Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 21 февраля
Фактически речь идет о переходе от ныне существующего разрешительного порядка регистрации к уведомительному. Об этом заявил сегодня в Парламенте на презентации законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев (тезисы): В Мажилис Парламента РК поступил проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств". Учитывая важность и актуальность данного законопроекта, Комитетом проводится презентация. Одной из задач, которые поставил Лидер Нации – Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев является упрощение регистрационных и разрешительно-лицензионных процедур, создание барьеров для незаконного вмешательства государственных органов в деятельность коммерческих и некоммерческих организаций. В этой связи необходимо дальнейшее совершенствование существующего законодательства Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств. В Послании Президента народу Казахстана "Построим будущее вместе!" (28 января 2011 г.) Глава государства отметил, что Всемирный банк в 2010 году признал Казахстан лидером по проведению реформ в интересах бизнеса. В мировом рейтинге "Doing Business" по индикатору "Открытие предприятий" стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом среди 183-х стран мира Казахстан занимает 59-е место. Опыт стран, входящих в первую пятерку стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом (Новая Зеландия, Австралия, Канада, Сингапур, Гонконг), является очень важным для нашего государства. Вместе с тем, для совершенствования национального законодательства Казахстана немаловажную актуальность приобретает рассмотрение опыта стран СНГ. Законодательство постсоветских стран очень схоже и обладает общими подходами в порядке регистрации юридических лиц. Правовые системы указанных стран аналогичны в силу их родственности по географическим, историческим, этнокультурным и другим факторам. Несмотря на это, отдельные страны постсоветского пространства занимают более высокие позиции в рейтинге по вышеназванному индикатору – Грузия (7 место), Беларусь (9 место), Армения (10 место), Кыргызская Республика и Азербайджан (17 и 18 место соответственно). Учитывая, что одним из факторов, влияющих на позицию Казахстана в приведенном рейтинге, является количество процедур, необходимых для создания юридического лица, и время, затрачиваемое для этого, предполагается дальнейшее упрощение процедур регистрации вновь создаваемых юридических лиц. Раньше регистрацию юридических лиц осуществляли различные государственные органы, к примеру, акиматы, налоговые органы, органы статистики, ведомства, министерства по профилю создаваемой организации. Это привело к разрозненности, сведения были различны, неактуальны, история развития юридического лица никем не велась, а получить сведения было невозможно. С принятием в апреле 1995 года Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О государственной регистрации юридических лиц" (позже стал Законом) функции по государственной регистрации юридических лиц, их филиалов и представительств впервые были возложены на органы юстиции. С момента принятия данного важнейшего законодательного акта в него 34 раза были внесены изменения и дополнения, направленные на усовершенствование процедуры и механизма государственной регистрации. И сегодня государство продолжает принимать меры, направленные на упрощение системы регистрации юридических лиц. Так, с 20 сентября 2004 года на территории Республики Казахстан внедрен принцип "одного окна". В соответствии с ним государственная регистрация юридических лиц осуществляется в пределах одной процедуры, путем регистрации юридического лица, постановки его на налоговый и статистический учет. Кроме того, введение такого упрощенного порядка регистрации послужило основанием для сокращения сроков государственной регистрации юридических лиц. Также отменена необходимость формирования уставного капитала в размере 25% от общего уставного фонда, минимальный размер уставного капитала уменьшен до 100 тенге. Вместе с тем, с декабря 2010 года граждане могут подать электронное заявление на государственную регистрацию юридических лиц через Интернет. Очевидным преимуществом предоставления электронных государственных услуг является отсутствие контакта с государственным аппаратом, сокращение сроков и отсутствие бумажных документов при оказании государственных услуг. На сегодняшний день продолжается работа по совершенствованию законодательства в этом направлении. Так, внесенный на рассмотрение Парламента проект закона на законодательном уровне закрепляет механизм Интернет-регистрации. Электронную регистрацию предполагается осуществлять без обращения заявителя в Центр обслуживания населения, посредством "электронного правительства". Следует отметить, еще в апреле 2011 года Глава государства на расширенном заседании Правительства поручил подготовить проекты решений, предоставляющих полную свободу бизнесу по принципу "разрешено все, что не запрещено". Для реализации данного поручения концептуально пересмотрены подходы к процедуре открытия предприятий. Предлагаемые поправки направлены на снижение финансовых и временных затрат предпринимательства, на создание бизнеса ввиду внедрения возможности электронной (онлайн) регистрации юридического лица и исключения некоторых регистрационных процедур. Фактически речь идет о переходе от ныне существующего разрешительного порядка регистрации к уведомительному. Поэтому мы, сегодня выслушаем все мнения, что позволит нам совместно работать над тем, чтобы из стен Парламента вышел качественный закон.
-----
МАЖИЛИС-МИНЮСТ: законопроект направлен на создание благоприятных условий для развития предпринимательства в стране
Сегодня в Комитете Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе состоялась презентация законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств". После приветственного слова Председателя Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмета Мукашева модератор – руководитель рабочей группы, член названного Комитета Шалатай Мырзахметов предоставил слово для доклада и ответов на депутатские вопросы вице-министру юстиции РК Амирхану Аманбаеву (тезисы): Проект Закона, который мы сегодня презентуем, направлен на упрощение открытия бизнеса и создание благоприятных условий для развития предпринимательства в стране. Основными новшествами проекта Закона являются: – переход от разрешительного к уведомительному порядку регистрации субъектов малого предпринимательства – путем внедрения Интернет регистрации; – замена бумажной формы свидетельства электронной справкой; – отменена предоставления уставов хозяйственных товариществ; – документа подтверждающего местонахождение юридического лица; – бумажной справки с налоговых органов (при создании предприятия другим юридическим лицом). Сегодня вся процедура регистрации до выдачи готовых документов для субъектов частного предпринимательства занимает от 5 до 11 рабочих дней. С принятием Закона, сроки регистрации для всех субъектов частного предпринимательства будет сокращен до 1 дня, онлайн регистрация до 15 минут. На сегодня, к заявлению о регистрации требуется предоставить 4 документа: устав, документ подтверждающий местонахождение юридического лица, квитанцию об оплате сбора, в случае если участником выступает другое юридическое лицо, дополнительно требуется справка об отсутствии налоговой задолженности. С принятием Закона, для открытия бизнеса субъектами частного предпринимательства в регистрирующий орган достаточно будет представить заявление о регистрации и оплатить регистрационный сбор. Благодаря интеграции информационных систем органов юстиции с налоговыми органами и органами статистики, поверка на предмет достоверности представленных данных в заявлении будет производиться в автоматическом режиме сразу (на предмет причастности к бездействующим предприятиям (Информационная система Налогового комитета), судимости, умерших, недееспособных, безвестно отсутствующих (ГБД "Физические лица"). С принятием законопроекта, создать новое предприятие можно будет в течение одного дня, онлайн регистарция будет возможна в течении 15 минут. Прошу обратить внимание на слайд № 5, где указана процедура регистрации. Эти меры позволят устранить имеющиеся сегодня барьеры на пути открытия бизнеса, свести к минимуму риск совершения сотрудниками органов юстиции коррупционных правонарушений. Также, законопроектом предусматривается упрощение процедуры ликвидации юридических лиц. Сегодня, для регистрации прекращения деятельности юридического лица требуется представить 13 документов, срок регистрации занимает 10 календарных дней. Как известно, одной из сложных процедур при ликвидации является получение справки с налоговых органов, на получение которых затрачивается несколько месяцев. В связи с чем, данная справка из числа предоставляемых документов будет исключена. Наличие либо отсутствие налоговой задолженности будет проверятся в автоматическом режиме (Информационная система Налогового комитета). Наряду с этим исключается требование о предоставлении ликвидационного баланса и решения о его утверждении, а также документа, подтверждающего снятие с учетной регистрации филиалов и представительств. Срок регистрации прекращения деятельности юридического лица будет сокращен до 5 календарных дней. Все меры, которые предлагаются проектом Закона, позволят снизить финансовые и временные затраты предпринимательства на создание бизнеса, повысит позиции Казахстана в рейтингах международных организаций, увеличит количество создаваемых предприятий. * * * Пояснительная записка к проекту Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств"
Законопроект разработан в целях реализации положений Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858. В пункте 2.2 Концепции правовой политики Республики Казахстан отмечено, что необходимо продолжить работу по упрощению регистрационных, разрешительно-лицензионных процедур, созданию барьеров для незаконного вмешательства государственных органов в деятельность коммерческих и некоммерческих организаций. Одним из направлений на пути реализации указанных задач выступает совершенствование действующего законодательства Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств. В Послании Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана (г. Астана, 28 января 2011 года) "Построим будущее вместе!" отмечено, что в докладе Всемирного банка в 2010 году Казахстан признан лидером по проведению реформ в интересах бизнеса. В мировом рейтинге ("Doing Business" по индикатору "Открытие предприятий") стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом Казахстан занимает 59-е место среди 183-х стран мира. Учитывая, что одними из факторов, влияющих на позицию Казахстана в приведенном рейтинге, является количество процедур, необходимых для создания юридического лица, и время, затрачиваемое для этого, предполагается дальнейшее упрощение процедур регистрации вновь создаваемых юридических лиц. Таким образом, в целях повышения позиций Казахстана в рейтинге Всемирного Банка "Doing Business" по индикатору "Открытие предприятий" предлагается внести поправки в действующее законодательство Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств. В целях упрощения процедуры создания юридического лица законопроектом предлагается: – сократить сроки проведения государственной регистрации и перерегистрации; – предусмотреть возможность электронной регистрации юридического лица; – отказаться от требования предоставления справки об отсутствии налоговой задолженности в случаях, когда учредителем является юридическое лицо; – отказаться от требования предоставления устава субъектов частного предпринимательства и положений об их структурных подразделениях и ряд других поправок. Кроме того, в целях упрощения государственной регистрации юридических лиц законопроектом также предполагается исключить требование об обязательном нотариальном удостоверении учредительных документов (устава и учредительного договора) хозяйственных товариществ при первичной регистрации, что позволит снизить расходы учредителей юридического лица, связанные с затратами на оформление учредительных документов. Нотариальное удостоверение учредительных документов хозяйственных товариществ изначально было введено в качестве механизма защиты от рейдерства (принудительного "захвата" действующего бизнеса). Однако, данный механизм необходим лишь при изменениях, производимых в ходе осуществления деятельности юридического лица, в особенности при внесении изменений и дополнений в устав, и, следовательно, при всех случаях перерегистрации юридического лица, предусмотренных пунктом 6 статьи 42 Гражданского кодекса Республики Казахстан. В этой связи законопроектом предусматривается установить требование о представлении нотариально удостоверенного документа, подтверждающего отчуждение (уступку) права выбывающего участника на долю в имуществе (уставном капитале) в соответствии с законодательством Республики Казахстан и учредительными документами, в случаях перерегистрации хозяйственных товариществ по основанию изменения состава участников. Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1) пункта 12 статьи 37 Налогового кодекса Республики Казахстан после завершения документальной проверки и погашения налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям в полном объеме ликвидируемое юридическое лицо одновременно представляет в налоговый орган по месту нахождения ликвидационный баланс, для упрощения процедуры регистрации прекращающего свою деятельность юридического лица законопроектом предполагается исключить нормы о предоставлении ликвидационного балансов, решений об их утверждении, документа, подтверждающего снятие с учетной регистрации филиалов и представительств в регистрирующий орган. В действующих законодательных актах Республики Казахстан отсутствуют нормы, детально регламентирующие порядок реорганизации юридических лиц. В этой связи, законопроектом вносятся поправки в Закон Республики Казахстан "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств", регламентирующие детальный порядок проведения процедуры реорганизации юридических лиц. Действующими законами процедура регистрации внесенных изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица и в положениях об их филиалах и представительствах регистрационная процедура не предусмотрена. Так, законопроектом предполагается регламентировать данную процедуру на законодательном уровне по регистрации внесенных изменений в учредительные документы некоммерческих организаций. На сегодняшний день требования статьи 11 Закона Республики Казахстан "О национальных реестрах идентификационных номеров" и статьи 11 Закона Республики Казахстан "О частном предпринимательстве" устанавливают ограничения в получении информации о зарегистрированных юридических лицах. Однако, в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Конституции Республики Казахстан государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации. В этой связи, в вышеуказанные законодательные акты предлагается внести поправки, определяющие критерии к общедоступной информации, что в свою очередь, обеспечит доступ к информации о юридических лицах, филиалах и представительствах. Принятие законопроекта не повлечет за собой негативных правовых и социально-экономических последствий, так как предполагаемые изменения направлены на совершенствование действующего законодательства Республики Казахстан. Реализация законопроекта не повлечет дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета. |