Пресс-служба Министерства экономического развития и торговли РК, 14 мая
14 мая текущего года под председательством Первого заместителя Премьер-Министра С. Ахметова состоялось выездное семинар-совещание в г.Темиртау Карагандинской области по вопросам развития моногородов Республики Казахстан. В ходе совещании с докладом о программе развития моногородов на 2012-2020 годы выступил Министр экономического развития и торговли Республики Казахстан Б.Сагинтаев. Проект Программы развития моногородов разработан Министерством в соответствии с поручением Главы государства, данным в Послании народу Казахстана от 27 января т.г. На сегодняшний день, по 20 моногородам в рамках Карты индустриализации и "Дорожной карты бизнеса – 2020" реализуется 114 проектов, на общую сумму инвестиций более 1 трлн. 249 млрд. тенге (8,6 млрд. долл. США). Как отметил Министр: "В целях эффективной реализации Программы Министерством проведен анализ состояния городов республики с монопрофильной специализацией. С учетом проведенного анализа развития моногородов определены основные подходы по решению проблем моногородов, которые отражены в Программе". Так, к монопрофильным городам предложено отнести города, где основная часть (20% и более) объема промышленного производства и занятого населения сосредоточена на одном-двух градообразующих предприятиях, как правило, одного профиля и сырьевой направленности, а также бывшие моногорода, где в настоящее время градообразующие предприятия не работают или работают частично. Кроме того, для рассмотрения в рамках Программы отобраны 27 моногородов с численностью населения 1,5 млн. человек, что составляет 16% городского населения страны. По итогам анализа моногорода классифицированы по трем направлениям: Первое. По текущему состоянию градообразующего предприятия. В 19 моногородах градообразующие предприятия работают стабильно, в 5 – работают частично и в 3-х – не работают. Второе. По отраслевой направленности. В моногородах градообразующие предприятия в основном представлены добывающим сектором экономики. Третье. По численности населения. Четыре моногорода с численностью от 100 до 180 тыс. человек, 9 городов – от 50 до 100 тыс. человек и 14 городов с численностью до 50 тыс. человек. В целом для решения проблем моногородов с учетом их группировки, а также приоритетов, намечается реализация следующих задач: Первое. Оптимизация моногородов в зависимости от производственной емкости работающих предприятий. Второе. Диверсификация экономики и развитие МСБ. В рамках данного направления предлагаются следующие мероприятия. Во-первых, реализация "якорных" инвестиционных проектов для долгосрочной диверсификации экономики моногородов. Во-вторых, создание вспомогательных и обслуживающих предприятий градообразующими предприятиями. В-третьих, размещение национальными компаниями вспомогательных и обслуживающих производств, заказов в моногородах с учетом их специфики. В-четвертых, привлечение стратегического инвестора для восстановления прежней специализации в отдельные моногорода (например, АО "Еврохим" в г.Каратау). В-пятых, решение проблем "тупиковости" и развитие транзитного потенциала моногородов (Аркалык, Жезказган). В-шестых, развитие малого и среднего бизнеса. Третье. Рассредоточение трудового потенциала через повышение трудовой мобильности в точки роста. Четвертое. Поддержка социальной и инженерной инфраструктуры моногородов. Следует отметить, что в рамках программы предусматриваются следующие меры поддержки МСБ в моногородах: – субсидирование процентных ставок по кредитам без отраслевых ограничений и увеличение размеров субсидирования процентных ставок с 7 до 10% по кредитам для моногородов с низким и средним потенциалом; – предоставление грантов на создание новых производств в размере от 1,5 до 3 млн. тенге; – реализация партнерских программ (государства с градообразующими предприятиями) по развитию малого предпринимательства; – создание бизнес-инкубаторов с микрокредитными организациями; – создание Центров поддержки предпринимательства; – содействие развитию предпринимательства самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения через обучение, консультирование, микрокредитование и подводку инженерно-производственной инфраструктуры. Кроме того, в Программе в этом году предусмотрена разработка Комплексных планов развития малых городов, не попавших в перечень моногородов. Это позволит комплексно подойти к вопросам решения проблем малых городов в целом. В целом, реализация Программы должна обеспечить достижение следующих целевых индикаторов: 1. Увеличить объем промышленного производства моногородов с низким экономическим потенциалом в результате реализации одного или нескольких "якорных" инвестиционных проектов – не менее чем на 20% (в сравнении с 2011 годом). 2. Увеличить количество активно действующих малых предприятий в моногородах – в 2 раза (в сравнении с 2011 годом). 3. Снизить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума в моногородах – до уровня не более 6%; 4. Снизить уровень безработицы в моногородах – до уровня не более 5,5%; 5. Снизить количество аварийных, пустующих и ветхих жилых домов в моногородах – до 0,0 (не будет). Кроме того, в рамках данного совещания были подписаны Меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве между Министерством экономического развития и торговли Республики Казахстан в лице Комитета развития предпринимательства, НЭПК "Союз Атамекен", АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" и акиматами Атырауской, Мангыстауской областей с АО "НК "КазМунайГаз"; Карагандинской с ТОО "Казахмыс", Восточно-Казахстанской области с ТОО "Казцинк". Меморандумы заключены с целью развития частного предпринимательства вокруг крупных компаний путем объединения усилий всех сторон для реализации проектов по развитию местных поставщиков, производства следующих переделов продукции и развития альтернативного бизнеса. По результатам сотрудничества участников Меморандума ожидается увеличение социальной стабильности в регионе, количества субъектов частного предпринимательства, поддержки действующих и создание новых рабочих мест, увеличения поступлений налогов и других обязательных платежей в местный бюджет и казахстанского содержания в закупках компаний в регионе. |