского хозяйства.
И вопросам социальной сферы, прежде всего, образования, в Послании отведено превалирующее место.
Прошедший год для научно-образовательной сферы страны был особым – первым годом реализации новой Государственной программы развития образования.
Выступая на открытии первой сессии Парламента 5 созыва, Глава государства дал высокую оценку развитию системы образования, охарактеризовав ее как "достаточно быстро модернизирующуюся".
Он подчеркнул, что "с ростом экономических показателей все большее внимание нужно будет уделять повышению культурного и образовательного уровня нашего общества, формированию новой казахстанской интеллектуальной нации".
Пользуясь случаем, поздравляю депутатов, избранных на прошедших выборах и присутствующих в этом зале.
Уважаемые коллеги!
Лидер нации поставил перед нами принципиально новые задачи.
В образовании – переход на новое качество подготовки, создание эффективной системы обучения.
В науке – вывод исследований на мировой уровень и прямое подключение науки к инновационным процессам.
За прошедший год сделано немало.
Прежде всего, для институционального обеспечения реализации Госпрограммы.
Приняты новые Законы "О науке", "О статусе Назарбаев Университета, Назарбаев Интеллектуальных школ и Назарбаев Фонда".
Очень серьезные изменения и дополнения внесены в Закон "Об образовании".
Всего за прошлый год принято 7 законов, более 70 постановлений Правительства также принято или находится на рассмотрении.
Принято 560 приказов МОН РК, из них 41 приказ имеет силу нормативно-правового акта.
Практически мы полностью обновили правовую базу системы образования и науки.
Уважаемые коллеги!
За этот год создана принципиально новая система управления профессионально-техническим образованием.
Наконец, ратифицировано Соглашение о займе со Всемирным банком и запущен совместный проект "Модернизация технического и профессионального образования".
Общесистемное значение для развития нашей сферы имеет создание по поручению Президента страны единой вертикали контроля качества всех уровней образования, от дошкольного до высшего и послевузовского образования.
Это важный шаг к повышению и выравниванию качества обучения, активной обратной связи Министерства с местными органами и организациями образования.
Формируется и новый механизм взаимодействия системы образования с обществом и бизнесом – через создание попечительских советов.
Начато освоение принципиально нового для нас вида обучения, бурно развивающегося в передовых странах мира – электронного обучения "E-learning".
Формируется его правовая и методологическая база.
В 44 организациях начат пилотный проект "E-learning".
В 2012 году число таких организаций предстоит увеличить на 537, обеспечив их доступ к сети Интернет с пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек.
В целях расширения электронных образовательных ресурсов проведен IV Форум "Информатизация системы образования", на котором представили свои разработки представители 14 зарубежных и 24 отечественных компаний.
И чтобы внедрение E-learning было максимально эффективным, аппарату Министерства, областным управлениям образования уже в этом году надо детально проанализировать результаты пилотного проекта, который может и должен оказать кумулятивное воздействие на всю сферу образования.
На этой основе и с учетом мировой практики выработать детальные предложения по совершенствованию Концепции E-learning.
Ее реализация станет важным шагом в выполнении поручения Президента страны – внедрить в процесс обучения самые современные методики и технологии.
Министерством создан целый ряд новых организационных структур.
Начал работать Информационно-аналитический центр.
Его главная задача – постоянный мониторинг и анализ выполнения Госпрограммы в сопоставлении с мировыми тенденциями и выработка конкретных рекомендаций по оперативному принятию мер.
Но в эту работу Центр входит пока еще медленно, и данную "раскачку" надо срочно завершать.
А для этого создать четкий механизм взаимодействия между Центром и подразделениями Министерства.
Также у нас создан Центр Болонского процесса и академической мобильности.
Сформирован Республиканский Центр развития МКШ на базе Национальной академии образования имени Ы.Алтынсарина и региональные центры при ИПК.
В соответствии с Законом "О науке" реализована новая модель управления наукой, выдвинутая Главой государства, сформированы Национальные научные советы, Национальный центр ГНТЭ.
Таким образом, за год создана солидная институциональная база реализации Госпрограммы, модернизации научно-образовательной сферы и достижения целей, поставленных Президентом страны.
Финансирование образования из государственного бюджета в 2011 году выросло на 203 млрд. тенге и составило более 1 триллиона тенге, или 3,8% от ВВП.
Бюджет министерства в размере 279,5 млрд. тенге выполнен на 99,3%.
Однако должен заметить, что во многих вопросах финансирования мы еще выполняем скорее бухгалтерские, чем планово-экономические функции.
А ведь это вопрос эффективности вложения средств.
Поэтому по каждой финансируемой программе в разработке ее технического задания и принятии отчетов обязательно должны участвовать специалисты Министерства, и на первом месте здесь должна быть эффективность программ.
Уважаемые коллеги!
Важной задачей государственной программы является внедрение к 2015 году на всех уровнях образования механизма подушевого финансирования.
В Закон "Об образовании" внесены все необходимые дополнения, позволяющие использовать такой механизм для организаций среднего, технического и профессионального образования.
В наступившем году нам предстоит провести подготовительные работы по его апробации в Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областях.
Должен сказать, что внедрение подушевого финансирования в среднем образовании – это революционный шаг.
Во-первых, потому, что это самая массовая сфера обучения, во-вторых, она очень влияет на социальное самочувствие людей, в-третьих, создаются возможности развития конкуренции и государственно-частного партнерства в сфере среднего образования.
Поэтому к такому внедрению надо готовиться очень основательно, и не только самим, но и готовить общество, средства массовой информации, педагогический корпус.
Надо детально просчитать все возможные риски и принять, как говорят математики, "необходимые и достаточные" меры для их преодоления.
Мировой опыт США, Швеции, Дании, Канады и других стран показывает, что подушевое финансирование весьма эффективно, оно позволяет повышать и выравнивать качество школьного образования по всем регионам, между городом и селом, и т.д.
Так же должно быть и у нас.
Важное социальное значение имеет предусмотренное Госпрограммой введение Государственной образовательной накопительной системы (ГОНС).
Для этого Министерством проведены актуарные расчеты и сформирована финансово-экономическая модель ГОНС, доложенная в Правительстве Республики Казахстан.
Разработаны концепции законопроектов "О Государственной образовательной накопительной системе" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам ГОНС".
После принятия данных законов в 2012-2013 годах мы должны провести масштабную работу по внедрению ГОНС с привлечением организаций образования, банков второго уровня и населения.
Надо также учесть, что у нас уже есть опыт негативного восприятия ГОНС со стороны некоторых СМИ.
Поэтому необходимо активно и наступательно разъяснять, что данная система ни в коем случае не заменяет бесплатную для населения грантовую систему, а является дополнительной возможностью расширить доступность образования, на чем Глава государства сделал особый акцент в своем Послании.
В мире подобные системы уже доказали свою эффективность и активно используются населением.
Например, в США программа "Счета 529" позволяет гражданам накапливать средства для получения высшего образования, и сегодня эта программа оперирует средствами в размере более 100 млрд. долларов.
Уважаемые коллеги!
Особый акцент в Госпрограмме сделан на повышение статуса педагога.
Здесь уже есть серьезное продвижение.
Нами разработаны и внесены в Министерство труда и социальной защиты населения предложения по новой модели оплаты труда педагогических работников с введением дифференцированных коэффициентов.
С 1 сентября 2011 года увеличен размер доплаты за квалификационную категорию учителям и воспитателям, установлена доплата мастерам ТиПО.
Государство будет и далее приоритетно поддерживать повышение зарплаты педагогов, чтобы к 2015 году приблизить ее средний уровень к уровню оплаты в частном секторе.
Одно из наиболее принципиальных продвижений в вопросе статуса педагога связано с начатым нами коренным преобразованием системы повышения квалификации учителей.
Создаются принципиально новые базовые комплексы этой системы: Национальный центр повышения квалификации педагогов с интегрированными центрами в регионах, Центры педагогического мастерства при Назарбаев интеллектуальных школах.
В них учителя школ пройдут специальную трехмесячную подготовку по новым программам в соответствии с мировым опытом – такого еще не было за всю нашу историю.
По результатам подготовки учителям, в дополнение к имеющимися категориям, будут присваиваться новые квалификационные уровни, которые станут основой дальнейшего повышения оплаты их труда.
Первые из этих Центров мы должны открыть уже в самое ближайшее время.
Также надо будет создать центры повышения квалификации при педвузах, факультет "Образование" в Назарбаев Университете.
В наступившем году предстоит разработать и методологию новой формы переподготовки – дистанционного повышения квалификации учителей.
Будет разработана и процедура подтверждения уровня квалификации педагогов.
В целом новая система повышения квалификации в 2012 году должна полностью заработать и отвечать новым требованиям к повышению квалификации преподавателей, поставленным Главой государства.
Но задача здесь ставится гораздо шире – в этом году нам надо выйти на новую модель карьеры учителя.
Нурсултан Абишевич в Послании обратил особое внимание на повышение качества педагогического состава: "Надо усилить стандарты базового педагогического образования, требования к квалификации преподавателей школ и вузов".
Поэтому в новую модель должны войти такие новые элементы, как дополнительный отбор абитуриентов на педагогические специальности, пересмотр стандартов подготовки учителей в вузах и повышение стоимости грантов, сертификация выпускников, интернатура, уже упомянутая система повышения квалификации – вплоть до оплаты труда учителей различных квалификационных уровней.
Чтобы подготовка наших педагогов отвечала мировым стандартам, предстоит гармонизировать перечень педагогических специальностей с принятым в мировой практике, разработать новую структуру программы обучения, активно привлекать международный опыт.
Глава государства поручил существенно усилить сертификацию выпускаемых специалистов, создать пилотные центры независимого подтверждения квалификации.
И одним из первых таких центров, по моему убеждению, должен стать центр подтверждения квалификации педагогов.
Все это очень большая работа, которая должна обеспечить новое качество и уровень квалификации учителей.
Особое внимание прошу обратить на систему формирования стоимости грантов – она у нас пока еще очень размыта.
Поэтому поручаю аппарату Министерства детально проработать новую концепцию реального обоснования стоимости грантов – не только по педагогическим, но и по всем другим специальностям высшего образования.
С прошедшего года мы начали уделять принципиально новое внимание повышению имиджа педагога.
С привлечением зарубежных специалистов разработана Концепция имиджевой работы Министерства.
В СМИ развернута в активная пропаганда профессии педагога, передового опыта и достижений лучших учителей.
Проведен Педагогический форум с участием родительской общественности и неправительственного сектора, I съезд учителей математики Казахстана.
В начавшемся году предстоит провести съезд учителей биологии и химии.
Важным итогом проведения таких съездов является создание Ассоциаций учителей-предметников на республиканском и региональном уровнях.
Это совершенно новый для нас подход, и такие Ассоциации надо широко и на постоянной основе привлекать к совершенствованию качества образования.
На портале Министерства создана "Книга учительской славы".
В нее вносится информация о ведущих учителях республики, их жизненном пути, достижениях.
Это также новый механизм пропаганды наших лучших учителей и лучшего педагогического опыта.
В наступившем году нам с вами надо проработать и другие новые формы повышения имиджа педагогов, анализировать для этого мировой опыт.
К примеру, в США с прошлого года при Министерстве образования открыт "Фонд стимулирования учителей", который выделяет средства для вознаграждения лучших учителей, директоров и других сотрудников средних школ.
Надо посмотреть, можем ли мы адаптировать у себя такой опыт с привлечением крупнейших национальных компаний.
Причем для поощрения не только лучших педагогов, но и самых успешных студентов вузов, обучающихся учительской профессии, чтобы такой Фонд стал новым источником дополнительных инициатив во всей сфере подготовки учителей.
Уважаемые коллеги!
Теперь о развитии отдельных уровней образования.
Быстрыми темпами растет число дошкольных организаций.
В 2011 году их стало 8096, а в 2010 было 6446, то есть за год возросло на 1650 единиц.
Это очень хорошие темпы.
Общее количество детей, посещающих дошкольные учреждения, 588 тысяч.
(в прошлом году 446 тысяч)
Благодаря этому общий охват детей 1-6 лет нам удалось довести до 47,5%, что на 1% выше показателя 1991 года.
Таким образом, мы полностью восстановили систему дошкольного воспитания, много потерявшую за годы реформ, и уверенно продвигаемся дальше.
Охват детей в возрасте 3-6 лет составил 65,4% против 55% в 2010 году.
Самые высокие показатели охвата – в Карагандинской (97,1%), Костанайской (96,4%), Западно-Казахстанской (93,1%), Восточно-Казахстанской (92,3%) областях.
Размещение государственного заказа в частных дошкольных организациях в рамках программы "Балапан" позволило увеличить сеть частных садов на 102 единицы, и количество их составило 449.
И сегодня доля частных детских садов составляет более 17% от общего количества в стране.
То есть это решение создало действенные стимулы для развития государственно-частного партнерства, и такую оправдавшую себя практику надо будет расширять.
В среднем образовании действуют 7696 школ, в них обучается около 2,5 миллионов детей.
В 2011 году за счет средств РБ начато строительство 89 школ на 59 тысяч мест, введено в эксплуатацию 25 школ.
Вместе с тем до конца не решенным вопросом остаются трехсменные и аварийные школы.
Наибольшие проблемы здесь в Алматинской, Кызылординской, Жамбылской и Восточно-Казахстанской областях.
(Наибольшее количество 3-сменных школ в Алматинской (31), Кызылординской (9), Жамбылской (8) областях, аварийных школ в Восточно-Казахстанской (43), Кызылординской (32), Жамбылской (29) областях)
Нами совместно с акиматами областей, министерствами финансов, экономического развития и торговли проведена комплексная работа по решению проблем дефицита ученических мест и аварийных школ.
Определен перечень школ, которые будут построены до 2015 года.
Он включает строительство 203 школ, которое будет финансироваться из РБ, и 215 школ из МБ.
Наряду с этим хочу указать, что по итогам 2011 года местными госорганами сорван ввод 21 объекта образования
(г. Астана – 6, Кызылординской – 4, Акмолинской, Атырауской, ВКО, ЗКО по – 2, Жамбылской, СКО, Карагандинской по 1)
Комитету контроля, его территориальным департаментам и областным управлениям образования необходимо продолжить регулярный мониторинг строительства и состояния объектов образования в регионах, их наполняемость и техническую оснащенность.
По поручению Главы государства в Казахстане созданы и действуют 6 Назарбаев Интеллектуальных школ.
До конца 2015 года планируется построить еще 15, из них строительство 12 уже идет.
Этому вопросу мы уделяем особое внимание, ведь такие школы призваны стать локомотивами развития всей сети средних учебных заведений.
В Послании Глава государства особо подчеркнул, что всю систему казахстанского образования необходимо подтянуть до уровня Назарбаев Университета и Интеллектуальных школ.
При этом надо учесть, что в данных школах собран весь цвет учительства страны, они активно осваивают самый передовой зарубежный опыт, и на это выделяются достаточные средства.
Эффективное использование этого потенциала в интересах развития всей системы среднего образования становится одной из важнейших задач.
Поэтому курирующий вице-министр и президент АОО "НИШ" должны совместно проработать все вопросы такого взаимодействия, чтобы на деле распространять опыт Назарбаев Интеллектуальных школ.
Хорошим показателем уровня нашего образования в мире является неуклонный рост числа медалей, завоеванных школьниками Казахстана на международных олимпиадах.
Если в 2010 году казахстанские школьники завоевали 638 наград, то в 2011 – более 900 медалей и грамот.
Сборная команда Казахстана не только вошла в десятку лучших стран мира, но и уверенно обходит команды Европы, составляя достойную конкуренцию ученикам США и Китая.
И, безусловно, базовой задачей в среднем образовании является переход на 12-летнее обучение.
Здесь требуется большая работа по созданию материальных условий, разработке с учетом мирового опыта концептуальной основы профильной школы "Бейіндік мектеп", новых ГОСО, программ обучения, учебников и УМК, переподготовке педагогов и т.д.
И здесь открываются большие возможности с честью выполнить поручение Президента страны о внедрении современных методик и технологий образования.
Еще одним важным поручением, данным в Послании Главы государства, является разработка пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников.
То есть их способности вступать в необходимые отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Это поручение мы должны выполнить в кратчайшие сроки.
Кроме того, еще низким остается охват детей дополнительным образованием – на сегодня он составляет 21,8%, тогда как в развитых странах 30 – 50%.
Считаю, что надо продумать системные действия в этом направлении, сформировать специальную программу.
И еще один момент – в прошедшем году мы впервые приступили к распределению молодых специалистов по сельской квоте.
Это, безусловно, положительный фактор, но в этом деле выявились и проблемные вопросы – в ряде случаев проявился формальный подход на местах, недостаточная педнагрузка и оплата труда трудоустроенных специалистов, и т.д.
В этой связи местным исполнительным органам, Департаменту дошкольного и среднего образования совместно с НАО имени Ы.Алтынсарина и Финансовым центром надо разработать и представить решения по всем данным вопросам.
Следующий уровень – это техническое и профессиональное образование.
Общая сеть организаций ТиПО в 2011 году составила 896 единиц, увеличившись за год на 14 учебных заведений.
В них обучается 609 тысяч человек.
В этой системе, как уже говорил, создана новая система управления.
Сформированы Национальный совет под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан К.К.Масимова, 16 региональных и 14 отраслевых советов с активным участием работодателей.
Создан Холдинг "Кәсіпқор" для координации новой инфраструктуры ТиПО, и надо быстрее запускать его в дело, нарабатывать передовой опыт и выполнять поручение Главы государства о распространении его на всю сферу ТиПО.
В наступившем году необходимо обеспечить эффективную работу всей этой системы.
Мы уже значительно поменяли менталитет отраслевых министерств и компаний, повернули их лицом к вопросам развития ТиПО – это большое достижение.
Но наивно ожидать, что создание новых структур само по себе сдвинет дело с "мертвой точки".
Поэтому нужны новые государственные механизмы обеспечения и стимулирования работы новой системы.
Их надо разработать и внедрить, иначе все останется на уровне благих пожеланий.
Департаменту технического и профессионального образования совместно с профильными Департаментами отраслевых министерств и МИО необходимо:
– всесторонне проработать и внести предложения по повышению эффективности работы созданных советов;
– ускорить разработку профессиональных стандартов.
– совместно с Департаментом финансов и инвестиционных проектов внести на РБК при уточнении бюджета заявку на увеличение расходов для переоснащения материальной базы объектов ТиПО.
Подчеркну, что ТиПО должно играть важную роль в реализации Государственной программы ФИИР.
На это не раз обращал внимание Глава государства.
"Социальная значимость проектов в рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития – абсолютна", – отметил в своем Послании Глава государства
Поэтому одной из главных задач 2012 года является продвижение к новому качеству обучения, приближение его к современным требованиям работодателей, установление с ними реальных партнерских отношений.
В высшем образовании у нас две системные проблемы – качество подготовки и избыточность по сравнению с мировой практикой сети вузов и контингента студентов, особенно заочников.
Эти проблемы взаимосвязаны.
В развитии высшего образования прорывом стало создание Назарбаев Университета, изначально ориентированного на синтез трех важнейших составляющих – образования, науки и инноваций.
Назарбаев Университет стал "моделью будущего" для развития других ведущих вузов страны.
И нашей с вами задачей является эффективная и последовательная трансляция этой модели во всю систему высшего образования Казахстана.
Для этого законодательно введено понятие "исследовательский университет", установлена новая шестиступенчатая классификация вузов.
На сегодняшний день в Казахстане действуют 147 вузов, контингент студентов – 599 тысяч человек.
И если в мире в среднем приходится 232 студента на 10 тысяч населения, то у нас – 377.
По этому показателю мы в первой десятке стран мира, отстаем только от США, России и нескольких других стран.
Однако в большинстве развитых государств ОЭСР эти цифры гораздо скромнее – в Японии 222, Германии 258 и т.д.
Поэтому чтобы не получить перегрев экономики невостребованными кадрами, необходима серьезная оптимизация сети вузов, это поручение Главы государства.
Поэтому в самое ближайшее время необходимо разработать новые требования к каждой ступени классификации – именно они станут основой оптимизации.
При этом нужно использовать уже имеющийся мировой опыт – это классификация Карнеги (США), карта университетов Европейского союза и др.
Еще одно нововведение – с 2011 года впервые в истории нашего высшего образования начата государственная финансовая поддержка академической мобильности, как внутри страны, так и за рубежом.
На это впервые было выделено 200 млн. тенге, что позволило 300 магистрантам ведущих вузов выехать на семестр и учебный год в университеты Европы, Юго-Восточной Азии и СНГ.
В социальном развитии высшей школы в прошлом году мы также сделали важнейший шаг – по поручению Главы государства разработан проект программы "Студенческое жилье", чтобы к 2015 году повысить обеспеченность общежитиями до 80%.
За 2011 год построено 2 общежития и 5 капитально отремонтировано.
Задачей 2012 года является ввод в эксплуатацию еще трех общежитий, начало строительства 2-х и реконструкция одного общежития, капитальный ремонт 8-ми объектов.
Но по уточнению бюджета будем просить включить строительство еще 7-ми общежитий.
Кроме того, надо пересмотреть график в целом и интенсифицировать ввод новых объектов до 2015 года, чтобы не откладывать на него непропорционально высокую долю строительства.
И еще один вопрос, очень важный для взаимодействия государства, бизнеса и общества.
Это организация деятельности попечительских советов на всех уровнях образования.
Создание таких советов идет хорошими темпами.
Но надо решать и возникающие проблемы.
Речь идет, прежде всего, о юридическом статусе и полномочиях советов, которые, к примеру, в средней школе пока фактически не выше, чем у родительских комитетов.
Поэтому уже в текущем году во всех регионах и на всех уровнях образования надо выбрать пилотные организации и на них отработать все вопросы функционирования попечительских советов.
По результатам выработать меры законодательного закрепления за советами серьезных полномочий, соответствующих мировой практике, чтобы уже через 2 года новая система стала результативно работать.
Уважаемые коллеги!
Важным аспектом работы министерства является воспитательная работа с молодежью.
В целях активного вовлечения молодых граждан в социально-экономическое развитие страны Министерством в рамках государственного социального заказа в 2011 году реализован ряд молодежных инициатив.
Созданы 19 ресурсных центров (16 региональных и 3 республиканских).
Реализованы проекты "Молодежный кадровый резерв", "Школа государственной службы", проведены встречи с участием международных экспертов и НПО.
Разработан и внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной молодежной политики".
Но ситуация в данной сфере непростая.
Ведь наши дети, молодежь сегодня подвергаются негативным информационным воздействиям на порядки больше, чем когда-либо ранее.
Такое воздействие идет по интернету, через игровые и компьютерные клубы, через неформальные объединения, экстремистские организации, в том числе религиозные, социальные сети и по многим другим каналам.
Молодые люди зачастую просто теряются в таком разношерстном информационном потоке.
В этих условиях надо четко знать, что мы можем противопоставить такому деструктивному воздействию.
Здесь на первый план выходит целенаправленный, активный и постоянный воспитательный процесс.
"Важно усилить воспитательный компонент в процессе обучения. Патриотизм, нормы морали, нравственность, межнациональное согласие, толерантность, законопослушание, физическое и духовное развитие – эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от форм собственности", – подчеркнул Глава государства в Послании народу Казахстана.
Уже в первом полугодии мы должны, в соответствии с Посланием, принять участие в разработке Комплексного плана по обеспечению знаний молодежью этих ценностей, затем приступить к разработке Комплексной программы воспитания обучающейся молодежи на 2013 – 2015 годы, в которой активная роль должна принадлежать организации "Жас Улан".
И огромная ответственность в этом деле лежит на работниках системы образования – от министра до директора школы и каждого педагога.
Мы должны постоянно искать и находить новые методы и формы воспитательной работы, работать на опережение.
В развитии инфраструктуры управления важным вопросом является создание до 2013 года в областях и г.Астане управлений молодежной политики, и министерство должно активно участвовать в этом процессе.
И все мы должны постоянно помнить – персональная ответственность за воспитание обучающихся лежит на первых руководителях организаций образования, центральных и местных органов управления в этой сфере.
Уважаемые участники заседания!
Про то, как мы продвигаемся в науке, подробно говорилось на прошедшем 1 декабря Форуме ученых Казахстана с участием Главы государства.
В своем Послании Нурсултан Абишевич поставил новые масштабные задачи – наращивать инновационный потенциал взаимодействия государства, общества и науки, поддержку отечественных ученых, увеличить бюджетные средства на науку за счет еще одного нового механизма финансирования – инновационных грантов, и т.д.
Решение этих вопросов крайне ответственно не только для нашей науки и ученых, но и для развития страны в целом, поэтому данные вопросы мы обсудим в ближайшее время на специальном республиканском совещании.
Уважаемые коллеги!
За 2011 год сделано много, реализация Государственной программы начата успешно, в целом поставленные задачи и показатели достигнуты.
Успешность дальнейшего продвижения требует нового качества объединения усилий Министерства и местных государственных органов.
В целом вижу, что все участники коллегии настроены на самую серьезную работу.
Хороший задел для этого у нас есть.
Поэтому позвольте от вашего имени заверить Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, Правительство страны в том, что все задачи, поставленные перед нами Посланием Главы государства и Государственной программой развития образования, будут неукоснительно выполнены.
Спасибо за внимание.

---------

Казахстан перейдет на 12-летнее образование в 2015 году – Е. Орынбаев
АСТАНА. 31 января. КАЗИНФОРМ /Мурат Жакеев/

Казахстан перейдет на 12-летнее образование в 2015 году. Об этом на расширенной коллегии Министерства образования и науки в Астане сообщил заместитель Премьер-Министра РК Ербол Орынбаев.
"В 2015 году мы планируем перейти на 12-летку. Я думаю, что сейчас пришло время эти вопросы вынести на общественное обсуждение. Я знаю, что Министерство образования проделало большую работу. Я знаю, что "Назарбаев Интеллектуальные школы" также делают большую работу. Но нам надо это где-то обсудить и договориться по параметрам", – сказал Е. Орынбаев.
По его словам, в мире есть разный опыт, надо понять, что нам подходит. "Самое лучшее отобрать из нашей системы и на ее базе уже перейти на 12-летнюю программу обучения", – подытожил заместитель Премьер-Министра РК.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.02.2012
Конституционный закон Республики Казахстан 29.02.2012
Глава Правительства РК запретил госорганам увеличивать штат сотрудников 29.02.2012
Выступление Министра иностранных дел РК Е. Казыханова на 19-й сессии Совета ООН по правам человека 29.02.2012
Доклад Министра Сагинтаева Б.А. на собрании депутатской фракции НДП "Нур Отан" 27 февраля 29.02.2012
Митинг на пересеченной местности... 29.02.2012
"KAZENERGY" – в такт со временем 29.02.2012
Министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев провел совещание с представителями автодорожной отрасли 29.02.2012
Наш ответ ирландским парламентариям 29.02.2012
Люди устали от митингов 29.02.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz