Астана. 12 марта. Kazakhstan Today
По данным Министерства образования и науки РК, в 2011 году уровень беспризорности в Казахстане снизился на 38%, передает Kazakhstan Today. Председатель Комитета по охране прав детей МОН РК Раиса Шер напомнила, что указом главы государства №1039 от 17 августа 2010 года функции по контролю и координации деятельности Центров адаптации несовершеннолетних (ЦАН) переданы Министерству образования и науки. Она сообщила, что в 2011 году в этом направлении проведена большая работа. "Таким образом, в прошлом году во всех регионах организована работа 18 центров. Услугами центров были охвачены более 3,5 тыс. безнадзорных и беспризорных семей, 680 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 88 подростков, направляемых в специальные организации образования для детей с девиантным поведением", – указано в докладе, текст которого был вчера опубликован на сайте министерства. Во всех центрах работают около 600 сотрудников, в том числе около 20 – педагогических работников. Расходы на содержание центров увеличены на 14%: с 654 млн тенге до 744 млн тенге, говорится в докладе. "В результате деятельности центров в целом по республике уровень беспризорности в 2011 году снижен на 31,7%: с 5742 детей в 2010 году до 4357 – в 2011 году", – утверждает Р. Шер. Тем не менее председатель комитета отмечает, что действующая система адаптации в центрах существенно отстает от современных подходов и оторвана от реальных потребностей детей. В центрах не развит индивидуальный подход к ребенку, контуры социальной работы пока еще просматриваются недостаточно отчетливо. Поэтому – побеги и рецидивы противоправного поведения проблемных подростков. Отсюда низкая эффективность в работе ЦАНов. Об этом свидетельствуют итоги проверок органов прокуратуры, проведенные в ЦАНах в январе текущего года, сообщила Р. Шер. "В частности, прокуратурой города Астаны установлено, что фактически функции столичного ЦАНа сведены лишь к содержанию детей, организации питания и учебного процесса. Тогда как, согласно правилам содержания детей в ЦАНах и уставу, основная задача центра – восстановление социального статуса, разработка и реализация индивидуальных программ социальной адаптации воспитанников. На момент проверки в центре находилось всего 6 детей при штатной численности сотрудников 28 единиц. То есть на 1 ребенка приходится почти 5 сотрудников. При таком соотношении можно составить и обеспечить не только программу коррекции, но и индивидуальную адаптацию, закрепив за каждым ребенком взрослого наставника. На мой взгляд, отсутствие таких подходов – следствие халатности и расхлябанности как администрации центра, так и курирующих специалистов управления образования города Астаны", – подчеркнула Р. Шер. Председатель комитета отмечает, что такие негативные факты не единичны. По ее мнению, оставляет желать лучшего деятельность работников ЦАНа Южно-Казахстанской области к нуждам и потребностям воспитанников. "Коллектив вместо того, чтобы духовно "отогреть" попадающих к ним детей, подготовить их к самостоятельной жизни, помочь им обрести нравственную и социальную опору, в течение полгода занят выяснением отношением друг с другом. В результате дети бегут из центра. Так, на сегодня зафиксировано три факта побега девочек, направляемых в спецшколу Кентау. Можно было бы предупредить такую ситуацию, если бы психологи центра предварительно встретились и обсудили бы программу адаптации с родителями девочек и психологами спецшколы Кентау, чего не было сделано, и дети остались один на один со своими тревожными мыслями, вопросами и проблемами", – сетует Р. Шер. Одной из причин низкого качества профилактической работы ЦАНов председатель комитета считает недостаточное внимание органов образования к вопросам подбора, расстановки и повышения квалификации кадров центров. "Например, в ЦАНе Мангистауской области воспитателями приняты инженер-геолог, юрист-таможенник, инженер-эколог. Низкий процент охвата курсами повышения квалификации наблюдается в ЦАНах Акмолинской (14%), Жамбылской (20%), Актюбинской (25%), Атырауской (30%), областей (для справки: республиканский показатель – 44%). Ни один сотрудник ЦАНа Алматинской области и города Жезказгана не прошел курсы. Все это, как видно из проверок прокуратуры, затрудняет и не обеспечивает на должном уровне адаптационный эффект системы профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности", – говорит Р. Шер. В докладе указывается, что органами образования не обеспечивается надлежащее материально-техническое оснащение центров. На сегодня слабая база и неудовлетворительное санитарное состояние наблюдается в ЦАНах Алматинской, Атырауской, Южно-Казахстанской, Кызылординской областей, в которых капитальный ремонт не проводился десятками лет. Ежедневно подвергаются риску воспитанники ЦАНа Жамбылской области, здание которого находится в аварийном состоянии. Практически органами образования не изучается вопрос качества и необходимой среды для воспитанников ЦАН: удобные, красивые здания, помещения и современное оборудование. Ведь создание эргономичной, полезной, для ребенка материально-технической среды ЦАНов – необходимый шаг на пути трансформации бывших ЦВИАРНов в ЦАНЫ, подчеркивает председатель комитета по охране прав детей. Р. Шер в своем докладе также поставила ряд задач, которые необходимо выполнить для улучшения работы с трудными и обездоленными детьми. |