Пресс-служба Министерства экономического развития и торговли РК, 24 апреля
24 апреля текущего года, на заседании правительства, с докладом о концептуальных подходах развития государственно-частного партнерства (ГЧП) выступил Министр экономического развития и торговли Республики Казахстан Б.Сагинтаев. Институт государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) в Казахстане, как форма взаимодействия государства и бизнеса, получил свое развитие с 2006 года с принятием Закона "О концессиях" и разработки необходимой нормативно-правовой базы. В настоящее время реализуется 6 концессионных, из которых 3 объекта концессии находятся на стадии эксплуатации, 3 на стадии подготовки. Однако, как отметил Б.Сагинтаев, в последние годы развитие ГЧП в Казахстане сдерживается по ряду причин. Первое. Начало подготовки и реализации проектов ГЧП совпало с мировым финансовым кризисом в 2008-2009 годов, что скорректировало планы развития ГЧП в Казахстане, прежде всего в автодорожной отрасли. Второе. Действующее законодательство не позволяет применять различные виды контрактов ГЧП, используемые в мировой практике, ограничены сферы применения ГЧП в социальной сфере и ЖКХ, усложнены процедуры подготовки и реализации проектов. "Это сдерживает привлечение иностранных и отечественных инвестиций в социально-значимые сектора экономики" – резюмировал Б.Сагинтаев. В связи с этим предлагается реализация мер по следующим направлениям: 1. Расширение финансовых механизмов реализации ГЧП проектов. Для создания стимулов по привлечению прямых инвестиций и защиты прав кредиторов, по поручению Главы государства, в этом году принят Закон по вопросам проектного финансирования. В соответствии с мировой практикой предлагается для социально-значимых, но неокупаемых проектов внедрение нового механизма реализации ГЧП проектов – "Платы за доступность оказываемых услуг". Данный механизм предусматривает, что концессионер обеспечивает строительство и эксплуатацию объекта, при этом право взимания платы с потребителей государство оставляет за собой. Областью применения данного механизма являются неокупаемые проекты по строительству и эксплуатации автодорог, школ, детских садов, больниц, поликлиник. Большой интерес для инвесторов представляют проекты в сфере естественных монополий. В связи с этим, прорабатываются вопросы тарифообразования услуг для концессионеров на долгосрочный период. 2. Второе. Внедрение новых видов контрактов ГЧП. Предлагается расширить линейку контрактов ГЧП на управление и аренду, совместную деятельность, использование объектов, находящихся в частной собственности. По объектам, находящимся в частной собственности, будут выплачиваться долгосрочные арендные платежи за использование объекта концессии. Для реализации контрактов на управление предусматривается введение нового финансового механизма – "вознаграждение за управление объектом концессии". Данный механизм может быть использован при модернизации и последующем управлении объектами государственной собственности (административные здания, больницы, детские сады и др.). Также предлагается создание возможности комбинирования любых видов контрактов, применяемых в международной практике (BOT, BOO, DBFO и прочих) *, с учетом особенностей проектов (отрасль, сроки реализации, схема финансирования и т.п.). 3. Расширение сфер применения ГЧП. Предлагается снятие ограничений на передачу в концессию следующих объектов: медицинского назначения, за исключением организаций в сфере службы крови, профилактики ВИЧ/СПИД, медицины катастроф; организаций среднего общего образования; социальной защиты населения; водоподготовки и водоснабжения. 4. Упрощение процедур подготовки и реализации ГЧП проектов. Предлагается ввести механизмы отбора концессионеров по принципу предварительной квалификации, основанной на опыте компании применения двухэтапного конукрса. То есть, на первом этапе отбираются лучшие технические решения, на втором, лучшее ценовое предложение. Для менее сложных проектов предусматривается подход, основанный на применении типовых проектов и упрощенных процедур (детские сады, поликлиники, общежития). 5. Институциональная поддержка реализации ГЧП проектов Предусматривается внедрение 2-х уровневой системы поддержки реализации ГЧП проектов, в зависимости от их масштаба и капиталоемкости. Для сопровождения крупных и капиталоемких инфраструктурных проектов ГЧП предлагается привлекать международные финансовые организации. Для реализации региональных проектов ГЧП, предлагается шире использовать потенциал отечественных инвесторов. Будут разработаны стандартизированные концессионные модели для соответствующих отраслей, типовые контракты и финансово-экономические модели (расчеты), а также "дорожные карты" для потенциальных инвесторов и государственных органов. Для подготовки и сопровождения региональных проектов ГЧП предлагается рассмотреть несколько вариантов решений: – создание самостоятельных региональных центров ГЧП по примеру Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей; – возложение указанных функций на социально-предпринимательские корпорации. При этом, методологическую поддержку государственным органам и вышеназванным структурам будет оказывать Казахстанский центр ГЧП. В результате, для отечественных инвесторов участие в проектах ГЧП станет альтернативой ежегодным государственным закупкам, обеспечивая долгосрочный бизнес, а для государства – развитие сектора услуг. В целом развитие ГЧП должно снизить нагрузку на бюджет, обеспечить привлечение частного сектора для оказания общественных услуг.
*Справочно. BOT (Build-Operate-Transfer – "строительство-эксплуатация-передача") BOO (Build-Own-Operate – "строительство-владение-эксплуатация") DBFO (Design-Build-Finance-Operate – "проектирование-строительство-финансирование-эксплуатация"). |