NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2020)
За какую партию Вы проголосуете на выборах?








Поиск  
Понедельник 21.09.2020 18:33 ast
15:33 msk

Техника без… молодежи
В скором времени про квалифицированный рынок труда в Казахстане можно будет забыть?
23.02.2012 / политика и общество

Андрей Матвеев, dialog.kz, 22 февраля

Попробуем сыграть в небольшую "угадайку". Как вы думаете, сколько лет прошло с момента появления вот это цитаты: "Ключевой проблемой является несоответствие между нуждами рынка труда и системой образования в стране. В Казахстане масса юристов и экономистов, но сейчас нужны специалисты по технологиям, в том числе и в нефтегазовом секторе. Необходимо в срочном порядке развивать систему профтехобразования...". Звучит очень современно, не правда ли? А сказано было, как вы, наверное, уже догадались – достаточно давно. А точнее, без малого семь лет тому назад, во время конференции по проблемам рынка труда и качества образования, организованной Британским Королевским институтом международных отношений.
Выступлений тогда было много. И все они (как и в случае с приведенной цитатой, автором которой является тогдашний заместитель председателя правления фонда устойчивого развития "Казына" (еще без приставки "Самрук"), Прасад Бамре), сводились фактически к одному – если очень срочно не будут устранены образовательные перекосы, то профессионального кризиса в республике будет не избежать.
С тех пор утекло много воды. А заодно, канули в лету аж две правительственные программы, посвященные развитию и модернизации образовательного процесса, сменилось несколько профильных министров и фактически выросло целое поколение тогдашних школяров, абитуриентов и студиоузов-первокурсников. В общем, изменилось многое, кроме самой проблемы, не только оставшейся во всей своей сомнительной красе, но даже приобретшей новые острые углы и грани.
Забегая чуть вперед, скажу, о том, что кое-что в этом направлении все ж таки делается. Например, в самом начале этого года, премьер-министр Карим Масимов сообщил о том, что в рамках Государственной программы развития образования создается целое АО под названием "Холдинг "Касіпкор", которое будет заниматься развитием сети колледжей мирового класса "в партнерстве с бизнес-сообществом и ведущими мировыми учебными заведениями Сингапура, Германии и Нидерландов". Кроме того, с целым рядом конкретных и весьма логичных инициатив выступила Национальная экономическая палата Казахстана "Атамекен". Кстати, в середине февраля эта общественная организация провела очередной круглый стол на тему создания эффективной системы технического и профессионального образования в РК. Мероприятие, надо отметить было отнюдь не дежурное, а очень даже предметное. Впрочем, более подробно о нем мы поговорим чуть позже, а пока постараемся взглянуть на суть проблемы что называется в комплексе, и попытаемся понять – почему же уже битый десяток лет, мозоли вырастали в основном лишь на языках ораторов, а отнюдь не на руках нового поколения высококвалифицированных работяг.
Для начала, как и положено, обратимся к официальным документам. Итак, вот что говорится в справке, подготовленной еще в 2008 году в Администрации президента РК – Согласно исследованию "Спрос на навыки, рабочую силу в Казахстане", проведенному Всемирным банком в 2008 году, 63 % работодателей заявили, что недостаточный уровень образования и навыков рабочих кадров представляют собой препятствие на пути развития бизнеса. Наибольшие затруднения с нахождением квалифицированной рабочей силы испытывают крупные компании. Требования к навыкам и компетенциям специалистов постоянно возрастают: 40 % казахстанских компаний сообщили об ужесточении требований к навыкам работников за последние два года в связи с усилением норм к качеству товаров и услуг, усложнением технологий, ростом конкуренции. При подборе кадров компании больше всего ценят следующие базовые навыки: умение работать индивидуально, умение распределять время, навыки письменного и устного общения, аналитические навыки и умение решать задачи. Дефицит квалифицированной рабочей силы признан проблемой большинства отраслей экономики. В целом по республике из-за несбалансированности спроса и предложения ежегодно в среднем до 21 тысяч рабочих мест остаются вакантными.
Уровень безработицы среди молодежи имеет наиболее высокие показатели в городах Алматы – 26,0 % и Астане – 16,4 %, в Мангистауской области – 13,8 %, в Костанайской области – 13,6 %, в Жамбылской области – 12,7 %. Одной из основных причин указанных проблем является низкий охват молодежи техническим и профессиональным образованием.
Проблемы трудоустройства выпускников системы технического и профессионального образования усугубляются слабой информированностью потребителей, недостаточно четко структурированным рынком труда, неоправданным монополизмом, как в обеспечении занятости населения, так и в профессиональной подготовке кадров…
Вот так, лаконично и емко. В дальнейшем именно этот документ лег в основу разработанной Государственной программы развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан, срок выполнения которой, заканчивается аккурат в том году. И в этой связи, можно было бы предположить, что все предыдущие три года ответственные лица работали не покладая рук, и многое из того, что говорилось в сопроводительных документах потеряло актуальность? Увы, но это было бы слишком хорошо. И лишним свидетельством того, что большая часть из предложенных инициатив так и осталась на бумаге, является как раз таки создание правительством очередной "надстройки", призванной курировать эту работу (получается что на Министерство образования как бы особой надежды уже нет) и многочисленные свидетельства того, что в общем то неплохие теоретические наработки призванные как то сбалансировать образовательно-трудовые взаимоотношения на практике до сих пор так и не заработали.
Мало того, в течение последних лет Казахстан занял лишь 72-е место в рейтинге конкурентоспособности, рассчитываемом Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) и который учитывает 12 ключевых факторов конкурентоспособности, в том числе начальное и высшее образование и переподготовку кадров, а также эффективность рынка труда. При этом, наша держава ухудшила свои же и без того не самые высокие показатели показатели в сравнении с 2009 годом, когда занимала 67-е место в данном рейтинге. А если учесть, что Казахстан участвует в индексе глобальной конкурентоспособности с 2005 года и до сих пор ежегодно теряет позиции, то начинает попахивать какой-то хронической безысходностью.
А теперь посмотрим на следующее, по мнению самих практикующих педагогов, кстати, неоднократно озвучиваемых на совещаниях самого различного уровня, главной системной проблемой профтехобразования в Казахстане является потеря связи образования с рынком, то есть отсутствует взаимодействие училищ и профлицеев с работодателями. Последние перестали участвовать в выработке стандартов и программ обучения, в самом процессе обучения и поддержке организаций технического и профессионального образования (ТиПО). Ведь если вспомнить, то в советское время каждое училище было закреплено за каким-нибудь предприятием, которое обеспечивало его необходимыми станками, а впоследствии брало на стажировку учащихся и в дальнейшем заботилось об их трудоустройстве. Однако за последние двадцать лет практически все заводы отказались от работы с такими учебными заведениями (свои бы немногочисленные кадры сохранить). В итоге, все было пущено на самотек, в тех же училищах не обновлялось оборудование, а в некоторых из них до сих пор работают на станках собранных в пятидесятые годы годов прошлого века.
В результате, в настоящее время до 65% учебных заведений работают на морально и физически устаревшем оборудовании. А вот в промышленности обстановка несколько улучшилось. Во первых, из за необходимости элементарного подстраивания под условия рынка, при которых нерентабельные заводы и фабрики попросту обречены, во вторых, в рамках программы индустриализации, в ходе которой, предприятия все же медленно но верно модернизируют свои производства, отказываясь от старой техники и осваивая инновационные технологии. А несмотря на это, большинство профлицеев и колледжей по-прежнему выпускают специалистов, которых впоследствии компаниям приходится переобучать. А кому будут нужны выпускники, которые не могут получить практические навыки работы на нужных станках? В конце концов, здесь условия диктует рынок и обязать предприятие брать всех подряд, только для того, чтобы формально участвовать в программе занятости, наверное, будет немного затруднительно.
И ведь на низкий уровень финансирования (как это было раньше принято), свалить все огрехи уже не удаться. Ведь по данным озвученным министром образования Бахытжаном Жумагуловым – расходы на образование из государственного бюджета в 2011 году составляют почти 900 миллиардов тенге – это 4,2% от ВВП республики (в 2007 году расходы РК на образование составили 3,8% от ВВП, в 2008 году – 3,1%,а в 2009 году – 3,1%). Тем самым, республика (опять таки по словам министра) – приближается к нормам, рекомендуемым ЮНЕСКО – 5-6% от ВВП. И наконец, как подчеркнул сам Бахытжан Турсынович в ходе одной очень представительной международной конференции: "По данным ЮНЕСКО, сегодня мы занимаем четвертую позицию среди 129 стран мира по Индексу развития образования…".
Так что же получается – в итоге мы пытаемся обмануть самих себя, как мантру повторяя индекс соотношения затрат на образование к уровню ВВП и убеждая, что все не так плохо как кажется? Похоже, что именно так.
Хотя ведь у того же Министерства образования в распоряжении есть и другие данные, согласно которым, ежегодно по техническим специальностям выпускаются около 90 тысяч человек, из которых трудоустраивается в лучшем случае процентов шестьдесят, ( это при общей нехватке как квалифицированных инженеров, так и других технических специалистов и просто рядовых рабочих). Куда деваются остальные выпускники, можно только предположить и эти предположения будут далеко не самыми веселыми и оптимистичными.
А вот еще одни очень показательные цифры (кстати, на самом деле оптимистичные) – по данным министерства труда и социальной защиты, дополнительная потребность экономики в кадрах на 2012–2014 годы составляет 287 тысяч человек. Только для реализации программы ФИИР требуется привлечение 108 тысяч человек, из которых порядка 59,4 тысяч человек это работники с техническим и профессиональным образованием.
В общем, наверное, продолжать говорить про степень востребованности специалистов мы больше не будем. Все ясно и так. Степень есть, а специалистов – нет.
И как было резюмировано в ходе еще одной конференции представителем Национальной телекоммуникационной ассоциации и экспертом в вопросе рынка труда Евгением Малишевким: Если посмотреть перечень специальностей, утвержденный Министерством образования и науки, можно увидеть полный анекдот, особенно плохо дело обстоит с инженерно-техническими специальностями. И когда идет кивание на Болонский процесс, я скажу, что он полностью уничтожил процесс подготовки технических специалистов. Мы становимся полигоном отсталой технологии. Если рассматривать высшее образование как отрасль, то в ней должна быть реальная конкуренция. И не надо нам 149 вузов, более полумиллиона студентов – куда их девать в экономике? Пусть это будет регулятивная с одной стороны, с другой стороны – рыночная консолидация отрасли. Сильные останутся, а слабые пусть уходят. На нашем заседании сами же медики говорили, что во многих медицинских учреждениях в отделе кадров висят объявления характера: "выпускников такого-то вуза просим не обращаться". Зачем нам такие выпускники и вузы, их выпускающие? Вспомните 90-е годы – тогда было более ста банков, сейчас из них осталось 37. И эти банки конкурируют, дают нормальные услуги, есть нормальный рынок.
За рубежом системы высшего образования воспроизводят качественный человеческий капитал, профессиональный, востребованный в отраслях экономики. Востребованность – это показатель, поэтому там высшее образование – конкурентная отрасль, часть рыночной экономики, бизнес. У нас изначально неверный прицел искажает все реформы, отсюда неэффективные бизнес-модели вузов, менеджмент, маркетинг, бизнес-процессы…".
Вот собственно об этом нынче говорят и в Национальной экономической палата "Атамекен. И не просто говорят, а выступают с конкретной инициативой о создании нового координационного совета при палате и о готовности выработать предложения по развитию учебных планов и стандартов совместно со Всемирным банком и представителями Еврокомиссии. Ну а со своей стороны, "Атамекен" намерен провести мониторинг рынков труда и разработать карту потребности в технических и рабочих кадрах в разрезе отраслей, профессий и регионов.
Насколько будут услышаны эти предложения теми, кто отвечает за корректирование учебного процесса пока не ясно. Но зато, вполне ясно другое- в течении без малого десяти лет проблема дисбаланса рынка труда и системы образования так и не сдвинулась с мертвой точки. И может дать возможность это сделать тем, кто на самом деле кровно заинтересован в появлении плеяды квалифицированных специалистов- самим промышленникам? Ведь пока что, (это опять цитата из документов подготовленных в Администрации президента РК): "Содержание образовательных программ не отвечает ни требованиям работодателей, выражающим изменения на рынке труда, ни требованиям обучающихся, стремящихся получить востребованные навыки, подкрепленные широкой базой знаний и умений. А в целом, существующая система образования не ориентирована на результат…".
Так что решение, принимать все-таки придется. Возможно сработает и предложенный правительством комплекс мер, частью которых является создание уже упомянутого выше АО ""Холдинг "Касіпкор", в задачи которого будут заложены и координационные вопросы по профтехобразованию. Но без решительного и главное – комплексного подхода с разных сторон все равно, похоже, уже будет не обойтись. Иначе, все дальнейшие разговоры о развитии и модернизации экономики и промышленности можно будет сравнить разве что с не несущими смысла кухонными пересудами


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.02.2012
Конституционный закон Республики Казахстан 29.02.2012
Глава Правительства РК запретил госорганам увеличивать штат сотрудников 29.02.2012
Выступление Министра иностранных дел РК Е. Казыханова на 19-й сессии Совета ООН по правам человека 29.02.2012
Доклад Министра Сагинтаева Б.А. на собрании депутатской фракции НДП "Нур Отан" 27 февраля 29.02.2012
Митинг на пересеченной местности... 29.02.2012
"KAZENERGY" – в такт со временем 29.02.2012
Министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев провел совещание с представителями автодорожной отрасли 29.02.2012
Наш ответ ирландским парламентариям 29.02.2012
Люди устали от митингов 29.02.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
21.09.20 Понедельник
83. ФЕДОРОВ Анатолий
79. САЗАНОВ Сатыбалды
75. ДОСМАНБЕТОВ Бакберген
74. КОБЦЕВ Алексей
72. УРМУРЗИНА Кама
70. СЕИТОВ Айтбай
69. ТАЛАСПЕКОВ Жомарт
69. ТАЛАСПЕКОВ Кадыл
69. ТАСБУЛАТОВ Абай
66. САТТЫБАЕВ Каир
65. ЕНСЕГЕНОВ Амангельды
65. КОЖАКОВ Асан
65. ТУРДАХУНОВ Мухамеджан
63. НУРПЕИСОВ Кайрат
62. АУБАКИРОВ Савет
...>>>
22.09.20 Вторник
92. УРУМОВ Тамерлан
68. КАРАГОЙШИН Калиулла
67. АБДРАХИМОВ Урал
67. НИКИТИНСКИЙ Евгений
64. АХМЕТОВ Жасулан
64. СОЛТАНБАЕВ Хасен
63. НУРИМАНОВ Максут
61. АМИРБЕКОВ Шарипбек
57. НУРМУХАНОВ Жуматай
55. ДЖУМАДИЛЬДАЕВ Ануар
54. БОРАНБАЕВ Кайрат
52. КАЛАНОВ Алишер
50. ТУЛЕПБАЕВ Самат
49. ШАЙМЕРДЕНОВ Асылхан
48. АКТАНОВ Канат
...>>>
23.09.20 Среда
78. КОПАБАЕВ Омрали
74. БЕКМАГАМБЕТОВ Мурат
72. СКРЫЛЬ Анатолий
71. ЖАНТЫЛЕУОВ Нурбай
70. ДЕЙХИН Николай
70. ПАКИРДИНОВ Мухамеджан
67. СУЛЕЙМЕНОВ Насиполла
66. ПОЛИТКИН Николай
63. ДЕМЕУОВ Марат
61. АБДИКУЛОВ Таугазы
59. АРЫН Ерлан
59. АРЫН Нурлан
58. ЕРЕЖЕПОВ Болат
58. МОЛДАБАЕВ Саркытбек
58. ШАЛГИМБАЕВ Камбар
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Top.Mail.Ru
zero.kz