NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 11:59 ast
09:59 msk

Соцответственность бизнеса: мечты или практика?
Многие бизнесмены попросту не понимают, что это за зверь такой – социальная ответственность их сектора экономики в целом и каждого предпринимателя в частности. Говорить о понимании в среде обычных людей или чиновников тем более сложно
17.05.2012 / политика и общество

Андрей ЛОГИНОВ, contur.kz, 16 мая

Многие бизнесмены попросту не понимают, что это за зверь такой – социальная ответственность их сектора экономики в целом и каждого предпринимателя в частности. Говорить о понимании в среде обычных людей или чиновников тем более сложно. К слову, "черную дыру" в знаниях здесь обнаруживают не только казахстанцы, данное направление относительно ново и для других стран. Большинство путают соцответственность с благотворительностью, а чиновники зачастую – с элементарным произволом. Постройка мечети или регулярные отчисления в детдома, дело, безусловно, хорошее, однако на высокие отношения в социальной сфере не тянет. Постоянные же потуги власти заставить предпринимателей раскошелиться на различные "побочные" мероприятия – тем паче. В тоже время Казахстан активно включается в общемировое течение, и предпринял ряд шагов для того, чтобы соцответственность понемногу переставала выглядеть экзотикой. И здесь, как и в любом начинании, самое главное – комплексный подход, прозрачность и плюрализм.
Если выражаться обычным языком, то социальная ответственность бизнеса отличается от благотворительности некой всеохватностью, попыткой не просто помочь в конкретной трудности, а сделать окружающий мир лучше в глобальном плане. Среди местных предпринимателей, по неподтвержденным данным, в благотворительность вовлечены от 20 до 40%, кроме того, крупные компании даже вынуждены регулярно отстегивать на определенные "добрые дела". В отдельных случаях "доброта" крупнейших корпораций держит на плаву целые регионы. Бизнесмены помельче строят мечети и церкви, дарят ветеранам подарки и выплачивают материальную помощь, покупают в детдома игрушки и технику, подкидывают средства школам и вузам. Кроме прочего, не секрет, что улицы городов и сел не превращаются в канавы во многом благодаря подневольной заботе каждого "цивильного" бизнесмена об окружающем его торговую точку ландшафте. Не хочется обижать тех, кто и впрямь готов безвозмездно и добровольно устраивать возле своего кафе или бутика малые архитектурные формы, выращивать газоны и сажать деревья, но зачастую подобные мероприятия выполняются по указке местных акиматов. Все вышеперечисленное – от чистого сердца или из-под палки – делается предпринимателями для блага общества и, тем не менее, лишь частично является социальной ответственностью. Поднять флаг предпринимателя нового типа может лишь компания, обладающая большим набором четко и последовательно выполняемых гарантий, в самых различных областях – от заботы об окружающей среде, внедрения экологически чистых способов производства до увеличения оплаты труда, постройки школы высокого стандарта для детей сотрудников и борьбы с коррупцией. Крайне важно, что соцответственность отличается от благотворительности и последовательностью исполнения взятых на себя обязательств и длительным сроком действия.
Не трудно догадаться, что процент предпринимателей, вовлеченных в систему соцответственности, в Казахстане довольно низок. Хотя власть при поддержке мировых структур в последние годы активно занялась этим вопросом, начав с флагманов добывающей промышленности, на всю республику процесс еще не распространился. "Бизнес, безусловно, несет ответственность за все, что происходит в обществе, поэтому есть необходимость системного, комплексного подхода к развитию социальной среды, в которой существует бизнес. Причины медленного развития социальной ответственности бизнеса в Казахстане – высокая политизированность и несовершенное законодательство, нераспространенность и сложность самой концепции. Даже в экономически развитых странах не всегда компании приходят к одному мнению, что понимать под социальной ответственностью бизнеса", – такова точка зрения ныне министра по делам экономической интеграции Жанар Айтжановой. Понятно, что имеется в виду под политизированностью: некоторые иностранные компании воспринимают попытки правительства внедрить высокие стандарты в качестве давления. Со сложностью, пардон за каламбур, еще проще. Когда бизнесмену предлагают дать пару тысяч долларов на интернат или ветеранов, он понимает, за что придется платить, чего не скажешь о предложении выдать энную сумму за то, что на лейбле его компании будут красоваться неясные буковки и циферки. Если в Америке или странах ЕС предприниматель гордо демонстрирует искомый шифр, как свидетельство его высочайшей гражданской ответственности, то в отечественных реалиях во многих случаях для окружающих это темный лес и "заумь".
Тормозит и законодательство – соцответственность бизнеса, как и многие другие инициативы, принятые в западном мире, для нашей страны новинка. Законы не всегда поспевают за ритмом жизни, однако в последние годы, в основном, с подачи президента Назарбаева, в этом направлении предприняты важные шаги. Но что говорить о Казахстане, если пресловутый цивилизованный мир, несмотря на то, что впервые о соцответственности упомянули более века назад, совсем недавно преподнес весьма неприятный сюрприз? Некоторые страны "золотого миллиарда" открыто отказались ратифицировать Киотский протокол, а ведь его нарушение, по словам экологов, грозит смыть в океан жителей беднейших побережий.

Из истории вопроса
Впервые важность социальной ответственности осознали в США. В 1905 году там зародилось движение Rotary, суть которого заключалась в том, что материально преуспевающие люди должны вносить свою лепту в улучшения в профессиональной сфере и обществе. В 1995 году ведущие компании Евросоюза образовали так называемую Инициативу Corporate Social Responsibility-Europe, объединяющую сегодня порядка 80 крупных корпораций. В 1999 году в Великобритании был разработан международный стандарт Account Аbility 1000, предназначенный для измерения результатов деятельности компаний с этических позиций, т. е. своеобразный социальный аудит. В 2000 году по инициативе генерального секретаря ООН Кофи Аннана был создан Глобальный пакт, призывающий объединить усилия бизнеса и гражданского общества в поддержку девяти принципов в области прав человека, трудовых отношений и окружающей среды. Несколько сот компаний мира довольно быстро присоединились к этой инициативе, в том числе и казахстанские "первые ласточки" – в частности, Казкоммерцбанк. Впервые проект социальной отчетности перед обществом был внедрен в начале 90-х годов рядом таких компаний, как английская The Body Shop, американская Ben & Jerry"s и канадская Van City. Первым тему социальной ответственности бизнеса в Казахстане поднял Президент Казахстана в своем Послании народу в феврале 2005 года и в выступлении на II Конгрессе предпринимателей республики. Инициатором нынешнего широкого обмена мнениями по проблемам и перспективам формирования эффективной модели социально-ответственного бизнеса в Казахстане, также возможности ее практической реализации в общенациональном масштабе стали НЭПК "Атамекен", Программа развития ООН в Казахстане и Центр политических исследований "Перспектива". Основой казахстанской модели президент объявил реальные партнерские отношения между бизнесом и властью в социальном диалоге. Из числа компаний, не на словах, а на деле последовавшим указанием главы государства, можно отметить ФНБ "Самрук-Казына" в тот период, когда ее возглавлял Тимур Кулибаев. За короткий срок Фонд осуществил несколько достаточно крупных проектов в этой сфере, касающихся кадровой политики, образования, введения экологических стандартов и повышения уровня благосостояния, как работников, так и членов их семей. В частности, с подачи Тимура Кулибаева были начаты программы диверсификации казахстанской экономики, в которой не последнюю сыграло увеличение доли отечественного содержания в закупках "Самрук Казына". В большом объеме программы осуществляет крупнейшая компания в составе фонда – "КазМунайГаз", а также многие другие крупные предприятия, входящие в Фонд. В их числе АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз", АО "КазТрансОйл", АО "КазТрансГаз", ТОО "АНПЗ", ТОО "PSA", NCOC, Karachaganak Petroleum Operating BV, ТОО "Тенгизшевройл", Союз машиностроителей Казахстана и т.д. "Перед нами стоит задача довести процент казахстанское содержание до 60%, давайте вместе – бизнес и основной заказчик – возьмемся за выполнение. "КазМунайГаз" и "Самрук-Қазына" окажут всяческую поддержку по созданию предприятий с участием казахстанских предпринимателей", – отметил Тимур Кулибаев. Теперь правилами закупок Фонда предусмотрена система преференций для казахстанских производителей. Введен упрощенный порядок заключения долгосрочных договоров с казахстанскими предприятиями. Общий объем долгосрочных закупок у отечественных товаропроизводителей до конца 2011 года доведен до 600 миллиардов тенге, но вместе с тем, работа по совершенствованию процедур закупок и механизмов, обеспечивающих увеличение казахстанского содержания и прозрачность закупок, продолжается.
Показательная деталь, подчеркивающая комплексный подход к социальной ответственности бизнеса. Например, в компании "КазМунайГаз" производится возмещение расходов на лечение работника в медико-реабилитационном центре "Медикер" по итогам ежегодного профессионального осмотра, на что выделяются значительные средства. Сам "Медикер" в свою очередь продолжает традицию, помогая фондам, объединяющим родителей детей-инвалидов. Другом фонда "Саби" компания "Медикер" стала недавно. По словам генерального директора медицинского центра Гульжан Садырбаевой, 10 лет компания неизменно следовала принципам корпоративно-социальной ответственности, и благотворительная деятельность занимала первую строку в данных расходах. "У нас работает более тысячи сотрудников, среди которых есть инвалиды, матери-одиночки и люди, живущие за чертой бедности. В меру своих возможностей "Медикер" всегда оказывает моральную и материальную помощь своим работникам. Работая под лозунгом "С заботой о вас!", мы просто не имеем права не участвовать в жизни наших сотрудников. И, конечно же, помощь социально незащищенным слоям населения занимает отдельную строку в расходах на благотворительность. Мы помогаем отдельным людям, детским домам, общественным объединениям и организациям, стараемся оказать посильную помощь всем, кто обратился к нам. Переиначивая известное выражение, хочется добавить: мы делаем не так уж много, мы заботимся о других! В своей деятельности мы ориентировались на постулат "Общество, в котором отсутствует милосердие и благотворительность, – это негуманное общество, обреченное на духовное вымирание", – пояснила директор.
Значительная роль в развитии принципов социальной ответственности принадлежит Ассоциации "КазЭнерджи", включающей в себя более 50 участников энергетического рынка. Выступая на Пятом форуме "КазЭнерджи" председатель Ассоциации Тимур Кулибаев подчеркнул, что сегодня отечественными приоритетами бизнес-сферы стали инновационное развитие, укрепление местного содержания, социальная ответственность бизнеса, эффективная охрана окружающей среды, синтез фундаментальных научных исследований и производственной инфраструктуры. Важное направление в деле построения республиканской системы соцответственности бизнеса Координационный совет Ассоциации "КазЭнерджи" в 2011 предложил ввести в Казахстане единую систему технического образования. Стоит отметить, что уже пять лет "КазЭнерджи" спонсирует подготовку отечественных специалистов в престижных вузах, число обладателей грантов составляет несколько сотен человек. Цель усилий "КазЭнерджи" создать новое поколение казахстанских выпускников колледжей и технических вузов, подготовленное на максимально современной материальной базе, высококлассными преподавателями, чтобы в будущем эти выпускники создали элиту казахстанских энергоотраслей. "Мы говорим об увеличении казахстанского содержания, о национализации кадров. Но для того чтобы работать на крупнейших предприятиях, человек должен быть подготовлен. Человек должен иметь уже образование на должном уровне", – отметил председатель Ассоциации, в то время глава Фонда "Самрук-Казына" Тимур Кулибаев.
Кроме того, не забыты и спортивные достижения, поскольку культура, спорт и качественный досуг представляют собой немаловажную составляющую социальной ответственности, ведь эти факторы работают на оздоровление нации в целом. В этом отношении хороший пример – успехи наших спортсменов на поприще бокса. "В нашей стране отношение к боксу действительно особое. Порою о нем даже говорят как о национальном виде, а потому и требования казахстанских болельщиков к выступлениям спортсменов самые высокие. И это я считаю одним из факторов, лежащих в основе успешного развития бокса в нашей стране. Согласитесь, что результат во многом определяет энергия устремлений – чем выше установленная планка, тем значительнее потенциал, необходимый для достижения поставленной цели. Главная цель на ближайшую перспективу – успешное выступление на Олимпийских играх. И для этого у нас есть серьезные предпосылки. В частности в активе национальной сборной – шесть олимпийских лицензий", – отметил президент Казахстанской федерации бокса Тимур Кулибаев. Забота о спортсменах, вклад бизнеса в развитие спорта серьезно сказалась на результатах соревнований отборочного турнира, показав, что у Казахстана есть все предпосылки для повышения международного спортивного имиджа.

Самое важное – понять
В мире корпоративная социальная ответственность (КСО) трактуется как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. При этом западные компании не относят КСО к благотворительной деятельности. В мировой практике деятельность в области КСО воспринимается как прагматичное направление бизнеса и является одним из инструментов, который позволяет повысить деловую репутацию бизнеса и капитализацию компании. В частности, планомерное движение по цивилизованному пути, начатое президентом Назарбаевым отмечают многие бизнес-структуры, в том числе, один из зачинателей стандартов КСО в РК – НЭПК "Атамекен". Так, в союзе полагают, что в Казахстане реализация принципов социального партнерства является необходимой составляющей государственной политики. Об этом свидетельствует то, что в настоящее время уже сформированы законодательная база и основные механизмы развития социального партнерства. Законодательному регулированию социального партнерства посвящен раздел Трудового кодекса РК, в который постоянно вносятся изменения и дополнения. Кроме того, вступил в действие Закон "О частном предпринимательстве", одним из важнейших элементов которого являются положения, посвященные особенностям разработки и принятия нормативных правовых актов, в том числе и законов, затрагивающих интересы предпринимательства. Изложенные в тексте закона нормы, регулирующие механизм формирования и деятельности экспертных советов, можно считать реализацией принципов социального партнерства.
Также, отмечают предприниматели, работает Республиканская трехсторонняя комиссия в составе представителей правительства, объединений работодателей и предпринимателей, объединений работников (профсоюзов). Подписываются трехсторонние соглашения, исполнение которых отслеживается сторонами соглашений. Успешно реализуются международные инициативы развития социальной ответственности бизнеса, такие как КСО, включая Глобальный Договор ООН, к которым присоединился ряд казахстанских компаний. Среди них "Атамекен" выделил Евразийскую промышленную Ассоциацию, Казкоммерцбанк, Альянс Банк, Казпочту, КазМунайГаз, казахстанско-германское СП "Беккер и Ко". Однако примечательно, что благотворительные фонды "при банках" чаще всего ограничиваются подарками ветеранам и детям, установкой монументов – не слишком важных для экономического развития региона, зато визуально заметных. Кроме того, некоторые банки, вероятно, в стремлении "творить добро" позабыли о своей главной деятельности, так сегодня два из них испытывают финансовые затруднения, безусловно, сказавшиеся и на размерах благотворительности. Собственно, громкая реклама обычно сопровождает любой "добрый жест" банкиров, зачастую стоимость рекламных сюжетов на ТВ и публикаций в прессе значительно превышает выданную на благотворительность сумму.
В числе небанковских учреждений узнаваемый подход к социальной ответственности ранее выделял компанию GSM-Казахстан. Вот конкретные примеры социальных программ, в основном, правда, зарубежных предприятий. Табачная компания Philip Morris Kazakhstan внедрила систему патроната как альтернативной формы опеки над детьми-сиротами, Exxon Mobil подготовила новые кадры казахстанских экономистов. Компания ChevronTexaco по всему миру внесла 62,8 млн. долларов на различные социальные проекты. С момента создания Группы по развитию малого бизнеса при СП "Тенгизшевройл" в 1997 году в рамках ее работы ChevronTexaco предоставил 143 беспроцентных кредита на общую сумму в 5,5 млн. долларов и оказал помощь в создании более 1 тыс. рабочих мест.
Сегодня в стране работает более ста неправительственных объединений предпринимателей отраслевого, регионального и республиканского уровней, что, безусловно, позитивно влияет на ситуацию в целом. Значительным этапом на пути консолидации предпринимателей (работодателей) явилось создание в 2005 году Национальной экономической палаты Казахстана "Союз "Атамекен", в настоящий момент объединившей около 150 компаний и отраслевых объединений. Важным направлением деятельности Палаты является создание эффективной модели социального партнерства между государством и бизнесом, а также наемными работниками и работодателями. Такой подход основан на понимании того, что без эффективного использования человеческих ресурсов добиться высоких результатов в производственно-экономической деятельности невозможно, считают в "Атамекене". Стоит отметить, что союз принимает деятельное участие в работе конкурса социальной ответственности "Парыз", учрежденного президентом Назарбаевым в 2008 году. В конкурсе отмечаются такие номинации, как "За вклад в экологию", "Лучший социальный проект года", "Лучший коллективный договор", "Лучшее социально ответственное предприятие". "Процесс участия в конкурсе бизнес-структур активно способствует формированию социально-ориентированной модели поведения предприятия, развитию инфраструктуры региона и села, расширению оказываемых услуг в социальной сфере. Забота о социальном самочувствии персонала и участие в решении социально-значимых проблем своего региона или предприятия становится моральной потребностью всех успешных предпринимателей", – так отметила достижения "Парыза" министр труда и соцзащиты населения Гульшара Абдыкаликова. Каждый год в конкурсе принимают участие тысячи предпринимателей со всего Казахстана, в целом же число соцответственных предприятий регулярно увеличивается на десятки наименований.

До триумфа пока далеко
Казалось бы, заметны определенные успехи. Тем не менее, рост числа бизнесменов, придерживающихся стандартов КСО и СОБ, пока что напоминает знаменитую кривую роста количества объектов культуры в сельской местности времен зарождения СССР. Тогда графики, составленные "по сравнению с 1917 годом" регистрировали небывалый скачок показателей – и не удивительно. Ведь до революции в сельской местности единственными объектами культуры являлись церкви. Наша страна от разовых акций благотворительности и подневольного "облагораживания территории" должна перейти к общемировым стандартам – и это трудный путь. "Вместе с тем, нельзя не признать, что социально-ответственный бизнес еще не стал в Казахстане массовым явлением. На современном этапе становления СОБ важнейшая задача – создать стратегию, способствующую процессу формирования "критической массы" социально-ответственного бизнеса в предпринимательской среде Казахстана", – такое мнение высказал председатель правления союза "Атамекен" Аблай Мырзахметов.
Не так давно "Атамекеном" был проведен опрос, позволивший определить болевые точки предпринимательства в сфере КСО. Значимость полученных данных подчеркивает то, что основное число опрошенных – 88,3% составляют руководители и заместители руководителей предприятий. Крайне важно то, что абсолютное большинство (96,6%) респондентов посчитало, что реализация принципов СОБ способствует повышению конкурентоспособности их предприятий. Согласно опросу, абсолютный приоритет для бизнес-сообщества, на настоящий момент, имеют обязательства по своевременной выплате налогов и зарплаты. К приоритетам второго уровня относятся условия, необходимые для осуществления выплат. Это включает в себя: производство качественных товаров и услуг, создание рабочих мест и безопасной рабочей среды, развитие персонала, сюда входит и благотворительная деятельность. Интересно и показательно, что, судя по оценкам, предприниматели явно предпочитают благотворительность участию в социальных программах в интересах населения города и республики. Приоритеты "последней очереди" – создание и распространение экологически чистых технологий, профилактическое лечение работников и "строительство жилья".
Значимым показателем уровня развития СОБ, является наличие на предприятии коллективного договора, а также факта его выполнения. Так, коллективные договора были заключены на 62% опрошенных предприятий. На абсолютном большинстве, а именно – 95,8% предприятий, где коллективные договора заключены, они выполняются. Оценка предпринимателями деятельности Трехсторонней комиссии является важным показателем степени эффективности механизмов, обеспечивающих партнерские отношения сторон в системе социального партнерства. Степень знакомства предпринимателей с деятельностью Трехсторонней комиссии по городу Алматы, на которой заключается Региональное соглашение между акиматом города, представителями предпринимателей и наемных работников (профсоюзами) весьма незначительна, поскольку о ней имеют представление только 29% субъектов предпринимательства, принявших участие в опросе. С позиции меньшинства, имеющего представление о деятельности комиссии, ситуация выглядит достаточно положительно, поскольку 71,1% представителей этой группы, дает ей "хорошие" оценки, и, лишь 4,4% оценивает ее отрицательно. Правда, 24,4% респондентов затруднились с ответом на этот вопрос. "Это достаточно тревожные данные, на которые следует обратить внимание представителям всех субъектов социального партнерства", – прокомментировал опрос Аблай Мырзахметов.
Поскольку Глобальный Договор ООН является главным документом, которым руководствуется международное сообщество для продвижения принципов социальной ответственности бизнеса, степень информированности о его содержании, является важным показателем того, насколько знакомы наши предприниматели с международной практикой развития СОБ. С информированность и здесь дела обстоят неважно. По итогам проведенного анализа "Атамекен" выяснил, что большинство респондентов имеют поверхностное представление о принципах Глобального Договора ООН. Абсолютное большинство респондентов – 79,2%, либо вообще ничего не знает о Глобальном Договоре ООН либо знает о нем недостаточно. Итак, на пути к сияющим вершинам СОБ стоит непонимание бизнесменов, чем конкретно выгодна их предприятию или полезна обществу программа социальной ответственности. И, похоже, переломить ситуацию без участия всех заинтересованных сторон невозможно. Во всяком случае, в "Атамекене" считают, что для формирования развитой системы СОБ в Казахстане необходимо выполнить ряд условий. Это, прежде всего, дальнейшее развитие институтов гражданского общества, а именно, общественных объединений работников, работников, работодателей и предпринимателей, осуществления их диалога между собой и государством. Далее идет консолидация действий объединений предпринимателей, ориентированных на конструктивный диалог по отношению к властным структурам и объединениям работников, деятельность которых базируется на соблюдении законов, этических норм и равноправии. Необходимо также налаживать сотрудничество с профсоюзами, ориентированными не на конфронтацию, а на достижение консенсуса между наемными работниками и работодателями. Кроме прочего, следует последовательно ратифицировать, соблюдать и пропагандировать международное законодательство в указанной сфере.
С мнением "Атамекена" во многом совпадает позиция министра Жанар Айтжановой, ранее детально изучавшей этот вопрос. Не заставлять бизнес, а убеждать, показывать пользу и выгоду СОБ – вот к чему призывала коллег во власти нынешний министр экономического блока. "Концепция СОБ плохо работает потому, что в Казахстане слабая институционализация местного бизнеса: отсутствуют сформированный сектор гражданского общества, сеть специалистов, экономическая заинтересованность в реализации принципов социального инвестирования. Говоря о социальной ответственности бизнеса, не следует рассматривать ее в качестве односторонней, благотворительной деятельности со стороны предпринимателей. Общество, и в первую очередь государство, также должно делать ответные шаги навстречу бизнесу. Например, крупный бизнес Казахстана состоялся во многом благодаря поддержке и заботе главы государства Нурсултана Назарбаева. На протяжении многих лет президент создавал условия для успешного развития частного сектора экономики. Теперь корпоративные лидеры Казахстана должны стремиться оправдать доверие лидера страны и работать на благо всего общества", – ранее отмечала г-жа Айтжанова. Сегодня благодаря усилию отдельных представителей некоммерческого сектора, ассоциаций бизнесменов, крупных предпринимателей и частично МСБ положение выправляется. Однако заявлять о том, что социальная ответственность бизнеса состоялась в Казахстане в качестве системной концепции пока преждевременно.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2012
Мир и согласие как выбор человечества 31.05.2012
Во Дворце мира и согласия открылся IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий 31.05.2012
Это не должно повториться 31.05.2012
На заседании Комитета партконтроля НДП "Нур Отан" рассмотрена деятельность депутатских фракций в маслихатах всех уровней 31.05.2012
Антикризисный менеджмент по-казахстански 31.05.2012
В Казахстане международный банк ядерного топлива будет создан ориентировочно в 2013 году 31.05.2012
Ахметжан Есимов принял участие в международной конференции Мэров Городов по "Шелковому пути" – 2012 31.05.2012
Казахстан испытал двустороннее отношение 31.05.2012
Мальдивскую оппозицию обвинили в колдовстве 31.05.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz