Пресс-служба Генеральной прокуратуры, 28 марта
Сегодня под председательством Генерального Прокурора Асхата Даулбаева состоялось расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры. Было рассмотрено состояние законности оперативно-розыскной деятельности по розыску обвиняемых, скрывшихся от органов следствия, дознания и суда, без вести пропавших и лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений. На заседании также прошло предметное рассмотрение вопросов о состоянии медицинского обеспечения заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы. В работе коллегии приняли участие Заведующий Отделом правоохранительной системы Администрации Президента Алик Шпекбаев, руководители Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, министерств внутренних дел и здравоохранения. Анализ показал, что в 2011 году органами внутренних дел и финансовой полиции разыскивалось 7311 преступников, из которых 1558 объявлены в межгосударственный розыск и 60 – в международный. Принятыми мерами найдено 4640 преступников, в том числе 176 – за рубежом. Вместе с тем, по республике еще не разысканы 2266 преступников. В органах финансовой полиции эффективность розыска преступников снизилась почти на 12%. Остались не разысканными 405 лиц, в том числе 37 – совершившие коррупционные и должностные преступления, 352 – экономические. Как отмечалось на заседании, низкая эффективность розыска преступников и без вести пропавших граждан обусловлена целым рядом причин. Это, прежде всего, отсутствие надлежащего межведомственного взаимодействия, устаревшая нормативная правовая база, слабое внедрение в работу инновационных методов розыска. Одной из основных причин сложившейся ситуации является отсутствие надлежащего ведомственного контроля за работой оперативных подразделений органов внутренних дел и финансовой полиции. Прокурорами установлено в органах внутренних дел – 334, в финансовой полиции – 28 фактов несвоевременного заведения розыскных дел по вине оперативных работников. Также выявлены факты, когда объявленные в розыск лица попадали в поле зрения регистрирующих, административных и правоохранительных органов. Однако из-за отсутствия должного взаимодействия между ними своевременно не задерживались, беспрепятственно регистрировали публичные сделки, привлекались к ответственности за совершение административных правонарушений. Им же выдавались водительские удостоверения и иные документы, удостоверяющие личность. К примеру, разыскиваемый органами внутренних дел с ноября прошлого года за совершение кражи Сулейменов в январе этого года привлечен УВД г.Кокшетау к административной ответственности за распитие спиртных напитков. Турсунов, объявленный в розыск финансовой полицией за совершение лжепредпринимательства, 5 раз привлекался к административной ответственности в Астане и Акмолинской области за нарушение правил дорожного движения. По итогам обсуждения, в целях повышения эффективности розыска уполномоченным органам предложено полнее использовать возможности современных автоматизированных информационных систем, в частности, интегрированной базы данных электронного КУЗа и специальных учетов КПСиСУ по розыскным делам о без вести пропавших лицах. Кроме того, как указала коллегия, проверка по специальным учетам любого лица, привлекаемого к административной ответственности, либо обратившегося за получением документов, удостоверяющих личность, водительского удостоверения или о регистрации прав на имущество, должна стать обязательной процедурой. В этих целях поставлена задача разработки механизма предоставления регистрирующим органам удаленного доступа к базам данных о разыскиваемых лицах. Также рекомендовано более эффективно использовать информационные базы данных Национального центра бюро Интерпола, активно и заинтересованно поддерживать связь с иностранными коллегами по вопросам объявления и розыска преступников. В связи с актуальностью возмещения затрат бюджета по розыску обвиняемых признано важным разработать единые Правила расчета процессуальных издержек на розыскные мероприятия, что должно способствовать профилактике уклонения лиц от суда и следствия, а также от исполнения судебных решений. На коллегии также рассмотрены результаты проведенных органами прокуратуры проверок в сфере медицинского обеспечения осужденных, в ходе которых был выявлен ряд серьезных недостатков в организации работы медицинской службы Комитета уголовно-исполнительной системы МВД. Основной проблемой остается неукомплектованность исправительных учреждений квалифицированным медицинским персоналом, осуществление деятельности без требуемых лицензий и сертификатов. Следствием этого являются выявленные факты несвоевременного диагностирования заболеваний и назначения необходимого лечения осужденным, несоблюдения режима лечения, повсеместного нарушения санитарных норм и правил. Негативно сказывается на своевременном обследовании и диагностике туберкулеза среди осужденных нехватка специальных аппаратов, к примеру, недокомплект рентгенаппаратов составляет 46%.Несвоевременное диагностирование и направление осужденных в специализированные учреждения приводят к тому, что уровень заболеваемости туберкулезом в исправительных учреждениях в 16 раз выше, чем в гражданском секторе. После закрытия в 2010 году противотуберкулезного учреждения в Мангистауской области в западном регионе страны нет ни одного подобного учреждения. Министерству внутренних дел поручено тщательно разобраться с фактами предоставления специальными медицинскими комиссиями необоснованных заключений, послуживших основанием для отказа в освобождении осужденных по болезни. А также дать принципиальную оценку случаям необоснованного этапирования здоровых осужденных в противотуберкулезные учреждения. В целях стабилизации ситуации по заболеваемости туберкулезом коллегия рекомендовала медицинским службам КУИС принять действенные меры по устранению причин и условий, способствующих распространению инфекции, в том числе путем повышения персональной ответственности начальников учреждений за состояние работы в этой сфере. Министерству здравоохранения рекомендовано принять меры к устранению недостатков в лицензировании медицинской деятельности пенитенциарных учреждений, сертификации медицинского персонала на оказание медицинских услуг, по укомплектованию этих учреждений квалифицированными медицинскими кадрами. Службам собственной безопасности МВД совместно с другими оперативными службами предложено усилить оперативную работу по выявлению и пресечению каналов поставок наркотиков в лечебно-профилактические учреждения для осужденных, находящихся на принудительном лечении от наркомании. Перед прокурорами областей поставлена задача по усилению надзора за применением законодательства о медицинском обеспечении лиц, отбывающих уголовное наказание в исправительных учреждениях, уделяя особое внимание реализации положений государственных программ по улучшению медицинского обеспечения пенитенциарной системы. |