NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Вторник 27.10.2020 20:30 ast
17:30 msk

Мажилис-правительство: возобновляемые источники энергии
В Комитете по вопросам экологии и природопользования презентован правительственный проект Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии"
17.02.2012 / политика и общество

Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 16 февраля

Сегодня в Комитете по вопросам экологии и природопользования презентован правительственный проект Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии".
В заседании принял участие вице-спикер Мажилиса Бактыкожа Измухамбетов, а вел заседание председатель названного Комитета Александр Милютин. Комитетом образована рабочая группа по подготовке заключения по этому законопроекту, председателем которой утвержден Шавхат Утемисов – секретарь данного Комитета. (По его сообщению, заседание рабочей группы запланировано на следующий четверг, 23 февраля, 15-00).
Открывая сегодняшнюю презентацию, Александр Милютин сказал, что законопроект затрагивает вопросы развития сектора возобновляемой энергетики. Как известно, сектор возобновляемой энергетики на сегодняшний день является перспективным и инвестиционно привлекательным направлением развития энергетической сферы. В настоящее время во многих странах наблюдается тенденция расширения и увеличения доли сектора возобновляемой энергетики.
Казахстан, по экспертным оценкам, располагает значительным потенциалом возобновляемых ресурсов. К примеру, по запасам гидроэнергетических ресурсов Казахстан находится на третьем месте в СНГ, уступая России и Таджикистану. Также в республике имеется огромный потенциал ветроэнергетических ресурсов. Перспективными районами для развития ветроэнергетики являются Алматинская область, это – Джунгарские ворота, Шелекский коридор, Акмолинская (Ерейментау), Жамбылская (Кордай) области и другие регионы.
И для нашей республики использование возобновляемых ресурсов энергии является важной задачей, так как содействует решению стратегических задач по созданию эколгически сбалансированного и устойчивого развития.
В 2009 году в целях создания законодательной базы для развития возобновляемой энергетики в республике был принят Закон "О поддержке использования возобновляемых источников энергии". Но заметной инвестиционной активности пока нет. Поэтому Правительством внесен законопроект, предусматривающий введение системы фиксированных тарифов на поставку энергии, производимую объектами по использованию возобновляемых источников энергии. Что это даст – нам доложит вице-министр индустрии и новых технологий Бахытжан Джаксалиев (тезисы):
Под возобновляемыми источниками энергии подразумеваются источники, непрерывно возобновляемые за счет естественно протекающих природных процессов. Необходимость развития возобновляемых источников энергии в стране обуславливается наличием ряда факторов, к основным из которых можно отнести:
– имеющейся большой потенциал данных источников – свыше 1 трлн. кВтч, в том числе ветропотенциал порядка 920 млрд. кВтч (к примеру по Алматинской области технический возможный для использования потенциал малых ГЭС порядка 10 млрд.кВтч,);
– экологические вопросы, связанные с изменением климата.
При этом необходимо отметить, ввиду непостоянства возобновляемых источников, темпы их развития должны быть оптимальными и регулируемыми государством с точки зрения балансирования и устойчивости энергосистемы.
Начатая работа в области использования возобновляемых источников энергии, после принятия Закона Республики Казахстан от 4 июля 2009 года по их поддержке, выявила ряд проблемных вопросов, требующих решения на законодательном уровне, это:
1) невозможность изменения целевого назначения земельных участков, с целью размещения объектов ВИЭ;
2) сложности при определении отпускной цены от объектов ВИЭ.
Вопрос 1). На практике сложилась ситуация, при которой ряд проектов ВИЭ не может быть реализован в связи с затруднениями, связанными с получением разрешении на использование земельного участка.
Так, к примеру является не возможным реализация проектов в области строительства объектов ВИЭ, в связи с затруднениями при переводе целевого назначения земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категории земель иного несельскохозяйственного назначения.
Согласно Земельного кодекса перевод земель из одной категории в другую, в связи с изменением их целевого назначения, производится Правительством РК, местными исполнительными органами в пределах их компетенции по предоставлению и изъятию земельных участков. Но согласно статье 90 Кодекса, изъятие земель определенных категории для строительства объектов ВИЭ не предусматривается.
В связи с чем, требуется внесение дополнений в статью 90 Земельного кодекса, в частности дополнение словами "объектов по использованию возобновляемых источников энергии".
Вопрос 2). Хотелось бы вкратце охарактеризовать существующий механизм, связанный с установлением цены от ВИЭ. При существующей системе для каждого проекта уровень и срок окупаемости инвестиционного тарифа рассматривается индивидуально на стадии ТЭО и согласовывается уполномоченным или местным исполнительным органом. При этом не все проекты с точки зрения выбора оборудования и места расположения являются целесообразными. Согласно существующего Закона "О поддержке использования ВИЭ" нет основании отказать любому проекту (в том числе являющемуся экономически неэффективным).
К недостаткам существующей системы установления тарифа относится:
1. Излишний административный барьер.
2. Необходимость индивидуального рассмотрения и согласования в госорганах ТЭО каждого проекта в отдельности с привлечением высококвалифицированных специалистов
3. Коррупциогенность процесса установления отпускного тарифа на основании индивидуального ТЭО ввиду заинтересованности Инвестора в завышении тарифа.
4. На согласование могут быть представлены нецелесообразные с экономической точки зрения проекты, для окупаемости которых требуются неприемлемо высокие тарифы. При этом основания для отказа в утверждении таких тарифов, ввиду отсутствия соответствующих критериев, не предусмотрены.
5. Развитие ВИЭ ввиду высоких отпускных тарифов связано с повышенными затратами потребителей электроэнергии и поэтому, несмотря на огромный потенциал ВИЭ в Казахстане, темп их развития должен контролироваться государством. Однако существующая система утверждения тарифов не дает Правительству необходимого для такого контроля инструмента.
Министерством проанализирован существующий мировой опыт.
В мире существует ряд мер поддержек, при этом выделяют две основные это: система фиксированных тарифов и механизм зеленых сертификатов.
При этом, мировой опыт большинства развитых стран (особенно Германии, США, Испании, Австрии и др.) показывает, что именно введение системы фиксированных тарифов позволило осуществить крупномасштабную реализацию проектов по ВИЭ до необходимого уровня.
Практика использования системы квотирования очень неоднозначная. Нидерланды использовали ее в период 1997–2000 годов и затем перешли на тарифную систему с 2003 года. Серьезные неудачи Японии в области ВИЭ в последние годы специалисты связывают главным образом с непроработанной системой квотирования. При этом, хотелось бы отметить, что 26 августа 2011 года японский парламент единогласно одобрил законопроект о возобновляемых источниках энергии, направленный на введение системы фиксированных тарифов.
Как было проанализировано, ни в одной из мировых стран не применяется система индивидуального установления тарифа!
Основная концепция законопроекта основана на введении "Фиксированных тарифов". Фиксированные тарифы – это фиксированная величина тарифа на электрическую энергию, производимую от объектов ВИЭ.
Введение фиксированных тарифов выступит гарантией для инвесторов по возвратности вложенных средств, поможет внести ясность по величине тарифов от объектов ВИЭ, учитывая тот факт, что сфера использования ВИЭ является капиталоемкой, и без предлагаемого рода гарантий привлечь "потенциальных" инвесторов в область ВИЭ будет затруднительным. В целом для системы фиксированных цен административные и операционные расходы низкие. Инвестор должен рассчитать все расходы и риски для объекта ВИЭ, тщательно сравнить это производство с утвержденными тарифами и принять решение "за" или "против" инвестирования.
Фиксированные тарифы будут устанавливаться Правительством на долгосрочный период времени, который также будет фиксироваться. Величина и срок действия тарифов будет различным для различных видов ВИЭ. Фиксированные тарифы пересматриваются в зависимости от достижения установленных целей через определенные промежутки времени и переутверждаются для последующих новых проектов, при этом для реализованных проектов будут действовать фиксированные величины ранее установленных тарифов на гарантированный срок.
При данной системе существуют равные для всех инвесторов и заранее известные основные условия, необходимые для принятия решения об инвестировании. Коррупционная составляющая при установлении тарифов исключается. В первую очередь будут реализованы наиболее целесообразные с экономической точки зрения проекты. Условия для привлечения финансирования от банков будут более благоприятные, ввиду заблаговременного определения фиксированного тарифа на период окупаемости и их гарантирования в соответствии с Законом.
К основным преимуществам системы фиксированных тарифов можно отнести:
1. Равные для всех инвесторов и заранее известные основные условия, необходимые для принятия решения об инвестировании.
2. Исключение коррупционной составляющей при установлении тарифов.
3. Предоставление Правительству инструмента для регулирования темпов развития ВИЭ с учетом интересов государства, потребителей и инвесторов.
4. Реализация в первую очередь наиболее целесообразных с экономической точки зрения проектов.
5. Более благоприятные условия для привлечения финансирования от банков ввиду заблаговременного определения фиксированного тарифа на период окупаемости и их гарантирования в соответствии с Законом.
Ввиду ряда неточностей и неоднозначного толкования, потребуется внесение изменений в понятийном аппарате Закона "О поддержке использования возобновляемых источников энергии".
Законопроектом также предусматривается расширение компетенции Правительства РК по:
утверждению правил определения фиксированных тарифов на поставку энергии, производимой объектами по использованию возобновляемых источников энергии;
утверждению и пересмотру фиксированных тарифов на поставку энергии, производимой объектами по использованию возобновляемых источников энергии;
утверждению типовой формы договора купли-продажи электрической энергии, произведенной объектами по использованию возобновляемых источников энергии.
К компетенции уполномоченного органа помимо разработки вышеназванных актов также отнесено ведение учета и опубликование на ведомственном Интернет-ресурсе перечня энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии.
Также меры поддержки объектов ВИЭ дополняются:
возможностью корректировки владельцем объекта ВИЭ планируемых объемов поставок электрической энергии в суточном графике производства-потребления электрической энергии вплоть за два часа до начала операционного часа (пункт 8 статьи 9);
для ускорения реализации проекта, при согласии собственника объекта ВИЭ он может взять на себя расширение и реконструкцию существующих сетей энергопередающих организаций, с включением затрат в стоимость проекта (пункт 5 статьи 10).
***
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Законопроектом предлагается внесение изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года, Кодекс Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" от 30 января 2001 года, Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике", Закон Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях и регулируемых рынках" и Закон Республики Казахстан от 4 июля 2009 года "О поддержке использования возобновляемых источников энергии".
Одним из основных положений проекта Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии" является создание "благоприятных условий для выработки электроэнергии из возобновляемых источников". Поскольку предполагается, что инвестиции будут осуществляться за счет привлечения частного сектора, выражение "благоприятные условия", в первую очередь, нужно истолковывать с точки зрения частного инвестора и его банка, финансирующего инвестицию, и их понимания "благоприятных условий". Концепция, лежащая в основе фиксированных тарифов, сводится к обеспечению привлекательности инвестиций в проекты по использованию возобновляемых источников энергии для частного инвестора.
В целом для системы фиксированных тарифов административные и операционные расходы низкие. Инвестор должен рассчитать все расходы и риски для предполагаемого к реализации проекта строительства объекта по использованию возобновляемых источников энергии, тщательно сравнить полученные результаты с фиксированным тарифом и принять решение "за" или "против" инвестирования. В данном процессе государственные органы не принимают никакого участия, что является прозрачным механизмом, направленным на привлечение инвесторов.
Фиксированный льготный тариф определит, какое количество проектов будет осуществлено. Предпочтение будет отдаваться наиболее привлекательным проектам, т.е. проектам с наибольшей рентабельностью и наименьшим риском, и они будут осуществляться в первую очередь. Таким образом, фиксированный тариф автоматически обеспечивает первоочередный выбор лучших проектов с наиболее низкими рисками.
Принятие законопроекта позволит обеспечить ввод новых электрических мощностей, за счет использования возобновляемых источников энергии.
Прогнозируемые социальные последствия принятия законопроекта выражаются в развитии экологически чистого производства энергии с использованием возобновляемых источников энергии, и как следствие, повышение качества жизни населения, учитывая тот факт, что в соответствии с принятыми обязательствами в рамках Киотского протокола Казахстан планирует сократить объем выбросов парниковых газов в атмосферу до 2020 года на 15%.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических и (или) правовых последствий, в результате его принятия в целом не предполагается снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства, а также не потребует дополнительных финансовых затрат из средств государственного бюджета.
***
Комитетом образована рабочая группа по подготовке заключения по этому законопроекту, председателем которой утвержден Шавхат Утемисов – секретарь Комитета по вопросам экологии и природопользованию. В завершение сегодняшней презентации депутат сообщил, что заседание рабочей группы запланировано на следующий четверг, 23 февраля, 15-00.
В составе группы: депутаты Мажилиса, Джаксалиев Бахытжан – вице-министр индустрии и новых технологий РК, Абдикаликов Ержан – начальник управления по надзору и контролю за электрическими установками потребителей и энергосбережения Комитета государственного энергетического надзора и контроля Министерства индустрии и новых технологий РК, а также Адилов Толебай – директор Департамента Киотского протокола Министерства охраны окружающей среды РК, Алибаев Айтмурат – главный эксперт управления мониторинга и экспертизы внешних нормативных правовых актов Департамента правового обеспечения Министерства индустрии и новых технологий РК, Байбатшаев Бахытжан – главный менеджер Центра развития электроэнергетики АО "Казахстанский институт развития индустрии", Бокенбаев Жакып – директор Департамента электроэнергетики и угольной промышленности Министерства индустрии и новых технологий РК, Буксыкбаев Ерболат – заместитель председателя АО "Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства".
В рабочую группу по законопроекту входят и: Дауталинов Руслан – главный эксперт Департамента государственного контроля за использованием и охраной земель, государственного земельного кадастра и мониторинга земель Агентства РК по управлению земельными ресурсами, Домнышева Марина – эксперт Департамента развития отраслей экономики Министерства экономического развития и торговли РК, Жабагиева Алуа – эксперт Департамента законодательства Министерства юстиции РК, Ибраева Айнур – эксперт Департамента по регулированию в сфере электро- и теплоэнергетики Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, Кадырбеков Бахтияр – генеральный директор
ТОО "BT-Invest", Касенов Бауыржан – эксперт управления инвестиционных преференций Комитета по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий РК, Клякин Владимир – заместитель директора Департамента электроэнергетики и угольной промышленности Министерства индустрии и новых технологий, Куанышбаев Аскербек– управляющий директор по развитию НЭС АО "KEGOC", Куланбай Абай – эксперт управления развития использования возобновляемых источников энергии Департамента электроэнергетики и угольной промышленности Министерства индустрии и новых технологий РК, Насритдинов Анвар – менеджер по развитию бизнеса Европейского Банка Реконструкции и Развития, Рахимов Кайрат – начальник управления развития использования возобновляемых источников энергии Департамента электроэнергетики и угольной промышленности Министерства индустрии и новых технологий РК.
Наряду с этим в состав рабочей группы включены и: Спан Жандос – главный эксперт Департамента правового обеспечения Агентства РК по защите конкуренции, Станбаева Салтанат – главный консультант Отдела обеспечения деятельности Комитета по вопросам экологии и природопользованию Аппарата Мажилиса, Сулейменов Калкаман – главный эксперт дирекции электроэнергетических активов АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", Тукенов Ануар – директор Центра развития электроэнергетики АО "Казахстанский институт развития индустрии", Турумбаев Сергей – главный эксперт Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РК, Шумаков Аслан – начальник управления промышленного и топливно-энергетического комплексов Департамента планирования, анализа исполнения и оценки реализации бюджетных программ в сфере материального производства Министерства финансов РК.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.02.2012
Конституционный закон Республики Казахстан 29.02.2012
Глава Правительства РК запретил госорганам увеличивать штат сотрудников 29.02.2012
Выступление Министра иностранных дел РК Е. Казыханова на 19-й сессии Совета ООН по правам человека 29.02.2012
Доклад Министра Сагинтаева Б.А. на собрании депутатской фракции НДП "Нур Отан" 27 февраля 29.02.2012
Митинг на пересеченной местности... 29.02.2012
"KAZENERGY" – в такт со временем 29.02.2012
Министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев провел совещание с представителями автодорожной отрасли 29.02.2012
Наш ответ ирландским парламентариям 29.02.2012
Люди устали от митингов 29.02.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.10.20 Вторник
77. САРИН Амангали
75. ЦОЙ Владимир
74. БИШИМБАЕВ Валихан
68. МАДЖУГА Виктор
66. УАНДЫКОВ Берик
63. ИЛЬЯСОВ Абдырзак
62. АЛСАБЕКОВ Хусаин
61. ЖУКЕНОВ Абдрашит
59. ЖАРАСПАЕВ Алияр
59. НУРЫШЕВ Камбар
59. ТОЛКИМБАЕВ Габит
58. ГАЯЗОВ Бахытжан
58. ШЕРМУХАМЕТОВ Бейбут
58. ЯКУШЕВ Юрий
55. АХМЕТОВ Сапар
...>>>
28.10.20 Среда
79. САЛАМАТИН Альберт
73. ЛОГИНОВА Наталья
73. САПАРГАЛИЕВ Мурат
72. ХАИРОВ Кенжебулат
70. НУРПЕИСОВ Ильяс
65. ДЮСЕМБАЕВ Бастеми
63. КАВЕРНИКОВ Сергей
63. ЛЕГКИЙ Дмитрий
63. РЫМБАЕВА Роза
62. ИСЕМБАЕВ Сергазы
62. ИСМАИЛОВ Амангельды
60. АПРЫМОВ Серик
55. МУКАШ Ержан
54. ИЛЬЯСОВ Сулен
53. РОБЕРТС Джулия
...>>>
29.10.20 Четверг
86. ТАУКЕНОВ Касым
81. ЧАЙЖУНУСОВ Маркен
79. НЕФЕДОВ Петр
79. ХАСАНОВ Марат
76. АУАНОВ Мырзахмет
74. ЖУБАСОВА Нелля
73. СИРАЖЕВ Нурлан
68. КОЖАМКУЛОВ Болаткан
67. ПАЗЫЛОВ Наби
61. ЖУМАГУЛОВ Мерген
61. ПШЕМБАЕВ Мейрам
61. ТУРГЫМБЕКОВ Ауельхан
60. ЖАБАГИЕВ Кожахан
60. КИМ Владимир
60. КУАНЫШЕВ Дулат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz