Служба по информационной политике и PR НЭПК "Атамекен", 17 февраля
17 февраля 2012 года в Алматы состоялся круглый стол на тему "Участие Национальной экономической палаты Казахстана "Атамекен" в создании эффективной системы технического и профессионального образования в РК". В работе круглого стола приняли участие представители государственных органов, отраслевых ассоциаций, крупных компаний и организаций технического и профессионального образования. В ходе круглого стола участники обсудили существующую систему технического и профессионального образования в РК, рассмотрели механизмы разработки профессиональных стандартов, государственно-частного партнерства и сертификации квалификаций. Очевидно, что сегодня система подготовки в учреждениях профтехобразования не всегда ориентируется на потребности производств. А работодателей зачастую не устраивает качество подготовки в системе технического и профессионального образования. Кроме того, было отмечено, что материально-техническая база образовательных организаций не позволяет готовить современных специалистов, так как обучение ведется на оборудовании 70-80 годов прошлого века. Также существует проблема нехватки преподавателей необходимой квалификации, а сами сельчане не информированы о системе профтехобразования и ее возможностях. К примеру, свидетельством нехватки работников, обладающих необходимыми производству профессиями и квалификацией, является вынужденное решение Правительства РК о разрешении на безлимитный ввоз иностранной рабочей силы для трех территориально-образующих предприятий ТОО "Тенгиз Шевройл", ТОО "Карачаганак Петролиум BV" и "NCOC" (Северо-Каспийский консорциум). По мнению участников, ликвидация этого дисбаланса или, по крайней мере, ее уменьшение, со стороны системы образования возможна двумя путями. Первый путь – корректировка учебных планов и стандартов ТиПО в соответствии с требованиями к подготовке реального сектора экономики. Этот путь имеет значительный временной "лаг", так теоретически общество сможет получить необходимых специалистов через 3-5 лет. Второй путь – удовлетворение спроса рынка труда путем повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в соответствии с потребностями реального сектора экономики. Второй путь позволяет в короткие сроки "довести" специалиста, дать ему, дополнительно к базовому образованию, те знания, которые позволят найти свое место в жизни уже сегодня. Корпоративная модель, построенная на государственно-частном партнерстве, предполагает участие бизнеса в капитале учреждений образования. Со стороны учредителя – производственника будет обеспечен контроль за качеством подготовки специалистов. Участники круглого стола сошлись во мнении, что необходимо выбрать наиболее адекватную модель управления для всех заинтересованных сторон процесса образования. Национальная экономическая палата Казахстана "Атамекен" предлагает участвовать бизнесу во всех образовательных процессах в качестве полноценного участника. "Атамекен" в конце января 2012 года выступил с инициативой о создании нового координационного совета при палате и о готовности выработать предложения по развитию ТиПО совместно со Всемирным банком и представителями Еврокомиссии. Со своей стороны "Атамекен" намерен провести мониторинг рынков труда и разработать карту потребности в технических и рабочих кадрах в разрезе отраслей, профессий и регионов. Эксперты "Атамекен" предлагают разработать совместно с Министерством образования и науки РК, Казахстанским центром Государственно-частного партнерства, казахстанскими отраслевыми ассоциациями экспериментальную модель профтехобразования, построенной на государственно-частном партнерстве, позволяющую инвестировать в сферу профессионального образования средства бизнеса. Также среди предложений "Атамекена" – создание эффективной системы общественно – профессиональной аккредитации образовательных программ и организаций профессионального образования в общественных ассоциациях бизнеса; разработка совместно с уполномоченными государственными органами порядка по созданию отраслевых центров сертификаций по присвоению/ подтверждению квалификации; расширение круга отраслевых ассоциаций, принимающих участие в разработке профессиональных стандартов, отраслевых рамок квалификаций; Признавая актуальность и объективную необходимость формирования в Казахстане эффективной системы технического и профессионального образования, участники круглого стола поддержали позицию палаты "Атамекен", а также выработали ряд рекомендаций для государственных органов, местных исполнительных органов и ассоциаций работодателей. |