NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Среда 28.10.2020 08:05 ast
05:05 msk

"Впервые в вопросах улучшения здоровья объединены усилия государственных органов и общественности"
В Мажилисе состоялся Правительственный час на тему "О реализации первого года Государственной программы развития здравоохранения "Саламатты Казахстан" на 2011-2015 годы"
21.02.2012 / политика и общество

Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 20 февраля

Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Бактыкожи Измухамбетова состоялся Правительственный час на тему "О реализации первого года Государственной программы развития здравоохранения "Саламатты Қазақстан" на 2011-2015 годы". Открывая заседание, Заместитель Председателя Мажилиса, отметив важность рассматриваемого вопроса, которому большое значение придает Президент Республики Казахстан – Лидер Нации Н.А.Назарбаев, предоставил слово для доклада министру здравоохранения Салидат Каирбековой (тезисы):
Свою деятельность мы приоритетно сконцентрировали на предупреждении основных причин смертности и инвалидности населения. Это основные показатели, улучшение которых является необходимым условием для вступления республики в число 50-ти конкурентоспособных стран мира: материнская и младенческая смертность, болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, туберкулез и травматизм.
Впервые в вопросах улучшения здоровья объединены усилия государственных органов и общественности.
Подписано межсекторальное соглашение между 8-ми министрами по достижению целевых индикаторов Госпрограммы "Саламатты Қазақстан". Предусмотрена реализация 7-ми межсекторальных программ, включая здоровье школьников и подростков, здоровое питание, повышение мотивации населения к собственному здоровью.
С целью привлечения неправительственных организаций, для совместного решения задач в области укрепления общественного здоровья, как Вам известно, впервые создан Общественный Совет по защите прав пациентов. Аналогичные советы созданы во всех регионах.
Впервые размещен государственный социальный заказ среди НПО, на эти цели выделено 284 млн. тенге, из них 143 млн. целевыми трансфертами направлено местным бюджетам. В текущем году в целом на реализацию соцпроектов выделено 303 млн.тенге, эта работа будет продолжена и расширена.
В масштабах республики внедрена Национальная скрининговая программа. За 2011 год скринингами охвачено более 7,0 млн. человек, у 1,2 млн. выявлены заболевания, своевременно оздоровлено свыше 600 тыс. человек.
На уровне первичной медико-санитарной помощи созданы службы социально-психологической помощи: сегодня уже работают 400 психологов и свыше более 2 тыс. обученных социальных работников, введены должности второй и третьей медсестер.
Внедрены передовые технологии в лечении сердечно-сосудистых заболеваний, проводятся уникальные операции, которые не были возможны в нашей медицине еще совсем недавно. В течение 2011 года проведено более 8 тыс. оперативных вмешательств на сердце, из них 6,5 тыс. на открытом сердце.
Как Вы знаете, по поручению Главы Государства в городе Астане открыт Национальный научный кардиохирургический центр мирового уровня. Только за истекшие 4 месяца проведено более 600 кардиохирургических операций, из них 119 детям. Раньше эти больные направлялись на лечение за рубеж.
Для лечения больных с острыми инсультами в соответствии с международными стандартами в регионах открыто 8 инсультных центров. Обучено более 20 специалистов за рубежом. Эта работа будет продолжена.
Как следствие этого, смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 20 %. Надеюсь, нам удастся снизить данный показатель еще на 20%, а это увеличение продолжительности жизни и улучшение качества жизни данной категории граждан.
Усилия медиков страны были направлены на системную борьбу с материнской и младенческой смертностью.
В 2011 году в рамках профилактических осмотров обследовано 1 млн. 20 тыс. женщин и 4 млн. 200 тыс. детей.
Усилено материально-техническое оснащение объектов родовспоможения и детства. Проведена регионализация перинатальной помощи. Созданы 34 центра обучения международным технологиям, на базе которых обучено 8 тыс. врачей и средних медицинских работников.
Расширен перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи детям. Более чем в 3,5 раза увеличено число циклов экстракорпорального оплодотворения.
Впервые на постсоветском пространстве мы приступили к вакцинации детей против пневмококковой инфекции. На сегодняшний день в 4-х регионах страны охвачены данным видом вакцинации более 260 тыс. детей. До 2015 года вакцинация детей будет поэтапно проведена по всей республике.
Активно развивается служба хирургии новорожденных. Уже во втором полугодии 2011 года выявляемость пороков развития среди новорожденных и, соответственно, число успешно проведенных операций увеличились почти в 1,5 раза.
Комплексные меры, принимаемые на уровне центра и в регионах, позволили снизить показатель материнской смертности в 1,5 раза, младенческой смертности на 9,9%.
(справочно: в 2011 году 17,4 на 100 тыс. живорожденных против 22,7 за 11 месяцев 2010 г., в абсолютном количестве 65 случаев против 84 (на 19 случаев меньше. Наиболее высокие показатели материнской смертности зарегистрированы в Акмолинской (32,3), Мангистауской (30,9), Жамбылской (26,3), Костанайской (23,5), Восточно-Казахстанской (22,4) и Южно-Казахстанской (19,4) областях).
(справочно: в 2011 году 14,89 на 1 тыс. родившихся живыми против 16,54 за аналогичный период 2010 года, выше республиканского значения этот показатель в Восточно-Казахстанской (19,0), Кызылординской (18,8), Атырауской (16,8), Южно-Казахстанской (16,5), Мангистауской (16,5), Акмолинской (16,2), Алматинской (15,6) и Жамбылской (15,4) областях).
Для снижения бремени травматизма в республике совершенствуется служба экстренной неотложной помощи. Созданным Республиканским координационным центром санитарной авиации осуществлено более 300 (323) вылетов.
Продолжена модернизация службы скорой медицинской помощи – в масштабах страны закуплено 73 реанимобиля, повсеместно внедряется система GPS-навигации.
(справочно: в республике зарегистрировано снижение числа несчастных случаев, травм и отравлений с 3865,3 в 2010 году до 3395,4 на 100 тыс. населения в 2011 году. Наиболее высокий данный показатель регистрируется в Павлодарской (5302,2), Западно-Казахстанской (5277,5), Северо-Казахстанской (4742,3), Карагандинской (4665,1), Жамбылской (4641,0), Восточно-Казахстанской (4566,2), Акмолинской (4007,3), Костанайской (3983,8) областях и г. Астана (3625,0).
В рамках улучшения онкологической помощи акцент сделан на раннюю выявляемость злокачественных новообразований путем проведения профосмотров целевых групп и использования прогрессивных методов диагностики и лечения.
В результате проводимых мероприятий в республике имеется тенденция снижения показателя смертности от злокачественных новообразований на 8,3% (в 2011 году 99,9 против 108,9 на 100 тыс. населения в 2010 году).
Важнейшей проблемой для нас остается борьба с туберкулезом.
В 2011 году основной упор сделан на лечение туберкулеза в закрытых учреждениях МВД, выделены средства и намечен конкретный межотраслевой план действий.
Эти меры позволили снизить показатель заболеваемости населения туберкулезом на 9% (с 95,3 в 2010 году до 86,8 в 2011 году на 100 тыс. населения), показатель смертности от туберкулеза – на 23% (8,1 на 100 тыс. населения против 10,6 в 2010 году).
Данный вопрос продолжает оставаться актуальным. В предстоящем году нам необходимо максимально мобилизовать силы и средства для борьбы с туберкулезом, особенно в пенитенциарном секторе.
По поручению Главы государства продолжается развитие мобильной медицины.
На базе передвижных медицинских комплексов обученными бригадами врачей осмотрено более 98 тыс. человек, проведено около 115 тысяч лабораторно-диагностических исследований и 86 тыс. консультаций профильными специалистами.
Помимо консультативно-диагностических поездов "Денсаулық" и "Жәрдем", в 2011 году стартовал третий поезд "Саламатты Қазақстан". Министерством здравоохранения в 2011 году профинансировано более 260 тысяч лечебно-диагностических услуг населению 110 станций, медицинскими осмотрами охвачено свыше 52 тысяч человек, в т.ч. около 15 тыс. детей.
В 2011 году на базе 180 телемедицинских центров проведено более 16 тыс. дистанционных консультаций высококвалифицированными специалистами, в том числе для пациентов в труднодоступных населенных пунктах. Стало возможным проведение телемедицинских консультаций с ведущими зарубежными клиниками. Один пример: в целях эффективного использования бюджетных средств перед направлением больного на лечение за рубежом на базе ННМЦ проведено более 120 консультаций специалистов с 33 –мя зарубежными клиниками, что позволило исключить дублирование дорогостоящего обследования и направить больного на конкретное лечение.
Особое внимание уделяется безопасности донорской крови. В Астане создан республиканский научный центр трансфузиологии. Продолжены процедуры стандартизации всех процессов, связанных с заготовкой крови в регионах.
Согласно поручению Главы государства, продолжается внедрение Единой национальной системы здравоохранения. Единые тарифы на оказание стационарных услуг, реализация принципа "деньги за пациентом", отход от затратного постатейного финансирования больниц и свободная конкуренция между стационарами за каждого больного позволили сократить по инициативе самих стационаров около 3 тыс. коек по стране и перепрофилировать более 2,5 тыс. коек. Сэкономленные 14,6 млрд. тенге были реинвестированы для развития высоких технологий в регионы.
Одним из важных направлений в развитии отрасли здравоохранения является модернизация медицинского образования с переходом на международные стандарты обучения и аттестации медицинских работников.
С 2011 года Министерством продолжено внедрение системы непрерывного профессионального развития кадров отрасли. Особенностью новой системы является практическая направленность подхода к обучению. Разработаны механизмы и учебные программы модульно-накопительной системы.
Новые направления в системе последипломной подготовки медицинских кадров позволяют медицинским работникам самим выбирать обучающую организацию, в том числе и за рубежом. Такая тенденция создает условия для здоровой конкуренции между организациями, предоставляющими образовательные услуги.
В проводимой сегодня государственной политике формирования инновационной экономики нового типа медицинская наука приобретает особое значение.
Сегодня Главой государства поставлены конкретные задачи по развитию инновационной деятельности и созданию механизмов поддержки социальных инноваций.
В рамках реализации ведомственного Плана мероприятий по развитию инновационной деятельности в области здравоохранения, в 2011 году создан инновационный консорциум совместно с АО "Назарбаев университет".
В текущем году будет создан Центр знаний и инновационных технологий на базе Республиканского центра развития здравоохранения.
В условиях стабильного финансирования отрасли стало возможным начать внедрение высоких технологий и новых методов диагностики в страну, с последующим трансфертом в регионы.
Если в 2010 году в стране было внедрено 65 новых технологий диагностики и лечения, то в 2011 году – 123. 37 из них теперь успешно применяются в регионах.
Хочу особо отметить, что Казахстан впервые на постсоветском пространстве вошел в число 22 самых развитых стран мира, которые проводят уникальную технологию имплантации вспомогательного устройства желудочка сердца. На базе Национального Научного медицинского центра и Кардиохирургического центра впервые были проведены операции по пересадке искусственного левого желудочка. В 2011 году проведено 8 таких операций. В текущем году запланировано имплантировать еще 30 аналогичных аппаратов. Данная технология является на сегодняшний день единственным вариантом лечения больных с терминальной хронической сердечной недостаточностью, а также "мостом" к трансплантации донорского сердца.
Впервые в Казахстане в декабре прошлого года в условиях Научного Центра хирургии им. А.Н. Сызганова проведена одна из сложнейших пересадок печени от родственного донора.
В 2011 году ВОЗ проведена независимая среднесрочная оценка проекта Всемирного Банка, реализуемого совместно с Министерством. По заключению экспертов проект имеет хороший прогресс и есть первые результаты по развитию инвестиционного планирования, внедрению новых механизмов финансирования.
Важной вехой прошедшего года является наше председательствование на третьей Исламской Конференции министров здравоохранения государств-членов Организации исламского сотрудничества. Подписание Астанинской Декларации позволило заложить фундаментальные основы в реализации намеченных задач.
Все мероприятия по укреплению здоровья народа были реализованы благодаря всемерной поддержке Главы государства.
В 2011 году на развитие отрасли было направлено более 631 млрд. тенге (включая медицинское образование), что на 12,1% выше уровня 2010 года. Трехлетний бюджет здравоохранения на 2012-2014 годы составляет один триллион 315 миллиардов тенге (1,315 трлн.тенге).
Данные объемы бюджетных средств, выделенных государством, независимо от экономических процессов, наблюдаемых в мире, обязывают нас, руководителей всех уровней от Министра до первых руководителей медицинских организаций на местах:
1. К эффективному рачительному администрированию;
2. К высокому уровню менеджмента, глубинному пониманию всех реформ.
В этой связи Министерством принят ряд мер по совершенствованию системы планирования и управления здравоохранением. Создан центр менеджмента, обучены более 3 – х тыс. менеджеров здравоохранения.
Именно через них в отрасли внедряются современные методы администрирования, в том числе нового принципа оплаты труда, ориентированного на качество лечения и удовлетворенность пациента. Созданы условия для дифференцированной оплаты труда медицинских работников. Фонд заработной платы в сравнении с 2010 годом вырос на 42%.
В организациях с хорошим уровнем менеджмента осуществляются выплаты к действующему окладу врачам до 160 тыс.тенге, медицинским сестрам до 40 тыс. тенге в зависимости от вклада и профиля деятельности.
С 2011 года на уровне первичной медико-санитарной помощи начато внедрение стимулирующего компонента к подушевому нормативу, что также зависит от достижения конечных результатов. Это позволило выплачивать дополнительно к заработной плате врачам от 90 тыс. до 150 тыс. тенге, медицинским сестрам от 70 тыс. до 110 тыс. тенге в квартал.
В течение 2011 года проведена подготовительная работа по обеспечению прозрачного планирования лекарственного обеспечения населения. В результате в текущем году будут внедрены созданные регистры категорий больных, что позволит:
1. своевременно планировать закуп лекарственных средств на реальное количество больных,
2. отследить фактическое получение каждым пациентом лекарственных препаратов, гарантированных государством, и сделать систему прозрачной для общественности.
Во всех регионах республики открыто 16 лекарственных информационных центров. Их цель – предоставление достоверной информации о зарегистрированных в Казахстане лекарственных средствах как населению, так и медицинским работникам.
Теперь разрешите остановиться на приоритетах и задачах на 2012 год в рамках реализации поручений Главы государства и Государственной программы развития здравоохранения РК "Саламатты Қазақстан".
Во исполнение поручений Главы государства, данных в Послании народу Казахстана "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана", нами приняты следующие меры.
Первое. С целью снижения смертности от злокачественных заболеваний Министерством начата разработка отраслевой программы развития онкологической помощи в Казахстане, предусматривающая дальнейшее развитие профилактических мероприятий, совершенствования системы диагностики, лечения, а также реабилитации и паллиативной помощи. В марте т.г. данная программа будет внесена в Правительство.
Хочу добавить, что с 1 января т.г. внедряется пациентоориентированная система оплаты онкослужбы на основе "глобального бюджета", где единицей измерения является пациент, зарегистрированный в "Онкорегистре". Это обеспечит заинтересованность онкодиспансеров в ранней выявляемости и качественного лечения по международным стандартам для увеличения 5-ти летней выживаемости. Хочу напомнить об обязательствах местного бюджета в части лекарственного обеспечения амбулаторных онкологических больных. Из положенных 3,6 млрд., акиматами в 2011 году выделено всего 1,2 млрд.
Второе. В рамках созданной рабочей группы началась разработка механизмов по формированию баланса солидарной ответственности граждан за свое здоровье.
При этом мы будем учитывать существующий фактор общего рынка – фактор Единого экономического пространства.
Формирование здорового образа жизни, пропаганда и развитие физкультуры и спорта, навыки здорового питания остаются приоритетом нашего Министерства и других государственных органов. В этой связи, нам предстоит усилить межведомственное взаимодействие по вопросам общественного здоровья.
Третье. Для независимой внешней оценки знаний и навыков, как выпускников, так и практикующих работников здравоохранения в текущем году в городах Алматы и Астане будут созданы независимые центры подтверждения квалификации.
Позвольте особо остановиться на реализации конкретных поручений Главы государства, данных на расширенном заседании Правительства 27 января 2012 года.
Министерство примет все необходимые меры по качественной и своевременной реализации всех поручений Главы Государства. В этой связи, нам предстоит:
Первое. Необходимо устранить недостатки, прозвучавшие в справедливой критике Главы государства по реализации проекта "Строительство 100 больниц".
В рамках проекта "Строительство 100 школ и 100 больниц" предусмотрена реализация 103 объектов здравоохранения (99 объектов местного значения и 4 республиканского значения).
Из 99 объектов местного значения по состоянию на 1 января 2012 года завершено строительство 59 объектов.
В утвержденном республиканском бюджете на 2012-2014 годы на продолжение реализации проекта 100 больниц запланировано 71,4 млрд. тенге, в том числе:
– по объектам местного значения – 62,6 млрд. тенге (2012 год – 21,9 млрд. тенге, 2013 год – 28,7 млрд. тенге, 2014 год – 12,0 млрд. тенге);
– по объектам республиканского значения – 8,8 млрд. тенге (2013 год – 3 млрд. тенге, 2014 год – 5,8 млрд. тенге).
В 2012-2014 и последующих годах прогнозируется завершение 40 объектов: в 2012 году – 9, в 2013 году – 10, в 2014 году – 2, и в последующих годах – 23 объекта.
Второе. Принять системные меры по обеспечению эффективности администрирования. Наладить жесткую бюджетную дисциплину. Сократить затраты на ненужные мероприятия. Самое главное, считаю, что медицина и коррупция – понятия несовместимые.
Третье. В прошлом году мы уже сократили часть разрешительных процедур. В текущем году эта работа будет продолжена. Ряд услуг будет переведен в электронный формат.
Также будут приняты меры по сокращению отчетности.
Всем руководителям подведомственных Министерству организаций предстоит проанализировать свои функции и представить до конца месяца предложения по оптимизации и сокращению управленческого аппарата.
Четвертое. Предпринимаемые нами меры по внедрению новых технологий, развитию внутриотраслевой конкуренции приводят к привлекательности частных инвестиций в систему.
В этой связи, нам предстоит разработать и реализовать План по привлечению инвестиций, развитию государственно-частного партнерства.
Пятое. Для решения проблем лекарственного обеспечения в регионах, ТОО "СК-Фармация" поручено принять меры по ускоренной реализации стратегии развития логистики, строительства складов в регионах, а местным исполнительным органам необходимо усилить контроль и мониторинг за обеспечением лекарственными препаратами населения, прошу Вас поддержать.
В 2012 году Министерством в рамках реализации Государственной программы развития здравоохранения "Саламатты Қазақстан" будут усилены:
Первое. Мероприятия по снижению материнской и младенческой смертности, смертности от болезней системы кровообращения, онкопатологии, туберкулеза и травматизма.
Второе. Необходимо дальнейшее совершенствование механизмов финансирования отрасли. Активное формирование автономности и самостоятельности поставщиков медицинских услуг, перевод их на право хозяйственного ведения, с введением наблюдательных советов, прозрачности расходной части выделяемых поставщикам финансовых средств. Результатом внедренных высоких технологий должна стать реальная интенсификация работы – сокращение среднего пребывания, увеличение работы койки, рост заработной платы врача. Если технология дорогая, то она должна дать экономический эффект.
Третье. Одним из ключевых направлений считаю дальнейшее развитие Единой информационной системы здравоохранения, в рамках которой в 2012 году необходимо решить задачу синхронизации мероприятий ЕИСЗ с решением задач Единой национальной системы здравоохранения.
Кроме того, одним из приоритетов данного направления должно явиться формирование и развитие "электронного здравоохранения".
Четвертое. Для реализации всех мероприятий Министерством проведена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы. Так, за отчетный период разработано 84 постановления Правительства.
Разработана Концепция по внесению изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", которая должна быть рассмотрена на первом заседании Межведомственной комиссии.
В этой связи, уважаемый Бактыкожа Салахатдинович, прошу поддержать наши предложения по включению нашей инициативы в план законопроектных работ на 2012 год.
В завершение своего доклада и ответов на депутатские вопросы, министр, обращаясь к парламентариям, заверила, что все задачи, поставленные Главой государства, будут, безусловно, выполнены.
И затем содоклад на тему Правительственного часа сделала председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Дарига Назарбаева.
После всех депутатских выступлений кратким словом Правительственный час завершил вице-спикер Мажилиса Бактыкожа Измухамебетов.

-----

ВРАЧИ ЗНАЮТ, КАК ВАЖНО ДЛЯ УСПЕХА ЛЕЧЕНИЯ ВОВРЕМЯ ПОСТАВИТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ – ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС В МАЖИЛИСЕ

Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час по вопросу "О реализации первого года Государственной программы развития здравоохранения "Саламатты Қазақстан" на 2011-2015 годы". После доклада министра здравоохранения на тему содоклад сделала председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Дарига Назарбаева:
"Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана". Так называется Послание Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана 2012 года. В Послании особо подчеркивается важность обеспечения качественного роста человеческого капитала и выделяется особая роль образования и здравоохранения в этой работе.
То есть поставлены очень четкие и конкретные цели, определены
приоритеты, задан понятный масштаб измерения и оценки деятельности государственного аппарата на ближайшую перспективу. Хотела бы на это обратить ваше особое внимание.
Исходя из представленных материалов, заслушав сегодня доклад министра, Комитет отмечает, что министерством проведена определенная работа по реализации Государственной программы развития здравоохранения "Саламаты Қазақстан" на 2011-2015 годы".
В течение года, прошедшего со времени принятия Государственной программы, деятельность отрасли была направлена на обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью. Как следует из доклада министра, в целом в системе здравоохранения наблюдаются позитивные тенденции, ежегодно увеличиваются бюджетные ассигнования, растут сетевые показатели.
Вместе с тем, депутаты не могут быть удовлетворены сохраняющимися серьезными проблемами в сфере здравоохранения и негативными тенденциями в демографической ситуации. К сожалению, в докладе министерства больше внимания было уделено констатации достижений, нежели реалистичной оценке проблем в системе охраны здоровья населения и предложениям по их решению.
А этих проблем немало. И это не только вопросы профилактической работы и профессионализма медиков, качества медицинских услуг, но и в целом модернизации всей системы здравоохранения, сопряженности и взаимодействия министерства с другими исполнительными органами. На особое место я бы поставила вопросы качества работы с населением и обеспечения эффективной обратной связи.
На фоне бурно растущих сетевых показателей основные медико-демографические показатели в сравнении с другими странами остаются неудовлетворительными. Сохраняется низкая продолжительность жизни казахстанцев, по сравнению со странами СНГ и Европы. И это при внушительных успехах в экономике страны!
В докладе приведены отрадные цифры снижения в прошлом году по сравнению с годом предыдущим смертности от злокачественных новообразований на 8,3 процента. Но отсутствует даже упоминание о проблемах своевременной диагностики онкозаболеваний. А ведь по многим видам опухолей обращение к врачу происходит, к сожалению, лишь на последней стадии болезни, когда спасти больного очень и очень трудно.
Вы сами отметили, ранняя диагностика онкологических заболеваний имеет еще и экономический смысл, ведь на начальных стадиях болезни и для ее лечения нужны существенно иные ресурсы.
Отдельная тема – организация лечения онкогематологических заболеваний у детей.
Я уже обращалась к министру с соответствующим депутатским запросом. Хочу особо подчеркнуть, что это никакая не компанейщина – мы добьемся самых радикальных изменений в этом вопросе.
По-прежнему остается сложной ситуация с туберкулезом. Так, в 7 регионах республики, включая столицу, показатель заболеваемости населения выше средне республиканского уровня.
Несмотря на серьезное увеличение финансирования, наблюдается рост заболеваемости сахарным диабетом (на 4,7 % в 2011 году по сравнению с 2010 годом), а также незначительное снижение показателя заболеваемости ВИЧ-инфекцией (в 2011 году по сравнению с 2010 годом всего на 3,3%).
В этом году продолжится внедрение Единой национальной системы здравоохранения. Но судя по письмам, поступающим депутатскому корпусу, а также вопросам населения, которые задаются в ходе встреч с депутатами, люди мало осведомлены о ней, а сама система требует дальнейшего совершенствования.
Наряду с определенными достижениями в фармацевтическом секторе имеется целый круг задач, требующих первоочередного решения. К важнейшим я бы отнесла общее недостаточное обеспечение организаций здравоохранения эффективными, качественными лекарственными средствами, отсутствие прямых контактов с крупными компаниями, производителями лекарственных препаратов, что ведет к их удорожанию. Приобретение не оригинальных препаратов, а их аналогов, производящихся в третьих странах- что влечет за собой их низкое качество. Слабо развита фармацевтическая сеть в сельской местности. Имеет место производство и распространение фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств. Последнее особенно тревожно и очевидно требует мер уже не административного, а уголовного преследования.
Основой системы охраны здоровья населения по принципам Всемирной Организации Здравоохранения является первичная медицинская помощь. Именно она призвана обеспечить доступ каждого гражданина к базовой медпомощи при возникновении первых признаков заболеваний и для их профилактики, в том числе иммунизации против различных инфекций.
В нашей стране сохранена и развивается национальная сеть организаций первичной помощи (поликлиники в районных центрах и городах, медпункты и врачебные амбулатории в сельской местности).
Однако в отрасли не преодолен дефицит персонала, оказывающего первичную медицинскую помощь (семейных и участковых врачей, педиатров и медсестер). А сам медперсонал чрезмерно сконцентрирован в крупных городах. Основной причиной этого, безусловно, является их низкая заработная плата.
Существующие стандарты кадрового оснащения и система оплаты труда, установленные Правительством, устарели и требуют пересмотра.
Работники здравоохранения констатируют отсутствие мотивационных стимулов к работе и недостаточную социальную защищенность. С подобными жалобами, думаю, многие коллеги-депутаты сталкивались. Особенно в регионах и сельской местности.
Необходимо разработать четкий план повышения оплаты труда и социальной поддержки медперсонала первичного звена, что позволит привлечь и удерживать их на этом важнейшем участке системы здравоохранения. Только после этого возможно улучшить качество профилактики, диагностики и лечения социально-значимых заболеваний.
Не могу не сказать о нередких случаях хамского, безобразного отношения медперсонала к пациентам. Безусловно большинство медиков верны клятве Гиппократа и честно выполняют свой долг, но есть те, кто позорит высокое звание врача. И с ними надо решительно бороться.
Несмотря на предпринятые меры, основными проблемами в области медицинского образования и науки остаются качество подготовки кадров и уровень квалификации работающих специалистов.
Наша система медицинского образования, подготовки и переподготовки врачей и медицинских сестер, остро нуждается в коренной модернизации.
Сегодняшний низкий уровень качества медуслуг, особенно на уровне поликлиник и районных больниц, связан со слабым уровнем базовой подготовки медперсонала. Они не владеют знаниями о современных международных стандартах диагностики и лечения, новых технологиях, принципах ухода и медицинской этике. Подготовка медработников ориентирована на количество, а не на качество.
Во многих развитых странах и странах с переходной экономикой (Индия, Турция) медицинское образование частично или полностью ведется на английском языке, так как все современные научные данные и стандарты распространяются на английском языке.
Кроме того, в медицинские ВУЗы не принимают более 150-200 человек, что позволяет повысить качество подготовки будущих врачей. При этом все ВУЗы имеют свои университетские клиники, где высококвалифицированные врачи – практики обучают студентов и занимаются наукой. Это позволяет наиболее высоко удовлетворять запросы пациентов.
Без внедрения этих принципов нам не обойтись и нужно разработать план по переходу на международные стандарты медобразования в ближайшие 3-5 лет. Это потребует существенных финансовых вложений и необходимо их рационально и эффективно спланировать.
За последние 5-6 лет в стране финансирование здравоохранения РК увеличилось в разы. В основном эти средства были направлены на капитальные расходы: строительство и реконструкция объектов здравоохранения, их оснащение медицинским оборудованием. Это безусловно очень важно для развития социальной инфраструктуры.
Однако вызывают озабоченность задержки в строительстве и нарушения стандартов строительства. Большие проблемы возникают при запуске этих объектов и их последующая эксплуатация. Во многих больницах попросту некому работать и нет заполняемости пациентами.
Сегодня отрасль здравоохранения хорошо оснащена передовой современной техникой, но, к сожалению, имеют место случаи, особенно в сельской местности, когда лечебные организации республики приобретают современную медицинскую аппаратуру, однако пользоваться ею врачи не умеют.
Другой проблемой является то, что Министерством здравоохранения не разработан прозрачный и эффективный механизм приобретения дорогостоящего медицинского оборудования. Все знакомы с фактами приобретения в регионах через сеть посреднических структур некачественного и недоукомплектованного оборудования по завышенной цене.
Уверена в вопросах прямой коррупции должны быть не просто благие заверения о ее неприемлемости, а вполне конкретные системные действия по устранению самой почвы для коррупции. В сочетании с жестким наказанием по выявленным случаям.
Все это говорит о невысокой эффективности вложенных инвестиций и слабом планировании капитальных затрат государственного бюджета.
Помимо этого нет привязки планов развития медицинской сети к Планам индустриально-инновационного развития (ГПФИИР).А это создает дополнительные риски и способствует неэффективному использованию бюджетных средств, которые не являются для нас чем-то абстрактным. Это наши деньги – деньги налогоплательщиков! Каждая строка в бюджете государства оплачена нами, казахстанцами.
Необходимо в срочном порядке разработать карту развития сети медицинских учреждений (поликлиник, больниц, диспансеров и Пр.) с учетом перспектив экономического развития регионов, миграции населения, заболеваемости и потребности в конкретных видах медицинских услуг.
Исходя из вышесказанного, что сегодня самое главное?
Во-первых, нацеленность на конкретный результат. Который есть не просто цифра в бюджетной строке. Тут у нас все хорошо. С цифрами оперировать мы худо-бедно научились. Нужна конкретная помощь конкретным пациентам. Нам нужны реальные действия по решению проблем со здоровьем реальных граждан. Система здравоохранения должна повернуться к гражданам лицом. Единицей оценки ее эффективности должен быть здоровый гражданин, а не строки в статистике бюджетных расходов.
Посмотрите сколько обращений о помощи в проведении сложных операций! И все они сводятся к одному – найти средства для лечения за рубежом. Лично для меня, да и для любого здравомыслящего человека, именно эти обращения – есть наиболее адекватный индикатор качества и состояния отечественного здравоохранения. Это еще и вопрос доверия.
Во–вторых, необходимо устранить недостатки, прозвучавшие в справедливой критике Главы государства 27 января. Считаю, что мы, депутаты Мажилиса, должны взять эти вопросы на особый парламентский контроль.
В-третьих, считаю, что особое внимание в вопросах организации медицинской помощи необходимо уделять снижению бремени неинфекционных заболеваний, которые сегодня являются в 80 процентах случаев причиной смертности населения.
Главой государства в Послании народу Казахстана были даны поручения министерству разработать Программу развития онкологической помощи и проработать вопрос о создании на базе медицинского холдинга Национального научного онкологического центра. Полагаю, что эта программа должна также пройти обсуждение и в Мажилисе, и среди общественных организаций. Это особенно важно, так как, поскольку знаю, уже много желающих принять активное участие в освоении выделенных средств.
В-четвертых, многие вопросы здоровья населения связаны с качеством питания, питьевой воды, окружающей среды и другими проблемами, которые необходимо решать только на межотраслевом уровне. Эта проблема относится к категории проблем национальной безопасности страны.
Считаю необходимым активизацию межсекторального взаимодействия и усиление координирующей роли Национального Координационного совета по вопросам охраны здоровья при Правительстве. Опять-таки при активном участии депутатов, общественных организаций и НПО.
В-пятых, больше внимания необходимо уделять информационной работе с населением. Речь идет и о пропаганде здорового образа жизни. Речь идет и о системе информирования граждан о различных заболеваниях (особенно онкологических), о новейших методах диагностики и лечения. И начинать это надо со школы. Заботиться о своем здоровье надо учить с детства.
Медицинская безграмотность – враг здоровью народа номер один.
Уважаемая Салидат Зикеновна! Мы депутаты – реалисты. Мы понимаем как сложно поднимать такую важную отрасль как здравоохранение. И мы не склонны обвинять во всех ее недостатках только вас. Все существующие системные болезни отрасли родились не сегодня и даже не вчера. А гораздо раньше. Они складывались и накапливались годами. Но для того, чтобы их преодолеть мы обязаны честно признать их. Врачи знают как важно для успеха лечения вовремя поставить правильный диагноз.
Когда мы слушаем победные отчеты наших чиновников, то невольно задумываемся о том, что за цифрами и денежными потоками они не видят человека, его проблемы и интересы. Но если мы эту практику не изменим прямо сейчас, то никакие задачи, обозначенные в Послании Главы государства, не выполним.
Я говорю "мы" потому что депутаты не сбрасывают с себя ответственность за результат. Мы готовы помогать вам, работать совместно над разработкой отраслевых программ и, если надо, добиваться их адекватного финансирования.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.02.2012
Конституционный закон Республики Казахстан 29.02.2012
Глава Правительства РК запретил госорганам увеличивать штат сотрудников 29.02.2012
Выступление Министра иностранных дел РК Е. Казыханова на 19-й сессии Совета ООН по правам человека 29.02.2012
Доклад Министра Сагинтаева Б.А. на собрании депутатской фракции НДП "Нур Отан" 27 февраля 29.02.2012
Митинг на пересеченной местности... 29.02.2012
"KAZENERGY" – в такт со временем 29.02.2012
Министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев провел совещание с представителями автодорожной отрасли 29.02.2012
Наш ответ ирландским парламентариям 29.02.2012
Люди устали от митингов 29.02.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.10.20 Среда
79. САЛАМАТИН Альберт
73. ЛОГИНОВА Наталья
73. САПАРГАЛИЕВ Мурат
72. ХАИРОВ Кенжебулат
70. НУРПЕИСОВ Ильяс
65. ДЮСЕМБАЕВ Бастеми
63. КАВЕРНИКОВ Сергей
63. ЛЕГКИЙ Дмитрий
63. РЫМБАЕВА Роза
62. ИСЕМБАЕВ Сергазы
62. ИСМАИЛОВ Амангельды
60. АПРЫМОВ Серик
55. МУКАШ Ержан
54. ИЛЬЯСОВ Сулен
53. РОБЕРТС Джулия
...>>>
29.10.20 Четверг
86. ТАУКЕНОВ Касым
81. ЧАЙЖУНУСОВ Маркен
79. НЕФЕДОВ Петр
79. ХАСАНОВ Марат
76. АУАНОВ Мырзахмет
74. ЖУБАСОВА Нелля
73. СИРАЖЕВ Нурлан
68. КОЖАМКУЛОВ Болаткан
67. ПАЗЫЛОВ Наби
61. ЖУМАГУЛОВ Мерген
61. ПШЕМБАЕВ Мейрам
61. ТУРГЫМБЕКОВ Ауельхан
60. ЖАБАГИЕВ Кожахан
60. КИМ Владимир
60. КУАНЫШЕВ Дулат
...>>>
30.10.20 Пятница
73. ЖАНПЕИС Елеусиз
73. КАЛИЕВА Райхан
72. КАСЫМОВ Серкумар
70. КНЯЗОВ Нуртай
69. АХАНОВ Серик
68. ЕРГАЛИЕВ Жабал
67. КУЛЬНАЗАРОВ Сергей
63. КУАНЫШЕВ Бакытжан
58. КОЖКЕНОВ Серик
56. ЖАКАНОВ Жанат
48. МАНДИЕВ Ержан
45. ИДРИСОВ Аскар
44. ДОСЖАНОВ Аманкельди
43. ЖАЙЛАУБАЕВА Асия
40. ТУМАБАЕВ Куат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz