NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 12:16 ast
10:16 msk

Мажилис: Правительство – Счетный комитет – Бюджет-2011-Отчет
Н.Нигматулин: Должен сказать, что ни одна частная компания ни дня не держала бы такого менеджера, более того, если он еще и приворовывал, к ответу призвала бы. То, что сегодня мы имеем, я думаю, это вопиющие факты
07.06.2012 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 6 июня

Сегодня Мажилис на пленарном заседании под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина минутой молчания почтил память погибших пограничников на посту "Арканкерген" Алматинской области.
***
Сегодня Палата на своем пленарном заседании заслушала отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2011 год.
С парламентской трибуны перед депутатами выступили министр финансов Болат Жамишев и председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев. Главному финансовому документу страны был посвящен также содоклад члена Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Татьяны Яковлевой (тезисы):
"Рассматриваемые сегодня отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2011 год были всесторонне обсуждены на заседаниях рабочих групп и головного комитета с приглашением администраторов бюджетных программ, а также субъектов квазигосударственного сектора.
Отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2011 год со всеми необходимыми приложениями у Вас имеются, кроме того мы только что заслушали доклады Министра финансов и Председателя Счетного комитета, поэтому позвольте мне не повторять основные показатели исполнения бюджета.
Остановлюсь только на некоторых ключевых вопросах.
Следует подчеркнуть роль Счетного комитета, который проводит определенную работу по обеспечению своевременного контроля за целевым и эффективным использованием средств республиканского бюджета, а также по выявлению и предупреждению нарушений финансовой дисциплины.
В рассмотренном нами Отчете Счетного комитета дана оценка количественным и качественным показателям исполнения доходной и расходной частей республиканского бюджета за 2011 год, проведен анализ эффективности использования бюджетных средств и реализации некоторых бюджетных программ.
По проведенным контрольным мероприятиям представлены материалы, по результатам которых выявлены финансовые нарушения на объектах контроля. Общая сумма нарушений составила 272,0 млрд. тенге, из них по расходам – 209,8 млрд. тенге, по доходам – 35,0 млрд. тенге, по госзакупкам – 26,2 млрд. тенге, но при этом восстановлено всего 2,7 млрд. тенге.
Необходимо отметить также, что оба отчета об исполнении республиканского бюджета за 2011 год, представленные Правительством и Счетным комитетом, выполнены с учетом рекомендаций депутатов, данных в предыдущие годы, а именно приняты меры по совершенствованию бюджетной системы, по укреплению финансовой дисциплины участников бюджетного процесса и повышению эффективности бюджетных процедур, расширена расчетно-аналитическая база, детально представлены обоснования исполнения бюджетных программ и причины их неисполнения, проведен объективный анализ достижения по бюджетным программам конкретных результатов.
Вместе с тем, республиканский бюджет за 2011 год, как в доходной, так и в расходной частях исполнен с некоторыми отклонениями.
Исполнение бюджета по доходам.
Исполнение доходной части бюджета 2011 года обеспечено на 102,4 %., в том числе по налоговым поступлениям 102,3 %, неналоговым поступлениям – 126,1 %, поступлениям трансфертов – 101,1 %.
Не выполнение отдельных показателей по поступлениям (к примеру, по корпоративному подоходному налогу – 99,0 %) не отразились в целом на исполнении доходной части бюджета, т.к. план перевыполнен по некоторым другим составляющим (к примеру, по корпоративному подоходному налогу с юридических лиц-нерезидентов за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора на 104,7 % за счет роста авансовых платежей от подрядных компаний).
Исполнение бюджета по расходам.
Исполнение республиканского бюджета по расходам за 2011 год составило 99,2 %. Сумма же неосвоенных средств республиканского бюджета на 2011 год составила 42,9 млрд. тенге, в том числе экономия составила 2,5 млрд. тенге, неосвоение по объективным независящим от администраторов республиканских бюджетных программ 5,7 млрд. тенге, по другим причинам – 34,7 млрд. тенге.
Основными причинами неосвоения бюджетных средств являются неэффективное управление бюджетными программами администраторами бюджетных программ: при осуществлении государственных закупок бывают отмены конкурсов из-за отсутствия конкурентной среды, несвоевременное проведение конкурсных процедур, перенесение их сроков проведения, срыв поставщиками условий договора. Администраторы бюджетных программ допускают необоснованное планирование бюджетных средств: завышенные стоимостные показатели, неправильное помесячное распределение годовых планов, зачастую имеет место невостребованность бюджетных средств. Также администраторами бюджетных программ допускается несвоевременное принятие нормативных правовых актов по реализации бюджетных программ
Наибольшие суммы не освоены Министерством финансов – 10,0 млрд., Комитетом национальной безопасности – 9,8 млрд. тенге, Министерством по чрезвычайным ситуациям – 6,5 млрд. тенге, Министерством здравоохранения – 3,1 млрд. тенге, Министерством индустрии и новых технологий – 2,8 млрд. тенге.
Исполнение бюджета по трансфертам.
Из средств республиканского бюджета, полученных областными бюджетами и городами Алматы и Астаны недоосвоеными остались средства по целевым трансфертам в сумме 38,7 млрд. тенге или исполнение составляет 95,2 %.
Таким образом, как и в предыдущие годы, администраторы республиканских бюджетных программ исполнили свои обязательства в полном объеме, а администраторы местных бюджетных программ допускают неполное освоение бюджетных средств, неэффективное и нецелевое использование трансфертов. Тем самым показатель прямого результата бюджетной программы достигнут не в полной мере: несвоевременно реализовывались инвестиционные проекты, тем самым отдельные объекты социального и производственного назначения своевременно не построены и не введены в эксплуатацию.
Кроме того, в соответствии с аналитическим отчетом, представленным Правительством, по многим направлениям финансирования достигнуты показатели прямого результата, но не достигнуты (или достигнуты не в полном объеме) показатели конечного результата или наоборот.
Считаем, что в стратегических планах государственных органов мероприятия, указанные в показателях прямого и конечного результата бюджетной программы должны быть строго согласованы между собой и четко соответствовать подходам и методическим рекомендациям по разработке стратегического плана государственного органа.
Эффективность финансирования из республиканского бюджета субъектов квазигосударственного сектора.
Особую обеспокоенность вызывает неэффективное использование выделенных немалых средств из республиканского бюджета на пополнение уставного капитала субъектам квазигосударственного сектора, финансиоравние которого из года в год растет. Только за последние три года на эти цели израсходовано 770,2 млрд. тенге и в 2011 году – 338,3 млрд. тенге.
Вызывает опасения участившаяся практика перечисления значительных средств в последние дни отчетного бюджетного года, что ставит под угрозу выполнение отдельных программ.
К примеру, в конце декабря 2011 года на увеличение уставного капитала "Самрук Казына" перечислено 53,6 млрд. тенге, "КазАгро" – 25,0 млрд. тенге, а также на кредитование проектов "Самрук Казына" – 46,6 млрд. тенге (30 декабря).
(стр. 224 отчет счетного комитета), (стр. 738 отчет Правительства)
Финансовые нарушения.
В ходе исполнения бюджета по-прежнему допускаются финансовые нарушения.
Так, согласно Отчета Правительства, в 2011 году органом по внутреннему контролю осуществлен внутренний контроль 554 госучреждений, финансируемых из республиканского бюджета. Общая сумма выявленных финансовых нарушений составила
21,9 млрд. тенге, в том числе необоснованное использование бюджетных средств – 20,4 млрд. тенге, неэффективное использование бюджетных средств – 875,2 млн. тенге, недостачи товарно-материальных ценностей и денежных средств – 363,5 млн. тенге, нарушения по поступлениям в бюджет – 221,6 млн. тенге, нецелевое использование бюджетных средств – 70,8 млн. тенге. При этом восстановлено и возмещено в бюджет – 11,2 млрд. тенге или 87 %.
Все перечисленные факты свидетельствуют о необходимости осуществления постоянного контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных средств, а также принятия мер по предупреждению финансовых нарушений при использовании средств республиканского бюджета.
В 2011 году дебиторская задолженность за счет бюджетных средств составила 74,1 млрд. тенге, в том числе прошлых лет – 34,7 млрд. тенге, текущего года – 39,4 млрд. тенге.
Следует отметить, что рост дебиторской задолженности, конечно, будет объективно происходить по причине перехода на 3-х летнее бюджетное планирование и, соответственно, возможно заключение договоров на срок до 3-х лет. Тем не менее, важно контролировать рост дебиторской задолженности и не допускать возникновения просроченной задолженности.
Депутаты в ходе обсуждения отчета акцентировали внимание на необходимости более эффективной отдачи бюджетных расходов. Расходы республиканского бюджета должны быть ориентированы на конечный результат. При этом обязательства, возложенные на гос.органы, должны быть сопоставимы с выделяемыми на это финансовыми средствами.
Всеми постоянными комитетами Мажилиса Парламента Республики Казахстан представлены в целом положительные заключения.
Завершая свое выступление, хотелось бы отметить, что итоги исполнения Правительством республиканского бюджета за 2011 год Комитетом по финансам и бюджету с учетом высказанных замечаний и рекомендаций, изложенных в заключении, оценены положительно и дана положительная оценка отчету Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета".
Как говорится в вышеназванном заключении, Комитет по финансам и бюджету, рассмотрев отчеты Правительства и Счетного комитета, а также дополнительные материалы представленные Министерством финансов и с учетом заключений постоянных комитетов Мажилиса, отмечает следующее.
"В целом, в ходе исполнения республиканского бюджета за 2011 год Правительство обеспечило выполнение основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, поручений, вытекающих из Посланий Президента Республики Казахстан к народу Казахстана от 29 января 2010 года "Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана", от 28 января 2011 года "Построим будущее вместе".
В 2011 году дважды проведено уточнение республиканского бюджета на 2011-2013 годы. Данные средства были направлены на реализацию направлений Послания Главы государства народу Казахстана от 28 января 2011 года "Построим будущее вместе", а также на решение ряда региональных проблем, на реализацию мероприятий по социальной сфере, на реализацию мер государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития и т.д.
Исполнение основных макроэкономических показателей за 2011 год следующее:
Валовый внутренний продукт (ВВП) составил 27 300 568,8 млн. тенге, в том числе производство товаров – 11 788 792,0 млн. тенге, производство услуг – 14 153 246,6 млн. тенге, чистые налоги – 1 358 530,2 млн. тенге. Реальный рост ВВП к предыдущему году – 107,5 %.
Объем промышленного производства в 2011 году составил 15 657,6 млрд. тенге, что на 3,5 % больше показателя 2010 года.
Объем валовой продукции сельского хозяйства составил 2 256,6 млрд. тенге.
Экспорт товаров – 88,1 млрд. долларов США (возрос на 48,0 %).
Импорт товаров – 38,0 млрд. долларов США (возрос на 25,0 %).
Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года составил 108,3 %.
Уровень инфляции в декабре 2011 года к декабрю 2010 года составил 7,4 %. Несмотря на рост цен, данные по итогам 2011 года свидетельствуют о том, что уровень инфляции укладывается в запланированные интервалы в 6,0-8,0 %.
Уровень безработицы в Казахстане в декабре 2011 года составил 5,4 % к численности экономически активного населения, что на 0,1 % ниже показателя 2010 года.
Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам в январе-декабре 2011 года составила 89 959 тенге.
Дефицит республиканского бюджета – (-) 575 972,4 млн. тенге или на уровне 2,1% к ВВП.
Мировая цена на нефть марки Brent в январе-декабре 2011 года составила 110,9 долларов США за баррель, что на 20,9 долларов США больше, против принятых в расчетах при формировании республиканского бюджета на 2011 год (90,0 долларов США за баррель).
Доходы республиканского бюджета на 2011 год были утверждены в сумме 4 346 215 971 тыс. тенге, фактически поступило 4 451 683 073,2 тыс. тенге или 102,4 % к годовому плану.
В общей сумме доходов налоговые поступления составили 3 001 212 263,0 тыс. тенге или 67,4 %; неналоговые поступления – 108 942 389,6 тыс. тенге или 2,4 %; поступления доходов от продажи основного капитала – 16 087 827,7 тыс. тенге или 0,4 %; поступления трансфертов – 1 325 440 592,9 тыс. тенге или 29,8 %.
Исполнение плана по налоговым поступлениям составило 102,3 %, или при плане 2 934 895 657 тыс. тенге в бюджет поступило 3 001 212 263,0 тыс. тенге.
Неисполнение сложилось по следующим налоговым поступлениям:
корпоративному подоходному налог у- 99,0 %;
по обязательным платежам, взимаемым за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами – 97,2 %.
Годовой план по корпоративному подоходному налогу был определен в сумме 1 060 545 000 тыс. тенге, фактически в бюджет поступило 1 050 380 051,6 тыс. тенге, или 99,0 % к плану. Основное неисполнение плана сложилось по:
– корпоративному подоходному налогу с юридических лиц-резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора план исполнен на 96,1 % в связи со снижением поступлений по корпоративному подоходному налогу по отдельным налогоплательщикам;
– корпоративному подоходному налогу с юридических лиц-резидентов, удерживаемому у источника выплаты, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора план исполнен на 95,4 %;
– корпоративному подоходному налогу с юридических лиц-нерезидентов, удерживаемому у источника выплаты, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора план исполнен на 99,3 %.
Вместе с тем, план перевыполнен по корпоративному подоходному налогу с юридических лиц-нерезидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора на 104,7 % за счет роста авансовых платежей от подрядных компаний: Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В., филиалу Би Джи Карачаганак Лимитед, филиалу Компании "Шеврон Интернэшнл Петролеум Компании", филиалу "ЛУКОЙЛ Оверсиз Карачаганак Б.В.".
По неналоговым поступлениям исполнение плана составило 126,1 %, или при плане 86 371 534 тыс. тенге в бюджет поступило 108 942 389,6 тыс. тенге. Неисполнение сложилось по следующим неналоговым поступлениям:
вознаграждений по кредитам, выданным из государственного бюджета – 56,4 %;
поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета – 54,6 %;
гранты, привлекаемые центральными государственными органами – 47,3 %.
Поступления от продажи основного капитала при плане 14 192 088 тыс. тенге составили 16 087 827,7 тыс. тенге или 113,4 %.
Поступления трансфертов в доход республиканского бюджета составили 1 325 440 592,9 тыс. тенге при плане 1 310 756 692,0 тыс. тенге или 101,1 %.
Средства гарантированного трансферта в республиканский бюджет из Национального фонда Республики Казахстан были привлечены в полном объеме в сумме 1 200 000 000 тыс. тенге или 100 % к годовому плану.
Затраты республиканского бюджета на 2011 год были утверждены в сумме 4 647 429 633 тыс. тенге, фактически составили 4 605 079 721,7 тыс. тенге или 99,1% к плану на год.
Сумма неосвоенных средств республиканского бюджета на 2011 год составила 42 349 911,3 тыс. тенге.
Наибольшие суммы не освоены Министерством финансов – 10,0 млрд. тенге (в 2010 году – 9,3 млрд. тенге), Комитетом национальной безопасности – 9,8 млрд. тенге (в 2010 году – 4,7 млрд. тенге), Министерством по чрезвычайным ситуациям – 6,5 млрд. тенге (в 2010 году – 1,2 млрд. тенге), Министерством здравоохранения – 3,1 млрд. тенге (в 2010 году – 2,9 млрд. тенге), Министерством индустрии и новых технологий – 2,8 млрд. тенге (в 2010 году – 1,2 млрд. тенге).
Основными причинами неосвоения бюджетных средств являются неэффективное управление бюджетными программами администраторами бюджетных программ: при осуществлении государственных закупок бывают случаи отмены конкурсов из-за отсутствия конкурентной среды, несвоевременное проведение конкурсных процедур, перенесение их сроков проведения, срыв поставщиками условий договора. Администраторы бюджетных программ допускают необоснованное планирование бюджетных средств: завышенные стоимостные показатели, неправильное помесячное распределение годовых планов, зачастую имеет место невостребованность бюджетных средств. Также администраторами бюджетных программ допускается несвоевременное принятие нормативных правовых актов по реализации бюджетных программ.
В 2011 году дебиторская задолженность за счет бюджетных средств составила 74,1 млрд. тенге, в том числе прошлых лет – 34,7 млрд. тенге, текущего года – 39,4 млрд. тенге. При этом по информации Счетного комитета, в том числе с истекшим сроком исковой давности 2,5 млрд. тенге.
Наибольшие объемы дебиторской задолженности приходятся на министерства: транспорта и коммуникаций – 35,7 млрд. тенге (в 2010 году – 36,9 млрд. тенге), обороны – 14,1 млрд. тенге (в 2010 году – 28,9 млрд. тенге), Комитет национальной безопасности – 10,8 млрд. тенге (в 2010 году – 8,6 млрд. тенге), по чрезвычайным ситуациям – 2,9 млрд. тенге (в 2010 году – 0,5 млрд. тенге).
Основными причинами образования дебиторской задолженности служат: предоплата за товары и услуги, оплата авансовых платежей по договорам, срок которых превышает один год, несвоевременное представление актов выполненных работ и т.д.
В отчетном периоде кредиторская задолженность составила в целом 8,1 млрд. тенге, в том числе по обязательствам, срок оплаты которых не наступил на сумму 7,0 млрд. тенге, сумма же кредиторской задолженности требующая погашения составляет 1,1 млрд. тенге.
Наибольший объем кредиторской задолженности приходится на Министерство транспорта и коммуникаций в целом 7,1 млрд. тенге, в основном эта сумма сложилась при реализации бюджетной программы "Развитие автомобильных дорог на республиканском уровне" – 7,0 млрд. тенге.
В отчетном периоде бюджетам областей, городов Алматы и Астаны из республиканского бюджета выделено трансфертов всего 1 631,3 млрд. тенге, в том числе 808,2 млрд. тенге целевых трансфертов и 789,9 млрд. тенге – трансферты общего характера (субвенции).
Из средств республиканского бюджета, полученных областными бюджетами и городами Алматы и Астаны недоосвоеными остались средства по целевым трансфертам в сумме 38,7 млрд. тенге или исполнение составляет 95,2 %. Таким образом, как и в предыдущие годы администраторы республиканских бюджетных программ исполнили свои обязательства в полном объеме, а администраторы местных бюджетных программ допускают неполное освоение бюджетных средств, неэффективное и нецелевое использование трансфертов. Тем самым показатель прямого результата бюджетной программы достигнут не в полной мере. Основными причинами является некачественное планирование объема целевых трансфертов, отсутствие должного контроля со стороны администраторов бюджетных программ республиканского уровня.
Целевые трансферты, выделенные в 2011 году, по информации Счетного комитета, используются с нарушениями финансовой дисциплины, бюджетного и иного законодательства.
Резюмируя все вышесказанное, Комитет по финансам и бюджету в целях обеспечения эффективного использования и управления государственными финансовыми ресурсами считает необходимым администраторам бюджетных программ начать работу по устранению систематических недостатков сохраняющихся из года в год и в этой связи рекомендовать Правительству:
1. разработать комплекс мер по снижению доли сырьевого сектора в доходах республиканского бюджета и представить их до утверждения республиканского бюджета на последующий трехлетний период;
2. пересмотреть структуру и содержание существующих бюджетных программ в части взаимодействия их со стратегическими планами государственных органов;
3. принять необходимые меры по совершенствованию налогового администрирования;
4. ужесточить контроль за исполнением бюджетных программ со стороны администраторов бюджетных программ с их четким законодательным закреплением;
5. при планировании средств учитывать итоги неисполнения предыдущих лет;
6. повысить эффективность взаимодействия центральных и местных исполнительных органов при реализации Соглашений о результатах по целевым трансфертам и выработать новые подходы к формированию межбюджетных отношений;
7. при создании новых субъектов квазигосудаственного сектора тщательно изучить потенциал действующих субъектов квазигосудаственного сектора и не допускать факты, приводящие к их дублированию, а также проревизировать их эффективность и обоснованность их функций.
Всеми постоянными комитетами Мажилиса Парламента Республики Казахстан представлены в целом положительные заключения. Вместе с тем Комитеты Мажилиса Парламента Республики Казахстан в представленных заключениях отметили следующее.
Комитет по экономической реформе и региональному развитию считает, "что результаты контрольно-аналитических мероприятий Счетного Комитета показывают, как из года в год повторяются одни и те же факты финансовых нарушений при использовании бюджетных средств.
Стратегические планы большинства государственных органов слабо ориентированы на конечные результаты, что значительно снижает эффективность расходов республиканского бюджета. Недостаточно предпринимаются меры по недопущению финансовых нарушений и возврату в бюджет незаконно использованных средств.
Превышение фактического поступления доходов с учетом того, что показатели по доходам неоднократно уточнялись, свидетельствует о том, что качество планирования доходной части республиканского бюджета не улучшается. Недостаточно эффективно используются механизмы налогового и таможенного администрирования.
Правительству Республики Казахстан необходимо принять жесткие меры по совершенствованию бюджетной системы, укреплению финансовой дисциплины администраторов бюджетных программ и субъектами квазигосударственного сектора.
Пересмотреть действующие нормы законодательства в части регулирования и ограничения оборотов наличных денег, в целях вывода наличных денег из теневого оборота.
Принять меры по своевременному исполнению доходной части бюджета, а также предусмотреть мероприятия, направленные на уменьшение недоимок.
Следует пересмотреть действующий механизм регулирования межбюджетных отношений, что приводит к полной зависимости от исполнения республиканского бюджета местных исполнительных органов в решении социально-экономических задач."
Комитет по социально-культурному развитию "считает необходимым рекомендовать Правительству принять меры по совершенствованию методов прогнозирования и планирования бюджета, усилить работу по устранению недостатков, выявленных в ходе исполнения бюджета, а также повышению ответственности администраторов бюджетных программ за их исполнение".
Комитет по международным делам, обороне и безопасности "с целью недопущения нарушений бюджетного законодательства считает целесообразным рекомендовать Правительству Республики Казахстан:
1) рассмотреть вопрос усиления роли Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;
2) пересмотреть методику формирования и изменения республиканского бюджета;
3) усилить ответственность за неисполнение республиканского бюджета администраторов бюджетных программ."
Комитет по экологии и природопользованию "считает целесообразным акцентировать внимание на отдельных вопросах, связанных с бюджетным процессом.
1. Продолжается утверждение республиканского бюджета при заниженных прогнозных параметрах макроэкономических показателей, в результате образуется значительное расхождение между плановыми и фактическими параметрами бюджета. По данным, приведенным Счетным комитетом, фактический рост ВВП по итогам отчетного периода составил 107,3 %, превысив от запланированного на 4,2 %. Фактическое исполнение дохода бюджета превысило на 13 % от первоначально утвержденного варианта. Затраты исполнились на 6,5 % выше прогноза. Такое планирование заведомо занижает потенциал внутренних резервов увеличения налоговых и неналоговых поступлений, приводит к неэффективному налоговому администрированию, росту объемов внешнего заимствования и правительственного долга страны, а также бесконечным корректировкам параметров бюджета.
2. В ходе исполнения республиканского бюджета за 2011 год Правительство допустило нарушение Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах". Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2011 года № 147 "Об увеличении годовых плановых назначений соответствующих бюджетных программ за счет остатков бюджетных средств 2010 года и использовании (доиспользовании) в 2011 году неиспользованных (недоиспользованных) сумм целевых трансфертов, выделенных из республиканского бюджета в 2010 году" внесены изменения в постановление Правительства от 13 декабря 2010 года № 1350 "О реализации Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2011-2013 годы", которые противоречили параметрам (доходы, затраты и дефицит) утвержденного республиканского бюджета и действовали в течение 11 дней до внесения изменений в Закон от 28 февраля 2011 года. Это нарушает пункт 3 статьи 4 вышеназванного Закона, где установлено, что каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.
Отчет Счетного комитета свидетельствует также об укреплении тенденции сырьевой направленности экономики, о сохранении доли минеральных продуктов в общем объеме экспорта (около 77,7 %), которые ставит экономику страны в прямую зависимость от колебаний мировых цен на сырье, сохраняя риски негативного воздействия на конкурентоспособность ее секторов, в том числе взаимосвязанных от сырьевого (транспорт, инфраструктура и других). Это противоречит поставленным задачам по ускоренной диверсификации экономики Послания Президента Республики Казахстан к народу Казахстана от 29 января 2010 года "Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана", и проводимой политике по увеличению доли несырьевого экспорта.
Следует обратить внимание на то, что несмотря на задачи по развитию агропромышленного комплекса и росту производительности труда в вышеназванном Послании, доля сельского хозяйства в ВВП в отчетном периоде составила всего лишь 5 %, что объясняется низким уровнем производительности, слабой научной базой и технической оснащенностью отрасли. Такое положение вызывает особую озабоченность при вступлении Казахстана в ВТО.
В целом, одобряя годовой отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2011 год, Комитет по вопросам экологии и природопользованию обращает серьезное внимание на вышеперечисленные недостатки и просит их учесть при принятии решений и выработке конкретных мер по совершенствованию финансовой системы".
После ответов докладчиков, а также других членов Правительства на вопросы депутатов (Майра Айсина, Шалатай Мырзахметов, Усенгельды Медеуов, Ерген Дошаев, Загипа Балиева, Дарига Назарбаева, Алихан Тойбаев, Айкын Конуров, Жексенбай Дюсебаев, Оразкуль Асангазы, Александр Милютин) состоялись выступления ряда парламентариев (Загипа Балиева, Владислав Косарев, Турсунбек Омурзаков, Мурат Абенов, Серикбай Нургисаев, Дарига Назарбаева, Надежда Петухова, Куттыкожа Ыдырысов).
Подытоживая обсуждение бюджетных отчетов, Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин отметил:
"Новый состав Мажилиса, пятого созыва, первый раз рассматривает отчет Правительства об исполнении бюджета. Я думаю, что уже по тем вопросам, которые прозвучали сегодня, по выступлениям видна та принципиальная позиция Парламента, которая, уважаемые члены Правительства, будет только усиливаться. Потому что все, что сегодня делается руководством страны для выстраивания экономической модели в непростое время, когда уже, откровенно говоря, лихорадит фондовые рынки, когда цены на сырье стали опускаться, каждый тиын становится очень ценным, и эффективность его использования, конечно же, будет зависеть от тех государственных менеджеров, которые возглавляют министерства и ведомства, которым поручены и доверены огромные, миллиардные финансовые средства, которые надо эффективно использовать.
Повторюсь, но должен сказать, что ни одна частная компания ни дня не держала бы такого менеджера, более того, если он еще и приворовывал, к ответу призвала бы.
То, что сегодня мы имеем, я думаю, это вопиющие факты. Говоря о статусе Парламента, думаю, у нас достаточно полномочий для того, чтобы спрашивать в том числе и с тех нерадивых министров или руководителей ведомств, которые не могут или не умеют полностью использовать свои права и возможности, которые им даны законом.
Уважаемые коллеги, мы с вами, что называется, находимся в одной лодке, кемеде отырғанның жаны бір. Мы с вами несем консолидированную ответственность за исполнение бюджета, потому что бюджет рассматривается в стенах Парламента. Поэтому я думаю, что сегодняшний разговор должен правильно настроить руководителей министерств и ведомств на то, что и при отчетах по исполнению государственных программ, правительственных программ вопрос эффективного освоения государственных бюджетных средств будет ключевым, и к этому вам нужно быть готовым".
По результатам рассмотрения бюджетных отчетов Палата приняла постановление. В соответствии с ним обсужденные на сегодняшнем заседании Мажилиса бюджетные отчеты направлены в Сенат. Комитету по финансам и бюджету поручено подготовить содоклад об отчетах Правительства и Счетного комитета с учетом заключений постоянных комитетов Мажилиса, замечаний и предложений, высказанных депутатами в ходе их рассмотрения на пленарном заседании Палаты. С содокладом на совместном заседании Палат будет выступать член Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Татьяна Яковлева.
***
И в этот же день на пленарном заседании Палата одобрила законодательные поправки по вопросам технического регулирования и метрологии во втором чтении. О нововведениях доложила парламентариям член Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Елена Тарасенко. В заключении, принятом Комитетом, говорится, что законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования и метрологии" внесен в Мажилис Парламента 5 ноября 2011 года постановлением Правительства от 30 сентября 2011 года.
Законопроект разработан в целях приведения национального законодательства в области технического регулирования в соответствие с международными договорами, принятым Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 11 декабря 2009 года и международной терминологией, установленной соглашением Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле.
Данный законопроект одобрен в первом чтении 7 марта 2012 года.
В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению поступили предложения от депутатов, направленные на:
уточнение компетенции Правительства и уполномоченного органа в области технического регулирования;
систематизацию порядка разработки, утверждения и применения стандартов организаций;
закрепление периода (срока) прохождения аттестации экспертами-аудиторами в области технического регулирования;
уточнение условий отзыва аттестата аккредитации, проведения инспекционной, внеочередной инспекционной проверки и порядка проведения повторной аккредитации субъекта аккредитации;
закрепление прав и обязанностей должностных лиц, осуществляющих метрологический контроль;
применение стандартов, предназначенных для ускоренного ввода на рынок инновационных продуктов (технологий).
Также в рамках рабочей группы внесены поправки по уточнению административного взыскания, с учетом соразмерности и степени общественной опасности за нарушения законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования, об обеспечении единства измерений, порядка выдачи сертификата о происхождении товара и заключения форм товара Таможенного союза или иностранного товара.
Кроме того, в целях приведения в соответствие с правилами юридической техники, внесены изменения в 6 кодексов и 17 законов Республики Казахстан.
В соответствии с Планом основных мероприятий Мажилиса Парламента Республики Казахстан 7 февраля т.г. Комитетом и 26 апреля т.г. уполномоченным органом в области технического регулирования совместно с НДП "Нур Отан" по законопроекту проведены круглые столы с участием заинтересованных министерств и ведомств, общественных объединений и организаций, и представителей бизнес-сообщества.
Всеми Комитетами Мажилиса Парламента по законопроекту даны положительные заключения. Все поступившие по законопроекту предложения, в том числе и рекомендации круглых столов, всесторонне рассмотрены и обсуждены на 15 заседаниях рабочей группы, трех расширенных заседаниях Комитета с участием заинтересованных министерств и ведомств, общественных объединений и организаций, и представителей предприятий и отражены в итоговой сравнительной таблице.
* * *
На пленарном заседании в среду депутаты определили ряду профильных комитетов сроки подготовки заключений по новым законопроектам. Это, первое, поправки в законы "О транспорте в Республике Казахстан" и "О торговом мореплавании", второе: законопроект "О ратификации Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протокола по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования". И, в-третьих, проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О жилищных строительных сбережениях в республике Казахстан". В-четвертых, законопроекты: "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации деятельности Национального Банка Республики Казахстан, регулирования финансового рынка и финансовых организаций" и, в-пятых, "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольно-надзорных функций государственных органов".

--------

СПИКЕР МАЖИЛИСА ПРАВИТЕЛЬСТВУ О БЮДЖЕТЕ: ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПАРЛАМЕНТА БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ

Сегодня в Мажилисе на пленарном заседании заслушаны отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2011 год.
Подытоживая обсуждение бюджетных отчетов, Спикер Палаты Нурлан Нигматулин высказал и свою точку зрения относительно исполнения главного финансового документа страны:
"Новый состав Мажилиса, пятого созыва, первый раз рассматривает отчет Правительства об исполнении бюджета. Я думаю, что уже по тем вопросам, которые прозвучали сегодня, по выступлениям видна та принципиальная позиция Парламента, которая, уважаемые члены Правительства, будет только усиливаться.
Потому что все, что сегодня делается руководством страны для выстраивания экономической модели в непростое время, когда уже, откровенно говоря, лихорадит фондовые рынки, когда цены на сырье стали опускаться, каждый тиын становится очень ценным, и эффективность его использования, конечно же, будет зависеть от тех государственных менеджеров, которые возглавляют министерства и ведомства, которым поручены и доверены огромные, миллиардные финансовые средства, которые надо эффективно использовать.
Повторюсь, но должен сказать, что ни одна частная компания ни дня не держала бы такого менеджера, более того, если он еще и приворовывал, к ответу призвала бы.
То, что сегодня мы имеем, я думаю, это вопиющие факты. Говоря о статусе Парламента, думаю, у нас достаточно полномочий для того, чтобы спрашивать в том числе и с тех нерадивых министров или руководителей ведомств, которые не могут или не умеют полностью использовать свои права и возможности, которые им даны законом.
Уважаемые коллеги, мы с вами, что называется, находимся в одной лодке, кемеде отырғанның жаны бір. Мы с вами несем консолидированную ответственность за исполнение бюджета, потому что бюджет рассматривается в стенах Парламента.
Поэтому я думаю, что сегодняшний разговор должен правильно настроить руководителей министерств и ведомств на то, что и при отчетах по исполнению государственных программ, правительственных программ вопрос эффективного освоения государственных бюджетных средств будет ключевым, и к этому вам нужно быть готовым".

-----

Депутатский запрос Премьер-министру: необоснованна необходимость признания СПК Стабфондом

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Нурлан Жазылбеков:
"Распоряжением Премьер-министра Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 92-р утвержден Комплекс мер по регулированию продовольственного рынка с применением рыночных механизмов.
Цель принятия данного документа: недопущение спекулятивного и необоснованного роста цен, сглаживание сезонных колебаний, формирование в регионах стабилизационных фондов продовольственных товаров.
В этих целях, на создание Стабфондов в республиканском бюджете были предусмотрены средства в размере 17,1 млрд. тенге, а также параллельно усиливается роль социально-предпринимательских корпораций путем увеличения уставного капитала для софинансирования проектов и частичного гарантирования рисков субъектов бизнеса.
Соответствующим государственным органам и организациям поручено привлечь бизнес – структуры для стабилизации цен, принять нормативы субсидирования производства сельскохозяйственной продукции с учетом специализации регионов и законодательно закрепить вышеуказанные меры.
Уставной капитал СПК увеличивается, ссылаясь на необходимость стабилизации цен, и еще дополнительно выделяются им финансовые средства, а вопрос привлечения субъектов предпринимательства остается в стороне. Ведь основная цель – стабилизация цен, а не финансовая поддержка СПК.
Более того, необоснованна необходимость признания СПК Стабфондом. Мировая практика показывает, что, не вмешиваясь в деятельность предпринимателей, можно добиться существенной стабилизации. Зачем нужен еще один посредник в лице СПК? Такой подход не корреспондируется с нормами Закона "О конкуренции" и противоречит Закону "О частном предпринимательстве" в части ограничения частного предпринимательства, так как она может иметь место лишь по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции государства.
17,1 млрд. тенге в масштабах республики небольшие средства, например, в крупных мегаполисах тысячи продовольственных торговых предприятий и мизерная доля павильонов образца 90-х годов, принадлежащих СПК, в которых цены выше розничных, не оказывают влияние на продовольственный рынок. По информации Управления предпринимательства и промышленности акимата г. Алматы, сегодня цены на ярмарках, которые проводит СПК "Жетысу" – выше, чем на оптовом рынке "Алтын-Орда". Цены оптового рынка на 30-40% ниже цен, установленных в городе. При посещении ярмарки представителями акимата, продавцы цены снижают, но после завершения обхода, сразу же их повышают.
На сегодняшний день акиматы, заключая меморандумы с предпринимателями, принуждают их реализовать социально-значимые товары с наценкой не более 10%, а хлебобулочные – не более 2%. Кроме обязанностей предпринимателей в меморандумах нет других норм. Нет норм о дешевых складах и прилавках. Отсутствие или недостаточное количество складских помещений СПК; устаревшие холодильные и морозильные оборудования; отсутствие первичной переборки товаров, поступающих в СПК, которые теряют форму и имеют неприятный запах; непригодность (испорченность) товара СПК, который достигает до 20%, и многие другие факторы отталкивают предпринимателей сотрудничать с СПК. Следует отметить, что в Южно-Казахстанской области испорченность товара исчисляется сотнями тонн.
В основном СПК предоставляют складские помещения предпринимателям, арендуя у третьих лиц, что существенно влияет на стоимость. Некоторые СПК построили собственные складские помещения, потратив на эти цели миллиардные средства, когда сами предприниматели не могут получить разрешения для строительства складских помещений.
Если учесть то, что более половины сезонных товаров Казахстан закупает из соседних стран, возникает вопрос: где поддержка отечественных сельскохозяйственных производителей. Почему один из самых теплых регионов страны не может накормить своих жителей овощной продукцией? Например, только Жамбылская область, по данным Департамента таможенного контроля, за первый квартал текущего года ввезла более 44 тысяч тонн сельхозпродукции из заграницы. Имея такой мощный сельскохозяйственный потенциал, мы зависим от зарубежных поставок, хотя для развития сельскохозяйственной отрасли ежегодно выделяются огромные средства из государственного бюджета страны и привлекаются корпорации в лице СПК.
В этой связи просим Вас проинформировать, насколько эффективно принимаются меры по регулированию продовольственного рынка с применением рыночных механизмов в деятельности всех СПК на территории нашего государства.
О результатах рассмотрения запроса просим сообщить в письменном виде и в сроки, установленные статьей 27 Конституционного закона "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов".
Под этим запросом подписались также депутаты парламентской фракции ДПК "Ак жол" А. Перуашев, Е. Никитинская, М. Казбекова, А. Рысқали, А. Абильдаев, С. Сарсенов и А. Туртаев.

---------

Депутатский запрос Премьер-министру: беречь воду Иртыша

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Мейрам Бегентаев:
"Сегодня наблюдается достаточное внимание к вопросу водной безопасности со стороны государства, принимаются специальные программы, призванные поддерживать водный баланс Казахстана, при этом следует отметить, что данная проблематика требует более глубокого изучения и научно-практических исследований.
Глава государства Н.А. Назарбаев в рамках заседания Совета безопасности РК 6 марта 2012 года, затрагивая проблемы приграничных вод с КНР и Россией, подчеркнул значимость обеспечения водной безопасности нашей страны. По итогам обсуждения Глава государства указал на необходимость совершенствования деятельности в водохозяйственной сфере, недопущение снижения водных ресурсов, а также усиление контроля за состоянием и безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений.
В данном контексте ресурсы трансграничной р.Иртыш занимают первостепенное место в жизнедеятельности Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей, а также Центрального Казахстана, создают условия для полноценного функционирования крупнейших промышленных предприятий республики.
Как известно, ограниченность водных ресурсов Центрального Казахстана и возрастающие потребности в воде для освоения сосредоточенных здесь богатых минерально-сырьевых запасов, а также обеспечения водой градообразующих промышленных предприятий обуславливают необходимость привлечения в данный регион водных ресурсов из других речных бассейнов, в первую очередь, из р.Иртыш через канал им. К.Сатпаева (Иртыш-Караганда). Основными водопотребителями канала являются Экибастузский топливно-энергетический комплекс, Темиртауский, Карагандинские промышленные районы, население и сельское хозяйство. Устойчивое водоснабжение Астаны также связано с водными ресурсами р.Иртыш.
В силу географических факторов р.Иртыш имеет большое значение в реализации транзитного потенциала Казахстана в системе международных транспортных коридоров. Крупные и промышленные города Казахстана как Усть-Каменогорск, Семей, Павлодар, а также России, это Омск, Тюмень, Тобольск, Ханты-Мансийск, Салехард расположены на р.Иртыш. Географически суда речного флота перечисленных регионов могут выходить на Обь, Обскую губу с проходом на Северный морской путь. Однако отмечается существенно низкий уровень объемов перевозок по реке. Надо подчеркнуть, что виной таким явлениям служит как отбор воды в КНР, природные явления, с которыми, безусловно, надо бороться, так и не достаточные меры, принимаемые Правительством.
Ресурсы р.Иртыш крайне важны для функционирования различных отраслей экономики нашего государства, а также решения водохозяйственных проблем трех областей РК.
Однако, сегодня экспертное сообщество не только Казахстана, но и ближнего и дальнего зарубежья обсуждает грозящее катастрофическое обмеление одной из самых уникальных рек в мире.
Говоря о проблемных вопросах, связанных с обмелением реки, отмечается ирригационный проект Китая по строительству Иртыш-Карамайского канала, который создаст потенциальную угрозу в масштабе всего Иртышского бассейна. По оценкам экспертов, изъятие Китаем воды из р.Черный Иртыш в объеме 2 км3/год (в перспективе до 8 км3/год) приведет к оскуднению водных ресурсов реки. При этом, необходимо учитывать, что дебит р.Черный Иртыш на китайской территории составляет всего 9 кубических километров воды в год, а водопотребление Казахстана в 2011 году составило 2,54 кубокилометра воды, в 2020 г. нам понадобится 3,12 км3; в 2030 г. – 3,70 км3; в 2040 г. – 4,28 км3; в 2050 году – 4,86 кубокилометров.
Отдельно остро стоит вопрос сброса воды с Верхне-Иртышского каскада водохранилищ, которые регламентируются "Правилами комплексного использования водных ресурсов". По причине систематического нарушения данных попусков специалисты наблюдают изменения режима реки, что уже сейчас негативно сказывается на водохозяйственной обстановке и приводит к резкому ухудшению условий судоходства, создает предпосылки к аварийным ситуациям с судами. В частности, объемы попусков воды в текущем году были в 2,5 раза меньше в сравнении с попусками 2011 года.
Проблемы Иртышского бассейна, помимо количественного дефицита воды, связаны и с качественным истощением водных ресурсов, высокой степенью зарегулированности стока реки. Истощение водных ресурсов, нежелательное изменение речных экосистем вызвано тем, что вмешательство в них происходит без должного анализа возможных последствий.
Анализ состояния системы мониторинга в бассейне р.Иртыш показывает, что работа по сбору информации о состоянии водоисточников и работе водохозяйственного комплекса проводится не в достаточном объеме и не системно. Охватываются не все подлежащие оценке объекты и проблемы. Накапливаемая информация разнотипна, фрагментарна, не структурирована. Недостаточно внимания уделяется характеристикам антропогенного воздействия и комплексному водопользованию. Далеко не в полной мере в практической деятельности применяются современные методы исследования.
Таким образом, система мониторинга, управления и обмена данными, существующая в бассейне р.Иртыш, не соответствует современным требованиям и не обеспечивает целостный и устойчивый подход к рациональному использованию водных ресурсов. Нынешнее состояние водных путей и проводимая работа по поддержанию технического состояния гидроузлов на р.Иртыше, по мнению ряда специалистов, нуждается в существенном пересмотре.
Следует отметить об отсутствии единого банка данных о гидрологических, геологических и гидрогеологических исследованиях р.Иртыш. Информация, сохранившаяся со времен СССР, не дает полной и достоверной картины о возможностях проведения соответствующих работ, необходимых для рационального использования ресурсов р.Иртыш на территории Республики Казахстан. Общеизвестно, что с момента приобретения независимости, полноценные исследования и изыскательские работы по всей протяженности реки в Казахстане не проводились.
Указанные проблемы требуют серьезных научно-практических исследований, цель которых можно сформулировать следующим образом. Необходимо проведение крупномасштабных гидрологических и инженерно-гидрогеологических изысканий р.Иртыш от границы Китая до границы России.
Важную роль в процессе инженерных изысканий необходимо придать созданию имитационной модели работы каскада Бухтарминского и Шульбинского водохранилищ при разных вариантах притока на территорию Казахстана. Это позволит рассматривать многочисленные сценарии распределения гарантированных попусков водных ресурсов с учетом развития судоходства и орошения на территории Казахстана. В том числе поможет сформировать объективную оценку влияния переброски стока в Китайской Народной Республике на изменение притока воды на территорию Республики Казахстан.
Таким образом, глубокий анализ ситуации в бассейне р.Иртыш станет главным источником необходимой информации для разработок государственных отраслевых программ для нужд всех заинтересованных отраслей экономики РК потребляющих ресурсы реки (промышленности, сельского-хозяйства, гидроэнергетики, внутреннего водного транспорта, туризма и т.д.), а также будет служить основным фактором для принятия оптимальных решений и раскроет все возможности и пути сохранения водных ресурсов р.Иртыш.
Принимая во внимание мнение экспертов о том, что увеличение располагаемых водных ресурсов возможно за счет регулирования речного стока гидротехническими сооружениями, каналами, водохранилищами, должного использования подземных вод, достоверная база данных по р.Иртыш позволит изыскать резервы воды на собственной (казахстанской) территории.
Учитывая изложенное, полагали бы целесообразным:
1. Провести специальное совещание по проблемам р.Иртыш, на котором выработать рекомендации по сохранению и развитию реки.
2. Рассмотреть вопрос о выделении средств из республиканского и местного бюджетов для финансирования:
– крупномасштабных гидрологических изысканий р.Иртыш от границы Китая до границы России для исследования дна и грунта подземных источников, определения режима и гидравлических характеристик водотоков в естественном состоянии и в условиях стеснения и перекрытия русла р.Иртыш, в пределах водохранилищ и нижних бьефов, включая исследования гидрохимических и гидрофизических свойств водной массы;
– инженерно-геологических изысканий р.Иртыш, которые охватят широкий спектр вопросов от изучения структурных, тектонических, литологических, гидрогеологических условий Прииртышья до исследований, протекающих в них природных и техно-природных процессов, определения физико-механических (в т.ч. прочностных и деформационных) свойств пород и грунтов в естественном залегании и в специализированной лаборатории.
3. Определить единого администратора работ, обеспечить строгий государственный и общественный контроль за ходом указанных исследований.
Убеждены, что решение озвученных вопросов позволит создать условия для рационального и бережного использования водных ресурсов р.Иртыш на территории Республики Казахстан, будет способствовать не только социально-экономическому росту ряда регионов, развитию приграничного сотрудничества, но и обеспечению водной безопасности значительной территории Республики Казахстан".
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса А. Пепенин, А. Бекенов, А. Бегенеев, М. Пшембаев, А. Нуркина и С. Канаев.

----

Депутатский запрос Премьер-министру: "Питьевая вода" – "Акбулак" – как расходуются деньги?

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратилась депутат Меруерт Казбекова:
"Как известно, проблема обеспечения населения качественной питьевой водой существует практически во всех регионах страны.
В рамках реализации Программы "Питьевая вода" на 2002 – 2010 годы выделено и освоено из всех источников финансирования более 205,4 млрд. тенге. Неэффективное использование и хищение бюджетных средств, злоупотребление должностными полномочиями, некачественное строительство и реконструкция водоводов, нарушения сроков выполнения ремонтно-строительных работ, не соблюдение процедур государственных закупок, не обеспечение качества питьевой воды, незаконная передача госсобственности частным лицам – вот, далеко неполный список наиболее характерных нарушений, выявленных правоохранительными и надзорными органами по данной Программе.
Счетным комитетом выявлены нарушения на сумму 5,3 млрд. тенге.
Для окончательного решения данной социальной проблемы Правительством в 2011 году вновь принята Программа "Ак-булак" на 2011 – 2020 годы. На реализацию Программы Правительством Республики Казахстан выделены огромные ресурсы – 1,2 трлн. тенге.
Отдельной строкой в Программе "Ак-булак" отмечена необходимость "максимального использования потенциала подземных вод для обеспечения населения питьевой водой". Несмотря на это, в 2011 году из-за халатного отношения и безответственности чиновников было сорвано выполнение геологоразведочных работ полностью, выполнение работ в 2012 году – под угрозой срыва.
Президентом нашей страны неоднократно говорилось о персональной ответственности чиновников за расходование бюджетных средств. Однако, неэффективное использование и хищение бюджетных средств продолжается.
Уважаемый Карим Кажимканович, просим ответить:
1. кто из должностных лиц привлечен к ответственности за срыв Программы "Питьевая вода" на 2002 – 2010 годы?
2. какие меры предпринимаются Правительством Республики Казахстан по недопущению подобных нарушений и эффективному освоению вновь выделенных бюджетных средств в рамках Программы "Ак- булак"?"
Под этим запросом подписались также депутаты парламентской фракции ДПК "Ак жол" А. Перуашев, Е. Никитинская, М. Казбекова, А. Рысқали, А. Абильдаев, С. Сарсенов и А. Туртаев.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.06.2012
Состоялось первое заседание Совета по управлению ФНБ "Самрук-Казына" 29.06.2012
Состоялось заключительное заседание Сената в первой сессии пятого созыва Парламента РК 29.06.2012
Депутаты предлагают ввести в Казахстане новый налог для гастарбайтеров 29.06.2012
Из Уголовного кодекса Казахстана исключат статью за лжепредпринимательство 29.06.2012
"Мы навели порядок во всех мечетях региона" 29.06.2012
Новый госпиталь 29.06.2012
Народное IPO модернизирует казахстанское общество 29.06.2012
Рабочий график Главы государства 28.06.2012
Состоялось пленарное заседание Мажилиса 28.06.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
73. КОСАНОВ Жумаш
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz