NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 00:55 ast
22:55 msk

Выступление Председателя Счетного комитета Омархана Оксикбаева на пленарном заседании Мажилиса
В отчетном финансовом году Правительством допущено неосвоение средств республиканского бюджета в сумме 43,2 млрд.тенге, половина из которых приходится на программы развития. Кроме того, мы хотели бы обратить ваше внимание на неиспользованные и оставшиеся на счетах наших нацхолдингов 96 млрд. тенге
07.06.2012 / политика и общество

www.esep.kz, 6 июня

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич!
Уважаемые депутаты, приглашенные!
Позвольте представить на Ваше рассмотрение Отчет Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2011 год, и которые детально обсуждены постоянными комитетами и рабочей группой Мажилиса Парламента.
В целом, по нашей оценке, Правительством исполнены уточненные основные параметры республиканского бюджета, направленные на решение задач, обозначенных в Послании Главы государства народу Казахстана от 28 января 2011 года, государственных программах индустриально-инновационного, а также отраслевого и социального развития экономики Казахстана.
Конечно, ради справедливости надо сказать, что Правительство, несмотря на внешние и внутренние негативные факторы, добилось определенного роста экономики, что в свою очередь позитивно отразилось и на исполнении бюджета страны.
Достигнутые нами положительные результаты наши и их никто не отнимет. В то же время позвольте отметить те основные недостатки и недоработки, которые, по оценке Счетного комитета, негативно повлияли на качественное исполнение доходной и расходной частей республиканского бюджета.
Уважаемые депутаты!
Одним из основополагающих факторов, изначально влияющих на эффективное и качественное исполнение бюджета, являются точность и реалистичность планирования его показателей.
Мы констатируем, что Правительство формировало параметры республиканского бюджета, основываясь на существенном занижении показателей макроэкономического прогноза, расчетов доходной и расходной частей бюджета, что привело к проведению 25 корректировок бюджета и с помощью Парламента РК двум уточнениям бюджета.
При этом принятая на стадии планирования прогнозная цена на нефть оказалась в 1,7 раза ниже фактически сложившихся мировых цен на данный энергоноситель и составила 110 долларов США за баррель вместо прогнозируемых 65 долларов. Согласитесь, это уже не консервативный, а пессимистичный прогноз. Результатом такого планирования стало то, что общие поступления в бюджет отчетного года превысили плановый показатель на 511,7 млрд.тенге, расходы были увеличены против плана на 282,4 млрд.тенге, фактически сложившийся дефицит бюджета уменьшен от прогнозного показателя на 154,4 млрд.тенге.
Утверждая через Парламент трехлетний бюджет, Правительство не обеспечивает его нормативную реализацию.
Так, по инвестиционному проекту "Развитие инфраструктуры Щучинско-Боровской курортной зоны" стоимость проекта, предусмотренная в трехлетнем бюджете на 2010-2012 годы, увеличена по сравнению с первоначальной стоимостью предыдущего трехлетнего бюджета в 4 раза на 2010 год, или с ростом на 1,3 млрд. тенге, в 26 раз на 2011 год, или с ростом на 1,5 млрд. тенге.
Следует отметить, что подобное планирование нивелирует все законодательные инициативы, как Правительства, так и депутатов Парламента по совершенствованию законодательства в части планирования, сбора и использования средств бюджета, разграничения полномочий и ужесточения мер ответственности участников бюджетного процесса.
Счетный комитет отмечает наличие значительных резервов в пополнении доходной части республиканского бюджета, а также существенных просчетов в процедурах налогового и таможенного администрирования.
Так, из состоящих на учете в налоговых органах республики плательщиков корпоративного подоходного налога продекларировали налогооблагаемые доходы только 26 % плательщиков, а 74 % показали в декларациях убытки или заявили об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности.
Из 372 млрд.тенге, доначисленных в ходе налоговых проверок, и по которым наступил срок их уплаты, взыскано лишь 19,2 млрд.тенге, или 5,2 %.
Вызывает сомнение применяемая налоговыми органами система управления рисками при отборе налогоплательщиков для проведения налоговых проверок.
Так, по результатам 406 налоговых проверок плательщиков, отнесенных к высокой степени риска, доначисленная сумма налогов и платежей по каждому плательщику не превышала 0,1% от его совокупного годового дохода.
На сегодня масштабы деятельности лжепредприятий представляют угрозу национальной безопасности государства.
Так, по состоянию на 1 января 2012 года судами деятельность 1044 плательщиков признана лжепредпринимательской. При этом выявленными в 2011 году контрагентами, воспользовавшихся услугами лжепредприятий, нанесен ущерб государству в сумме 110,5 млрд. тенге в виде неуплаты налогов, из которых возмещено только 3,0 млрд. тенге.
По нашему мнению, одним из факторов, способствующих росту лжепредприятий, является повсеместное распространение налично-денежного оборота в экономике страны. Только за последние три года, ежегодно, в обороте между юридическими лицами использовалось около 1,4 трлн. тенге наличных денег.
Следует сказать о необходимости регулирования налично-денежного оборота путем внесения изменений и дополнений в законодательство о платежах и переводах с целью установления ограничений при проведении наличных расчетов между хозяйствующими субъектами.
По итогам проверок Счетного комитета выявлен ряд проблем таможенного администрирования, влияющих на полноту поступления в бюджет налогов, связанных с международной торговлей.
Так, отмечаем непроработанность механизма контроля стоимости товаров, применяемого в соответствии с решениями Комиссии Таможенного союза, длительность сроков согласования методологических вопросов, связанных с определением страны происхождения товаров. В результате за 2010-2011 годы из Украины импортировано растительное масло в количестве 4,9 тыс. тонн тропического происхождения, не облагаемого таможенной пошлиной, то есть предоставленная сумма тарифных льгот при ввозе данного товара составила 214,0 млн. тенге.
В 2011 году доля недоставки товаров для таможенного оформления в органе назначения к общему объему транзита по сравнению с 2010 годом выросла в 5 раз (с 0,02% до 0,11%).
Правоприменительная практика пресечения контрабандного ввоза товаров в республику оставляет желать лучшего, особенно по департаментам таможенного контроля по Алматинской области и городу Алматы.
Так, за 2010-2011 годы ими по фактам контрабандного ввоза китайских товаров было возбуждено всего 1 уголовное дело.
Уважаемые депутаты!
В отчетном финансовом году Правительством допущено неосвоение средств республиканского бюджета в сумме 43,2 млрд.тенге, половина из которых приходится на программы развития. Кроме того, мы хотели бы обратить ваше внимание на неиспользованные и оставшиеся на счетах наших нацхолдингов 96 млрд. тенге.
Среди основных причин можно назвать следующие.
1. Это как отмечено выше, издержки планирования. Мы уже говорили о разной проектной стоимости однотипных объектов, разной стоимости однотипных услуг, как в разрезе регионов, так и администраторов бюджетных программ.
2. Это отсутствие на законодательном уровне четко прописанных зон ответственности администраторов бюджетных программ по достижению конечных результатов, что ведет к снижению уровня контроля на всех стадиях исполнения бюджета (с этой трибуны уже один министр просил вас объявить ему благодарность за неосвоенные средства).
3. Несовершенство механизма государственных закупок.
По нашему мнению, серьезной проблемой остается вопрос непроработанности механизма использования бюджетных средств, выделенных местным исполнительным органам в виде целевых трансфертов, со стороны центральных уполномоченных органов, что приводит к их неэффективному использованию.
Так, из-за отсутствия полноценного порядка и контроля, неосвоение по трансфертам составило 38,7 млрд.тенге, из которых 29,2 млрд.тенге – трансферты на развитие, а суммы, использованные с нарушением бюджетного законодательства, превысили 38,4 млрд. тенге.
При этом статус применяемого Соглашения о результатах по целевым трансфертам между администраторами бюджетных программ и местными исполнительными органами законодательно не закреплен.
Соответственно отсутствует механизм для привлечения к дисциплинарной ответственности сторон данного Соглашения за невыполнение принятых обязательств.
Бюджетные кредиты, выделенные его получателям, нередко воспринимаются ими как инструмент извлечения дополнительных доходов.
Так, для проведения мероприятий по поддержке сельхозтоваропроизводителей АО "КазАгро" в прошлом году был выделен бюджетный кредит в сумме 78,0 млрд.тенге по ставке вознаграждения 0,01% годовых. Однако данное общество, долго себя не утруждая, предоставляет кредит своим дочерним компаниям уже по годовой ставке 0,5%, получив при этом чистый доход в размере 500 млн. тенге. В свою очередь, эти компании, предоставили конечным заемщикам бюджетные кредиты по дифференцированным ставкам вознаграждения от 3% до 5% годовых. Таким образом, крестьяне получили эти кредиты на 300-500 раз дороже, чем выделило государство АО "Казагро".
По результатам контроля установлено, что Министерство финансов на систематической основе продолжает оплачивать долги заемщиков, изначально вызывающих сомнение в их платежеспособности.
В частности, все последние тринадцать лет Министерством оплачивался долг пятерых заемщиков на общую сумму 166,0 млн.долл. США. При этом указанными заемщиками в республиканский бюджет возвращено только 21,5 млн.долл. США, или 13% от объема погашенных за них сумм. Более того, эти акционерные общества не числятся в Реестре государственного имущества, государственные пакеты акций в них отсутствуют.
Несмотря на то, что из республиканского бюджета на приобретение финансовых активов в отчетном периоде выделено 338 млрд.тенге, многие предусмотренные цели зачастую не достигаются.
Продолжает иметь место непродуманность в вопросах выделения бюджетных средств на приобретение финансовых активов, что провоцирует рост нарушений финансовой дисциплины при их использовании.
Так, на строительство и реконструкцию объектов инновационной инфраструктуры Парка ядерных технологий выделено 1,4 млрд.тенге. За отчетный период данным акционерным обществом освоено лишь 387 млн.тенге, или 28%. Значительная часть неосвоенных средств находится на депозите в банках второго уровня, а часть, точнее 50 млн. тенге, как установлено нами, было похищено руководящими работниками этого парка.
В результате не создан мобильный технологический комплекс, не реализованы мероприятия по строительству инженерных коммуникаций и подъездных дорог.
Сложившаяся практика составления стратегических планов государственных органов носит формальный характер. В них отсутствует взаимосвязь показателей бюджетных программ с показателями стратегических направлений, объемами затраченных бюджетных средств, из-за чего проведение оценки реализации, как стратегических планов, так и бюджетных программ затруднены.
На наш взгляд, необходимо совершенствовать методологию разработки стратегических планов государственных органов, взяв за основу показатели бюджетных программ, с четкой регламентацией целей, задач, мер ответственности.
Ежегодная оценка эффективности реализации государственных и отраслевых программ выявляет одни и те же проблемы, по которым Правительству ранее давались рекомендации по их устранению.
Так, вследствие недостаточной проработки государственных программ на этапе ее планирования, отсутствия межотраслевого взаимодействия, допускается дублирование мероприятий с задачами текущей деятельности соисполнителей. В них отсутствует обособленный учет по использованию бюджетных средств, выделенных на реализацию соответствующей государственной программы, отмечается несоответствие плановой отчетности формулировкам ожидаемых результатов.
К примеру, в рамках Государственной программы реформирования и развития здравоохранения в городе Костанае был построен центр крови проектной мощностью 20 тыс.л/год, при плане 7 тыс. литров крови за 9 месяцев 2011 года заготовлено 4,2 тыс. литров.
Вместо использования построенного здания по его целевому назначению в нем фактически размещены Управление здравоохранения Костанайской области, областной центр проблем формирования здорового образа жизни, областной филиал Республиканского центра развития здравоохранения и другие.
Сохраняется и многоступенчатая структура национальных холдингов, приводящая к неэффективному менеджменту управления активами государства, потере прозрачности использования ими бюджетных средств, выделенных на реализацию конкретных проектов.
Счетный комитет предлагает принять меры по исключению из организационной структуры национальных компаний и управляющих холдингов подразделений, занимающихся непрофильной деятельностью.
Существующая диспропорция в экономическом развитии регионов свидетельствует о необходимости выработки дальнейших механизмов по оптимальному распределению бюджетных средств с целью выравнивания их бюджетной обеспеченности.
Нужны кардинальные меры по повышению эффективности реализации инвестиционных проектов в регионах.
Так, в регионах не реализовано 167 проектов на общую стоимость 154 млрд.тенге, предусмотренных на индустриально-инновационное развитие, укрепление жилищно-коммунального хозяйства и строительство социальных объектов.
Уважаемые депутаты!
Позвольте ознакомить вас с итоговыми результатами контрольной работы Счетного комитета.
Всего в отчетном периоде проведено 42 контрольных мероприятия на 264 объектах.
Объем охваченных средств составил 2,6 трлн.тенге, в том числе средств республиканского бюджета отчетного 2011 года – 244 млрд.тенге.
Выявлены нарушения бюджетного и иного законодательства на общую сумму 272 млрд.тенге. Из 5,8 млрд.тенге, подлежащих возмещению, в 2011 году восстановлено 2,7 млрд.тенге.
Для принятия процессуальных мер правоохранительным органам передано 45 материалов контроля. Правительству, государственным органам и объектам контроля было направлено 40 рекомендаций и 256 решений, из которых исполнено 54%.
Завершая свое выступление, хочу выразить благодарность всем депутатам за активное участие в обсуждении нашего Отчета и высказанные замечания.
Озвученные вами рекомендации и предложения будут учтены нами в дальнейшей работе.
Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.06.2012
Состоялось первое заседание Совета по управлению ФНБ "Самрук-Казына" 29.06.2012
Состоялось заключительное заседание Сената в первой сессии пятого созыва Парламента РК 29.06.2012
Депутаты предлагают ввести в Казахстане новый налог для гастарбайтеров 29.06.2012
Из Уголовного кодекса Казахстана исключат статью за лжепредпринимательство 29.06.2012
"Мы навели порядок во всех мечетях региона" 29.06.2012
Новый госпиталь 29.06.2012
Народное IPO модернизирует казахстанское общество 29.06.2012
Рабочий график Главы государства 28.06.2012
Состоялось пленарное заседание Мажилиса 28.06.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz