NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 15:31 ast
13:31 msk

Выступление Председателя Счетного комитета Омархана Оксикбаева на V Астанинском экономическом форуме
"Пути развития финансового контроля в целях предупреждения финансово-экономического кризиса"
28.05.2012 / политика и общество

Уважаемые участники форума!
Я с радостью приветствую всех вас! Отдельные слова приветствия хочу выразить зарубежным коллегам, которые посетили нашу гостеприимную казахстанскую землю – центр прогрессирующей евразийской экономики. С удовольствием хочу поздравить всех нас с плодотворным и успешным прохождением Пятого Астанинского Экономического Форума – уникальной площадки, на которой происходит не только обмен опытом, но и зарождение ценных идей.
Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев на 66-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН подчеркнул, что главным смыслом работы мировых структур в области валютного и торгово-экономического регулирования должны стать прогноз и устранение причин мировых кризисов. Важны создание эффективного механизма глобального экономического управления с четкими правами и нормами ответственности всех структур и участников, эффективной мировой резервной валюты с жестким контролем над спекулятивным капиталом.
Уважаемые участники форума, мне хотелось бы поделиться с вами мыслями об изменениях в контрольных функциях государства, которые необходимы для предупреждения финансово-экономических кризисов и действенного управления рисками в устойчивом развитии.
Устойчивое развитие сегодня – это абсолютный национальный приоритет, переходящий на новый уровень, на уровень абсолютного приоритета мирового сообщества, в котором географические границы государства должны восприниматься не как барьер, а как возможности.
Очевидно, что адекватный уровень управления финансово-экономическими отношениями является обязательным условием гарантирования устойчивого развития современного государства. Здесь я хочу выделить три главных аспекта.
Это – (первое) рациональное управление финансовыми потоками в условиях открытости экономики Казахстана, которая активно интегрируется в мировую экономику;
(второе) своевременное и правильное реагирование государственного аппарата на кризисные проявления в экономике;
и (третье) превентивный внешний финансовый контроль.
Все финансовые потоки национальной и мировой экономики в целом должны регулироваться должным образом. Для этого создаются национальные и интернациональные институты.
Мы должны постоянно задаваться вопросом: эффективным ли образом функционируют данные институты, выполняют ли они свою миссию? Политики и ученые затрачивают значительные усилия на объяснения причин возникновения финансовой рецессии. В большинстве случаев, и это доказывается историей финансово-экономических кризисов последнего столетия, причина рецессии – это чрезмерные усилия государства по наращиванию темпа роста экономики, который не подкреплен реальными возможностями экономики, а главное – практически абсолютная свобода игроков финансовых рынков, действия которых находятся вне зоны контроля со стороны государства.
Недаром говорят, что лучший выход из ситуации – это не попадать в ситуацию. Поэтому рациональное управление финансовыми потоками в условиях открытой экономики должно подразумевать:
* гарантии того, что были предприняты все возможные меры по недопущению кризиса (качественное законодательство, обновляемые согласно требованиям времени механизмы государственного регулирования);
* гарантии того, что отсутствуют или сведены к абсолютному минимуму возможности для совершения спекулятивных и мошеннических действий (то есть создание таких условий, при которых никому невыгодно совершение данных действий, культивирование высоких этических требований к государственному и частному секторам);
* и, наконец, гарантии того, что учитываются не только кратко-, средне- и долгосрочные цели развития государства, но и интересы будущих поколений (принятие решений не в пользу сверхприбылей сегодня, а в пользу благосостояния будущего).
Что должно подразумевать своевременное и правильное реагирование государственного аппарата на кризисные проявления в экономике?
Возьмем, к примеру, транснациональные и крупные национальные компании, оказывающие значительное влияние на сохранение баланса в мировой экономике, на экономическую безопасность и стабильность государств. Думаю, что выражу общее мнение, сказав, что деятельность данных компаний контролируется в большинстве случаев фрагментарно и в ряде случаев практически не контролируется. Принятая система и, тем более, практика управления данными компаниями не гарантирует учета интересов государства даже в тех случаях, когда государство участвует в капитале данных компаний.
Нельзя допускать неоправданного вмешательства государства в деятельность данных компаний, цель которых априори – получение прибыли.
Но нельзя также допускать принятия решений и совершения операций, которые создают и наращивают риски выполнения обязательств компаний государством.
Тем более необходимо исключить ситуации, когда бремя от неверных или коррупционных сделок ложится на бюджет государства.
В противном случае, учитывая "размах" деятельности транснациональных и крупных национальных компаний, мы будем вынуждены констатировать крах усилий устойчивого развития государства (а пример в Казахстане уже есть).
Поэтому крайне необходимо контролировать деятельность компаний, не оказывая негативного влияния на их работу, но гарантируя прозрачность, подотчетность их деятельности и соблюдение интересов государства.
Общественность должна быть в курсе того, что транснациональные и национальные компании обоснованно распределяют свои доходы, выполняют свои обязательства, трансформируют имеющиеся активы в активы с более высокой и полезной добавленной стоимостью, содействуют общегосударственным целям устойчивого и инновационного развития.
Здесь важно отметить, что задача эта может быть решена всеобщими усилиями. В частности, при ОНН может быть создана структура в составе избранных высших органов финансового контроля – членов INTOSAI, которые будут наделены полномочиями по проведению аудита деятельности транснациональных компаний в интересах государства. Хочу подчеркнуть, что эти меры коррелировались бы с одним из принципов о глобальной транспарентности, обозначенных вчера Президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.
В заключение я хотел бы также на общее обсуждение вынести следующие предложения в части обеспечения превентивности внешнего финансового контроля.
1) Усиление требований к заключениям частных аудиторских и оценочных компаний, особенно к качеству оценки финансовых и реальных активов, ее независимости для соблюдения интересов, как их владельцев-заемщиков, так и финансовых институтов – инвесторов и кредиторов.
Со стороны государства должны быть внедрены механизмы гарантирования того, что частные аудиторские организации, включая Большую Четверку, будут давать полные и объективные заключения по аудированной и оцененной информации.
Практика сегодняшнего дня показывает, что недостаточно руководствоваться международными профессиональными стандартами, необходимо "выстраивать" мост, соединяющий частных и государственных аудиторов как на уровне одного государства, так и на уровне мирового сообщества.
2) Расширение полномочий внутренних аудиторов в управлении организацией и внешних государственных аудиторов в финансово-экономическом управлении страны. Необходимо преодолеть тенденцию в деятельности государственных аудиторов, ориентированной преимущественно на выявление нарушений и отклонений. Каждый государственный орган, каждая организация государственного и частного сектора должны сконцентрировать свои усилия на укреплении функции внутреннего аудита, которая должна предупреждать любые отклонения и нарушения.
Должна быть усилена роль внешних государственных аудиторов через наделение их необходимым спектром полномочий. Международными экспертами признано, что Счетный комитет является лидирующим ВОФК в Центральной Азии. Однако, вследствие ограничений законодательного характера, еще не в полной мере используются преимущества института высшего органа финансового контроля. С данной проблемой сегодня сталкивается большинство ВОФК-членов INTOSAI.
3) Институциональное совершенствование в сфере аудита и контроля.
Я хотел бы повториться, что необходимо создание наднационального органа по государственному аудиту в структуре ООН, который будет проводить аудит транснациональных компаний. В подтверждение обоснованности этого предложения можно привести успешный опыт создания при ФБР США центра финансовой разведки для поиска нарушений в финансовой отчетности различных компаний. По итогам работы центра в 2011 году суды США обязали выплатить в качестве компенсаций 12 млрд. долларов. Из этой суммы 8,8 млрд. долларов составляют выплаты за мошенничество с ценными бумагами и опционами на поставку товаров.
Деятельность предлагаемого наднационального органа по государственному аудиту должна осуществляться в интересах государств.
Уважаемые участники форума, завершая свое выступление, хочу выразить надежду, что обозначенные мной предложения найдут свое продолжение в виде ваших обсуждений и новых инициатив в развитии экономической науки, и высказать слова благодарности организаторам нынешнего форума, который с каждым годом становится все более масштабным как по составу участников, так и по обсуждаемым проблемам.
Уверен, что полезные выводы и предложения форума будут реализованы на практике.
Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2012
Мир и согласие как выбор человечества 31.05.2012
Во Дворце мира и согласия открылся IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий 31.05.2012
Это не должно повториться 31.05.2012
На заседании Комитета партконтроля НДП "Нур Отан" рассмотрена деятельность депутатских фракций в маслихатах всех уровней 31.05.2012
Антикризисный менеджмент по-казахстански 31.05.2012
В Казахстане международный банк ядерного топлива будет создан ориентировочно в 2013 году 31.05.2012
Ахметжан Есимов принял участие в международной конференции Мэров Городов по "Шелковому пути" – 2012 31.05.2012
Казахстан испытал двустороннее отношение 31.05.2012
Мальдивскую оппозицию обвинили в колдовстве 31.05.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz