Андрей Матвеев, dialog.kz, 22 февраля
Попробуем сыграть в небольшую "угадайку". Как вы думаете, сколько лет прошло с момента появления вот это цитаты: "Ключевой проблемой является несоответствие между нуждами рынка труда и системой образования в стране. В Казахстане масса юристов и экономистов, но сейчас нужны специалисты по технологиям, в том числе и в нефтегазовом секторе. Необходимо в срочном порядке развивать систему профтехобразования...". Звучит очень современно, не правда ли? А сказано было, как вы, наверное, уже догадались – достаточно давно. А точнее, без малого семь лет тому назад, во время конференции по проблемам рынка труда и качества образования, организованной Британским Королевским институтом международных отношений. Выступлений тогда было много. И все они (как и в случае с приведенной цитатой, автором которой является тогдашний заместитель председателя правления фонда устойчивого развития "Казына" (еще без приставки "Самрук"), Прасад Бамре), сводились фактически к одному – если очень срочно не будут устранены образовательные перекосы, то профессионального кризиса в республике будет не избежать. С тех пор утекло много воды. А заодно, канули в лету аж две правительственные программы, посвященные развитию и модернизации образовательного процесса, сменилось несколько профильных министров и фактически выросло целое поколение тогдашних школяров, абитуриентов и студиоузов-первокурсников. В общем, изменилось многое, кроме самой проблемы, не только оставшейся во всей своей сомнительной красе, но даже приобретшей новые острые углы и грани. Забегая чуть вперед, скажу, о том, что кое-что в этом направлении все ж таки делается. Например, в самом начале этого года, премьер-министр Карим Масимов сообщил о том, что в рамках Государственной программы развития образования создается целое АО под названием "Холдинг "Касіпкор", которое будет заниматься развитием сети колледжей мирового класса "в партнерстве с бизнес-сообществом и ведущими мировыми учебными заведениями Сингапура, Германии и Нидерландов". Кроме того, с целым рядом конкретных и весьма логичных инициатив выступила Национальная экономическая палата Казахстана "Атамекен". Кстати, в середине февраля эта общественная организация провела очередной круглый стол на тему создания эффективной системы технического и профессионального образования в РК. Мероприятие, надо отметить было отнюдь не дежурное, а очень даже предметное. Впрочем, более подробно о нем мы поговорим чуть позже, а пока постараемся взглянуть на суть проблемы что называется в комплексе, и попытаемся понять – почему же уже битый десяток лет, мозоли вырастали в основном лишь на языках ораторов, а отнюдь не на руках нового поколения высококвалифицированных работяг. Для начала, как и положено, обратимся к официальным документам. Итак, вот что говорится в справке, подготовленной еще в 2008 году в Администрации президента РК – Согласно исследованию "Спрос на навыки, рабочую силу в Казахстане", проведенному Всемирным банком в 2008 году, 63 % работодателей заявили, что недостаточный уровень образования и навыков рабочих кадров представляют собой препятствие на пути развития бизнеса. Наибольшие затруднения с нахождением квалифицированной рабочей силы испытывают крупные компании. Требования к навыкам и компетенциям специалистов постоянно возрастают: 40 % казахстанских компаний сообщили об ужесточении требований к навыкам работников за последние два года в связи с усилением норм к качеству товаров и услуг, усложнением технологий, ростом конкуренции. При подборе кадров компании больше всего ценят следующие базовые навыки: умение работать индивидуально, умение распределять время, навыки письменного и устного общения, аналитические навыки и умение решать задачи. Дефицит квалифицированной рабочей силы признан проблемой большинства отраслей экономики. В целом по республике из-за несбалансированности спроса и предложения ежегодно в среднем до 21 тысяч рабочих мест остаются вакантными. Уровень безработицы среди молодежи имеет наиболее высокие показатели в городах Алматы – 26,0 % и Астане – 16,4 %, в Мангистауской области – 13,8 %, в Костанайской области – 13,6 %, в Жамбылской области – 12,7 %. Одной из основных причин указанных проблем является низкий охват молодежи техническим и профессиональным образованием. Проблемы трудоустройства выпускников системы технического и профессионального образования усугубляются слабой информированностью потребителей, недостаточно четко структурированным рынком труда, неоправданным монополизмом, как в обеспечении занятости населения, так и в профессиональной подготовке кадров… Вот так, лаконично и емко. В дальнейшем именно этот документ лег в основу разработанной Государственной программы развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан, срок выполнения которой, заканчивается аккурат в том году. И в этой связи, можно было бы предположить, что все предыдущие три года ответственные лица работали не покладая рук, и многое из того, что говорилось в сопроводительных документах потеряло актуальность? Увы, но это было бы слишком хорошо. И лишним свидетельством того, что большая часть из предложенных инициатив так и осталась на бумаге, является как раз таки создание правительством очередной "надстройки", призванной курировать эту работу (получается что на Министерство образования как бы особой надежды уже нет) и многочисленные свидетельства того, что в общем то неплохие теоретические наработки призванные как то сбалансировать образовательно-трудовые взаимоотношения на практике до сих пор так и не заработали. Мало того, в течение последних лет Казахстан занял лишь 72-е место в рейтинге конкурентоспособности, рассчитываемом Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) и который учитывает 12 ключевых факторов конкурентоспособности, в том числе начальное и высшее образование и переподготовку кадров, а также эффективность рынка труда. При этом, наша держава ухудшила свои же и без того не самые высокие показатели показатели в сравнении с 2009 годом, когда занимала 67-е место в данном рейтинге. А если учесть, что Казахстан участвует в индексе глобальной конкурентоспособности с 2005 года и до сих пор ежегодно теряет позиции, то начинает попахивать какой-то хронической безысходностью. А теперь посмотрим на следующее, по мнению самих практикующих педагогов, кстати, неоднократно озвучиваемых на совещаниях самого различного уровня, главной системной проблемой профтехобразования в Казахстане является потеря связи образования с рынком, то есть отсутствует взаимодействие училищ и профлицеев с работодателями. Последние перестали участвовать в выработке стандартов и программ обучения, в самом процессе обучения и поддержке организаций технического и профессионального образования (ТиПО). Ведь если вспомнить, то в советское время каждое училище было закреплено за каким-нибудь предприятием, которое обеспечивало его необходимыми станками, а впоследствии брало на стажировку учащихся и в дальнейшем заботилось об их трудоустройстве. Однако за последние двадцать лет практически все заводы отказались от работы с такими учебными заведениями (свои бы немногочисленные кадры сохранить). В итоге, все было пущено на самотек, в тех же училищах не обновлялось оборудование, а в некоторых из них до сих пор работают на станках собранных в пятидесятые годы годов прошлого века. В результате, в настоящее время до 65% учебных заведений работают на морально и физически устаревшем оборудовании. А вот в промышленности обстановка несколько улучшилось. Во первых, из за необходимости элементарного подстраивания под условия рынка, при которых нерентабельные заводы и фабрики попросту обречены, во вторых, в рамках программы индустриализации, в ходе которой, предприятия все же медленно но верно модернизируют свои производства, отказываясь от старой техники и осваивая инновационные технологии. А несмотря на это, большинство профлицеев и колледжей по-прежнему выпускают специалистов, которых впоследствии компаниям приходится переобучать. А кому будут нужны выпускники, которые не могут получить практические навыки работы на нужных станках? В конце концов, здесь условия диктует рынок и обязать предприятие брать всех подряд, только для того, чтобы формально участвовать в программе занятости, наверное, будет немного затруднительно. И ведь на низкий уровень финансирования (как это было раньше принято), свалить все огрехи уже не удаться. Ведь по данным озвученным министром образования Бахытжаном Жумагуловым – расходы на образование из государственного бюджета в 2011 году составляют почти 900 миллиардов тенге – это 4,2% от ВВП республики (в 2007 году расходы РК на образование составили 3,8% от ВВП, в 2008 году – 3,1%,а в 2009 году – 3,1%). Тем самым, республика (опять таки по словам министра) – приближается к нормам, рекомендуемым ЮНЕСКО – 5-6% от ВВП. И наконец, как подчеркнул сам Бахытжан Турсынович в ходе одной очень представительной международной конференции: "По данным ЮНЕСКО, сегодня мы занимаем четвертую позицию среди 129 стран мира по Индексу развития образования…". Так что же получается – в итоге мы пытаемся обмануть самих себя, как мантру повторяя индекс соотношения затрат на образование к уровню ВВП и убеждая, что все не так плохо как кажется? Похоже, что именно так. Хотя ведь у того же Министерства образования в распоряжении есть и другие данные, согласно которым, ежегодно по техническим специальностям выпускаются около 90 тысяч человек, из которых трудоустраивается в лучшем случае процентов шестьдесят, ( это при общей нехватке как квалифицированных инженеров, так и других технических специалистов и просто рядовых рабочих). Куда деваются остальные выпускники, можно только предположить и эти предположения будут далеко не самыми веселыми и оптимистичными. А вот еще одни очень показательные цифры (кстати, на самом деле оптимистичные) – по данным министерства труда и социальной защиты, дополнительная потребность экономики в кадрах на 2012–2014 годы составляет 287 тысяч человек. Только для реализации программы ФИИР требуется привлечение 108 тысяч человек, из которых порядка 59,4 тысяч человек это работники с техническим и профессиональным образованием. В общем, наверное, продолжать говорить про степень востребованности специалистов мы больше не будем. Все ясно и так. Степень есть, а специалистов – нет. И как было резюмировано в ходе еще одной конференции представителем Национальной телекоммуникационной ассоциации и экспертом в вопросе рынка труда Евгением Малишевким: Если посмотреть перечень специальностей, утвержденный Министерством образования и науки, можно увидеть полный анекдот, особенно плохо дело обстоит с инженерно-техническими специальностями. И когда идет кивание на Болонский процесс, я скажу, что он полностью уничтожил процесс подготовки технических специалистов. Мы становимся полигоном отсталой технологии. Если рассматривать высшее образование как отрасль, то в ней должна быть реальная конкуренция. И не надо нам 149 вузов, более полумиллиона студентов – куда их девать в экономике? Пусть это будет регулятивная с одной стороны, с другой стороны – рыночная консолидация отрасли. Сильные останутся, а слабые пусть уходят. На нашем заседании сами же медики говорили, что во многих медицинских учреждениях в отделе кадров висят объявления характера: "выпускников такого-то вуза просим не обращаться". Зачем нам такие выпускники и вузы, их выпускающие? Вспомните 90-е годы – тогда было более ста банков, сейчас из них осталось 37. И эти банки конкурируют, дают нормальные услуги, есть нормальный рынок. За рубежом системы высшего образования воспроизводят качественный человеческий капитал, профессиональный, востребованный в отраслях экономики. Востребованность – это показатель, поэтому там высшее образование – конкурентная отрасль, часть рыночной экономики, бизнес. У нас изначально неверный прицел искажает все реформы, отсюда неэффективные бизнес-модели вузов, менеджмент, маркетинг, бизнес-процессы…". Вот собственно об этом нынче говорят и в Национальной экономической палата "Атамекен. И не просто говорят, а выступают с конкретной инициативой о создании нового координационного совета при палате и о готовности выработать предложения по развитию учебных планов и стандартов совместно со Всемирным банком и представителями Еврокомиссии. Ну а со своей стороны, "Атамекен" намерен провести мониторинг рынков труда и разработать карту потребности в технических и рабочих кадрах в разрезе отраслей, профессий и регионов. Насколько будут услышаны эти предложения теми, кто отвечает за корректирование учебного процесса пока не ясно. Но зато, вполне ясно другое- в течении без малого десяти лет проблема дисбаланса рынка труда и системы образования так и не сдвинулась с мертвой точки. И может дать возможность это сделать тем, кто на самом деле кровно заинтересован в появлении плеяды квалифицированных специалистов- самим промышленникам? Ведь пока что, (это опять цитата из документов подготовленных в Администрации президента РК): "Содержание образовательных программ не отвечает ни требованиям работодателей, выражающим изменения на рынке труда, ни требованиям обучающихся, стремящихся получить востребованные навыки, подкрепленные широкой базой знаний и умений. А в целом, существующая система образования не ориентирована на результат…". Так что решение, принимать все-таки придется. Возможно сработает и предложенный правительством комплекс мер, частью которых является создание уже упомянутого выше АО ""Холдинг "Касіпкор", в задачи которого будут заложены и координационные вопросы по профтехобразованию. Но без решительного и главное – комплексного подхода с разных сторон все равно, похоже, уже будет не обойтись. Иначе, все дальнейшие разговоры о развитии и модернизации экономики и промышленности можно будет сравнить разве что с не несущими смысла кухонными пересудами |