NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 03:31 ast
01:31 msk

В Мажилисе на правительственном часе заслушан доклад Минфина
По состоянию на 1 января 2012 года валовый внешний долг Казахстана, включающий в себя государственный долг и долги субъектов всех форм собственности составил 123,8 млрд. долл. США или 66,6% к ВВП…
15.05.2012 / политика и общество

Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 14 мая

"Управление государственным, гарантированным государством и квазигосударственным долгом".
Правительственный час на эту тему состоялся сегодня Мажилисе под председательством вице-спикера Бактыкожи Измухамбетова. С докладом перед депутатами выступил министр финансов Болат Жамишев (тезисы):
Мировой финансовый кризис затронул практически все страны мира, оказав воздействие в разной степени на экономики развитых и развивающихся стран.
Причиной финансового кризиса стала агрессивная кредитная политика как государственного, так и частного секторов, что привело к росту внешних долгов стран мира за довольно короткий промежуток времени.
По состоянию на 1 января 2012 года валовый внешний долг Казахстана, включающий в себя государственный долг и долги субъектов всех форм собственности составил 123,8 млрд. долл. США или 66,6% к ВВП.
Внешний долг всех стран в совокупности оценивается в 59,4 трлн. долл. США. В сравнении со странами мира Казахстан по объему долга занимает 36 место. По отношению к ВВП внешний долг всех стран в совокупности оценивается в 98%. В данном ранжировании Казахстан занимает 43 позицию.
Для оценки долговой нагрузки наиболее типичным индикатором долга служит отношение долга к ВВП. Рассматривая состояние валового внешнего долга страны в динамике следует отметить, что за последние годы долг к ВВП снизился до уровня 10-летней давности.
Структура валового внешнего долга выглядит следующим образом:
– государственный долг составляет 5 млрд. долл. США или 4% от валового внешнего долга;
– долг квазигосударственного сектора – 21 млрд. долл. США или 17% от валового внешнего долга;
– долг банков второго уровня – 8 млрд. долл. США или 7%;
– и долг корпоративного сектора – 90 млрд. долл. США или 72%.
Таким образом, в структуре валового внешнего долга "львиную" долю занимает корпоративный сектор, долг которого составляет 90 млрд. долл. США. Из них 60 млрд. долл. приходится на долю межфирменной задолженности, которая является частью прямых иностранных инвестиций и представляет собой обязательства резидентов перед их зарубежными участниками и зависимыми (аффилиированными) предприятиями.
В этой связи, риск давления на государство со стороны внешних кредиторов в связи с проблемами погашения межфирменной задолженности крайне низок, так как в данном случае кредитор, участвуя в управлении деятельностью заемщика, разделяет ответственность за его неплатежеспособность.
Поэтому принято рассматривать валовый внешний долг, исключая межфирменную задолженность. В таком случае его объем составляет 64 млрд. долл. США или 34% к ВВП.
Что же касается государственного долга, то на протяжении последних лет объем находится на приемлемом уровне. Фактические уровни индикаторов государственного долга находятся в зоне допустимых значений и не вызывают опасения.
Согласно отчету Всемирного Экономического Форума за 2011-2012 годы Казахстан в Индексе глобальной конкурентоспособности по показателю "Государственный долг" занимает 12 место.
Правительственное заимствование осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РК в целях финансирования дефицита республиканского бюджета.
Заимствование Национальным Банком осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан о Национальном Банке. В настоящее время структура долга представлена в виде краткосрочных нот Банка, выпускаемых для регулирования денежной базы в обращении.
В соответствии с действующим бюджетным законодательством местные исполнительные органы (МИО) вправе заимствовать у Правительства, долг которых не входит в состав государственного долга. Кроме того, МИО гг.Алматы и Астана допускается выпуск государственных ценных бумаг для обращения на внутреннем рынке для финансирования дефицита бюджета соответствующего города.
В связи с этим, для управления долгом определены и используются следующие индикаторы долга:
1) отношение государственного долга к ВВП (не выше 60%).
В настоящее время, отношение государственного долга к ВВП находится на приемлемом уровне – 12%. Рост правительственного долга обусловлен дефицитом республиканского бюджета. Поскольку республиканский бюджет утверждается с дефицитом, рост правительственного долга является закономерным;
2) отношение платежей по обслуживанию правительственного и гарантированного государством долга к доходам республиканского бюджета, т.е. долговая нагрузка.
При текущих уровнях инфляции и ставок процента долговая нагрузка на бюджет находится на приемлемом уровне, которая сложилась в 2011 году на уровне 8,9% (ограничением является 15%-ный рубеж);
3) корреляция адекватного уровня заимствования с накопленными активами Национального фонда РК.
В целях предотвращения замещения средств Национального фонда правительственным заимствованием действующей Концепцией формирования и использования средств Национального фонда предусмотрено, что ежегодные расходы на обслуживание правитель-ственного долга не должны превышать ежегодный условный фиксированный инвестиционный доход Национального фонда в 4,5%.
Данное ограничение соблюдается, превышение его в среднесрочном периоде не прогнозируется.
Однако на фоне низкого уровня государственного долга растет долг квазигосударственного долга, в частности долги национальных холдингов и национальных компаний. Если государственный внутренний и внешний долг составил 22 млрд. долл. США или 12% к ВВП, то только внешний долг квазигосударственного сектора составил 21 млрд. долл. США или 11,5% к ВВП.
В настоящее время опасения вызывают риски, связанные именно с долгом субъектов квазигосударственного сектора. Эти субъекты могут стать источником фискального риска из-за безконтрольного роста обязательств, просроченных платежей, дефолта, а также возможной субсидиарной ответственности государства и необходимости предоставления помощи со стороны государственого бюджета.
Согласно действующей Концепции по управлению государственным и валовым внешним долгом, одобренной Указом Президента РК от 29.12.06г. №234, в процесс управления долгом вовлечен ряд государственных органов.
Министерство финансов обеспечивает выполнение государственной политики по государственному и гарантированному государством долгу, ведет его мониторинг.
Национальный банк обеспечивает выполнение государственной политики по долгу организаций финансового сектора, и проводит, в целом, оценку состояния валового внешнего долга страны.
Обеспечение выполнения государственной политики по долгу организаций с преобладающим участием государства и долгу организаций с участием менее 50% акций государства осуществляется уполномоченными государственными органами, имеющими права владения.
С учетом предложений указанных государственных органов Министерство экономического развития и торговли определяет политику управления долгом страны. Осуществляет прогноз и устанавливает возможные пределы валового внешнего долга на предстоящий среднесрочный период, лимит правительственного долга, лимиты предоставления государственных гарантий и поручительств, а также в целом координирует деятельность государственных органов по регулированию валового внешнего долга.
Таким образом, государственные функции по управлению долгом рассредоточены по государственным органам с учетом их функциональных обязанностей.
Министерством финансов, Министерством экономического развития и торговли, Национальным Банком рассматриваются вопросы поиска действенных механизмов контроля со стороны государства за состоянием долга квазигосударственного сектора, включая меры по ограничению роста заимствований. Речь идет об организациях с участием 50% и более акций государства. При этом не будут учитываться внутренние долги банков второго уровня, поскольку Национальным Банком устанавливаются обязательные для выполнения пруденциальные нормативы.
В частности, предлагается установление верхнего предела для государственного долга и квазигосударственного долга, в совокупности, в размере 60% к ВВП.
Данный показатель может быть отражен в Прогнозе социально-экономического развития РК. При этом для субъектов квазигосударственного сектора можно установить пределы внутреннего и внешнего заимствования исходя из политики управления государственным и гарантированным государством долгом и в разрезе приоритетов отраслей экономики. Соответственно, отраслевые пределы долга можно отразить в Стратегических планах отраслевых министерств.
Целесообразно ввести запрет субъектам квазигосударственного сектора осуществлять внешние заимствования за исключением АО "ФНБ "Самрук-Казына" и его дочерних и зависимых организаций, АО "НХ "КазАгро", Банка Развития Казахстана. Такое ограничение возможно через установление показателей достаточной капитализации и др., определяемых Системой управления рисками. При этом, показатели можно менять исходя из экономической целесообразности. Кроме того, следует отметить, что этот запрет не будет распространяться на долг, который может образоваться в связи с приобретением товаров и услуг у нерезидентов в рассрочку, т.е. обычную торговую кредиторскую задолженность.
Решение о привлечении заимствования (внутреннего и/или внешнего) свыше определенной суммы субъектами квазигосудар-ственного сектора вне зависимости от степени контроля (дочерняя, внучатая и т.п.) должно в обязательном порядке приниматься Правительством РК.
Что касается полномочий государственных органов в управлении долгом, то Национальный банк в рамках осуществления оценки состояния валового внешнего долга будет осуществлять мониторинг внешнего долга квазигосударственного сектора.
Министерство финансов продолжит ведение мониторинга государственного и гарантированного государством долга. Наряду с этим, Комитет государственного имущества и приватизации в лице Министерства финансов в рамках осуществления анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций будет осуществлять мониторинг внутреннего долга квазигосударственного сектора через соответствующие отчеты, в том числе на предмет наличия и выполнения требований Системы управления рисками.
Система управления рисками будет способствовать минимизации системных рисков долга, "раннему оповещению" о нарастающих рисках, а также своевременному выявлению угроз долговой устойчивости.
К примеру, Система управления рисками АО "ФНБ "Самрук-Казына" выделяет четыре основных риска:
– риск ликвидности (несбалансированность финансовых активов и финансовых обязательств в определенном временном промежутке);
– кредитный риск (неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязательств);
– валютный и процентный риски (колебания курсов иностранных валют, плавающих ставок процента).
Для реализации указанных предложений по управлению долгом квазигосударственного сектора будут вноситься соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство по регулированию отношений, возникающих в процессе заимствования и управления (учета, анализа, контроля) долгом, формирования статистики долга.
***
После доклада министра и его ответов на депутатские вопросы, выступлений парламентариев, а также содоклада Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Палата приняла соответствующие рекомендации по рассмотренному вопросу.

------

НА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОМ ЧАСЕ ЗАСЛУШАН СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА ПО ФИНАНСАМ И БЮДЖЕТУ

Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час на тему "Управление государственным, гарантированным государством и квазигосударственным долгом", на котором после доклада министра финансов Болата Жамишева содоклад сделала председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова (тезисы):
Мы знаем, что большинство стран мира живет в долг. Страны, которые испытывают недостаток собственных ресурсов для проведения социально-экономических преобразований, осуществления внутренних инвестиций, покрытия дефицита государственного бюджета активно привлекают заемные средства, ведущих к накоплению обязательств по внешним заимствованиям. В результате будущие поколения, еще не родившись, уже становятся потенциальными должниками.
Не смотря на то, что общепринятым критическим уровнем задолженности считается 60% ВВП, самые большие "локомотивы" мировой экономики существенно превысили этот показатель. Большую роль в этом сыграл экономический кризис 2008 года, например за период с 2008 по 2010 года государственный долг Германии возрос втрое.
Показатели государственного долга являются своеобразным индикатором "здоровья" экономики. При этом мы не должны забывать, что государственный долг имеет влияние на все аспекты жизни общества, и не только на экономику, но и на политику тоже.
Финансовая политика государств различна: если США и многие развитые европейские страны предпочитает выпускать множество долговых ценных бумаг для привлечения инвестиций в экономику, то наше правительство предпочитает, как мы видим, не повышать долг, и делает все чтобы его снизить. Сегодня Правительством РК и Министерством финансов в его лице проводится последовательная и системная работа в этом направлении. По оценкам международных организаций Казахстан относится к группе стран, имеющих умеренный уровень государственного долга.
Положительным моментом является то, что внешний долг банковского сектора постоянно снижается, что позволяет говорить об урегулировании долговой проблемы банковской системы.
В последние три года прирост валового внешнего долга складывается на уровне порядка 5 млрд. долларов, в то время как в предыдущие пять лет размер долга увеличивался ежегодно на 10 – 30 млрд. долларов. Замедление темпов роста долгового бремени, возобновившийся рост ВВП в долларовом измерении после резкого падения в 2009 году, позволили улучшить относительные параметры, снизить остроту проблемы погашения валового внешнего долга.
За последние годы Правительство Республики Казахстан провело значительную работу в части усовершенствования системы управления долговыми обязательствами государства, включающими механизмы мониторинга долга квазигосударственного сектора. В частности Министерством финансов Республики Казахстан осуществляется обзор системы мониторинга и отчетности по долгу субъектов данного сектора.
Вместе с тем наряду с положительными тенденциями в деятельности Правительства и Министерства, хотелось бы сегодня остановиться на тех моментах, которые, по нашему мнению, могли бы существенно повлиять на снижение данного показателя во всех его секторальных направлениях.
Во-первых, требует совершенствования механизм управления госдолгом, в частности недостаточно эффективной является управление рисками заимствований корпоративного сектора, не ведется соответствующий мониторинг долга организаций с преобладающим участием государства, в целом, отсутствует полноценная система взаимодействия и обмена информацией между уполномоченными государственными органами. Недостаточная диверсификация валютной структуры правительственного долга определяет его уязвимость к риску его роста и наступления финансовых потерь в результате кризиса и колебаний курсов мировых валют.
Во вторых, за последнее время объем валового внешнего долга республики все-таки в абсолютном значении растет. Исходя из отчетных данных самого Министерства финансов, Валовый Внешний Долг (ВВД) ежегодно, начиная с 2008 года, увеличивается и со 107,9 млрд. долларов в конце 2008 года к концу 2011 года достиг 123,8 млрд. долларов.
Основной объем долга ложится на негарантированный государством внешний долг, который увеличился в прошедшем году против 2008 года на 37 млрд. долларов (с 67 млрд. до 104). При этом недостаточно эффективным является управление рисками заимствований частного сектора.
В третьих, все еще продолжающийся рост долга сопровождается увеличением расходов по их погашению и обслуживанию. По данным Национального банка, размер этих платежей за 9 месяцев 2011 года только по долгосрочным долгам составил более 15,6 млрд. долларов США. Отток ресурсов из страны на эти цели значительно превысил сумму прироста долга. Внешние заимствования из источника привлечения дополнительных ресурсов в отечественную экономику в последние годы стали выполнять обратную роль. По мере роста долга платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга будут увеличиваться, что будет по-прежнему негативно отражаться на ликвидности отечественного финансового рынка. Отток ресурсов из страны на эти и другие цели является также серьезным препятствием на пути более быстрого восстановления отечественной экономики, укрепления национальной валюты.
Таким образом, из всего этого следует вывод о необходимости оптимизации и рационализации выплат по обслуживанию и погашению внешнего долга за счет улучшения его структуры и в целом повышения эффективности формирования политики управления государственным долгом.
Вместе с тем нужно иметь в виду, что стратегия управления государственным долгом не должна заключаться в стремлении к глобальному сокращению долгов любой ценой, а в использовании тех возможностей, которые получает государство при проведении политики внешних заимствований, нацеленной на инвестиции в реальный сектор экономики, на поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, стимулирование экономического роста, создание новых рабочих мест, снижение фискальной нагрузки на малый и средний бизнес.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Для обеспечения эффективной защиты от долговой угрозы национальной безопасности Казахстана необходимо следующее:
– дальнейшее совершенствование правовой базы относительно государственного долга (основой же изменений действующих нормативных правовых актов должны стать реальные экономические расчеты и прогнозы);
– увеличение целевой направленности заимствованных средств, с позиции эффективного достижения поставленной цели;
– диверсификация источников заимствований.
Такие шаги будут содействовать более эффективному использованию заимствованных средств, и, соответственно, укреплению финансовой безопасности государства.
Уважаемые депутаты!
В завершение, разрешите поблагодарить Болата Бидахметовича и пожелать ему успехов в решении задач, поставленных перед Министерством в вопросе регулирования долга на государственном уровне. Надеемся, что в разработанных новых подходах Концепции по управлению государственным и валовым внешним долгом предложения депутатского корпуса будут учтены.

-----

Львиную долю валового внешнего долга занимает корпоративный сектор и прочие негосударственные предприятия – министр финансов РК
АСТАНА. 14 мая. КАЗИНФОРМ

Валовой внешний долг Казахстана составляет 123,8 млрд. долларов США, в том числе госдолг – 5 млрд. долларов.
Об этом сегодня в ходе правительственного часа в Мажилисе Парламента сказал министр финансов РК Болат Жамишев.
"По состоянию на 1 января 2012 года валовой внешний долг Казахстана, включающий в себя государственный долг и долги субъектов всех форм собственности, составил 123,8 млрд. долларов, или 66,6% к ВВП. В сравнении со всеми странами мира Казахстан по объему долга занимает 36 место", – сообщил министр финансов.
Структура валового внешнего долга, по словам Б.Жамишева, выглядит следующим образом: государственный долг составляет 5 млрд. долларов США, или 4% от общего уровня внешнего долга, долг квазигосударственного сектора – 21 млрд. долларов, или 17%, долг банков второго уровня – 8 млрд. долларов или 7%, и долг корпоративного сектора – 90 млрд. долларов, или 72%.
"Таким образом, львиную долю занимают корпоративный сектор и прочие негосударственные предприятия или предприятия, где доля участия государства менее 50%. Из них 60 млрд. долларов приходится на долю межфирменных задолженностей, которые являются частью прямых иностранных инвестиций и представляют собой обязательства резидентов перед их зарубежными участниками и аффилированными предприятиями. Другими словами, иностранные компании, в основном нефтегазового сектора, кредитуют свои дочерние компании, и за счет этого создается валовой внешний долг Казахстана", – отметил министр.
Б.Жамишев заявил, что государство не отвечает за межфирменные долги и поэтому принято рассматривать валовой внешний долг страны, исключая межфирменную задолженность.
"В таком случае объем валового внешнего долга Казахстана составляет 64 млрд. долларов, или 34% к ВВП. Для оценки долговой нагрузки наиболее типичным индикатором долга служит отношение долга к ВВП. Рассматривая состояние валового внешнего долга страны в динамике, следует отметить, что за последние годы долг к ВВП снизился до уровня начала нулевых годов", – подчеркнул глава МФ РК.

---

Объем внешнего государственного долга РК в 5 млрд. долл. не вызывает опасений – Болат Жамишев
АСТАНА. 14 мая. КАЗИНФОРМ

В индексе глобальной конкурентоспособности по показателю "государственный долг" Казахстан занимает 12 место.
Об этом сегодня в ходе правительственного часа в Мажилисе Парламента сказал министр финансов РК Болат Жамишев.
"На протяжении последних лет объем государственного долга находится на приемлемом уровне. Фактические уровни индикаторов государственного долга находятся в зоне допустимых значений и не вызывают опасения. Согласно отчету Всемирного экономического форума за 2011-2012 годы Казахстан в индексе глобальной конкурентоспособности по показателю "государственный долг" занимает высокое 12 место, сообщил министр финансов.
По словам Б.Жамишева, правительственное заимствование осуществляется в соответствии с бюджетным кодексом в целях финансирования дефицита республиканского бюджета.
Как ранее отмечалось, внешний государственный долг Казахстана, по состоянию на начало текущего года, составил 5 млрд. долларов США.

----

Многим казахстанским компаниям могут запретить брать деньги в долг за рубежом – Минфин РК
АСТАНА. 14 мая. КАЗИНФОРМ

Из-за больших внешних долгов квазигосударственного сектора Минфин Казахстана предлагает запретить многим компаниям, не входящим в состав ФНБ "Самрук-Казына", холдинга "КазАгро" и БРК, осуществлять заимствования за рубежом.
Об этом сегодня в ходе правительственного часа в Мажилисе Парламента сказал министр финансов РК Болат Жамишев.
Выступая в Мажилисе, глава Минфина отметил, что на фоне низкого уровня внешнего госдолга Казахстана (5 млрд. долл. США) растет долг квазигосударственного сектора, в частности, долг нацхолдингов и нацкомпаний. Так, если государственный внешний и внутренний долг в совокупности составил к началу т.г. 22 млрд. долларов, то только внешний долг квазигосударственного сектора составляет 21 млрд. долларов.
Поэтому Министерством финансов, Министерством экономразвития и торговли и Нацбанком в данный момент рассматриваются вопросы поиска действенных механизмов контроля со стороны государства за состоянием долга квазигосударственного сектора.
"Мы считаем, что в этом направлении, безусловно, требуется проводить работу по дальнейшему совершенствованию. Что мы предлагаем? Верхний предел заимствования для государства – это 60% к ВВП. Это индикатор, который определен соглашениями в рамках ЕЭП. В международной практике такая норма зафиксирована в Маастрихтских соглашениях. Этой нормы должны придерживаться, но не придерживаются многие страны Европы, поскольку по разным причинам не в состоянии этого делать. Мы считаем, что данный ограничитель должен действовать как для государства, так и для квазигосударственных предприятий", – сказал Б.Жамишев.
"То есть, если мы понимаем, что для нас важно контролировать обязательства квазигосударственного сектора, то считаем необходимым установить этот лимит не только для государства, но и для квазигосударственного сектора", – добавил министр.
По его словам, данный подход предполагает распределение этого лимита внутри компаний квазигосударственного сектора.
"Необходимо будет определяться на уровне, прежде всего, наших нацхолдингов по распределению этого лимита внутри компаний. Распределение лимита должно осуществляться на основе оценки анализа тех проектов, которые собираются реализовывать национальные компании и с учетом этого распределять лимиты внутри этого холдинга", – пояснил Б.Жамишев.
По словам министра финансов, в связи с этим предлагается запретить многим компаниям, не входящим в состав ФНБ "Самрук-Казына", холдинга "КазАгро" и БРК, осуществлять внешние заимствования.
"Необходимо будет сделать то, чего у нас нет, – наложить запрет на внешние заимствования для многих национальных компаний, за исключением – это наше предложение – компаний, входящих в "Самрук-Казына", "КазАгро" и Банк развития Казахстана. Для всех остальных компаний вполне достаточно размещаться на внутреннем рынке. Надо наложить запрет на привлечение внешних заимствований в силу того, что их заимствования не столь велики и, безусловно, могут без проблем размещаться на внутреннем рынке", – подчеркнул министр.

-----

Заимствования квазигосударственного сектора – это оправданный процесс, который будет продолжаться – глава Минфина РК
АСТАНА. 14 мая. КАЗИНФОРМ

Заимствования квазигосударственного сектора – это, безусловно, оправданный процесс, который будет продолжаться, сказал сегодня в Мажилисе Парламента министр финансов РК Болат Жамишев.
Как ранее сообщалось, глава МФ РК сегодня в ходе Правительственного часа в Мажилисе озвучил предложение ограничивать объемы внешних заимствований квазигосударственного сектора и даже наложить запрет для многих казахстанских компаний брать взаймы за рубежом.
Вместе с тем, министр финансов также отметил, что заимствования квазигосударственного сектора все же должны продолжаться, в том числе и внешние.
"Безусловно, заимствования квазигосударственного сектора – это оправданный процесс, который будет продолжаться, поскольку капитальные вложения должны осуществляться за счет заимствований, за счет получаемого дохода компании должны погашать свои обязательства. Нацкомпании не должны ориентироваться в своей инвестиционной политике на бюджетные средства. Необходимые средства должны привлекаться с рынка – а это, собственно, и есть заимствования, в том числе и внешние, которые являются прямыми иностранными инвестициями", – заявил Б.Жамишев.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2012
Мир и согласие как выбор человечества 31.05.2012
Во Дворце мира и согласия открылся IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий 31.05.2012
Это не должно повториться 31.05.2012
На заседании Комитета партконтроля НДП "Нур Отан" рассмотрена деятельность депутатских фракций в маслихатах всех уровней 31.05.2012
Антикризисный менеджмент по-казахстански 31.05.2012
В Казахстане международный банк ядерного топлива будет создан ориентировочно в 2013 году 31.05.2012
Ахметжан Есимов принял участие в международной конференции Мэров Городов по "Шелковому пути" – 2012 31.05.2012
Казахстан испытал двустороннее отношение 31.05.2012
Мальдивскую оппозицию обвинили в колдовстве 31.05.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz