NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Четверг 3.12.2020 00:46 ast
21:46 msk

"KAZENERGY" – чистота, прозрачность и сотрудничество
Председатель Ассоциации Тимур Кулибаев в русле традиционного и продуктивного сотрудничества объединения энергетиков с госорганами внес на рассмотрение предложения, которые в перспективе позволят Казахстану выдвинуться в число стран, ревностно оберегающих антикоррупционные и экологические стандарты
07.06.2012 / политика и общество

Виктор Майлин, www.dialog.kz, 6 июня

В рамках недавнего заседания Координационного совета по устойчивому развитию Ассоциация "KAZENERGY" заявила о ряде важнейших инициатив. Шаги, предпринятые руководством Ассоциации, направлены не только на оздоровление окружающей среды, но и на поддержание деловых связей с инвесторами, на улучшение климата в стратегических сферах казахстанской экономики. Председатель Ассоциации Тимур Кулибаев в русле традиционного и продуктивного сотрудничества объединения энергетиков с госорганами внес на рассмотрение предложения, которые в перспективе позволят Казахстану выдвинуться в число стран, ревностно оберегающих антикоррупционные и экологические стандарты.

Валидация станет нормой
В частности, последние инициативы Ассоциации позволят казахстанскому энергосектору заявлять о действительно высокой планке стремлений. Так представители объединения и его руководство намерены активизировать работу по реализации Инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей (ИПДДО). Этот вопрос был рассмотрен на заседании Координационного совета по устойчивому развитию Ассоциации "KAZENERGY" в числе важнейших. Напомним, что идея ИПДДО впервые была озвучена в 2002, а в 2005 году по поручению президента Нурсултана Назарбаева Казахстан принял на себя обязательства по реализации Инициативы. Основная цель ИПДДО прохождение так называемой валидации, регулярной независимой оценки и подтверждения соответствия стандартам Международным правлением Инициативы. Механизмы валидации заключены в достижении прозрачности поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет в добывающих отраслях промышленности.
О намерениях "KAZENERGY" войти в состав нового Национального совета заинтересованных сторон Инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей. (НСЗС ИПДДО) председатель Ассоциации Тимур Кулибаев заявлял еще в начале года. Он обратился к компаниям-членам поддержать данную инициативу Ассоциации. Чтобы подчеркнуть значимость данной процедуры для энергосектора РК, следует пояснить, что Инициатива прозрачности деятельности добывающих отраслей представляет собой мировой стандарт, способствующий обеспечению прозрачности доходов от нефте-газо-и горнодобывающих отраслей, и реализуется в 35 странах мира. На данный момент существуют две формы участия в Инициативе, это страна-кандидат и страна- последователь. Казахстану присвоен статус страны-кандидата в 2010 году, а для получения статуса страны-последователя необходимо предпринять несколько мер по реализации ИПДДО, одним из которых является формирование нового НСЗС. Стоит отметить, что правительство РК приняло на себя обязательства по реализации ИПДДО после подписания 5 октября 2005 года "Меморандума о взаимопонимании в отношении реализации Инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей в Республике Казахстан" между правительством РК, парламентом РК, 26 добывающими компаниями, 52 ассоциациями и НПО, в том числе Ассоциацией "KAZENERGY".
На основании документа на паритетных основах для организации и осуществления процесса внедрения ИПДДО в Казахстане в соответствии с международными критериями ИПДДО был создан Национальный совет заинтересованных сторон, в состав которого вошли представители правительства, парламента, добывающих компаний и неправительственных организаций. Наблюдателями в НСЗС являются Всемирный Банк, Фонд "Сорос Казахстан", ОБСЕ. В соответствии с поручениями премьер-министра РК, Программа по реализации ИПДДО была передана от Министерства нефти и газа РК в Министерство индустрии и новых технологий РК, где ответственным за организацию и осуществление процесса внедрения ИПДДО выступает Комитет геологии и недропользования. На сегодняшний день Казахстан выпустил 4 отчета в рамках ИПДДО, последний из них, – "Отчет по сверке данных о поступлениях и платежах в бюджет от добывающей промышленности", – содержит информацию о суммарном объеме выплат 123 компаний в бюджет РК. Также, с 29 февраля 2008 года было проведено несколько национальных конференций ИПДДО Казахстана. Одним из шагов в дальнейшей реализации Инициативы стало формирование нового состава НСЗС. В состав нового Совета было планировано вхождение Ассоциации "KAZENERGY", представляющей интересы компаний нефтегазового и энергетического сектора Казахстана. В комплексе, это позволит обеспечить поступательность осуществления ИПДДО в стране, и ускорит обретение Казахстаном статуса страны-последователя.
Примечательно, что едва ли не основным критерием Инициативы является обнародование условий всех контрактов и движений денежных средств компаний. С этим условием уже согласились, поддержав программу более 100 предприятий (всего казахстанских недропользователей насчитывается 153). Аналитики считают, что задействованная ИПДДО позволит улучшить инвестиционный климат страны и будет способствовать экономической и политической стабильности. Только за два года меморандум о присоединении к ИПДДО подписали 55 компаний нефтегазового сектора и 43 предприятия горнорудной сферы. Здесь невозможно не упомянуть о вкладе в становление Инициативы в РК, который внес председатель Ассоциации Тимур Кулибаев во время своего пребывания на посту главы ФНБ "Самрук-Казына". Именно за этот короткий период – одной из первых в стране – к Инициативе прозрачности присоединилась АО НК "Казмунайгаз". Президент нацкомпании Узакбай Карабалин выделил три основных преимущества присоединения к ИПДДО. Прозрачность компаний, по его словам, обеспечит национальную безопасность, так как имеет международное значение. Во-вторых, участие в ИПДДО дает компаниям возможность для демонстрации своего вклада в развитие страны. И в-третьих, в отчетах добывающих компаний государство должно видеть, "как они привлекают казахстанских специалистов, насколько отличаются условия работы и зарплаты казахстанцев от аналогичного показателя иностранных коллег, как проводится обучение и последующее трудоустройство отечественных кадров, какие товары и по каким ценам приобретаются нефтяными компаниями", – заявлял ранее Карабалин. Он также не сомневался в том, что депутаты парламента намерены и дальше поддерживать ИПДДО. Причем по мере необходимости предполагается законодательно закрепить такие меры прозрачности, как права граждан на доступ к информации и предоставление недропользователями ежегодного отчета по произведению налоговых и других платежей в бюджет. Нацкомпании, подконтрольные ФНБ "Самрук-Казына" единодушно выразили желание присоединиться к Инициативе, показывая тем самым пример более мелким отечественным предприятиям и иностранным инвесторам.
Инициативу поддержало и АО "Тенгизшевройл". По словам министра Сауата Мынбаева, переговоры с ТШО длились около двух лет, но сторонам все же удалось согласовать текст меморандума. Напомним, в прошлом году ТШО подвергалось проверкам 22 раза, в результате которых компания была вынуждена заплатить штраф в размере 142 млн тенге. В дальнейшем в рамках ИПДДО ее ожидает международный аудит, по результатам которого на суд общественности будет представлен отчет о сверке платежей и доходов. "Присоединение к инициативе прозрачности является добровольным для всех компаний", – подчеркнул Сауат Мынбаев. Тем не менее, в рамках стремления к прозрачности на государственном уровне в прошлом году в закон "О недрах и недропользовании" были внесены поправки, согласно которым в новых контрактах с недропользователями обязательным условием является подписание меморандума о присоединении к ИПДДО. Глава Министерства энергетики выразил надежду, что компании, которые заключили контракты до внесения данных поправок, все же поддержат Инициативу прозрачности. Согласно заявлению вице-министра энергетики и минеральных ресурсов Болата Акчулакова, все ошибки первого отчета о ИПДДО будут учтены при подготовке второго. "Первый отчет вскрыл определенные проблемы, которые у нас имеются: как и у недропользователей, так и со стороны администрирования в Правительстве. Есть недопонимание в отношении именно учета, и роль будущего отчета – выявить эти проблемы и оптимизировать систему налогового администрирования", – пояснил вице-министр.
Крайне важно то, что при присоединении ТШО к Инициативе прозрачности деятельности добывающих отраслей в Казахстане отчет будет охватывать более 90% поступлений в бюджет от нефтяного сектора. Это ясно и четко выразил вице-министр финансов РК Даулет Ергожин, делая доклад состоянии Инициативы в РК. "Анализ проводился по результатам деятельности 39 нефтегазовых компаний, поступления в бюджет от которых, по данным Правительства, составили более 345 млрд. тенге, что соответствует 47,9% всех поступлений в бюджет от предприятий, осуществляющих добычу сырой нефти и попутного газа", – сказал вице-министр. "Если ТШО присоединится к Инициативе, отчет будет охватывать более 90% поступлений в бюджет от нефтяного сектора", – добавил он. По словам Д.Ергожина, согласно отчету по данным нефтяных компаний поступления в бюджет составили свыше 287 млрд. тенге. В то же время налоговые органы РК зафиксировали поступления в бюджет от нефтяных компаний в размере 345 млрд. тенге. Эти и другие расхождения, возникшие из-за нестыковки систем подсчета, будут устранены во время работы над развитием программы прозрачности.
Несмотря на относительно длительную историю поддержки ИПДДО, Казахстан пока остается в статусе кандидата на полноправное членство. Среди причин задержки работ в Ассоциации называют несогласованность действий НПО в этом вопросе, неполный охват промышленности, неучтенность расходов на социальные или общественно значимые нужды в отчете по ИПДДО, недостаточность коммуникационных работ. Перечисленные трудности как нельзя лучше подчеркивают значимость Ассоциации – на сегодня наиболее весомого и фактически единственного координатора энергетического сектора Казахстана, объединяющего под своей эгидой более 50 отечественных и иностранных предприятий.
Срок реализации "программы прозрачности" не оставляет времени для колебаний и проволочек, что отлично понимают в Ассоциации. Согласно последней рекомендации международного правления ИПДДО, Казахстан должен внести коррективы, и до августа 2013 года имеет возможность полностью выполнить условия валидации. В данные требования помимо прочего входят такие пункты, как проведение полноценного исследования по объему работ для отчетности по ИПДДО (Scoping study), включение социальных инвестиций в статьи отчета по ИПДДО и популяризация Инициативы в Казахстане. Ассоциация "KAZENERGY" активно работает по Инициативе, члены объединения входят в Национальный Совет, а также регулярно участвуют в деятельности рабочих групп. "KAZENERGY" возглавила группу по коммуникациям, принимает активное участие в выработке рекомендаций в группе по валидации, по разработке Технического задания для компании по сверке. Теперь деятельность Ассоциации в армках ИПДДО выходит на принципиально новый уровень. Председатель Ассоциации Тимур Кулибаев предложил активизировать работу в данном направлении, выработать консолидированную позицию энергетического сектора. По итогам заседания Координационного совета рекомендовано создать в его рамках рабочую группу по ИПДДО.

Экология для всех
Также на заседании Координационного совета Ассоциации были приняты решения, касающиеся важнейших экологических вопросов. В частности, было заявлено, что проект Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов на 2013 год нуждается в серьезной корректировке. Проект Национального плана определяет общий объем квот на выбросы парниковых газов, а также основу для распределения квот на 2013 год. Важность этого нововведения для казахстанской экологии трудно переоценить. Новое слово в законодательных экологических инициативах предусматривает усиление госрегулирования в сфере выбросов и поглощения парниковых газов. Об этом неоднократно заявлял министр охраны окружающей среды РК Нургали Ашимов. Для контроля над загрязнением окружающей среды и снижения вредных показателей, по словам главы МООС РК, и был введен механизм распределения квот на выбросы парниковых газов. "Начиная с 2011 года, природопользователь, имеющий выбросы парниковых газов свыше 20 тысяч тонн в год, должен будет получать квоту на выбросы", – отмечал ранее Н. Ашимов. Как пояснял министр, выбросы в таком объеме осуществляют крупные предприятия нефтегазовой, энергетической, горно-металлургической, сельскохозяйственной и транспортной отраслей. В настоящий момент выбросы этих секторов составляют 214 миллионов тонн, или 90% от всего объема.
"Квоты на выбросы парниковых газов будут выдаваться на основе национального плана распределения, утверждаемого правительством. Природопользователи, имеющие выбросы парниковых газов до 20 тысяч тонн, не могут вести торговлю квотами, но им будет предоставлено право на привлечение инвестиций на решение этих проблем", – подчеркивал Ашимов.
Законопроект о поправках и изменениях был разработан во исполнение поручений президента Назарбаева. Стратегическим планом развития до 2020 года предусмотрено создание "зеленой" низкоуглеродной экономики, привлечение инвестиций на снижение эмиссий в окружающую среду, решение экологических проблем, усиление ответственности природопользователей. В первую очередь, законы направлены на решение серьезной экологической проблемы – возрастание объемов накопленных отходов. На протяжении многих лет объемы отходов в республике не уменьшаются, напротив, наблюдается тенденция их увеличения. В настоящее время в республике накоплено более 23,6 млрд. тонн отходов, из них опасных – порядка 7 млрд. тонн. В среднем ежегодно утилизируется 20%, а порядка 500 млн. тонн в год остается в накопленных объемах. При такой тенденции к 2020 году ожидается накопление 28 млрд. тонн отходов.
Из-за несовершенства законодательной базы сегодня предприятиям выгоднее платить за размещение отходов, чем предпринимать меры по их утилизации и использованию. Предприятия не несут материальной ответственности, не компенсируют наносимый ущерб, и не принимают меры по уменьшению объемов отходов и снижению их воздействия. В связи с этим, в законопроекте заложены экономические механизмы стимулирования переработки и вторичного использования отходов или сокращения их образования. Для этого предлагается ввести механизм управления отходами. Наиболее экологически опасные предприятия – то есть имеющие объекты 1 и 2 категории – будут обязаны разработать и согласовать Программу по управлению отходами. В законодательных инициативах также предусмотрены четкие нормы по разработке программы управления отходами. В нее будут включены мероприятия не только по переработке отходов. Те отходы, вторичное использование которых невозможно, должны подлежать рекультивации. Целью законодательства является стимулирование предприятий к поиску решений по удалению отходов. В результате введения такого механизма в Казахстане ожидается значительное снижение объема накопленных отходов к 2020 году.
Следующая цель – усиление государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений парниковых газов, в соответствии с обязательствами Казахстана по решению самой глобальной экологической проблемы изменения климата. Для этого вводится механизм распределения квот на выбросы парниковых газов. Так, начиная с 2013 года, природопользователи, имеющие выбросы парниковых газов свыше 20 тысяч тонн в год, а это крупные предприятия нефтегазовой, энергетической, горнометаллургической, химической отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта, должны будут получать соответствующую квоту.
Благодаря планомерной работе с инвесторами, они выражают принципиальное согласие строго выполнять все нормы нового законодательства, однако в деталях имеются нестыковки и разночтения. Так, согласно Национальному плану, разрабатываемому Министерство охраны окружающей среды, 2010 год взят, как базовый для исчисления квот выбросов. Между тем, по словам представителя ТОО "Тенгизшевройл" Светланы Дебисси, ориентиром в этом вопросе должен быть не посткризисный 2010, а более поздний этап, когда в Казахстане приступили к реализации крупных прорывных проектов, что сопряжено с дополнительными выбросами парниковых газов. "Если мы ограничим себя рамками показателей 2010 года, реализация многих других крупных проектов будет под угрозой срыва", считают члены Ассоциации.
Тем не менее, согласно обязательствам по членству в Киотском Протоколе, Казахстан должен снизить выбросы парниковых газов по отношению к 1992 году на 15% – до 2020 года и на 25% до 2050 года. Для реализации этих задач и разрабатывается проект Национального плана. Однако рабочая группа по подготовке Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов была создана только в марте этого года, сжатые сроки не позволили членам Ассоциации принять полноценное участие в заседаниях и внести свои предложения в полном объеме. Разработчики документа до конца июня уже должны завершить работу, но представители и МООС, и Ассоциации "KAZENERGY" сошлись во мнении, что времени для подготовки отвечающего всем запросам документа недостаточно. Понимая важность согласия в этом вопросе всех сторон процесса, председатель Ассоциации Тимур Кулибаев поручил Исполкому Ассоциации подготовить письмо на имя премьер-министра Масимова с просьбой продлить срок работы над Национальным планом распределения квот до конца 2012 года. Примером, как соблюдения экологических стандартов, так и прорыва в инновационно-индустриальном развитии может послужить строительство Мойнакской ГЭС. Этот проект в мировом масштабе фактически имеет всего два аналога – в Швейцарии и Китае. Мойнакская ГЭС, расположенная на реке Чарын в 250 км от Алматы, стала первым из наиболее крупных несырьевых инициатив, реализуемых независимым Казахстаном в области гидроэнергетики и в рамках Шанхайской организации сотрудничества. На двадцатилетие Независимости Казахстана 9 декабря 2011 года президент Нурсултан Назарбаев запустил в эксплуатацию этот долгожданный объект.
Нужно добавить, что проект ГЭС, переживший долгую, сложную историю, неоднократные срывы строительства, простои из-за финансовых проблем получил второе рождение благодаря вмешательству оператора с казахстанской стороны – ФНБ "Самрук-Казына" и его тогдашнего руководителя Тимура Кулибаева. Именно при его поддержке проект был реализован в кратчайший срок, достигнуты договоренности с банком КНР, позволившие привлечь инвестиции, общая сумма которых составляет более 360 миллионов долларов (финансирование госбанка развития Казахстана (БРК) и государственного банка развития Китая). Казахстанский вклад, капитал БРК в кредитной линии составил порядка 133 миллионов долларов. Оператором проекта стало АО "Самрук-Энерго", работающее в составе ФНБ "Самрук-Казына", которое и довело строительство ГЭС до запуска, подарив казахстанцам принципиально новую технологию, существенно облегчив жизнь южным регионам страны. По мнению специалистов, одним из глобальных плюсов проекта является его экологическая безопасность. Для производства электроэнергии на гидроэлектростанции используется возобновляемое, экологически чистое сырье – вода. В частности, при производстве электроэнергии на тепловых электростанциях используется уголь или мазут, которые в свою очередь при сжигании выбрасывают в атмосферу загрязняющие вещества.

Проблемы решаются
На заседании Координационного совета Ассоциации "KAZENERGY" был поднят еще один вопрос, который доказывает значимость модерации энергоотрасли таким органом, как объединение энергетиков. В частности, компании-недропользователи выразили обеспокоенность новыми правилами экологического мониторинга, утвержденными постановлениями правительства РК. Речь шла о постановлениях правительства "Об утверждении Правил по организации и проведению производственного экологического мониторинга при проведении нефтяных операций в Казахстанском секторе Каспийского моря" и "Об утверждений Правил по организации и проведению фоновых экологических исследований при проведений нефтяных операций в Казахстанском секторе Каспийского моря", которые должны вступить с силу с 10 июня этого года. Согласно им, природопользователи должны ежегодно проводить экологический мониторинг по четырем климатическим сезонам по всей контрактной территории.
Тем не менее, по словам членов Ассоциации, при разработке этих документов Министерством охраны окружающей среды не были учтены их мнения. Вышеназванные постановления предусматривают жесткие и детализированные требования, которые не имеют всесторонней научной, экологической, юридической, технико-экономической оценки. В виду значительного увеличения движения исследовательских судов в мелководной части Казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ), расширенные мониторинговые работы могут привести к негативному воздействию на биоресурсы (тюленей, рыбу, птицу) и среду их обитания. Так, по словам координатора по законодательству в сфере охраны окружающей среды и техники безопасности консорциума NCOC Гульнары Нурпеисовой, на природопользователей необоснованно возлагаются функции государственного экологического мониторинга, но он не может проводиться в течение всего года из-за погодных условий, техники безопасности, вопросов логистики.
Жесткие требования правительства предполагают установку дополнительных исследовательских станций и их общее количество с учетом общей площади всех подрядных территорий в КСКМ может возрасти до четырех тысяч. " Требования к организации и проведению производственного экологического мониторинга, установленные Правилами, не имеют аналогов в мировой практике", – подчеркнула Гульнара Нурпеисова. Кроме того, генеральный директор "Центра дистанционного зондирования и ГИС "Терра" Борис Гельдыев предложил ввести единую систему экологического мониторинга. По его заявлению, государство ведет свой мониторинг, недропользователи – свой, а результаты лабораторных исследований нередко разнятся и взаимоисключают друг друга. Благодаря взвешенным и профессиональным действиям руководства Ассоциации был достигнут некоторый баланс между позицией госорганов и членами объединения. Представители Министерства охраны окружающей среды не во всем согласились с приведенными доводами, но, тем не менее, выразили готовность к диалогу. Председатель Ассоциации Тимур Кулибаев выразил уверенность, что консолидированная позиция представителей "KAZENERGY" будет учтена при дальнейшей совместной работе с Министерством охраны окружающей среды по всему комплексу экологических вопросов. В ходе заседания было принято решение о создании рабочей группы по внесению изменений и дополнений в указанные постановления правительства.
Напомним, что Ассоциация "KAZENERGY" много лет выполняет определяющую функцию в деле сотрудничества между крупным бизнесом стратегических отраслей, обществом и государственными структурами. Не случайно, ранее в своих выступлениях Тимур Кулибаев подчеркивал именно сотрудническую, посредническую роль структуры, а также тот вклад в процветание Казахстана, который вносят члены Ассоциации. "Определяя цели и задачи развития Казахстана, глава государства уделяет особое внимание нефтегазовому комплексу страны как одному из ключевых базисов национальной экономики. Его устойчивый рост обуславливает успешность долгосрочного развития страны, укрепления благосостояния казахстанцев. И в этом процессе уже достигнуты заметные результаты благодаря слаженной работе правительства, компаний отрасли и отраслевых ассоциаций. Сегодня внимание государственных органов и бизнес-сообщества акцентировано на осуществлении проектов, которые обеспечат устойчивый рост отрасли. Среди них строительство Карачаганакского ГПЗ, Атырауского газохимического комплекса, современных мощностей глубокой переработки нефти, газификация центральных регионов страны и столицы, другие крупномасштабные планы.
Необходимое для их реализации соединение сил и возможностей всех участников подразумевает новую ответственность и активность отраслевых объединений. Ведь их работа, как я могу судить по деятельности нашей Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса KAZENERGY, как раз и состоит в интеграции интересов бизнеса с государственными приоритетами и важными для общества целями. Учитывая, что вклад только членов "KAZENERGY" в наполнение государственного бюджета составляет более 40%, масштаб обязательств Ассоциации и всего нефтегазового комплекса (НГК) перед страной становится очевидным", – сказал Тимур Кулибаев. Остается добавить, что работа Ассоциации в очередной раз предотвратила конфликт сторон, разрешила важные вопросы прозрачности и экологических требований, выступив в качестве площадки согласия и слаженного развития.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.06.2012
Состоялось первое заседание Совета по управлению ФНБ "Самрук-Казына" 29.06.2012
Состоялось заключительное заседание Сената в первой сессии пятого созыва Парламента РК 29.06.2012
Депутаты предлагают ввести в Казахстане новый налог для гастарбайтеров 29.06.2012
Из Уголовного кодекса Казахстана исключат статью за лжепредпринимательство 29.06.2012
"Мы навели порядок во всех мечетях региона" 29.06.2012
Новый госпиталь 29.06.2012
Народное IPO модернизирует казахстанское общество 29.06.2012
Рабочий график Главы государства 28.06.2012
Состоялось пленарное заседание Мажилиса 28.06.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
03.12.20 Четверг
90. ГРИГОРЬЕВ Владислав
87. ЮНУСОВ Бахит-Жан
74. ОМАРОВ Кайсар
72. КАЛТАЕВ Ануарбек
71. СУЕРБАЕВ Роберт
69. САРСЕМБАЕВ Зейнулла
66. БИСЕМБАЕВ Кадр
63. ЗВОНАРЕВ Олег
61. ТИЛЕШЕВ Изетали
60. ДАРИМБЕТОВ Байдалы
60. КАМБАРОВА Халида
60. ТИЛЕУБЕКОВ Гани
58. ЧИЛЯН Бо
56. АХАБАЕВ Зеин
51. БЕКЖАНОВ Сакен
...>>>
04.12.20 Пятница
82. ГУСЕВА Галина
74. ТОРЕГОЖИН Оралды
72. НУРГАЖИН Сармантай
70. НУРБАТУРОВ Канапия
67. ТУНГЫШБЕКОВ Санат
64. АРТЫКАЛИЕВ Берали
64. ТУРБЕКОВ Серик
62. АЛЕСКОВСКИЙ Сергей
60. КИРГИЗБАЕВ Ербол
59. ОСПАНОВ Ермек
58. ИСАБАЕВ Бейбит
56. БИСЕМБАЕВА Багила
56. ДЖАРАСОВА Шолпан
50. ПОТЛОВ Дмитрий
49. ШУБАЙ Асыл
...>>>
05.12.20 Суббота
83. ЖАРАСОВ Шакен
82. ОСПАНОВ Билис
79. МИРЗАБЕКОВ Оразбек
78. АЙЖУЛОВ Турсун
77. АЙТМУХАМБЕТОВ Абай
77. ДАУЕНОВ Михаил
76. ДАИРОВ Манарбек
75. ВЕСНИН Виктор
75. КАДЫРЖАНОВ Кайрат
72. ЖАНАКОВ Бауыржан
71. ТУРЛЫБЕКОВ Ерлан
69. КАНАФИН Арсен
66. САПАРБАЕВ Абдижапар
65. ДЮСЕНОВ Боран
65. УКЫБАСОВА Талшын
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz