Алма Бейсембаева, "Юридическая газета", 3 апреля
Отступать от мега-проекта авторы идеи не намерены, но и любители природы тоже не собираются уступать. Строительство горно-лыжного курорта они называют абсурдом и приводят все доводы "против". Для склонов Кок-Жайляу характерны небольшие уклоны, всего 10-15 градусов, что снижает интерес к ним лыжников, привыкших к более крутым и отвесным спускам. Неудобны они и в плане своей небольшой протяженности, всего 150-200 метров. Другой изъян – густая сеть многочисленных русел ручьев, которые в период интенсивного таяния снега и ливневых дождей наводняют склоны плато, усложняя гидрологическую ситуацию. Для их отвода требуются строительство дренажных сооружений, создание специальных инженерных устройств в виде переездов, эстакад, насыпей, чтобы при строительстве и эксплуатации трасс предотвратить эрозию склонов. Все это, несомненно, увеличит затраты, нерациональные эксплуатационные расходы. Специалисты отмечают, что, несмотря на обилие ручейков, в этой местности наблюдается острый дефицит питьевых источников, за исключением небольшого ручья, потенциал которого ни в коей мере не покроет нужд в водоснабжении крупного курортно-гостиничного комплекса. Учитывая высоты плато от 2350 до 1800 м, наблюдается быстрое стаивание снежного покрова, для его поддержания потребуется создание целой системы искусственного снегопроизводства. А где для этого взять воду? Более крутые склоны г. Кумбель, доходящие до 35 градусов, примыкают к плато с юго-востока, чрезвычайно лавиноопасны, это, в свою очередь, приведет к незапланированным расходам на противолавинные системы. Обследования показали, что из-за разобщенных склонов, небольших по протяженности, невозможно создание единой, связанной системы трасс, с одним-двумя подъемниками. Это вынудит построить для каждого склона отдельный подъемник, что в итоге выльется в огромные капиталовложения и скажется на рентабельности курорта. Недопустимо и то, что при сооружении горнолыжных трасс придется вырубить большое количество хвойных деревьев. Для неблагополучной экологии Алматы это смерти подобно. Задумывались ли авторы проекта, что для создания фешенебельного курорта необходимы его инженерное обеспечение, многокилометровые сети инфраструктуры – от водопровода и канализации до электроснабжения. А во что обойдется государственной казне прокладка автомобильных и технологических дорог? Общество "Зеленое спасение" выразило обеспокоенность по поводу увеличения в перспективе нагрузки на экосистему среднегорной зоны. Ведь именно здесь обитают "краснокнижные" представители флоры и фауны, которые весьма и весьма чувствительны к техногенному воздействию. Огромный лесоповал, который случился при штормовом ветре в горах Заилийского Алатау – разве это не тревожный сигнал нарушения экологического баланса? Проект обещает стать убыточным – Кок-Жайляу не сможет соперничать по качеству своих горнолыжных трасс из-за рельефа склонов с диагональной, косой направленностью, уклонами и влажностью снега с существующими трассами Чимбулака. По этим и другим причинам создание на территории Кок-Жайляу крупного спортивно-туристического комплекса вызывает стойкое негативное общественное мнение. Защитники природы высказывают свои сожаления по поводу возможной потери уголка дикой природы, который служил прекрасным местом досуга, дарил алмаатинцам прогулочный и созерцательный отдых. Участники общественного движения в защиту Кок-Жайляу предлагают альтернативу – организовать здесь летний спортивно-туристический комплекс с пешеходным туризмом, конными прогулками. Можно оставить часть зимнего отдыха, используя для этого на склонах Кумбеля две-три небольшие горно-лыжные трассы. Значительные капиталовложения и низкая рентабельность при строительстве крупного горнолыжного комплекса, несомненно, потребуют длительного периода для возврата инвестиций, что тоже под большим вопросом. Поэтому тем радетелям развития отечественного туризма, настаивающим на необходимости строительства горно-лыжного комплекса, все же не мешало бы изучить другие, более перспективные площадки и варианты строительства под зимние виды отдыха. Как говорится, лучше семь раз отмерить, потом уже отрезать. Экологическое общество требует независимой общественной экспертизы проекта. И это можно поддержать двумя руками. Ведь речь идет о деньгах налогоплательщиков, поэтому люди вправе высказать свое мнение, с которым власти должны считаться. Не мешало бы провести общественные слушания, учитывая, что земля и недра – народная собственность. Ставя подпись в защиту плато, все энтузиасты этого движения высказываются против создания в чудном природном уголке международного курорта. Трудно представить, что заповедную тишину нарушат шум и гомон канатно-кресельных дорог, гостиниц, ресторанов, торгово-развлекательных центров и полей для гольфа. Все это хозяйство будет сооружаться на государственные средства. А потом на готовенькое придут частные инвесторы. Им останется самая "малость" – застроить курорт коммерческой и жилой недвижимостью! Знакомая картина, не правда ли? И нет гарантий, что больше всего привлекает их – горно-лыжный курорт или дорогостоящие виллы частных владений? Лишатся ли алмаатинцы своего излюбленного уголка? Простят ли нам это наши дети и внуки? Сбор подписей в защиту национального парка продолжается. И в этом движении все громче звучит голос именитых людей. И хочется отдельно отметить гражданскую позицию серебряного призера Олимпийских игр в Ванкувере 2011 года по биатлону, чемпионки зимних Азиатских игр 2011 года Елены Хрусталевой, выступившей против строительства горнолыжного комплекса в Кок-Жайляу и профессионально обосновавшей свое мнение: "Это урочище не подходит для профессиональной трассы, так как там недостаточная длина и неподходящий рельеф. Вспомним, что для VII зимних Азиатских игр, которые прошли в Алматы в 2011 году, на Чимбулаке усложняли и переделывали трассу, чтобы она соответствовала международным стандартам. А Кок-Жайляу находится ниже, склоны более пологие, снег там лежит 2-3 месяца в году. Это место не подойдет даже для соревнований юниорского уровня, о международных соревнованиях там не может быть и речи". |