NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 08:49 ast
06:49 msk

Культур-мультур так и прет
Судьба народа и его культурно-нравственное развитие – эти темы давно и железно отданы в руки казахской прессы. Погрязшие в сиюминутных событиях, выяснениях политических отношений, экономических и социальных коллизиях русскоязычные коллеги оросить указанное поле никак не поспевают…
02.04.2012 / политика и общество

Манкурт ШАЛАКАЗАХОВ, www.spik.kz, 30 марта

Судьба народа и его культурно-нравственное развитие – эти темы давно и железно отданы в руки казахской прессы. Погрязшие в сиюминутных событиях, выяснениях политических отношений, экономических и социальных коллизиях русскоязычные коллеги оросить указанное поле никак не поспевают. В казахскоязычных СМИ рождаются глашатаи нравственности, рупоры духовности, блюстители моральных устоев, которые точно знают, куда, зачем и как должен двигаться народ. Только вот иногда почитаешь выдержки из выступлений некоторых особенно любимых казпрессой "столпов", да и задумаешься над классическим изречением – альтернативно мыслящим грамота во вред.
Запретить буквально все: женщинам красить губы, мужчинам смотреть на женщин, детям рисовать сердечки и слушать западную музыку, отменить точные науки, выбросить законы биологии и обязательно возродить цензуру – такова мечта особо одаренных мыслителей. Едва ли даже Сталин и Гитлер признали бы с ними свое идейное родство, при рейхе, тем более, при союзе определенные вольности вполне дозволялись. Народ плодился и размножался, красил, кошмар какой, губы, носил "развратные" юбки и штаны, слушал и смотрел всяческое непотребство. Тут копай глубже – во времена религиозного мракобесия, когда шаг влево-вправо – виселица автоматом. Нетерпимое, категоричное, абсолютно замкнутое на себе общество, не допускающее любого влияния извне, опирающееся на замшелые и субъективные постулаты предстает перед читателями в качестве так называемого "казахского идеала". С постулатами, впрочем, хуже всего: мыслители зачастую не могут договориться о простейших вещах, тем паче, скажем, разобраться с религией и определить, что они исповедуют. Именно под прикрытием громких имен взращивается на нашей почве эдакий псевдомусульманский микс, сотканный из нагромождения неграмотных теорий.
Клевета, скажете? Некий сенатор, ранее в странных выражениях славословящий президента, разом призвал порушить кучу статей Конституции, вернуть дискриминацию женщин, и вообще, айда в каменный век. Буквально неделю назад сенатор Жабал Ергалиев подал запрос на имя премьер-министра РК Карима Масимова, в котором озвучил предложение установить государственный контроль над воспитанием казахских девушек и ограничить их выезд за рубеж, дабы предотвратить возможность их брака с иностранцами. По мнению сенатора, существует угроза уничтожения генофонда нации западной культурой. Далее отец народа погромил обилие "голых телес" на телевидении и в кино, и засилье конкурсов красоты, где девушки выступают в виде, неподобающем, по его мнению, казахской девушке. Еще сенатор предложил, чтобы организация подобных конкурсов санкционировалась государством, и проводилась только в национальных костюмах, что "будет способствовать формированию их тенденции и культуры". Ну да, уже арабки из самых ортодоксальных стран выступают в спортивных состязаниях без хиджабов, а некоторые и форму надели, но Казахстан должен быть впереди планеты всей.
Этим Жабал Ергалиев не ограничился. Мало запретить ездить за кордон на отдых или за женихом, не приведи господь, учиться в "развратных" странах тоже нельзя. Сенатор предложил правительству запретить выезд казахским девушкам за рубеж для получения высшего образования. Чтобы невесты дома не скучали, он надумал отгрохать еще один "ЖенПи" в Астане. "Такие вузы позволят девушкам получить правильное воспитание и привить им казахские национальные ценности, что в дальнейшем будет способствовать созданию благополучных семей", – уверен сенатор. Можно ли ездить за границу неказахским девушкам, г-н Ергалиев не пояснил. Также он едва ли задумался о том, что пресловутый "ЖенПи" в свое время побил все рекорды по так осуждаемому поборником нравственности разврату, да и матерей подброшенных в детдома детишек там училось и учится немало.
Сохраняет генофонд и ограничивает тлетворное влияние Запада Жабал Ергалиев давно и в поте лица – с января 2005 года является главным редактором областной (Кокшетау) газеты "Арќа ажары". В стенах парламента он прославился довольно неоднозначным выступлением на тему вручения президенту государственной награды. "Президент тоже человек. Сердце, которое есть у нас, есть и у президента! И он тоже волнуется! Однако наши волнения и волнения президента – это совсем разное. А волнение президента и волнение страны – это одно и то же. Мы исполним мечту всего нашего народа, присвоив человеку "Халық Қаhарманы"! – высказался сенатор зимой 2011. Весьма достойное для политика заявление, а учитывая, что за свое бдение в сенате г-н Ергалиев получает приличные деньги, можно было б ожидать от него не только порывов запереть девушек в "женских вузах".
В ту же степь ведет другой моральный просветлитель, а также традиционный герой казахской прессы, экс-депутат Мажилиса Бекболат Тлеухан, размах его деятельности на благо нравственности воистину впечатляет. У г-на Тлеухана вообще, что ни слово – то перл. Лауреат массы премий и наград за "вклад в культуру", в частности, призывает отменить преподавание теории дарвинизма в школах. В январе 2011 года тогда еще народный избранник заявил, что "одновременно преподавать в школах и религиоведение, и теорию эволюции Чарльза Дарвина непоследовательно". Министру образования Жумагулову было предложено определить, какой теории происхождения человека мы обучаем детишек – теократической или сугубо материальной? "Мы заморочили детям головы. Давайте же будем происходить или от обезьяны, или из глины. Надо или убрать религиоведение, или оставить преподавание дарвинизма, а то получается, что мы обманываем детей и они запутались", – возмущался апологет духовности. Также безапелляционно, как и его коллега отказывает казахским девушкам в способности самостоятельно сохранять свои моральные устои, мажилисмен отказал казахстанским детям в праве изучать мировое культурное наследие. Бекболат Тлеухан призвал убрать из школьного курса русскую и античную мифологию. "Тексты книги преподносятся как абсолютная истина... Сначала наших детей запугивают всякими чудовищами, хоббитами, наказанием множеством злых или не очень добрых божественных существ. Здесь демоны, русалки, домовые, а также среди них Купидон, Эрот, Гименей, Зевс, Гера, вампиры, шайтан, дьяволы и прочие. Потом плавно переходят к откровенной пропаганде христианства и язычества, завуалировав все это под библейскую мифологию", – сказал депутат. Вот и впрямь – "смешались в кучу кони, люди".
Громы и молнии метал мажилисмен в адрес "неправильного оформления" школьных дневников, наказывая ликвидировать с обложек статую Свободы и певца Диму Билана. Кстати, в качестве альтернативы Билану законотворец предлагал помещать на обложки фото Мухтара Шаханова…бедные дети, им повезло, что чаянья ярого нацпатриота не разделяют в правительстве. Досталось от Тлеухана и празднику Св. Валентина, также он буквально размазал коллегу-депутата Бердонгарова, неосмотрительно поздравившего Мажилис с 23 февраля. Разумеется, под лозунгом "казахам та армия не нужна". То, что в Красной армии, так ненавидимой депутатом, воевали Алия Молдагулова, Маншук Маметова, Бауржан Момыш-улы и еще тысячи казахов, очевидно, для борца за чистоту помыслов не аргумент. А уж какие нападки пережили по милости его ораторского таланта отечественные режиссеры, страшно вспомнить. Вот как заклеймил Бекболат Тлеухан молодежную комедию "Кайрат-чемпион – девственник №1". "Не совсем приглядная картина о жизни нашего народа в этом фильме. И это очень печалит нас, потому что все думают, что наш казахстанский народ действительно так и живет. В фильме идет речь о молодом парне, который катается на дорогих автомобилях и ведет легкомысленный образ жизни. Ни один сюжет этого фильма не содержит нравственного и духовного богатства". Между тем, комедия собрала отличные сборы в прокате, что для нашего кино редкость. Вероятно, народному избраннику хотелось бы, чтобы молодые люди сохраняли "духовное богатство" исключительно по рецепту самого депутата. То есть, сидели бы в парламенте и изрекали истины позавчерашнего дня, а казахстанское кино пусть остается на задворках мирового кинопроката.
Никак иначе не интерпретировать нападки Тлеухана на фильм Ермека Турсунова "Келiн" ("Невестка") – ленту, попавшую в шорт-лист премии "Оскар". Такому патриоту, как наш депутат, радоваться бы за успех соотечественника, ан нет. Бекболат Тлеухан тут же обрядился в привычную такого калибра деятелям тогу, то есть, пардон, в малахай, защитника казахских женщин и девушек, и пошел рубить с плеча. Народный избранник назвал все, что показано в картине, признанной киноакадемией, "клеветой на казахскую историю". Вот, о чем, по мнению депутата, рассказывает зрителям "Невестка" и ее создатель Турсунов. "Свою "киношку", в которой ты поглумился над казахской девушкой, ты назвал "гимном, посвященным казахским девушкам". На что ты замахнулся?! Чтоб тебе пусто было, Ормек! Что такое гимн и кто такой ты! Запомни, Ормек! У казахов не принято воспевать шлюху, путающуюся с кем попало. Ты знаешь, что сделал отец Абая Кунанбай-хаджи со снохой и ее свекром за прелюбодеяние? Не знаешь, Ормек! Это не твой уровень знаний! Так знай же! Их повесили на верблюде, сбросили с горы и забросали камнями. Таков казахский приговор развратникам!". И далее он возмутился: "Этот Ормек опозорил нас с этой козой! … Он оправдывает мастурбацию. Какая невоспитанность! Вершина безродности. Какая грязь!".
Как говорится, не так страшен черт, как те, кто его разглядывает и толкует. Если у человека на уме грязь, козы и мастурбация, то их он и видит. Ну, а мировые знатоки кино и просто зрители увидели в "Невестке" ту самую поэтику древних тюрков, бескрайние снега, яркие краски горных пейзажей, вечную историю любви и смерти. К тому же, по числу откровенных сцен "Невестка" не дотягивает до обычного вечернего телерепертуара. Тут уж только руками развести и посочувствовать обличителю пороков – каждый замечает то, что ему ближе. Настораживает другое. Создается впечатление, чтоб дай г-н избраннику волю, он бы ввел такие кары за нарушение одному ему ведомых моральных норм, что и ревнители шариата в арабских странах испугались бы. Губы красишь, юбку короткую надела, на мужчин смотришь – побить камнями и дело с концом. Также вызывает тревогу, что радеющая за судьбы молодежи казахская пресса с охотой тиражирует подобные призывы.
Еще одна лента, на которую обрушился депутатский гнев, стала комедия "Ирония любви", снятая "Казахфильмом" совместно с российской компанией "Интерфест".
Г-н Тлеухан сделал запрос министру культуры, возмущаясь тем, что по сюжету фильма казашка влюбляется в европейца. Мажилисмен посчитал, что это "задевает честь и достоинство казахской женщины". Также Бекболат Тлеухан обратил внимание властей на рекламный щит одного из банков, где изображена девушка и "прильнувший к ней мужчина". "Это нарушает менталитет восточной женщины", – отрезал избранник. И потребовал от Министерства культуры разобраться, "кто создает эти рекламы" и "почему казахских женщин выставляют на посмешище". При этом обвинения в неприкрытом расизме Тлеухан отверг, зато в одном из интервью призвал ввести цензуру на видеопродукцию. С дубиной наперевес защищать духовность и культуру, вероятно, спокойней.
На счету Бекболата Тлеухана масса подобных заявлений, некоторые из них можно признать дискриминационными, националистическими и попросту несостоятельными. К серьезной дискуссии депутат обычно не склонен, и свою полемику с государством относительно закона о религии свел к придиркам и мелочам, в частности, долго домогаясь, сколько раз отправляют намаз чиновники-авторы законопроекта. Та же казахская пресса постаралась интересными красками разрисовать религиозный и морально-нравственный портрет самого "гуру".
Независимый аналитик Жанибек Бектурганов в своей статье "Б.Тлеуханов ваххабит или не ваххабит? Вот в чем вопрос!" приводит любопытные цитаты и факты о не слишком известной стороне жизни экс-депутата. Корни этой полемики лежат также в казахской прессе, в частности, на страницах газеты "Жас Алаш". На одной из встреч, где, по утверждению аналитика, Тлеухан недвусмысленно озвучил свои религиозные взгляды, велась запись. Бектурганов предложил вниманию общества отрывок из выступления, переведенного на русский:
– Почему мы остались под русскими? Почему узбеки остались под русскими? Почему киргизы сейчас превратились в тряпку? Почему Азербайджан в таком угнетенном положении? Почему в Египте угнетающая обстановка? Давайте говорить прямо, ребята, основным ответом на все эти вопросы может стать мусульманское государство. Людей в этих местах мы называем мусульманами. Однако в целом в обществе нет обладателей единобожия, нет единобожия в этих странах. Потому что там, к примеру, Сирия была полностью столицей суфизма, в Ливане и Ливии полностью суфизм, все эти Хизб-ут-тахрир и прочие беды исходят оттуда. Почему в Египте царит нищета, да потому что он под властью Ихуан Муслимин. А в действительности есть одна страна, где единобожие сохранило свой истинный смысл. Это страна – Саудовская Аравия, где в 18 веке с появлением Абдуль Ваххаба воцарило истинное единобожие. Затем это учение оказало позитивное влияние на пять-шесть соседних стран, таких как Эмираты, Кувейт, Йемен. И по причине единобожия Всевышний Аллах вывел там нефть и другие богатства, – считает, оказывается, Бекболат Тлеухан.
– Вы не думайте, что в Пакистане хорошо или в другой стране. Мы не можем сказать, что они не мусульмане, но там нет истинного единобожия. Там где будет истинное единобожие, там не будет несчастья. Они никогда не останутся под ногами кафиров, – добавляет он. Значит, кафиры, ваххабизм и прочие прелести, с которыми наше светское государство старается бороться, справедливо полагая разделение общества и деструктивную религию основными причинами терроризма. Далее в статье Бектурганов приводит доказательства связей Тлеухана с адептами и наставниками ваххабитов, многие из которых преследуются в разных странах за террористическую деятельность. Доказательства общения экс-избранника с ваххабитами привел и профессор Мекемтас Мырзахметов, рассказав на одной из конференций о некой встрече с последователями этого учения в Таразе, на которую Тлеухан "привел 20 человек". Друзья моралиста, судя по всему, профессора здорово напугали.
Особенности казахской прессы лучше всего критикуют сами казахи, а ведь большинство, как бы ни хотелось г-дам Ергалиеву, Тлеухану и иже, вовсе не желают возврата к юртам и побиванию девушек камнями. "В казахскоязычной прессе больше внимания уделяется истории, культуре, мистике, социал-утопизму, необходимости запрета на куплю-продажу земли. Если темы все-таки пересеклись (с русскоязычной прессой – ред.), как в случае с монументом "Казак ели", то русскоязычная пресса задается вопросом, зачем потратили деньги, а казахскоязычная пишет об оскорблении национального сознания. То есть событие одно, но коннотации разные", – констатирует политолог Айдос Сарим.
Резкой критике нациздания подверг и Лукпан Ахмедьяров, журналист газеты "Уральская неделя", до настоящего свободолюбия которого нашим "борцам", как до луны. По его мнению, казахская пресса консервативна, не оставляет простора для дискуссий, альтернативных точек зрения, вообще не склонна предлагать какой-либо выход из проблем. "Это сказывается и на подборе тем. Беглый обзор казахской прессы показывает, что приоритет отдается материалам, в которых авторы размышляют о духовности и национальной самоидентификации. При этом я хотел бы обратить внимание на то, что больше половины их аудитории проживает в сельской местности. А казахские села переживают не самые лучшие времена. Распределение бюджетных средств, местное самоуправление, сельский бизнес, безработица, преступность – вот список явных тем, которые выявляются только при поверхностном знакомстве с сельской жизнью. Но, читая казахские газеты, я не встречал еще ни одного репортажа (на мой взгляд, самого объективного жанра в журналистике) из села. Как правило, любимые жанры моих казахскоязычных коллег – это огромные тексты на разворот с некой претензией на литературность. И это неудивительно, потому что среди многих казахскоязычных журналистов до сих пор жив стереотип, что настоящий журналист – это всегда немного поэт и прозаик, а в худшем случае – общественный деятель. Может быть, поэтому журналисты в казахскоязычных изданиях и их читатели воспринимают прессу как духовного наставника и учителя. Худшие традиции советской журналистики, когда представители этой профессии играли в обществе роль общественных лидеров, а газета была трибуной, доступ к которой был строго ограничен, до сих пор сохранились в казахскоязычной прессе", – пишет Лукпан Ахмедьяров.
Давайте будем вариться в собственном соку, а сетуя, скажем, на засилье российских и западных передач на ТВ, обломаем крылья каждому соотечественнику, посмевшему чуть подняться над культурным болотом, отмечает Лукпан. Яркие примеры таких расправ с "развратниками" – истории "Невестки" и скандал с рекламой сайта Гульжан Ергалиевой. "Например, Гульжан Ергалиева снялась обнаженной для раскрутки своего сайта. Тут же казахскоязычная пресса в праведном гневе подвергла героиню жесткой обструкции. Письмо 138-ми о лишении русского языка статуса второго языка в стране вызвало дружное одобрение, и газеты запестрили размышлениями авторов о том, что казахский язык в своей стране стал нелюбимым пасынком. Обсуждение терактов в Атырау и Таразе плавно переросло в осуждение казахских девушек, одетых в хиджаб. Примеров много, и нет смысла приводить их все. Главное здесь в другом: риторика казахскоязычных газет отличалась эмоциональностью и единодушием, которое ошибочно было расценено как объективность", – подчеркнул журналист.
Власти привыкли не слишком вмешиваться в то, о чем пишет казахская пресса и каких героев она поднимает на щите. Сравните только приблизительную статистику исков к русскоязычным журналистам и их казахским коллегам. Трудно вспомнить о какой-либо "титульной" газете, закрытой по причине "разжигания" розни или призывов к свержению строя. Как мы видим даже по скромной подборке цитат и того, и другого в материалах казпрессы может оказаться немало. И главное, не пора ли задаться вопросом, куда ведут народ всевозможные проводники национальной морали?


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 28.04.2012
Послание-"Доступное жилье-2020"-Мажилис 28.04.2012
В Астане секретари Совбезов ОДКБ обсуждают совместные меры по противодействию угрозам 28.04.2012
По совокупности баллов 28.04.2012
Лишь 20% работающих казахстанцев могут позволить себе купить жилье по рыночным ценам 28.04.2012
В ближайшее время начнутся работы по благоустройству "Арбата" 28.04.2012
Подведены итоги работы Общественных приемных НДП "Нур Отан" в первом квартале 28.04.2012
80 лет исполнилось пограничной Академии КНБ РК 28.04.2012
Незамужние казахстанские женщины пожаловались депутатам Парламента 28.04.2012
Аэропорты и авиакомпании Казахстана должны соответствовать международным стандартам качества 28.04.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
73. КОСАНОВ Жумаш
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz