NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 13:31 ast
11:31 msk

"Мы наблюдаем усиление сырьевой направленности экономики"
Выступление Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархана Оксикбаева на пленарном заседании Сената Парламента РК
15.06.2012 / политика и общество

Уважаемый Кайрат Абдразакович!
Уважаемые депутаты!
На ваше рассмотрение представляем Заключение к Отчету Правительства РК об исполнении республиканского бюджета за 2011 год. В данном заключении мы не ограничились рассмотрением непосредственно самого бюджетного процесса, но также провели анализ влияния расходования средств бюджета на основные экономические параметры республики и ее регионов.
В отчетном году из средств республиканского бюджета с учетом трансфертов из Национального фонда выделены значительные суммы (4,6 трлн.тенге) на содержание государственных институтов, решение приоритетных задач по дальнейшей социальной и экономической модернизации страны, созданию дополнительных рабочих мест, производству конкурентоспособной продукции, оказанию помощи социально-уязвимым слоям населения и других.
По нашей оценке, Правительство в целом справилось с поставленными макроэкономическими задачами и исполнением республиканского бюджета.
Валовой внутренний продукт вырос на 7,5%, снижена безработица до 5,4%, инфляция находилась в заданных коридорах (7,3%).
Обеспечено выполнение уточненных основных показателей доходной части бюджета.
Однако на фоне такого позитива мы наблюдаем усиление сырьевой направленности экономики.
Доля нефтегазового сектора в формировании валового внутреннего продукта выросла на 2,8% и составила 24,6%. Доля налоговых поступлений в доход республиканского бюджета от сырьевого сектора также увеличилась на 3,4% и составила 60,1%.
Все это препятствует достижению целевых индикаторов, заложенных в Государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы.
Все недоработки и системные проблемы, выявленные нами в ходе исполнения бюджета, конструктивно обсуждались на рабочих группах и комитетах Сената. Поэтому, не повторяясь, позвольте остановиться на отдельных проблемных вопросах исполнения республиканского бюджета.
По нашему мнению, вызывает беспокойство недостаточное качество планирования республиканского бюджета. В последние годы в ходе его исполнения бюджет подвергается уточнению два раза. К тому же в течение года Правительство РК корректирует бюджет более 20 раз. Такой процесс повторился и в отчетном году.
Различие между плановыми параметрами по доходам составили 511,7 млрд.тенге, которое сказались на разнице расходов в 282,4 млрд.тенге и снижению дефицита бюджета на 154,4 млрд.тенге.
С другой стороны, занижение потенциала доходной части бюджета вызвано необеспечением на должном уровне налогового и таможенного администрирования.
Растет число лжепредприятий, на сегодня их насчитывается более одной тысячи (1044).
На основе фиктивных счетов-фактур с 270-тью фирмами однодневками в прошлом году сокрыты от уплаты налоги в размере 110,5 млрд.тенге. По сравнению с 2010 годом количество таких "фирм-однодневок" выросло более чем на 23%. Несмотря на полученные убытки в сотни миллиардов, Правительство не может повлиять на данную ситуацию. В связи с этим, только по лжепредприятиям недоимка, безнадежная к взысканию, выросла на 22,8 млрд.тенге и составила 164,9 млрд.тенге.
Надо отметить также недочеты в политике Национального банка в данном направлении. Нельзя говорить о том, что это выгодно для банков второго уровня. Так, в 2011 году объем наличных денег в обращении составил около 1,5 триллиона тенге, что больше по сравнению с 2010 годом на 153 млрд.тенге.
Из доначисленных налоговыми органами 372 млрд.тенге налогов и платежей, взыскано лишь 19,2 млрд.тенге, или 5,2%. Особенно необходимо отметить ненадлежащую деятельность налоговых органов и отсутствие прозрачности их фискальной деятельности. К примеру, из вышеуказанных доначисленных 372 млрд.тенге вышестоящими налоговыми органами сумма доначисления уменьшена на 27 млрд.тенге, при этом правильность доначисленных сумм никем не проверяется.
Еще один значительный факт – это негативное "давление" на бюджет 2012 года суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета, которая превысила в 2,3 раза объемы 2010 года и составила 543,3 млрд.тенге.
Мы считаем, что Правительству следует принять системные меры по совершенствованию механизма возврата НДС для стимулирования производителей товаров несырьевого сектора с высокой добавленной стоимостью.
Также отмечаем ненадлежащий уровень поступлений по другим платежам. В данном направлении наблюдается слабое взаимодействие налоговых и других заинтересованных органов. По этой причине только по возмещению исторических затрат по недропользователям в бюджет недопоступило 28 млрд.тенге.
Таможенными органами не в полной мере используется система управления рисками, не осуществляется контроль таможенной стоимости при временном ввозе и импорте товаров. Так из 25 тысяч деклараций, по которым сработали профили риска по стоимости, доля проверенных составила всего 1,7%.
Наши рекомендации по изменению Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза в части ограничения частоты перемещения товаров в льготном режиме не приняты уполномоченным органом Таможенного союза.
В результате, только через таможенный пост "Кордай" в Республику Казахстан прошли 5,4 млн. физических лиц. По нашим расчетам, объем перемещенного товара составил 215 тыс. тонн, потери от неуплаты таможенный платежей и налогов, по нашей оценке, составили 10,8 млрд.тенге.
Уважаемые депутаты!
Понятно, что нельзя добиться полного освоения бюджетных средств, возникают определенные объективные причины или форс-мажорные обстоятельства.
К сожалению, факты убеждают нас в том, что неосвоение бюджетных средств, допущенное государственными органами в объеме 43,2 млрд.тенге (с ростом на 15%) и трансфертов местными исполнительными органами в размере 38,7 млрд.тенге (рост на 51%) произошло в основном по вине администраторов бюджетных программ.
По нашему мнению, все это является следствием:
во-первых, ненадлежащего качества планирования средств республиканского бюджета по бюджетным программам, а также неотработанности комплексного механизма реализации государственных и отраслевых программ, в которых отсутствует увязка с показателями стратегических планов государственных органов;
во-вторых, отсутствия на законодательном уровне четкого механизма межбюджетных отношений с определением нормы ответственности сторон за неосвоение бюджетных средств;
в-третьих, укоренившейся практики строительства объектов без проектно-сметной документации, экспертизы технико-экономического обоснования проектов, впоследствии приводящей к их удорожанию и несвоевременности сроков реализации.
Еще одной причиной несвоевременного освоения является устоявшаяся практика перераспределения средств бюджета в конце финансового года, которые в итоге не осваиваются и, соответственно, не достигаются прямые и конечные результаты.
Так, после второго уточнения бюджета в конце года субъектам квазигосударственного сектора направлено 96 млрд.тенге, которые по Отчету Правительства значатся как освоенные, а фактически они остались на текущих счетах этих акционерных обществ без использования.
Пользу от этих 96 млрд.тенге получили только банки второго уровня.
При создании новых акционерных обществ Правительством недостаточно изучается потенциал действующих субъектов квазигосударственного сектора, не проводится полноценный анализ рисков, в результате дублируются их функции, деятельность отдельных акционерных обществ убыточна.
Поставленные перед ними цели в полной мере не достигаются, средства зачастую размещаются на депозитных счетах в банках второго уровня, в бюджет уплачиваются дивиденды несоизмеримо полученным средствам из бюджета.
В 2011 году субъектам квазигосударственного сектора выделено 338 млрд.тенге, на депозитных счетах ими размещались средства в размере 198 млрд.тенге, по итогам 2010 года в бюджет поступили дивиденды в сумме лишь 22 млрд.тенге.
Мы провели оценку эффективности отраслевых и государственных программ, которая показала, что имеются системные проблемы при их разработке и исполнении, о которых мы ежегодно говорим.
По результатам их проверок нами установлены нарушения бюджетного и иного законодательства на сумму 22 млрд.тенге.
К примеру, вследствие недостаточной проработки Госпрограммы "Путь в Европу на 2009 – 2011 годы" на этапе ее планирования, отсутствия межотраслевого взаимодействия, допускалось дублирование мероприятий с задачами текущей деятельности соисполнителей, что стало причиной внесения ряда изменений в план мероприятий.
Не достаточно эффективно реализована Программа "Нурлы кош на 2009-2011 годы".
По итогам контрольных мероприятий в Акмолинской области установлены факты некачественного строительства жилых домов, в результате на работы по утеплению 40 домов из местного бюджета дополнительно затрачено 37,5 млн.тенге. Наверно, и без пояснения понятно, что кроется под этим?!
Допущена необоснованная передача квартир в аренду физическим и юридическим лицам в Акмолинской области и под административные помещения в Мангистауской области. Кроме того, отмечались факты проведения конкурсов по государственным закупкам работ по строительству жилья и инфраструктуры при отсутствии утвержденной проектно-сметной документации. Есть и другие факты, они все изложены в Отчете.
Сегодня мы можем констатировать, что после кризисных 2008 и 2009 годов пришло время, когда конкурентоспособность экономики должна обеспечиваться в большей части не за счет бюджетных средств, а привлечения инвестиций частного сектора, внедрения в регионах повсеместной практики государственно-частного партнерства, развития малого и среднего предпринимательства.
Однако в отчетном периоде как холдинги, национальные компании, так и региональные организации (социально-предпринимательские корпорации – СПК) не привлекали денежные средства для реализации инвестиционных проектов на основе частного партнерства.
По оценке Счетного комитета, меры, принимаемые Правительством по регулированию межбюджетных отношений с использованием трансфертов, субсидий и субвенций, а также бюджетных кредитов, не обеспечивают выравнивание социально-экономического развития регионов.
Финансовая поддержка оказывалась тем регионам, которые обеспечивают наибольшую долю в валовом региональном продукте (3%-6,4%) и имеют максимальные значения средств бюджета на душу населения (190 тыс. тенге – 400 тыс. тенге). При этом доходы населения в регионах разнятся в 3,6 раза.
Такое диспропорциональное социальное и экономическое развитие регионов является следствием непроработки вопросов со стороны Правительства по изучению комплексного подхода развития регионов, их собственных потенциальных возможностей, а также имеющихся дополнительных источников дохода. Это проблема возникает на фоне централизации огромных средств в республиканском бюджете.
При рассмотрении механизма выделения областям средств республиканского бюджета, на наш взгляд, Правительству необходимо принять во внимание, что в регионах, в которых расположены крупные компании в сфере недропользования, местными исполнительными органами заключается с ними Меморандум по обустройству социальной инфраструктуры.
Это является для них дополнительными вложенными средствами в экономику региона, которые не берутся в учет при распределении им средств республиканского бюджета, а также не учитываются в доходах местного бюджета.
Средства, направленные регионам в виде трансфертов на реализацию инвестиционных проектов, вследствие отсутствия должного контроля уполномоченными органами используются неэффективно.
Ежегодно возрастает финансовая зависимость регионов от центра, не происходит развитие стимула со стороны местных исполнительных органов. В этой связи, будет целесообразнее поступление корпоративного подоходного налога передать местному бюджету.
Из-за безответственности местных исполнительных органов по целевым трансфертам выявлены нарушения на сумму 38,4 млрд.тенге.
Местными исполнительными органами не реализовано 167 проектов на сумму 154,4 млрд.тенге, срок завершения которых запланирован в 2011 году.
В 2011 году в регионах не введены в эксплуатацию 82 объекта жилищно-коммунального хозяйства, 21 объект образования, 16 объектов водоснабжения, 8 объектов здравоохранения, 8 объектов в сфере транспорта и коммуникаций, 3 объекта топливно-энергетического комплекса.
В рамках реализации Программы "Дорожная карта бизнеса 2020" не введены в эксплуатацию 25 объектов, по Программе занятости 2020 – 4 объекта.
К примеру, из-за несвоевременного проведения процедур госзакупок в Карагандинской области остались нереализованными 13 инвестиционных проектов стоимостью 800 млн. тенге направленных на развитие индустриальной инфраструктуры.
Уважаемые депутаты!
Счетным комитетом всего в отчетном периоде проведено 42 контрольных мероприятия на 264 объектах.
Объем охваченных средств составил 2,6 трлн.тенге, в том числе средств республиканского бюджета отчетного 2011 года – 244 млрд.тенге.
Принятыми нами мерами в 2011 году восстановлено 2,7 млрд.тенге.
Правоохранительным органам для принятия процессуальных мер передано 45 материалов контроля.
В целях предупреждения и исключения финансовых нарушений Правительству, государственным органам и объектам контроля направлено 40 рекомендаций и 256 решений, из которых 54% исполнено.
На основе рекомендаций Счетного комитета в целях улучшения бюджетного процесса государственными органами внесены изменения и дополнения в 15 актов.
На сегодняшний день на стадии разработки находятся 17 актов.
В отчетном периоде нами принято участие в разработке 7 законопроектов, а также Кодекса об административных правонарушениях (новая редакция) и Административно-процессуального кодекса.
Завершая свое выступление, хочу выразить благодарность всем депутатам за активное участие в обсуждении нашего Отчета и высказанные замечания.
Озвученные вами рекомендации и предложения будут учтены нами в дальнейшей работе.
Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.06.2012
Состоялось первое заседание Совета по управлению ФНБ "Самрук-Казына" 29.06.2012
Состоялось заключительное заседание Сената в первой сессии пятого созыва Парламента РК 29.06.2012
Депутаты предлагают ввести в Казахстане новый налог для гастарбайтеров 29.06.2012
Из Уголовного кодекса Казахстана исключат статью за лжепредпринимательство 29.06.2012
"Мы навели порядок во всех мечетях региона" 29.06.2012
Новый госпиталь 29.06.2012
Народное IPO модернизирует казахстанское общество 29.06.2012
Рабочий график Главы государства 28.06.2012
Состоялось пленарное заседание Мажилиса 28.06.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz